Оглавление:
Воображение — это способность конструировать в сознании нечто новое из элементов жизненного опыта (впечатлений, восприятий, знаний, переживаний) посредством их новых комбинаций и отношений, выходящее за рамки воспринятого до сих пор.
Воображение — основа любой творческой деятельности. Она помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует репрезентацию памяти и тем самым в конечном итоге обеспечивает создание сознательно нового. В этом смысле все, что нас окружает и является рукотворным, весь мир культуры, в отличие от мира природы, является продуктом творческого воображения.
Воображение играет чрезвычайно важную роль в психической жизни ребенка дошкольного возраста. Воображение проявляется настолько ярко и интенсивно в дошкольном возрасте, что многие психологи считают его начальной инфантильной способностью, которая с годами теряет свою силу. Хотя проблема развития воображения вызывает неослабевающий интерес психологов, она в то же время является одной из наименее разработанных и наиболее противоречивых проблем в психологии. В самом общем виде воображение можно определить как способность к рекомбинации образов. Суть воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей и выстраивает целостную картину на основе одной лишь подсказки. Характерной чертой воображения является своеобразный «уход от реальности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, характерное для памяти или внутреннего плана действий. Разные психологи по-разному объясняют возможность построения ребенком нового воображаемого мира.
Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как изначальный и высший познавательно-комбинаторный разум человека, разум его мифотворческого времени. Он дает парадоксальное определение воображению — «разум воображения», диалектическая логика воображения — и противопоставляет его разуму науки как абстрактному рассудку. Разум генерирует идеи, благодаря которым живет человечество.
В психологии воображение рассматривается как особый вид синтеза чувственного и рационального, особенность которого заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования существующих знаний человека для получения новых знаний, как перенос знаний из одной области в другую, свойства которых необходимо изучить для решения познавательных задач.
Создатель психоанализа З. Фрейд считал фантазию первичной, изначальной формой детского сознания. Принцип удовольствия, который доминирует в раннем детстве, отражается в фантазиях и дневных снах ребенка. Согласно Фрейду, до определенного возраста сознание ребенка свободно от реальности и служит только его желаниям и чувственным наклонностям.
Пиаже примерно продолжает эту позицию и развивает ее дальше. Согласно Пиаже, отправной точкой детского развития является мышление, не ориентированное на реальность, то есть бредовое мышление или фантазия. Детский эгоцентризм — это переходная стадия от фантазий к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем больше его мышление направлено на воображаемое удовлетворение своих желаний. Только в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.
Согласно этой позиции, воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
- бессознательное (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
- фокусируется на собственном удовольствии, а не на реальной деятельности в окружающей действительности;
- образное, символическое мышление, его нельзя выразить словами и донести до других.
Творческое воображение и его развитие в дошкольном возрасте
Однако трудно представить, а тем более доказать, что построение миража, мечта, является более первичной формой, чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что мы имеем дело не с галлюцинаторным удовольствием у ребенка в раннем возрасте, а с реальным удовлетворением его потребностей. Известно, что ни один ребенок не получает галлюцинаторного удовольствия от воображаемой еды. Удовольствие ребенка неотделимо от реальности. Путь к удовольствию в раннем детстве лежит через реальность, а не через уход от нее.
Невербальность» детского воображения также остается недоказанной. На самом деле, как отмечает Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения делается в связи с усвоением языка. Наблюдения показывают, что задержки в развитии языка всегда приводят к недоразвитию воображения ребенка. Язык освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и закреплению представлений о предмете; именно язык позволяет ребенку представить себе некий предмет, которого он не видел, подумать о нем и мысленно преобразовать его. Ребенок может выразить словами то, что не соответствует его реальному восприятию; таким образом, он может чрезвычайно свободно перемещаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является язык. Воображение становится возможным благодаря языку и развивается вместе с ним. Таким образом, это не первичная функция, изначально заложенная в ребенке, а результат его психического и, прежде всего, языкового развития.
Вопрос о богатстве воображения ребенка достаточно сложен. Существует мнение, что воображение ребенка намного богаче, чем у взрослого. Действительно, дети фантазируют по разным поводам: Они сочиняют истории, придумывают фантастические действия, приписывают человеческий опыт и отношения камням или деревьям, разговаривают с вещами и т.д. Однако эти элементы детского воображения так или иначе заимствуются ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из подслушанных слов или увиденных фильмов, из того, с чем они сталкивались в своей реальной жизни. Новые ассоциации и перекомбинации знакомых образов, перенос характеристик и событий с одного персонажа на другого создают фантастический образ, абсолютно не похожий на реальность.
