Оглавление:
Человеческое отражение мира — это активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые объекты и явления, переживаемые чувства не только отражаются в мозге человека, но и реконструируются в различных комбинациях.
«Представьте себе», «воображение», «мысленный транспорт» — такими словами мы вызываем соответствующие образы и идеи. Они возникают и другими способами — чтением книг, просмотром фильмов, просмотром картинок, прослушиванием историй, объяснениями. Они также могут возникать в результате ассоциации с определенными объектами или явлениями.
Репрезентации относятся к вторичным образам, которые, в отличие от первичных (восприятие, ощущение), формируются в голове при отсутствии прямых стимулов.
Представление — это мысленный процесс отражения действительности в виде обобщенных визуальных образов.
Воображение — это ментальный процесс, который заключается в создании новых образов (восприятий) путем обработки материала восприятий и представлений из предыдущего опыта.
Воображение, как и представление, использует материал, ранее полученный через восприятие и сохраненный через память. Сущность воображения заключается в сочетании образов и представлений.
Но в отличие от представления, воображение — это более творческий процесс, развивающийся с течением времени, в котором часто можно проследить сюжетную линию.
Воображение, как особая форма отражения реальности:
- Он совершает умственный отход за пределы того, что непосредственно воспринимается;
- Вносит свой вклад в предвидение будущего;
- «Оживляет» то, что было раньше.
Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга, в которой происходит формирование новых систем временных связей на основе уже сформировавшихся. Слово играет важную роль в формировании новых временных связей.
Синтез, реализованный в процессах воображения, осуществляется в следующих формах:
- Агглютинация («склеивание» различных качеств, связей, не связанных в повседневной жизни);
- Гиперболизация (расширение или уменьшение объекта, изменение отдельных частей);
- Схематизация (слияние отдельных представлений, сглаживание различий и четкое представление признаков сходства);
- Типизация (акцент на основные, повторяющиеся в однородных изображениях);
- Заточка (акцент на индивидуальные особенности).
Фрагменты воображения отличаются друг от друга степенью яркости и соотношением изображений с реальностью. На основании вышесказанного выделяются следующие изображения:
(а) реалистичное воображение (отражает реальность, предвосхищает события);
(б) фантастическое воображение («улетает» от реальности).
Степень контроля человека над образами своего воображения сильно варьируется. Поэтому проводится различие между добровольным (активным) и недобровольным (пассивным) воображением. Степень произвольности изображений плавно меняется от одной формы воображения к другой. Мечты, галлюцинации и мечты имеют самую низкую степень произвольного воображения, в то время как креативность — самую высокую.
Воляционное (активное, умышленное) воображение характеризуется наличием задачи по созданию образа в волевом усилии при выполнении этой задачи. Например, человек, не овладевший адекватной музыкальной ноткой. У него есть ноты и он хочет выучить песню, которая ему нравится. Попытка воссоздать на инструменте или голосе, содержащемся в нотах мотива, делается с большим трудом. Человек прилагает много усилий, энергии, чтобы ноты «звучали» мелодично, проделающе работали и являлись сознательным воображением.
В зависимости от характера создания образов различают воссоздаваемое (репродуктивное) и творческое воображение.
Репродуктивное воображение — создание изображения, объекта его описания. Творческая фантазия развивается на основе воспринимаемой знаковой системы: вербальной, числовой, графической, нотной и т.д. При реконструкции человек заполняет систему знаков доступными ему знаниями. Содержание восстановительного воображения, основанного на знаковой системе, оказывается вторичным по отношению к созданным его автором изображениям и зафиксированным в знаках. (Например, мы читаем историю и воссоздаем факты, персонажи и ситуации, описанные в ней. Это умственное произведение вторично по сравнению с произведением писателя)). В физической культуре воссозданное воображение имеет большое значение в учебных упражнениях. Задача учителя состоит в том, чтобы накапливать в учениках образы, чтобы они могли использовать эти образы для воссоздания ситуаций и упражнений, соответствующих реальности.
