Оглавление:
Основной идеей культуры XVII века, как в области философии, так и в психологии, на которую она повлияла, был дух механицизма, представление Вселенной как огромной машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все природные процессы механически обусловлены и могут быть объяснены на основе законов физики. Считалось, что весь мир состоит из частиц материи, находящихся в постоянном движении. Согласно Галилею, материя состояла из дискретных частиц или атомов, которые взаимодействовали друг с другом при столкновении. Ньютон пересмотрел галилеевскую версию и предположил, что импульсы движения передаются не прямым контактом от атома к атому, а силами притяжения и отталкивания. Поскольку Вселенная состоит из атомов, находящихся в движении, любое физическое движение (движение каждого атома) вызвано непосредственной причиной (движение другого атома, сталкивающегося с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению — и поэтому должен быть вполне предсказуем. Вселенная идеально упорядочена и буквально работает как часы или другой совершенный механизм. Мир был создан Богом совершенным образом — в 17 веке Богу приписывали создание всех работающих причинно-следственных связей.
Методы и достижения науки в этот период развивались параллельно с развитием технологий и дополняли друг друга. Наблюдения и эксперименты, сопровождаемые точными количественными методами, стали неотъемлемой частью науки. Исследователи стремились понять каждое явление, описывая его в точных количественных терминах, что является основным требованием механистического подхода. Именно в этот период были созданы довольно сложные термометры, барометры, логарифмические линейки, маятниковые часы и другие механические устройства, столь характерные для эпохи механики. Эти события, в свою очередь, способствовали возникновению убеждения, что абсолютно каждое явление во Вселенной поддается количественному измерению.
Часы были самым доступным, знакомым, точным и предсказуемым механизмом, поэтому со временем ученые и философы стали рассматривать их как модель мира в целом.
Немецкий философ Кристиан фон Вольф описал сходство между Вселенной и часовым механизмом очень просто: «Мир ведет себя как часы». Кристиан фон Вольф (1679-1754) — профессор философии, разделил психологию на эмпирическую, которая имеет дело с соединением души с телом, и рациональную, которая имеет дело только с бессмертной душой. Он считал соединение души и тела необъяснимым чудом и сводил все психические явления к особым способностям души. Этому мнению противоречил Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), который считал ошибочным разделение всей психической деятельности на отдельные независимые функции. Он рассматривал жизнь души как единое целое и был противником экспериментов над людьми.
Метафора мира как часов проложила путь к идее детерминизма — убеждению, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. Подобно тому, как можно предсказать ход часового механизма, можно предсказать порядок и систематическое функционирование отдельных частей Вселенной, анализируя и сводя их к простейшим компонентам — молекулам и атомам: Разберите часы и посмотрите, как работают их шестеренки и пружины. Этот факт, в свою очередь, привел к идее редукционизма — доктрине, объясняющей сложные явления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня.
Таким образом, считалось, что все живые существа — это просто машины, хотя и особого рода, и что люди — гораздо лучшие и более эффективные машины, чем те, которые могут создать часовщики, но, тем не менее, это машины.
В семнадцатом веке возникла новая методологическая установка — эмпиризм, ориентированный на познание через наблюдение и эксперимент. Знания, ориентированные только на традицию и авторитет, теперь воспринимались как нечто сомнительное. Особенно революционными были идеи Рене Декарта (1596-1650) о том, что, несмотря на все различия между душой и телом, между ними возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело — на душу. Его понятие undulatio reflexa — движения, которые происходят без участия сознания или воли — выросло из таких наблюдений, поэтому Декарта часто называют родоначальником теории рефлексов.
Теория идей Декарта оказала значительное влияние на развитие современной психологии. По его словам, человеческий разум содержит два типа идей: врожденные и приобретенные. Приобретенные идеи — это те идеи, которые возникают в результате опыта, непосредственного контакта с объектами внешнего мира — например, звук колокольчиков или вид дерева. Приобретенные идеи являются результатом сенсорного опыта. Врожденные идеи не исходят от объектов внешнего мира, а существуют исключительно в нашем разуме, или сознании. По мнению Декарта, к ним относятся идея Бога, идея самости, идеи совершенства и бесконечности. Учение о врожденных идеях привело к появлению так называемой нативистской теории восприятия (наша способность воспринимать является врожденной, а не приобретенной), которая, в свою очередь, повлияла на развитие гештальтпсихологии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергая постулированное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека идет постоянная скрытая работа духовных сил — бесчисленных малых восприятий, и из них возникают сознательные желания и страсти.