Но все эти фантастические комбинации строятся на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А поскольку они мало знают и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, у них меньше материала для воображения. Ребенок может представить себе меньше, чем взрослый. Его воображение ограничено его маленьким представлением о жизни и его примитивным жизненным опытом. Это означает, что воображение ребенка ни в коем случае не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.
Тем не менее, воображение в жизни ребенка играет гораздо большую роль, чем в жизни взрослого. Она проявляется гораздо чаще и позволяет гораздо легче «отклоняться» от реальности. главное, чтобы дети верили в то, что они придумывают. Воображаемый и реальный миры у них разделены не так четко, как у взрослых. Переживания, вызванные воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и гораздо сильнее, чем для взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серого козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться победить его во время представления, придумывать, как спасти зайчика от хитрой лисы и т.д. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказках, не на словах, на сцене), вызывает самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые в воспитательных целях вводят в жизнь и сознание ребенка различные воображаемые фигуры: Баба Яга или Змей Горыныч, которые забирают непослушных детей, или добрые феи, которые приносят чудесные подарки и творят различные заклинания. Эти персонажи яркие и очень реальные для ребенка. Дети очень боятся вымышленной Бабы Яги и ждут добрую фею (а иногда и видят ее). Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летает!». — вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть испуг по поводу воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, распространенные в этом возрасте, можно объяснить просто силой и живостью воображения ребенка.
Повышенная эмоциональность является важной особенностью воображения детей дошкольного возраста. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личный смысл и начинают жить в его голове как совершенно реальные.
Аффективная функция
Одной из наименее разработанных проблем психологии детского воображения является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснялись свойства воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач.
Воображение ребенка с самого начала имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — воспроизведение объективной реальности, составление целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески подойти к схемам и смыслам человеческих поступков, построить целостную картину любого события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту самости. Эта защита может быть осуществлена двумя способами. Во-первых, через повторное воспроизведение (или переигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок начинает отстраняться от них, видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут самоутвердиться — они чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, а также их версии о спасении Иванушки, Кая и других выполняют именно эту функцию.
Классификация типов воображения Л.М. Веккера по своей структуре соответствует основным уровням репрезентации когнитивного процесса:
- сенсорно-перцептивное воображение;
- вербально-логический, как элемент мысли;
- эмоциональный.
Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но с обратным направлением.
Хотя воображение является познавательным процессом, но в отличие от восприятия и мышления, оно служит человеку не только для познания окружающих знаний, но и для их преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, то есть творчества в различных сферах жизни и деятельности.
Различают пассивное и активное воображение. Пассивное воображение — это воображение, которое возникает «само по себе», без постановки определенной цели. Это происходит, например, во сне, в полусонном состоянии или в бреду. В этих случаях образы воображения, их сочетания могут носить самый фантастический характер. Содержание этих символов во многом определяется не психологическими, а физиологическими причинами — теми, в которых участвуют разные участки мозга. Иногда в содержании сновидений проявляются скрытые желания или страхи человека, который не осознает их в состоянии бодрствования, воздействие на внутренние органы. В какой-то степени внешние влияния также отражаются в образах сновидений, но часто эти отражения принимают причудливые формы.
Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач она делится на два типа:
- воссоздать воображение;
- воображение — это творчество.
Задачи реконструктивного воображения заключаются в воссоздании, реконструировании предметов, явлений, событий по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем книгу или художественную литературу, смотрим на картинки, мы представляем себе то, что описано и показано. Одно дело — понять содержание, уловить главную мысль рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (это задача мышления); совсем другое дело — представить в виде ярких образов, как лежит в кроватке младенец и тянет руки к игрушке, как выглядит герой романа, как будто мы оказались на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, концептуализация — необходимое условие для воображения. Не понимая текста описания, невозможно представить себе ничего из этого. Но воображение, в свою очередь, расширяет понимание, придает ему живость и конкретность.
Может показаться странным, что воображение требуется и при взгляде на картину: все передается визуально. Но если мы не «помещаем себя в картину», если мы не представляем себе «кусочек жизни», изображенный на ней, мы только смотрим на нее глазами, ничего не чувствуя.
Сложность задач, стоящих перед воображением, зависит от характера информации о предметах и явлениях, которые мы пытаемся представить, — от того, насколько полной, подробной и точной является эта информация и в какой форме она выражена.
