Для связи в whatsapp +905441085890

Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Физиологический механизм ощущения и его современные исследования психологической наукой
  2. Виды и свойства ощущений
  3. Проблема восприятия в отечественной и зарубежной психологии
  4. Восприятие и его основные свойства. Современные исследования восприятия
  5. Представления и их исследования в психологической науке
  6. Понятие о внимании и его философские и физиологические основы
  7. Теории внимания в зарубежной и отечественной психологии
  8. Теории памяти и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  9. Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии
  10. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии

Введение

Воображение — великая сила. С его помощью можно совершить полет на Луну, путешествие в древний мир, представить лицо далекого друга. Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос одного из своих студентов ответил: «Он стал поэтом». Для математика ему не хватало воображения». Именно благодаря воображению были сделаны великие революционные открытия в науке, такие как создание периодической таблицы элементов Д. А. Анисимовым. И. Менделеев и теория относительности Эйнштейна.

Философ и писатель эпохи Просвещения XVIII века Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком….. Воображение — это способность создавать образы. Человек, лишенный этой способности, был бы глупцом».

Современный российский философ Е.В. Ильенков писал: «Воображение само по себе есть одна из не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без этого невозможно сделать ни одного шага не только в искусстве….. Без силы воображения было бы невозможно даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество никогда бы не запустило ракеты в космос без воображения».

С древних времен воображение привлекало внимание как особое свойство человеческой психики, которое выделяется на фоне других психических процессов, занимая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Однако феномен воображения остается загадкой и по сей день. О механизме воображения, включая его анатомо-физиологическую основу, человечеству почти ничего не известно. Вопросы о том, где в человеческом мозге локализуется воображение, с какими нервными структурами оно связано, еще не решены.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей.

Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может сделать ни одно другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, которые произвольно воскрешаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства в практические действия. Это во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо трудны, либо просто непрактичны (нежелательны). В работах, посвященных изучению воображения у детей, подчеркивается тесная связь между воображением и языком.

Цель моей курсовой работы — проследить связь воображения с другими психическими процессами.

Объект исследования: воображение

Объект исследования: взаимосвязь воображения с ощущениями, восприятием, языком, памятью, мышлением и эмоциями.

Задачи исследования: Изучить литературу по данному вопросу и определить связь воображения с ощущениями, восприятием, языком, памятью, мышлением и эмоциями.

Определение воображения

Для того чтобы изучить связь воображения с другими психическими процессами, необходимо выяснить его специфику. Сложность выявления специфики воображения объясняется тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Этот факт является причиной тенденции отрицать существование воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо раскрыть истинную природу воображения.

Теперь перейдем к определениям, которые можно найти в литературе. Л.С. Выгодский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, накопленные ранее, а образует какой-то новый ряд ранее накопленных впечатлений». Другими словами, вносить новое в ход наших впечатлений и изменять эти впечатления таким образом, чтобы из этой деятельности возник новый образ, ранее не существовавший, — это, как мы знаем, основа той деятельности, которую мы называем воображением.»

Кестлер считает, что игра воображения позволяет по-новому соотнести как уже известные, так и вновь полученные данные.

«Воображение, — пишет С.Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и потребностью создавать новое. «Воображение — это отход от прошлого опыта, его преобразование. Воображение — это преобразование данного, выполненное в образной форме».

«Основная особенность процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — состоит в определенной практической деятельности по преобразованию и переработке перцептивных данных и другого материала прошлого опыта, в результате чего возникает новое представление.

Нечто подобное можно прочитать в Философской энциклопедии, где воображение определяется как психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, которые никогда непосредственно не воспринимаются человеком в реальности как единое целое.

Как мы видим, существенной чертой воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что тогда уже невозможно провести различие между воображением и мышлением. Логическую деятельность, человеческое мышление — специфическую форму создания познавательных образов посредством логической дедукции, обобщения, абстрагирования, анализа, синтеза нельзя просто отождествлять с воображением. Создание новых знаний и концепций в области логического мышления может осуществляться без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых образов, который происходит на визуальном уровне. Эта тенденция классифицирует воображение как форму сенсорного отражения. Согласно другой тенденции, воображение создает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Представление о воображении как о процессе, противостоящем мышлению, а о мышлении, протекающем по законам логики, как о нетворческом, неуместно. Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мышлением, но и с чувственными данными. Без мышления нет воображения, но оно не сводимо к логике, потому что в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Итак, давайте примем во внимание тот факт, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и что это преобразование осуществляется в органическом единстве чувственного и рационального.

