Оглавление:
Вопрос о природе души решался философами в зависимости от того, принадлежали ли они к лагерю материалистов или идеалистов.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.), например, считал, что душа — это материальная субстанция, состоящая из атомов огня, шарообразная, легкая и очень подвижная. Демокрит пытался объяснить все явления души физическими и даже механическими причинами. Так, по его мнению, душа получает ощущения из внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, которые «исходят» непосредственно от объектов. Материализм Демокрита носил наивный механистический характер.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) разработал гораздо более сложное представление о душе. Его трактат «О душе» был первым специально психологическим трудом и оставался главным руководством по психологии на протяжении многих веков. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, а также ряда других наук.
Аристотель отказывался рассматривать душу как субстанцию. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-либо.
«…Душа, — писал он, — обязательно является сущностью в смысле формы природного тела, обладающего жизнью в возможности. Сущность (как форма) есть энтелехия; следовательно, душа есть энтелехия такого тела» (8, с. 394). Картина, нарисованная Аристотелем, хорошо помогает понять смысл этого определения.
«Если бы глаз был живым существом, — пишет Аристотель, — его душой было бы зрение» (8, с. 395). Душа, таким образом, является сущностью живого тела, «реализацией» его бытия, так же как зрение является сущностью и «реализацией» глаза как органа зрения.
Аристотель заложил глубокие основы естественнонаучного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус называет его «истинным отцом будущей материалистической психологии» (10, с. 62). Согласно Аристотелю, основной функцией души является осуществление биологического существования организма. Однако следует отметить, что эта идея была позже подтверждена термином «психика»: С точки зрения материалистического естествознания, психика была одним из факторов эволюции животного мира. Что касается понятия «душа», то оно все более и более сужалось, отражая в основном идеальные, «метафизические» и этические проблемы человеческого существования. Основы такого понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н.э.).
Когда мы говорим о Платоне, на ум сразу же приходит имя другого известного античного философа — Сократа (470-399 гг. до н.э.). Почему эти два имени встречаются вместе?
Дело в том, что Платон был учеником Сократа, а Сократ не написал ни строчки. Он был философом, который провозглашал свои взгляды устно, в форме бесед. Он проводил свои дни, гуляя по улицам Афин, сидя на рыночной площади и разговаривая с людьми, с самыми разными людьми. Это были как простые горожане, так и приезжие философы и его собственные ученики.
В возрасте двадцати лет Платон встретил Сократа, и эта встреча перевернула его жизнь. Он оставался с Сократом до самой его смерти, то есть около 7-8 лет. Впоследствии все произведения Платона были написаны в форме диалогов, в которых главным действующим лицом был Сократ. Остается неизвестным, какая часть идей Платона принадлежит ему, а какая — Сократу. Вероятно, в текстах Платона взгляды этих двух великих философов органично связаны.
В текстах Платона мы находим представление о душе как о самостоятельной субстанции; она существует вместе с телом и независимо от него. Душа — это невидимое, возвышенное, божественное, вечное начало. Тело — видимое, низменное, преходящее, бренное.
Душа и тело
Душа и тело находятся в сложных отношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы. Тело разрывается от различных желаний и страстей. Он заботится о пропитании, подвержен болезням, страхам и искушениям. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Это также препятствует чистому знанию.
Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он является основателем объективного идеализма).
Платон постулирует изначальное существование мира идей. Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания.
Это набор абстрактных идей — представлений о природе объектов внешнего мира. Существуют представления о добродетели в целом, о красоте в целом, о справедливости в целом. То, что происходит на земле в повседневной жизни людей, является лишь отражением, тенью этих общих идей.
Истинное познание — это постепенное проникновение в мир идей. Но чтобы присоединиться к нему, душа должна освободиться от влияния тела. В любом случае, он не должен слепо доверять подсказкам органов чувств. Истинное знание достигается только путем прямого проникновения души в мир идей.
Платон и Сократ делают этические выводы из своей концепции души: поскольку душа — высшее, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье гораздо больше, чем о здоровье тела. После смерти душа отделяется от тела, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ожидает разная судьба: либо она бродит у земли, отягощенная физическими элементами, либо улетает от земли в идеальный мир.