Понятие воображения, его типы, функции, механизмы, физиологическая основа
Как субъект действия, человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преображает природу, создает объекты, которых там нет. Но человек не смог бы сделать все это, если бы он не представлял себе результат своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, необходимо уметь преобразовывать его ментально, представляя.
Сначала человек глубоко знакомится с образом создаваемой вещи, формирует свой ментальный образ, а затем воспроизводит его при изготовлении подобной вещи. Но когда делается совершенно новая вещь, такой репетиции не бывает. Тогда создается новый образ. Эта способность создавать новые изображения называется фантазией.
Процесс воображения проявляется в создании чего-то нового — мыслей и образов, на основе которых создаются новые действия и объекты. Это создание чего-то, чего еще не существовало в реальности.
Образы, с которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринимаемые процессы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетели, которых у человека не было и не могло быть. Изображения воображения могут содержать неотвратимые, желаемые, возможные события и явления. И в то же время что-то новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Изображения воображения основаны на представлениях памяти, но подвержены трансформации в воображении. По мнению Р.С. Немова, воображение — это способность воображать отсутствующий или нереальный объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение связано со всеми аспектами человеческой деятельности, с памятью, восприятием, мышлением. Таким образом, восприятие произведений искусства становится более осмысленным, более эмоциональным, когда оно включает в себя воображение. Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт — это материал, из которого возникают конструкции воображения. Чем богаче опыт человека, тем больше материала имеет его воображение». Связь между воображением и мыслью отчетливо проявляется в проблемной ситуации. Столкнувшись с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с предыдущим опытом, пытаясь проникнуть в суть соответствующих фактов, явлений. В этом процессе ему помогают не только мышление и память, но и воображение, потому что оно создает целостную картину, заполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является предпосылкой его трудовой деятельности.
Типы воображения отличаются степенью активности и сознания, с помощью которых человек создает новые образы. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и добровольное (активное) воображение. В недобровольном воображении новые образы формируются под влиянием малореализованных потребностей, стремлений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, в сонном состоянии, в задумчивости и т.п.
Добровольное воображение — это процесс сознательного построения образов в связи с целью, преследуемой тем или иным видом деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, оно наиболее развито в детской игре. В ролевой игре дети берут на себя различные роли, во время игры необходима активная работа воображения, так как необходимо правильно выстраивать свое поведение в соответствии с взятой на себя ролью. Кроме того, необходимо представить себе недостающие объекты и действие игры.
Произвольное воображение делится на воссоздаваемое и творческое. Восстановительное воображение характеризуется тем, что в его процессе субъективно формируются новые образы, которые являются новыми для человека, а объективно они уже существуют, воплощенные в определенных объектах культуры. Суть воссозданного воображения заключается в том, что человек воспроизводит, воспроизводит то, что он не воспринимал, а то, что другие люди передают ему через язык, рисунки, схемы, знаки и так далее.
Здесь должна быть связь между изображениями и обычными символами, а также декодирование сигналов, символов и знаков.
Таким образом, реконструктивное воображение — это создание нового образа на основе словесных описаний, восприятие изображений в виде картинок, диаграмм, карт, рисунков, мысленных и материальных моделей.
Творческое воображение играет важную роль в жизни человека. Она позволяет обмениваться опытом, помогает каждому человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению дана не с рождения. Воображение развивается с накоплением практического опыта, приобретением знаний, улучшением всех психических функций. В современной психологии.
Существует большое количество исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. В основном изучались возрастные периоды развития и вид деятельности, в котором он развивался. Есть следующие стадии развития воображения:
Первый этап (от 0 до 3 лет) — предпосылками воображения являются представления, которые появляются на втором году жизни. Ребенок в возрасте около полутора лет распознает образ. Именно ее воображение помогает ей распознать картину. Она строит то, что не совсем вписывается в память представления. Признавая, ребенок не создает ничего нового. Поэтому воображение — это пассивный процесс. Он существует в рамках других ментальных процессов, и его основа заложена в них. Способность ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми объектами свидетельствует о первых проявлениях воображения. Первые имитационные игры, которые появляются на втором году жизни, еще не содержат элементов воображения. Одной из причин возникновения фантазии является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщенно и условно, передавая только их смысл и внешний рисунок.
