Оглавление:
История древней Индии делится на две основные эпохи: дравидийско-арийскую и буддийскую, границей между которыми является 6 век до нашей эры.
Цивилизация дравидийских племен — коренного населения Индийского полуострова до первой половины II тысячелетия до н.э. — соответствовал культурному уровню первых государств Двуречья. Образование было семейным и социальным по своей природе, и роль семьи имела первостепенное значение.
Скорее всего, школа появилась в долине Инда в доарийский период в городах Хараппской культуры (III-II тысячелетие до н.э.), имевшей довольно тесные связи с государствами Месопотамии. История сохранила мало сведений об этой культуре. Несколько сотен печатей с надписями своеобразным шрифтом, глиняные чернильницы — пожалуй, единственные материальные памятники образования того времени. На самом деле, самыми древними документами об образовании в Индии являются ведические Упанишады.
В период со II по I тысячелетие до н.э. территория Индии была завоевана арийскими племенами. На основе отношений между коренным населением и арийскими захватчиками возникла система, которую позже назвали кастовой. Население делилось на четыре основные касты или варны. Три высшие касты были потомками ариев: брамины (священники), кшатрии (воины), вайшьи (общинные земледельцы, ремесленники, торговцы). Четвертой и самой низкой кастой были шудры (наемные работники, слуги и рабы). Брамины пользовались самыми большими социальными привилегиями. Кшатрии, профессиональные воины, в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи принадлежали к свободной трудовой части населения. У шудр не было никаких прав, только обязанности. Потомки дравидов, так называемые «парии», вели жалкое существование.
Кастовая система особым образом повлияла на развитие образования в Древней Индии.
Другим, не менее важным фактором в генезисе образования была религиозная идеология: брахманизм (индуизм) в дравидийско-арийский период, буддизм и необрахманизм в последующий период.
В дравидийско-арийскую эпоху существовали довольно устойчивые представления о том, каким должно быть образование.
Эти идеи основывались на представлении о том, что каждый человек должен развивать свои моральные, умственные и физические качества, чтобы стать органичным членом своей касты. Брамины считали главными качествами интеллектуальные достоинства, кшатрии — силу и мужество, вайшьи — трудолюбие и терпение, шудры — послушание.
Взгляд на идеальное воспитание
Появилось также представление об идеальном образовании (только высшие касты могли претендовать на такое образование). Согласно этой точке зрения, человек рожден для богатой и счастливой жизни. Образование предполагало интеллектуальное развитие (ясность суждений и рациональное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенствование (закалка, владение своим телом), любовь к природе и красоте, самоконтроль и сдержанность. Вклад в общее благо считался высшим этическим поведением.
Древние сказания и эпосы содержат подробные описания такого идеального воспитания. Например, в «Бхагавата-пуране», индоарийской истории, дается подробное описание модели воспитания божественного и мудрого Кришны. Эпический царь, воин и пастух, вырос среди своих сверстников в общих играх и трудах с ними. Позже родители отдали его на обучение одному мудрому брамину. Вместе со своими друзьями Кришна усердно изучал Веды более двух месяцев, стал знатоком всех видов мастерства и искусств и овладел мудростью людей.
Носителем идеального воспитания служил и Рама, герой другого древнеиндийского эпоса, «Махабхараты». Вот этот пример человеческого совершенства: «Никто не мог сравниться с принцем в силе и храбрости, и все превзошли Раму в учености, образованности и мудрости. Он был полон добродетелей, никогда не кичился собой и не искал недостатков у других. Он был чист сердцем, добр и мягок в общении, кроток и прямолинеен, уважителен к старшим. Постоянно практикуя военное искусство в часы отдыха, он вел полезные беседы с мудрецами старости, науки и опыта людей. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и мудр и никогда не отклонялся от пути долга.
Бхагавадгита (1-е тысячелетие до н.э.) также была своего рода священной книгой, а также учебником. Она давала модели содержания и способов образования. «Бхагавадгита» написана в форме бесед между мудрым учителем и его учеником. Божественный Кришна выступает в роли учителя, а царский сын Арджуна — в роли ученика. Арджуна, оказавшись в трудной ситуации, ищет и находит у Кришны объяснения выхода из нее и поднимается на новый, более высокий уровень знаний и поведения. Алгоритм приобретения знаний выглядит следующим образом: Сначала учитель дает целостное изложение новых знаний, за которым следует фрагментарный анализ; раскрытие абстрактных понятий сопровождается рассмотрением конкретных примеров.