Типы воображения

У человека существуют следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно существуют такие разновидности воображения, как сны, галлюцинации, грезы и мечтания.

1 Активное воображение характеризуется тем, что с его помощью человек усилием воли вызывает соответствующие образы. Активное воображение — признак творческого типа личности, который постоянно проверяет свои внутренние возможности, его познания не статичны, а постоянно перекомбинируются, приводят к новым результатам и дают личности эмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных и духовных ценностей. Его умственная деятельность является сверхсознательной, интуитивной. Активное воображение включает в себя творческое, воссоздающее и предвосхищающее воображение.

Воссоздающее воображение — это создание образа на основе словесного описания или условного изображения воспроизводимого объекта. Под воспроизводящим воображением психологи понимали такую психическую деятельность, при которой мы воспроизводим в сознании набор образов, которые мы пережили, но реконструируем их, когда для реконструкции нет непосредственных причин.

Творческое воображение — это вид воображения, направленный на создание новых социально значимых образов и являющийся основой творчества. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творческое воображение художника позволяет создавать фантастические образы прошлого, исторических событий в жизни общества, а также будущего, иногда только предполагаемого. Образы творческого воображения создаются с помощью различных методов интеллектуальных операций. Т. Рибо выделил две основные операции: Диссоциация и ассоциация.

Диссоциация — это негативная и подготовительная операция, в ходе которой чувственно данный опыт фрагментируется. В результате такой предварительной подготовки опыта его элементы способны вступить в новую комбинацию. Диссоциация обязательна для творческого воображения — это этап подготовки материала. Отсутствие способности к диссоциации является серьезным препятствием для творческого воображения.

Ассоциация — это создание целостного образа из элементов извлеченных изобразительных единиц. В результате ассоциации возникают новые комбинации, новые образы.

Предвосхищающее воображение лежит в основе человеческой способности предвидеть будущие события и предсказывать результаты своих действий. Благодаря этой способности человек может «мысленно видеть», что с ним произойдет в будущем со стороны других людей. Чем моложе человек, тем больше у него воображения. Воображение пожилого человека больше сосредоточено на событиях прошлого.

2. пассивное воображение означает, что его образы возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека. Пассивное воображение может быть непреднамеренным и преднамеренным. Непроизвольное пассивное воображение возникает при расстройстве сознания, психозах, дезорганизации психической деятельности, в полусонном и сонливом состоянии. В сознательном пассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода от реальности — грезы. Созданный человеком нереальный мир — это попытка заменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжелые потери, смягчить психологическую травму. Подобное воображение указывает на глубокий внутриличностный конфликт.

3. продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В образе эта реальность творчески преображается. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, творческой и научной деятельности. Результатом творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенным критерием такого рода воображения является социальная ценность его результатов, проникновение в сущность изображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.

4. репродуктивное воображение — при его использовании задача состоит в воспроизведении реальности такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, это воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, когда вы читаете литературу, изучаете карту местности или исторические описания, воображение воссоздает то, что изображено в этих книгах, картах и историях.

Во всех этих случаях воображение играет положительную роль как вид фантазии. Но есть и другие виды воображения. Это сны, галлюцинации, дневные сновидения и грезы. Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их реальная роль в жизни человека еще не выяснена, хотя известно, что в сновидениях люди находят выражение и удовлетворение многих жизненно важных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в жизни. Галлюцинации — это фантастические видения, которые, как кажется, практически не имеют связи с окружающей человека реальностью. Как правило, они являются следствием каких-то психических расстройств или травм тела — сопровождаются многими болезненными состояниями. Сны, в отличие от галлюцинаций, являются нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желаниями, обычно несколько идеализированного будущего. Сон отличается от дневного сна тем, что он несколько более реалистичен и в большей степени связан с реальностью, то есть в принципе осуществим. Мечты и дневные сны занимают довольно большую часть времени человека, особенно в подростковом возрасте. Для большинства людей мечты — это приятные мысли о будущем. У некоторых также бывают тревожные видения, которые вызывают чувство тревоги, вины и агрессии.