Предпосылки для возникновения психологии в Германии
Философы того времени вообще отрицали возможность научного изучения психики.
В XIX веке фонетика, лингвистика, история, археология, эстетика, логика и литературная критика уже считались науками в Германии, в то время как во Франции и Англии науками считались только физика и химия.
Французские и английские ученые сомневались в обоснованности научных методов исследования человеческого разума, в то время как немецкие ученые, свободные от подобного скептицизма, с энтузиазмом взялись за изучение мыслительной деятельности. До 1870 года объединенная Германия представляла собой свободную конфедерацию автономных королевств, герцогств и городов-государств с централизованным правительством. Каждая из этих территорий имела свой собственный хорошо финансируемый университет с высокооплачиваемыми преподавателями и самым современным научным оборудованием. К концу девятнадцатого века философия достигла достаточно высокого уровня в изучении психики и сознания: были сформулированы основные принципы научного изучения человеческой природы. Позитивизм, материализм и эмпиризм послужили философской основой зарождающейся научной психологии. Но главная роль среди этих трех направлений принадлежит эмпиризму. Основные принципы эмпиризма: акцент на первостепенной роли сенсорного опыта в познании, аналитическое разложение сознательного опыта на элементы, формирование сложных идей путем ассоциации с рядом простых идей, акцент на сознательных ментальных процессах.
Прогресс в физиологии и медицине. В начале XIX века развивались идеи о разложимости психических процессов на некие исходные психические «способности»; врачи стали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779 году немецкий анатом Мейер предложил, что все психические функции интегрируются мозжечком и мозолистым телом, а отдельные психические «способности» локализованы в коре головного мозга, белом веществе и базальных областях мозга. Работа шотландского врача Маршалла Холла (1790-1857) над рефлекторным поведением привела его к выводу, что разные части мозга и нервной системы отвечают за разные аспекты поведения. В частности, он предположил, что волевые движения зависят от головного мозга, рефлекторные — от спинного мозга, бессознательные — от прямой стимуляции мышц, а дыхательные — от спинного мозга.
В начале двадцатого века начались экспериментальные подходы к изучению мозга: клинический метод и электростимуляция. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока (1824-1880), хирургом больницы для умалишенных под Парижем. Брока провел вскрытие тела человека, который при жизни много лет не мог внятно говорить. Обследование выявило поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. Брока назвал эту часть мозга центром языка; позже она была названа зоной Брока.
Метод электростимуляции для исследования мозга был впервые использован в 1870 году Густавом Фричем и Эдуардом Хитцигом. Этот метод предполагает изучение коры головного мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическими разрядами. Физиология стала экспериментальной дисциплиной, особенно под влиянием немецкого физиолога Иоганна Мюллера (1801-1858), который выступал за использование экспериментальных методов в физиологии и сформулировал принцип «специфической сенсорной энергии». Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерные ощущения, потому что каждый рецепторный участок нервной системы содержит свою «специфическую энергию». Эта идея вдохновила многих исследователей, чьи работы пытались разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферических сенсорных рецепторов.
В конце 18 века итальянский исследователь Луиджи Гальвани (1737-1798) предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу.
Изучение нервных импульсов расширялось и было настолько убедительным, что к середине девятнадцатого века электрическая природа импульсов стала общепризнанным фактом. Ученые считали, что нервная система по сути является проводником электрических импульсов и что центральная нервная система функционирует как коммутатор, передавая импульсы по сенсорным или двигательным нервным волокнам.
Но физиология все еще была проникнута духом механистической философии. Группа ученых, многие из которых когда-то были студентами Иоганна Мюллера, организовала Берлинское физическое общество. Их объединяло убеждение, что любое явление может быть объяснено законами физики. Они надеялись объединить физиологию с физикой, чтобы развивать физиологию в механистических рамках.