Суть учения «Бхагавадгиты» заключается в следующем: Кришна ставил перед Арджуной различные цели, которые он расширял и углублял таким образом, чтобы побудить ученика к самостоятельному поиску истины, и обучал правильным приемам и методам познания. Процесс обучения был уподоблен битве, в результате победы в которой Арджуна достиг совершенства.
Традиция семейно общественного воспитания
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-общественного воспитания. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики — упанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругами представителей своей касты, получать дальнейшее образование. Так в индоарийском обществе контролировались результаты семейного воспитания и складывалось отношение к ученичеству как закономерному этапу в жизни человека.
Порядок упанаямы и содержание дальнейшего обучения для представителей высших каст не были одинаковыми. Так, для брахманов срок инициации приходился на 8-летний возраст, для кшатриев — на 11-летний, для вайшьев — на 12-летний. Программа образования брахманов была более полной. У кшатриев и вайшьев программа отличалась меньшей насыщенностью, но большей профессиональной направленностью. Кшатрии обучались военному искусству, вайшьи — сельскохозяйственным работам и ремеслам. Длительность обучения обычно не превышала восьми лет. Но в исключительных случаях оно продлевалось еще на 3-4 года. Ученичество считалось отдельным важным периодом в жизни человека. Хотя формально все высшие касты имели право на полноценное (брахманское) образование, на практике вайшьи купцы и ремесленники в силу своей занятости обычно не пользовались этим правом. Военачальникам и царям (кшатриям) тоже было недосуг, поскольку свое свободное время они посвящали развлечениям.
Фундаментальное образование, следовательно, получали брахманы.
Ученики именовались брахмачаринами, учителя — гуру (чтимый, достойный). Прямой обязанностью брахманов было учить и учиться, чтобы точно соблюдать светские и религиозные нормы жизни. С помощью тайных наставлений – упанишад брахман мог овладеть высшим знанием — брахмавидъя, постичь абсолютную истину и реальность — брахману. Брахманское образование прежде всего носило религиозный характер, включая однако грамматические и другие «подсобные науки»: правила почитания, правила поведения, науку чисел, астрономию, науку о змеях, этимологию, логику и пр. Религиозное обучение имело мистическую окраску, знания преподносились как откровение свыше. Срок брахманского обучения составлял 12 лет.
Программа обычного образования прежде всего включала в себя пересказы вед, обучение чтению и письму. Повышенное образование приобретали как правило немногие юноши. В его программу входили поэзия и литература, грамматика и философия, математика и астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. Достаточно сказать, что в Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.
Порядок воспитания в доме учителя во многом зависел от характера семейных отношений: Ученик считался членом семьи и, помимо получения образования, осваивал правила человеческого сосуществования. В то время не было специальных учебных помещений. Занятия проходили под открытым небом. Местом обучения обычно был дом учителя, гурукула.
Развивались своеобразные семейные школы, где мужчины обучали мальчиков, передавая свои знания из уст в уста. Студенты слушали, запоминали и анализировали ведические тексты — Упанишады. Обучение, таким образом, было вербальным. Это можно объяснить, во-первых, тем, что в древней Индии записи делались на пальмовых листьях, которые хранились очень недолго. Во-вторых (и это более важно), устное слово считалось самым надежным способом передачи знаний. Большинство Вед было написано на архаичном языке. Поэтому среди преподаваемых предметов особое место занимали грамматика, Веды Вед, фонетика и этимология.
В обязанности учеников входило не только изучение Вед: они должны были помогать по дому, выполнять аскетические упражнения, то есть поститься и умерщвлять плоть.
Вначале преподаватели не получали вознаграждения. Подарки имели скорее символическое значение. Основным способом отплаты за обучение была поддержка семьи учителя дома.
Молодые люди, получившие высшее образование, либо продолжали посещать знаменитого учителя-гуру, либо участвовали в диспутах и собраниях ученых людей.
Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг затворнических гуру собирались преданные ученики.