Функции воображения

Человеческий разум не может находиться в бездействии, поэтому люди так часто видят сны. Человеческий мозг продолжает работать даже тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает проблемы. Именно в это время и начинает работать воображение. Доказано, что человек не в состоянии остановить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе человеческой жизни воображение выполняет ряд специфических функций.

Первое — это умение представлять реальность в образах и использовать их для решения проблем. Эта функция воображения тесно связана с мышлением и органически заключена в нем.

Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек способен удовлетворить многие свои потребности, хотя бы частично, чтобы снять вызванное ими напряжение. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и развивается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в волевой регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью умело созданных образов человек может привлечь внимание к нужным событиям, с помощью образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения заключается в формировании внутреннего плана действий, то есть в способности осуществлять их в уме путем манипулирования образами.

Пятая функция воображения — планирование и программирование деятельности, создание таких программ, оценка их правильности, процесс реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения человек может влиять на органические процессы чисто волевым образом: Изменение ритма дыхания, частоты пульса, артериального давления, температуры тела и т.д. Эти факты лежат в основе аутотренинга, который широко используется для саморегуляции.

Основные теории происхождения и развития воображения

Т. Рибо говорит о прямой связи между воображением и познанием реальности. Он выделяет основные этапы развития воображения ребенка:

  • В первом — ребенок может трансформировать воспринимаемые объекты, то есть в одном объекте он видит другой;
  • на втором этапе воображение ребенка проявляется в оживлении игрушек;
  • в третьем — воображение ребенка отражается в игривых перевоплощениях
  • На четвертом ребенок комбинирует образы, то есть начинает формироваться собственно художественное творчество.

Концепция Дьюи предполагает, что воображение основано на инстинктах.

Представители гештальтпсихологии (М. Вертхаймер, К. Кофка, Р. Арнхейм) считают способность к визуализации основой развития воображения.

З. Фрейд считает ранний детский опыт основой для творческих процессов. Благодаря творческому воображению ребенок способен замещать ситуации, которые являются для него напряженными и оставляют сильное впечатление. Такое же предположение разделяют Э. Крис и К. Куби.

Ж. Пиаже рассматривает фантазию как временную стадию искаженного отражения реальности. По его словам, фантазия не открывает ребенку ничего нового, а лишь искажает образ реальности.

В отечественной психологии воображение, наряду с другими психическими функциями, выступает как отражение окружающей действительности, будучи социальным по своей природе. Так, Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с действительностью, указывая на различные формы связи воображения с действительностью.

Также в рамках психологических исследований эта тема изучалась в работах таких известных отечественных психологов, как Е.Ю. Басин, А.В. Брушлинский, А.Ю. Дудецкий, Ю.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, О.М. Дьяченко, Р.С. Немов, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Вернер.

Воображение и его развитие

Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения происходит в процессе онтогенеза человека и первоначально требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образных представлений. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Психологи выделяют три основных этапа в развитии воображения у детей:

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на когнитивное и аффективное. Когнитивное воображение проявляется в тех ситуациях, когда ребенок с помощью игрушек разыгрывает какие-то известные ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется, когда ребенок играет в свои переживания. В этом случае дети изображают на различном материале моменты, которые фундаментально связаны с переживанием страха: Угроза, прятки, избегание или не избегание угрозы (Баба-Яга, волк поджидают непослушных детей и забирают их или не забирают). В случае угрозы образу эго, ребенок конструирует воображаемую ситуацию, которая устраняет угрозу. Она дает ему позитивный материал для поддержания образа «Я», когда он не в состоянии примирить образ «Я» с требованиями реальности.