Основополагающие мысли о природе души и ее отношениях с телом можно найти в диалоге Платона «Фаэдо», который в древности назывался «О душе». Несколько слов о событиях, описанных в ней.
Это последний день жизни Сократа. Он находится в афинской тюрьме и после захода солнца должен выпить яд. С Сократом произошла странная история:
Афинский суд приговорил его к смерти из-за его философской деятельности, из-за бесед, которые он вел весь день на улицах. В ходе этих бесед у него появилось много врагов. Дело в том, что его интересовали не только абстрактные философские проблемы, но и истины о жизни. А его собеседниками иногда были известные граждане и политические деятели. Сократ донимал их всех вопросами, указывал на их недостатки, разоблачал их образ жизни.
Его ученики пришли к Сократу в тюрьму. Они находятся в страшном горе и время от времени выдают свое состояние опущенным взглядом или восклицанием. Сократ снова и снова убеждает их, что этот день для него не несчастливый, а, наоборот, самый счастливый. Он не чувствует, что сегодня его постигнет какое-либо несчастье. В конце концов, он считал философию делом своей жизни и провел всю свою жизнь как истинный философ, пытаясь отделить душу от тела.
Теперь, когда это событие наконец-то произошло, дрогнет ли он и примет ли это как наказание? Напротив, это будет самый радостный момент в его жизни.
Из другого произведения Платона, «Апологии Сократа», мы узнаем о поведении Сократа в дни суда.
Сократ отказывается защищаться. Он рассматривает суд как еще одну прекрасную возможность выступить перед афинянами. Вместо того чтобы защищаться, он неоднократно рассказывает им, как себя вести, используя примеры из их жизни и своей собственной.
После оглашения смертного приговора Сократ обращается к афинянам с последней просьбой: когда его сыновья вырастут, следить за ними и, когда они увидят, что их сыновья ведут недостойную жизнь, поступать с ними так же, как он поступал с жителями Афин — указывать на их недостатки, стыдить их за недостойный образ жизни и призывать их к добродетельной жизни.
Таким образом, Сократ своим поведением, своей жизнью и даже своей смертью доказал свои взгляды на природу души и ее предназначение. И, возможно, именно по этой причине они произвели большое впечатление на мировую культуру. Они вошли в христианскую религию, долго питали мировую литературу, философию.
Исторически факты
Кстати, плащи, которые вскоре стали носить философы, подражали плащу Сократа, в котором он ходил зимой и летом, не снимая его, а позже эта одежда повторилась в привычках монахов.
Если рассматривать учения Сократа и Платона в целом, то можно найти ряд поднятых ими проблем, которые вполне актуальны для современной психологии. Нам нужно лишь подойти к ним определенным образом, как к ярким и точным художественным метафорам.
Давайте спросим себя: «Не существует ли в определенном смысле тот мир идей, о котором говорил Платон?». Разве нет такого «мира идей», который противостоит индивидуальному сознанию каждого, который существует до него и независимо от него, и к которому приобщается каждый человек, приходящий в мир, приобретая знания и постигая истины?». И мы можем ответить: да, в определенном смысле она существует.
Что такое этот мир? Это мир интеллектуальной человеческой культуры, зафиксированный в ее материальных носителях, прежде всего в языке, в научных и литературных текстах. Это мир абстрактных понятий, которые отражают общие свойства и сущность вещей. Это мир человеческих ценностей и человеческих идеалов.
Ребенок, который развивается вне этого мира (а такие истории хорошо известны — это дети, воспитанные животными), какими бы природными данными он ни обладал, не становится человеком, его психика не становится человеческой. Итак, если вы читаете Платона и воспринимаете его учение как художественную метафору, вы будете удивлены, насколько глубоко и ярко он изобразил процесс аккультурации индивидуального сознания к универсальному сознанию, процесс врастания каждого индивида в мир духовной человеческой культуры.
Возьмем другую проблему: представление о душе как о начале, которое должно направлять жизнь человека, но которое само нуждается в воспитании, чтобы сохранить свою чистоту, «освобождение от оков тела». Долгое время эти идеи оставались, возможно, самой большой проблемой психологии, и долгое время психологию не принимали. Та «новая экспериментальная психология», с которой мы сейчас пытаемся познакомиться, объявила понятие души метафизическим и отказалась рассматривать как само понятие, так и связанные с ним морально-этические выводы. Только в последние десятилетия духовные аспекты жизни человека стали активно обсуждаться в психологии в связи с такими понятиями, как «личностная зрелость», «личностный рост», «здоровье личности» и т.д. И многое из того, что сейчас открывается, полностью отражает этические последствия учений о душе выдающихся древних философов.