Влияние буддизма на воспитание
В середине I тысячелетия нашей эры началась новая эпоха в истории древнеиндийской цивилизации. Значительные изменения в экономической и духовной жизни, а также в воспитании и обучении создали условия для возникновения новой религии — буддизма, который в свою очередь оказал влияние на весь уклад жизни в Древней Индии.
Будда, или Шакья Муни (623-544 гг. до н.э.) стоит у истоков буддийской образовательной традиции. По мнению его последователей, Будда (просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Он выступал против монополии брахманизма и отстаивал равенство каст в религиозной жизни и образовании, проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвану). Согласно легенде, Будда начал свою деятельность по просветлению в лесной школе недалеко от города Бенарес. Вокруг него — гуру-отшельника — собирались ученики, и он проповедовал им свое учение.
Буддизм отверг принцип кастового неравенства, обратился к личности и провозгласил равенство людей по рождению. Представители всех каст принимались в буддийские общины.
Согласно буддийскому учению, главная задача образования — совершенствование человеческой души, которая должна быть свободна от мирских страстей через процесс самопознания и самосовершенствования. В этом процессе выделяют три основных этапа: предварительный этап, этап концентрации и этап окончательного усвоения.
В буддийскую эпоху произошли изменения в учебной программе. Основной упор был сделан на грамматику санскрита, который стал ведущим языком в Северной Индии в первом веке нашей эры. К этому времени появился древнейший индийский слоговой алфавит Брахми. К III веку нашей эры в Индии распространилось несколько систем алфавитно-слогового письма, заменивших идеографическое письмо. Использование алфавитно-слогового шрифта значительно улучшило эффект обучения.
Начальное образование давалось в религиозных школах Вед и в светских учебных заведениях. В ведических школах образование носило стратифицированный характер и было направлено на представителей трех ведущих каст. В светские школы набирали учеников независимо от кастовой и религиозной принадлежности, а образование носило более практический характер. В школах Вед упор делался на интеллектуальное образование с элементами религии.
В некоторых буддийских монастырях давали высшее образование. В этом случае учебная программа включала изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и т.д.
В учебных заведениях репетитор занимался с каждым учеником индивидуально. Учителя получали денежное вознаграждение.
Ренессанс индуизма
Во II-VI веках происходит возрождение индуизма. В этот период, называемый «необрахмани», взгляды на образование значительно меняются. Увеличивается количество школ.
Образование рассматривается как способ помочь человеку отличить существенное от эфемерного, достичь духовной гармонии и мира, пренебречь суетным и эфемерным, достичь «плодов действия».
Помимо санскрита, в школах при индуистских храмах обучали чтению и письму на местных языках. Существовало два типа учебных заведений: толе (начальная школа) и аграхар (учебное заведение более высокого уровня). Аграхары были своего рода сообществом гуру и учеников. Программы аграхара постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ к толи и аграхарам был открыт для представителей различных каст. С притоком кшатриев и особенно вайшьев в аграхары расширилась сфера преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, скульптуры, живописи. В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии возникли крупные центры обучения. Среди таких центров были известны, например, комплексы в Такшашиле (современный город Таксила в Пакистане), Наланде (близ Бхуванешвары). Знаменитые ученые и философы жили в Такшашиле, которая процветала почти пятьсот лет (до V века нашей эры). Они преподавали медицину, искусство, астрономию, естественные науки, торговлю, обучали магии и заклинанию змей. Такшашила поддерживала культурные связи с Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Не менее известной была образовательная деятельность в Наланде, где в период расцвета (IV век до н.э.) при 13 буддийских монастырях действовали школы с большим количеством учеников и учителей. Спектр изучаемых предметов был очень богат: индуизм и буддизм, логика, Веды, медицина, филология, лингвистика, право, астрономия и т.д.
Таким образом, можно сказать, что организованное образование и обучение в Древней Индии имело длительное развитие.
Постепенно учебная программа приблизилась к практике жизни, стала более доступной, а социальный круг студентов расширился.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Коммуникативный метод обучения иностранным языкам
- Методы сравнительной коррекционной педагогики
- Классификация и расшифровка f70 МКБ-10
- Общие тенденции в развитии системы образования в современном мире
- Самосовершенствование педагога
- Современные зарубежные концепции воспитания и развития детей
- Культурологический подход в педагогике
- Формы и принципы педагогического проектирования
- Методика организации и проведения праздника
- Научный принцип обучения