Репрезентации реконструктивного воображения отличаются по точности и яркости. Точность, правильность построения идей в воображении, их соответствие требованиям, поставленной задаче определяется в значительной степени жизненным опытом человека, запасом идей, накопленных им ранее. В конце концов, это тот резервуар, из которого мы черпаем материал для новых образов. Человек, который видел только воду, текущую из крана, вряд ли сможет правильно представить себе море. Она также определяется степенью понимания этих описаний и образов, на основе которых создаются представления.
Но яркость, живость, острота новых образов зависит не от запаса идей, а от индивидуальных качеств человека и, прежде всего, от того, насколько его воображение окрашено чувствами.
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
На протяжении почти столетия детский рисунок привлекает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся докопаться до истоков творчества. Психологи ищут способ проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка через детский рисунок. Педагоги ищут оптимальные способы обучения, которые способствуют всестороннему развитию детей.
Так что же такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего, это одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем они думают, что привлекает их внимание, они переносят свое отношение к этому на рисунок, они живут в рисунке. Рисование — это не только развлечение, но и творческая работа.
В эту работу включены зрительный, двигательный, мышечно-тактильный анализаторы. Изобразительная деятельность раскрывает специфику многих сторон психики ребенка. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоциональной и волевой сфер. Не говоря уже о пользе рисования для развития памяти и внимания, речи и мелкой моторики, обучения ребенка думать и анализировать, измерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает обращаться с ручками и бумагой и создавать каракули. Постепенно ребенок отходит от бездумного рисования на бумаге. Он начинает понимать функции ручек, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период предварительной активности воображения. Рисование возникает, когда ребенок ассоциирует некоторые свои каракули с предметами и целенаправленно создает воображаемые объекты. Вербальная формулировка намерения — это начало изобразительной деятельности. В начале происходит попытка представить с помощью памяти знакомый графический образ. Чаще это круговые дуги, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. «видит». Постепенно такие изображения перестают его удовлетворять, и ребенок начинает искать новые графические образы. Появляются «Головоногие моллюски». Значительный скачок в развитии, как самого ребенка, так и рисования происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются картинки с изображением домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он может представить, изобразить в воображении, ребенок пытается нарисовать. У многих детей есть интерес к миру фантазий, они рисуют волшебников, принцесс, фей, ведьм и т.д. Дети также рисуют то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку овладеть своим социальным окружением, миром, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (обширность, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а под систематическим воздействием взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помочь познакомиться с реальностью, чтобы составить ее карту, развить способность оперировать образами, чтобы на их основе создавать новые. Важно формировать познавательные интересы детей. Если такой работы с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате в начале школьного периода ребенок может быть не готов справиться с предметом, который требует достаточно развитого воображения. В этом возрасте уже появляются такие психические образования, как добровольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новым образованиям появился качественно новый тип воображения — добровольное воображение. Повышается целенаправленность, устойчивость идей, образы воображения становятся четкими, динамичными и эмоционально окрашенными. Присутствует творческая обработка представлений.
В изобразительном искусстве дети сначала создают фантастические образы, используя элементарные приемы — меняя цвет или изображая необычное расположение предметов. Такие изображения бедны по содержанию и обычно бессмысленны. Постепенно рисунки приобретают конкретное содержание, например, ребенок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное сочетание (то есть, ставя объект в необычную ситуацию). А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений со знакомыми изменениями. Для старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.
В самом общем виде (на основе исследований Б.М. Неменского, Г. Каринского и др.) работа по стимулированию детского творчества может осуществляться в три этапа.
I уровень — обучение. Цель: Прямое обучение основам изобразительного искусства через нетрадиционное использование традиционных материалов; овладение техникой художественно-графического изображения при использовании разнообразных материалов.
II уровень — прикрепление. Цель: использовать методы работы, материалы и оборудование в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельные мелки, гуашь и восковые мелки, восковые мелки и акварель и т.д.).
Темы отдельных заданий выбираются с учетом особенностей времен года, а не механически подчиняются им. Учитывается тяга детей к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний коррелирует с интересами детей в их повседневной жизни. Работы в основном представляют собой импровизации, основанные на непосредственном наблюдении из природы или из памяти, из воображения.
На втором этапе задачи связаны с пониманием цвета, характера графической линии, освоением технических приемов работы кистью, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:
- равномерное заполнение тарелки.
- выделение первого плана.