Мы вступаем в новый великий этап в развитии психологии. Его начало относится к последней четверти 19 века, когда сформировалась научная психология. У истоков этой новой психологии стоял французский философ Рене Декарт (1596-1650). Латинский вариант его имени — Renatus Cartesius, отсюда термины: «картезианская философия», «картезианская интуиция» и т.д.
Декарт окончил иезуитскую школу, где проявил блестящие способности. Особую любовь он питал к математике. Она привлекла его тем, что основывалась на четких основаниях и была строгой в своих выводах. Он решил, что математический способ мышления должен лежать в основе всей науки. Кстати, Декарт внес выдающийся вклад в математику. Он ввел алгебраическую нотацию и отрицательные числа, а также изобрел аналитическую геометрию.
Декарт считается основателем рационалистической философии. По его мнению, знание должно основываться на очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из него необходимо сделать вывод методом логического рассуждения.
Философские идеи
В одной из своих работ Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего прийти к истине. Декарт считает, что с детства человек приобретает множество заблуждений, принимая различные утверждения и идеи.
Поэтому, если человек хочет найти истину, он должен сначала все подвергнуть сомнению. Тогда человек может легко сомневаться в показаниях своих органов чувств, правильности логического мышления и даже математических доказательств, потому что если Бог сделал человека несовершенным, то его мышление может содержать ошибки.
Таким образом, подвергая все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни Бога, ни даже наших собственных тел. Но, безусловно, что-то остается. Что остается? Наши сомнения остаются — верный признак того, что мы думаем. И тогда мы можем сказать, что мы существуем, потому что «…мыслящий, абсурдно предполагать небытие того, кто мыслит». И далее следует знаменитое декартово предложение: «Я мыслю, следовательно, я существую» («cogito ergo sum»).
Эти высказывания Декарта содержат фундаментальный постулат, который начал формировать психологию конца XIX века, постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование сознания — центральный и безусловный факт, и главная задача психологии — подвергнуть анализу состояния и содержание сознания. Таким образом, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим объектом сознание.
В этом отрывке мы знакомимся с содержанием сознания, однажды найденным и описанным В. Келером. Мы видим, что это описание включает в себя образы ближайшего окружения, образы-воспоминания, мимолетные ощущения себя, своей силы и благополучия, а также острые негативные эмоциональные переживания.
Первое, что мы обнаруживаем при рассмотрении «поля сознания», — это необычайное разнообразие его содержания, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнил образ сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может быть там одновременно.
Но это далеко не все, что можно сказать о сознании. Его поле неоднородно и в другом смысле: есть центральная область, которая особенно ясна и отчетлива; это «поле внимания» или «фокус сознания»; за ее пределами есть область, содержание которой неясно, смутно и неотчетливо; это «периферия сознания».
Более того, содержание сознания, заполняющее обе описанные области, находится в постоянном движении. У. Джеймс, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два типа его состояний: стабильные и изменяющиеся, быстро проходящие. Например, когда мы размышляем, мысль останавливается на образах, которые включает в себя наш объект размышления. В то же время существуют тонкие переходы от одной мысли к другой. Весь процесс похож на полет птицы: периоды спокойного полета (устойчивые состояния) прерываются взмахами крыльев (переходные состояния).
Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить с помощью интроспекции, поскольку, когда мы пытаемся остановить их, само движение исчезает, а когда мы пытаемся вспомнить их после того, как они прошли, яркий сенсорный образ, сопровождающий устойчивые состояния, заслоняет моменты движения.
Движение сознания, постоянная смена его содержаний и состояний У. Джеймс отразил в термине «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить; ни одно прошлое состояние сознания не повторяется. Идентичным может быть только объект внимания, а не впечатление от него. Кстати, человек удерживает внимание на объекте только по мере того, как открывает в нем все новые и новые аспекты.
Далее, можно отметить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Некоторые из них происходят как бы сами по себе, другие организуются и контролируются субъектом. Первые процессы называются неарбитражными, вторые — произвольными.