Второй этап в развитии воображения приходится на возраст 4-5 лет. Ребенок стремится освоить нормы, особенно социальные, а также правила и образцы действий. В этом возрасте снижается уровень творческого воображения. У здоровых детей частота устойчивой тревоги снижается, и, как правило, аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы. Познавательное воображение ребенка в этом возрасте связано с активным развитием ролевых игр, рисования, конструирования. Она носит репродуктивный характер, так как ребенок ориентирован на следование образцам. Особенности использования образа в создании воображением продуктов воображения заключаются в том, что образ строится с помощью действий «овеществления», но затем он дополняется разнообразными деталями. В возрасте 4-5 лет процесс воображения включает в себя конкретное планирование, которое можно назвать поэтапным планированием. Ребенок планирует шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Возможность поэтапного планирования приводит детей к возможности направленного вербального творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события друг на друга.

Третий этап в развитии воображения приходится на возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребенка направлено на переживание психотравмирующих воздействий через их многократное изменение в игре, рисовании и других видах творческой деятельности.

В этом возрасте обычно начинают существовать фантастические миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребенка часто носит проективный характер и символизирует текущий опыт. Когнитивное воображение подвержено качественным изменениям. В своей работе дети не просто передают обработанные впечатления, а начинают специально искать приемы для такой передачи. Возможность выбора этих методов проявляется не только в подборе адекватных способов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла. Целостный образ начинает строиться путем «включения»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента реальности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Здесь впервые проявляется целостное планирование: ребенок способен построить план своего выступления еще до начала действий и последовательно его реализовать, часто корректируя его по ходу выполнения, но без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно спонтанно возникающее после травмы, может привести к патологическим, застойным переживаниям или привести ребенка к полной автономии, к созданию воображаемой замещающей жизни, а не к реальным творческим продуктам. Когнитивное воображение имеет тенденцию к постепенному снижению, поскольку его функция, как отмечает А.В.Петровский, связана с такими ситуациями, неопределенность которых очень высока.

Заключение

Предметом моего исследования было воображение. Я попытался определить его место и связь с другими психическими процессами. Анализ воображения сопряжен с трудностями в силу его специфики, поскольку оно переплетается со всеми видами познания.

На основании моего исследования можно сделать следующие выводы:

Воображение — это психический процесс, который преобразует данное и на этой основе создает новые образы.

Воображение позволяет нам представить себе результат работы еще до ее начала.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень высока.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Он также играет большую роль в преобразовании объективного мира. Прежде чем человек изменит что-либо практически, он изменяет это мысленно.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку интуитивно ориентироваться и решать проблемы без непосредственного вмешательства в практику.

Воображение следует рассматривать как более сложную форму психической деятельности, которая представляет собой реальное объединение нескольких функций в их своеобразных отношениях.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение неотделимо от процесса памяти; оно преобразует то, что находится в памяти. Он также связан с восприятием (обогащает новые образы, делает их более продуктивными) и мышлением. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Важность воображения трудно переоценить. Это необходимо не только писателям для создания образов героев или художникам в поисках сюжета для будущего образа. Без воображения ученые не могли бы выдвигать гипотезы, строить догадки о причинах событий, предсказывать события; учителя не могли бы подготовиться к преподаванию, потому что невозможно представить его ход, предсказать реакцию учеников и т.д. И процесс обучения в целом стал бы очень ограниченным, поскольку без опоры на воображение невозможно было бы изучать историю, географию, астрономию и другие предметы.

«Воображение, — писал психолог О.М. Дьяченко, подробно изучавший эту функцию, — подобно тому чуткому музыкальному инструменту, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребенка поиска и реализации собственных планов и желаний.