- перенос первого и второго плана (то, что ближе, больше и лежит ниже на листе, то, что дальше, меньше и лежит выше на листе).
- передача движений.
- композиция из нескольких фигур.
- выделение основного размера и цвета.
- элементы корпуса.
- баланс композиции, включая композиционный баланс крупных декоративных пятен.
- выражение характера с помощью линии и цвета.
Графические работы мелом, карандашом, палочкой, гуашью, углем и грифелем развивают тонкую пластику. Рисование на больших листах бумаги гуашевыми красками и широкой кистью помогает раскрепоститься и учит легко работать во всех направлениях и свободно координировать движения всей руки.
Организация и методы исследования
Целью исследования было сравнить уровень творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе мы выбрали параметры, с помощью которых будем оценивать уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Для эксперимента были отобраны 20 детей из средней группы и 20 детей из подготовительной группы.
Метод: «Рисование фигур».
Цель: определить уровень развития творческого воображения, способности создавать новые образы.
Материал: 10 карточек размером с половину стандартного листа бумаги (А5), на каждой из которых нарисована маленькая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).
Прогресс в исследованиях.
Ребенку говорят: «Сейчас ты закончишь рисовать волшебные фигурки. Они волшебные, потому что каждую фигурку можно дорисовать, чтобы получилась картина — какая угодно. Затем ребенку дают лист бумаги с изображенной на нем фигурой. После того, как ребенок закончил рисовать фигуру, его спрашивают: «Как называется рисунок? Что это?» Ответ записывается и выдается следующий лист, на котором изображены все 10 карт по порядку.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигуру, рисует что-то рядом, не используя фигуру, рисует неопределенное изображение — узор и т.д.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, автомобиль, машину, едущую по улице города и т.д.. Затем необходимо попросить ребенка еще раз дорисовать фигуру. Далее, помощь и демонстрация не используются.
Оценка результатов.
Чтобы оценить уровень исполнения каждого ребенка, рассчитывается коэффициент оригинальности (КО) — количество неповторяющихся изображений. Повторяющиеся изображения — это те, в которых фигура превращается в один и тот же элемент. Например, если и квадрат, и треугольник превращаются в экран телевизора, это считается повторением, и оба изображения не засчитываются ребенком. Затем рисунки, созданные каждым из детей в исследуемой группе на основе одного и того же рисунка, сравниваются для окончательного рисования. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, этот рисунок не засчитывается ни одному из детей. Таким образом, КО равно количеству рисунков, в которых не повторяется способ использования данной фигуры, либо самим ребенком, либо одним из детей в группе.
По горизонтальной оси расположены фигуры, которые нужно дорисовать, по вертикальной — имена детей. Под каждым рисунком написано, какие картинки нарисовал ребенок. Названия повторяющихся картинок по горизонтали (повторения у одного ребенка) и по вертикали (повторения одного и того же рисунка у разных детей) выделены (например, зачеркнуты). Количество ответов, которые не были вычеркнуты, является РОК этого ребенка. Затем выводится среднегрупповой КО (индивидуальные значения КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения заданий — КО на 2 балла и более ниже среднего по группе. Средний — КО равен или на один балл выше или ниже среднего по группе.
Высокий уровень — КО на 2 балла и более выше среднего по группе.
Помимо количественной обработки результатов, возможна и качественная характеристика уровня выполнения задания.
Различают следующие уровни.
На низком уровне дети фактически не понимают задание: они либо рисуют что-то свое с заданной фигурой, либо делают беспредметный рисунок («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигур) могут нарисовать беспредметный рисунок с заданной фигурой. В этом случае рисунки обычно примитивные, трафаретные схемы.
На среднем уровне дети выполняют большинство рисунков, но все рисунки схематичны, без деталей. Рисунки всегда делаются — самим ребенком или другими детьми в группе.
На высоком уровне дети дают схематические, иногда детальные, но обычно оригинальные рисунки (которые не повторяются ни самим ребенком, ни другими детьми в группе). Фигура, предлагаемая для завершения, обычно является центральным элементом рисунка или его мелкой деталью, последнее является показателем творческого воображения.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Воспитание и развитие личности гражданина общества
- Психология образования
- Специфика эмоций и чувств у людей
- Коммуникативная сторона общения в психологии
- Психологические особенности страхов
- Особенности гендерной идентичности у девушек в юношеском возрасте
- Закрытый тип кадровой политики
- Экспериментальные переменные и их изменения
- Психологические особенности творческой личности
- Книги по психологии