Развитие первых форм воображения в раннем детстве связано с обобщением игровых действий и игровых объектов, а также
Репертуар игровых действий прочно включает замены.
По словам В.А. Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу реагирует на предлагаемые взрослым замены, а играет только с настоящими игрушками. Переломный момент наступает тогда, когда ребенок отказывается от использования любой замены, предлагаемой взрослыми. Важнейшим фактором, обеспечивающим возможность передачи смысла другим объектам, является появление языковых форм. Освоение языка приводит к появлению первых самостоятельных замен в игре. Появляется новый способ работы с объектами-заменителями — полное использование замен. Выбор объектов-заменителей
заменителей приходит в сознание и сопровождается подробными высказываниями. Таким образом, в игровой деятельности детей младшего возраста возникают творческие элементы. Ребенок, на фоне интереса к новому виду деятельности, быстро начинает отклоняться от образов действий, данных взрослыми, привносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.
Второй этап (от 3 до 4 лет) — формирование вербальных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя и требует поддержки и поощрения со стороны взрослого. Основой игры является разворачивающаяся ориентация на сюжетную сторону человеческой деятельности. Эта ориентация начинается с имитации действий взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с объектами, еще с обращением к реальным объектам. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются: разнообразие действий, действующих в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор заменяющего объекта, гибкость в изменении функций и названий объектов, оригинальность подмены игровых действий, критичность к подменам партнера.
Развивается аффективное воображение, которое связано с сознанием ребенка его «я» и дифференциацией от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.
Третья стадия (от 4 до 5 лет) — в этом возрасте повышается активность творческих проявлений, особенно в игре, рукоделии, повествовании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они являются ситуативными, не редко непостоянными, вызванными событиями, которые спровоцировали эмоциональную реакцию у ребенка. Воображение становится особой интеллектуальной деятельностью, направленной на преобразование окружающего мира. Изображение основано не только на реальном
Воображение как фундаментальная составляющая творческого процесса
Далее мы уже упоминали о прямой связи между воображением и творчеством. Поэтому мы считаем необходимым подробно остановиться на психологии творчества.
Психология творчества как науки начала формироваться на рубеже XIX-XX веков. Наука началась со стадии созерцательного психологического познания. Психологи подробно описали обстоятельства возникновения великих творений науки и искусства, используя биографии, автобиографии, мемуары, литературные произведения. Изучал природу творчества, этапы творческого процесса, творческие способности и качества творческой личности. Присваивались черты гения, выраженные в характеристиках восприятия (интенсивность внимания, большая впечатлительность, восприимчивость), интеллекта, характера, мотивации и ценностной ориентации. Однако не было средств для того, чтобы проникнуть в суть описанных явлений: Поскольку психологические методы получения исходных данных ограничивались интроспекцией, сущность творчества признавалась бессознательными процессами.
До середины ХХ века психология связывала творческие способности с интеллектуальным развитием. Необходимость определения интеллектуальных способностей привела к разработке IQ-тестов — тестов умственных способностей. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний, то есть отсутствие корреляции между коэффициентом интеллекта и способностью создавать что-то новое — творчество.
Изучение феномена творчества осложняется тем, что при оценке творческих качеств исследователь в первую очередь заботится о качестве феномена. Исследование творчества на собственном научном материале проводилось в 1959 году группой ученых под руководством Дж. Гилфорда с помощью факторного анализа на материале точных наук. Одновременно и независимо от Гилфорда серия экспериментов на материале искусства была проведена в том же 1959 году В.Лёфельдом и К.Бейттелем. Сравнение результатов исследований позволило выявить 8 основных критериев, являющихся естественными для проведения различия:
» * Способность распознать проблему.