Благодаря своей связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных на основе сенсорного опыта и мышления. В этих процессах деятельность воображения постоянно возобновляется. А отсутствие или недостаток когнитивной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения различны; оно по-разному функционирует в творческих актах, проявляясь активно в одних процессах или скрыто в других.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в деятельности человека. В процессе осмысления внешнего мира, наряду с восприятием того, что влияет на него в данный момент, или визуализацией того, что влияло на него раньше, человек создает новые образы. Воображение — это психический процесс создания чего-то нового в виде образа, представления или идеи. Человек может мысленно представлять себе вещи, которые он не воспринимал и не совершал в прошлом, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не сталкивался. Поскольку оно тесно связано с мышлением, воображение характеризуется большим, чем мышление, а именно неопределенностью проблемной ситуации. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-то сделать, представляет себе, что и как он будет делать, тем самым он заранее создает образ материальной вещи, которая будет сделана в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять себе как конечный результат своей работы, так и процесс производства материальной вещи отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, которая иногда бывает очень искусной. Физиологической основой воображения является образование новых комбинаций из тех временных отношений, которые уже сформировались в прошлом опыте. Простая актуализация уже существующих временных связей еще не приводит к созданию новой. Создание нового предполагает, что такая комбинация образуется из временных связей, которые ранее не сочетались друг с другом. В этом случае важна вторая сигнальная система — слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все визуальные образы неотделимы от него. Как правило, слово служит источником возникновения воображаемых образов, управляет способом их формирования, является средством их удержания, закрепления, изменения. Воображение — это всегда определенное отклонение от реальности. Но в любом случае источником воображения является объективная реальность. Воображение — это образное построение содержания понятия об объекте (или проекция схемы действий с ним) еще до того, как сформируется само понятие (и схема приобретет определенное, проверяемое и реализуемое выражение в конкретном материале).

Воображение характеризуется тем, что знание еще не оформилось в логическую категорию, в то время как на сенсорном уровне уже установлено некое соотношение всеобщего и единичного. По этой причине в акте созерцания отдельный факт раскрывается в своей универсальной перспективе и обнаруживает свое целостное значение по отношению к конкретной ситуации. Таким образом, в смысле воображения целостный образ ситуации выстраивается до фрагментарного и детального образа созерцаемого. Ведущим механизмом воображения является перенос какого-либо свойства объекта. Эвристический характер переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его узнавания или создания человеком.

Список литературы

  1. Брушлинский А.В.. Воображение и познание // Вопросы философии. — 1967. — №11.
  2. А.В. Брушлинский, «Субъективное мышление, учение и воображение», Воронеж, изд. Института практической психологии, 1996.
  3. Психология искусства Л.С. Выготского, Феникс Ростов-на-Дону, 1998.
  4. Выготский, Л.С. «Собрание сочинений». В 6 томах. ТОМ 2. МОСКВА, 1964.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1970
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детстве. 1997.
  7. Гурова Л.Л. Воображение / / Философская энциклопедия. — М., 1960. — Т. 1
  8. Дж. Гибсон, «Отношения между воображаемым и воспринимаемым». Учебник по общей психологии. Издание 3. предмет познания. под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическое общество. 1998
  9. дудецкий А.Ю. «Теоретические вопросы воображения и творчества»: цикл лекций спецкурса для студентов педагогических институтов и учителей средних школ. — Смоленск: издательство Государственного педагогического института имени Маркса, 1974.
  10. Дьяченко О.М. Основные направления развития воображения ребенка-дошкольника // Вопросы психологии -М.: Педагогика, 1988, № 6 — с.52-59.
  11. Игнатьев Е.И. «Воображение как средство познания и управления творческой деятельностью». Сб. «Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания». Ярославль, 1966.
  12. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения понятий и воображения. — М., 1956
  13. И.В. Ильенков, Эстетическая природа воображения, //Проблемы эстетики, т. 6, 1964.
  14. Кестлер А. Акт творения. HutchinsonC. Лондон, 1969.
  15. Немов Р.С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
  16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 3-е изд. стереотипное. -М.: Академия, 2002.
  17. Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. Общая психология. 3-е изд. — М.: Образование, 1986,
  18. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». 2-е изд. М., 1946.
  19. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль «Академия развития 1996.
  20. Т. Рибот, «Анализ воображения. Интеллектуальный фактор». Учебник общей психологии. Издание 3. Предмет познания // Под ред. Петухова В.В., М., Российское психологическое общество. 1998
  21. Т. Рибо, «Анализ воображения. Эмоциональный фактор». Компендиум по общей психологии. Издание 3. Предмет познания // Под ред. Петухова В.В., Москва, Российское психологическое общество. 1998
  22. У. Воображение и память. Выпуск 3. Субъект познания // Под ред. Петухова В.В., Москва, Российское психологическое общество. 1998