Выводы
Но следует также отметить: психология того времени описывала многие важные свойства и явления сознания и тем самым поднимала многие проблемы, которые обсуждались до этого времени. Одна из таких проблем, поднятых психологией сознания в связи с вопросом о ее методе, будет подробно рассмотрена в следующей лекции. Так, в психологии была проделана большая кропотливая работа по описанию общей картины и свойств сознания: множественности его содержаний, его динамики, его ритма, неоднородности его поля, его объема и т.д. Возникли вопросы: как изучать его дальше? Каковы были следующие задачи психологии?
Здесь также был сделан поворот, который со временем завел психологию сознания в тупик. Психологи решили, что им следует брать пример с естественных наук, таких как физика или химия.
Первой задачей науки, считали ученые того времени, было найти простейшие элементы. Так и психология должна найти элементы сознания, чтобы разложить сложную динамическую картину сознания на простые, далее неделимые части. Это первый. Вторая задача — найти законы соединения простейших элементов. То есть, сначала разложить сознание на составные части, а затем собрать его из этих частей.
Так начали действовать психологи. В. Вундт объяснил отдельные впечатления, или ощущения, как простейшие элементы сознания.
В его экспериментах с метрономом, например, это были отдельные звуки. Но пары звуков, то есть фактические единицы, образованные субъективной организацией ряда, он называл сложными элементами или восприятиями.
Каждое ощущение, по мнению Вундта, обладает набором свойств, или атрибутов. Оно характеризуется, прежде всего, качеством (ощущения могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д.), интенсивностью, длительностью и, наконец, пространственной протяженностью (последнее свойство характерно не для всех ощущений; оно присутствует, например, в зрительных ощущениях, но не в слуховых).
Ощущения с описанными свойствами являются объективными элементами сознания. Но они и их комбинации не исчерпывают содержание сознания. Существуют также субъективные элементы, или чувства. В. Вундт предложил три пары субъективных элементов — элементарных чувств: Удовольствие-Неудовольствие, возбуждение-Удовлетворение, напряжение-Разрядка. Эти пары являются независимыми осями трехмерного пространства всей сферы чувств.
И снова он демонстрирует эти субъективные элементы на своем любимом метрономе. Предположим, что испытуемый разложил звуки на определенные меры. Повторяя серию звуков, он неоднократно находит подтверждение этой организации, и каждый раз испытывает чувство удовольствия. Теперь предположим, что экспериментатор значительно замедлил ритм метронома. Экспериментатор слышит звук — и ждет следующего; его чувство напряжения растет.
Наконец, раздается щелчок метронома, и наступает чувство расслабления. Когда экспериментатор ускоряет щелчки, испытуемый испытывает дополнительное внутреннее ощущение; это возбуждение связано с увеличением темпа щелчков. Когда темп замедляется, они испытывают спокойствие.
Как наши воспринимаемые образы внешнего мира состоят из сложных комбинаций объективных элементов, то есть ощущений, так и наши внутренние переживания состоят из сложных комбинаций перечисленных субъективных элементов, то есть элементарных чувств. Например, радость — это удовольствие и волнение; надежда — удовольствие и волнение; страх — неудовольствие и волнение. Таким образом, любое эмоциональное состояние может быть «разложено» по вышеуказанным осям, или составлено из трех простейших элементов.
Я не буду углубляться в конструкции, которыми занималась психология сознания. Можно сказать, что она не преуспела в этом: ей не удалось собрать живые, полноценные состояния сознания из простых элементов. К концу первой четверти нашего века эта психология практически прекратила свое существование.
На это было, по крайней мере, три причины: 1) она ограничивалась таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания; 2) идея разложения психики на простейшие элементы была ложной; 3) метод интроспекции, который психология сознания считала единственно возможным, был очень ограничен в своих возможностях.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психосоматические расстройства
- Поведенческая психотерапия
- Я-концепция как фактор становления личности
- Внутренняя картина болезни у юношей, злоупотребляющих пав — Психоактивные вещества (ПС). Особенности ПС и основные понятия
- Закономерности формирования «я-концепции» личности
- Возрастные страхи
- Представления об отцовских и супружеских качествах будущего брачного партнера у девушек
- Эволюция семьи в XXI веке
- Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
- Структура психологической защиты