- Беглость, способность видеть как можно больше сторон и соединений в проблеме.
- Гибкость как способность
- чтобы понять новую точку зрения;
- отвергнуть выученную точку зрения.
- Оригинальность, способность отходить от шаблона.
- Способность перегруппировывать идеи и связи.
- Способность к абстракции или анализу.
- Способность к бетонированию или синтезу.
- Чувство упорядоченной организации идей».
Более того, творчество в искусстве и науке имеет общие черты, что позволяет переносить творчество из одного материала в другой.
Область творчества трудно изучать и является спорной, так как эмпирическая область фактов по этой проблеме очень широка. Однако творчество как явление имеет много сторонников. Эти исследователи часто рассматривают вместе 4 основных аспекта: творческую среду, творческого человека, творческий продукт и творческий процесс.
Творческая среда. Творчество проявляется через личное ощущение, мышление, знание, ощущение, действие как поведение в состоянии относительной безопасности свободы от окружающей среды. Творчество — это восприятие, реакция, действие или общение человека, не подверженного влиянию других людей и находящегося в естественной среде.
Творческая личность. Понимание важности субъективных личностных факторов при их взаимодействии с объективными факторами при изучении творческих процессов привело к учету личностного фактора в последние десятилетия. Таким образом, следуя за другими науками, психология творчества, изучающая личность со всем спектром ее качеств, вводит в свою методологию принцип систематики.
Физиологическая основа воображения и его роль в жизни человека
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нейронных связей, их растворение, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не соответствующие предыдущему опыту, но не оторванные от него. Сложность и непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями свидетельствуют о том, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубокими структурами мозга. В частности, важную роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.
Следует отметить, что в силу особенностей физиологических систем, ответственных за это, воображение в некоторой степени связано с регуляцией органических процессов и движений. Воображение влияет на многие органические процессы: функции желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Точно так же воображение влияет на моторные функции человека.
Поэтому можно сделать вывод, что воображение играет существенную роль в регуляции процессов в организме человека, а также в регуляции его мотивированного поведения.
Роль воображения в жизни человека
В человеческой жизни воображение выполняет ряд специфических функций. Первое из них — это представление реальности в образах и умение использовать их для решения проблем. Эта функция воображения связана с мышлением и органично содержится в нем. Вторая функция воображения — регулировать эмоциональные состояния. С помощью своего воображения, человек способен удовлетворить, по крайней мере частично, многие потребности и снять напряжение, вызванное ими. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в добровольной регуляции когнитивных процессов и состояний человека, особенно восприятия, внимания, памяти, языка и эмоций. С помощью умело вызванных образов человек может направить внимание на нужные события. С помощью образов он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания. Четвертая функция воображения — это формирование внутреннего плана действий — способности осуществлять его в сознании посредством манипулирования образами. Наконец, пятой функцией является планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.
С помощью воображения мы можем контролировать многие психофизиологические состояния организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто добровольно, человек может воздействовать на органические процессы: изменять ритм дыхания, пульс, кровяное давление, температуру тела. Эти факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегулирования.
Благодаря воображению человек создает, разумно планирует свою деятельность и контролирует ее. Воображение берет человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, показывает ему будущее. С богатым воображением человек может «жить» — в разное время, которое ни одно живое существо в мире не может себе позволить. Прошлое фиксируется в образах памяти, которые могут быть возрождены по желанию силы воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение — это основа визуально-воображающего мышления, позволяющая человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы, не вмешиваясь непосредственно в практические действия. Во многом это помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто нецелесообразны (нежелательны).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Должностная инструкция психолога
- Проблема группового давления. Конформизм
- Этика и психология делового общения
- Фридрих Вильгельм Август Фребель, немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания
- Межличностное взаимодействие
- Дейл Карнеги — биография, библиография, авторский подход
- Психологическая характеристика деятельности
- Исследования воображения
- Последствия расизма и национализма для психики
- Я-концепция женщин с избыточным весом