В то время считалось, что скорость нервного импульса мгновенна или, по крайней мере, настолько велика, что ее невозможно измерить. Герман фон Гельмгольц (1821-1894) первым эмпирически измерил скорость нервных импульсов, регистрируя моменты возбуждения и экспериментально установив, что прохождение нервных импульсов происходит с определенной скоростью. Это доказало, что процессы мозговой и мышечной активности происходят не одновременно, как предполагалось ранее, а следуют друг за другом через определенное время. Результаты экспериментов Гельмгольца стали началом перспективного направления в области изучения протекания нейропроцессов и заложили основу для будущих экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов. Его работа по изучению механизма зрения также оказала большое влияние на психологию. Он изучал внешние мышцы глаза и механизмы, с помощью которых внутренние мышцы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Он пересмотрел и расширил теорию цветового зрения. Научный труд, посвященный этой теории, был опубликован Томасом Юнгом в 1802 году, и сегодня теория цветового зрения носит имя Юнга-Гельмгольца.
Школа психологии Вундта
Первой версией психологии как самостоятельной науки была физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Исследование мышечных движений» (1858). (1858), а второй — «Материалы по теории сенсорного восприятия» (1858-1862). В этот период он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие «бессознательного умозаключения». В 1962 году Вундт прочитал в том же университете лекцию «Психология с точки зрения естествознания», а в следующем, 1863 году, появились его «Лекции о душе человека и животных». Эти лекции содержали программу построения двух психологий — экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 годах появились его «Основы физиологической психологии», а с 1875 года Вундт был профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт основал в Лейпцигском университете первую в мире психологическую лабораторию, по образцу которой были созданы подобные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года был основан Институт экспериментальной психологии, ставший международным центром подготовки психологов. Именно он установил эксперимент как основной рычаг преобразования психологического знания в научное. Результаты работы лаборатории публикуются в первом психологическом журнале «Философские исследования», основанном Вундтом и издававшемся с 1881 года.
Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, открываемом путем тщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изучения психики, наблюдения субъекта за содержанием и действиями собственного сознания, и сочетал интроспекцию с экспериментальным методом. В этом случае предполагалось, что ненадежность обычной, ненаучной интроспекции может быть преодолена путем специального обучения испытуемых, которые должны были развить способность самоотчета о том, что они непосредственно осознавали в момент предъявления стимула. Информация, сообщаемая испытуемыми, засчитывалась как научные факты только тогда, когда те же субъективные явления происходили при постоянных внешних стимулах.
На этой основе ощущения мыслились как структурные элементы психики, их аналогами были образы памяти и простейшие ощущения, эти «атомы» сенсорной ткани сознания и изучались на предмет их качества и интенсивности. Целью Вундта было выделение «мозаики чувств» сознания, то есть материи, из которой состоит сознание, а также раскрытие связей между элементами и установление «законов» жизни души. В то же время, по мнению Вундта, высшие психические процессы должны были исследоваться другими методами, в частности, путем изучения мифов, ритуалов, обычаев, религиозных верований, анализа языка и других продуктов человеческого народного разума. Этому был посвящен фундаментальный десятитомный труд Вундта «Психология наций», опубликованный в 1900-1920 годах. Огромное значение этой работы для психологии заключается не только в актуальности самой темы, появление этой работы ознаменовало разделение новой психологической науки на две ветви — экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать без перерыва до самой смерти в 1920 году, скончавшись вскоре после завершения работы над своей книгой воспоминаний. Подсчитано, что с 1853 по 1920 год Вундт написал более 54 000 страниц — то есть, он писал 2,2 страницы в день. Его детская мечта стать известным писателем сбылась.
В школе Вундта сформировалось первое поколение профессиональных психологов: Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Х. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н.Н. Кузнецов, В.В. Ланге, Э. Крапелин, Д. Кетелл, Ст. Холл и другие, у него учились более 160 выдающихся ученых. С. Холл в 1892 году основал Американскую психологическую ассоциацию, самую влиятельную организацию психологов в мире, и он также является одним из основателей педологии. Крейпелин Эмиль (1856-1926) — немецкий психиатр и профессор психиатрии, предложивший классификацию психических заболеваний, в которой он выделил среди прочих слабоумие и манию. Крейпелин ввел психологические эксперименты в психиатрических больницах, ему приписывают попытку создания схем для изучения личности и начало исследований в области психофармакологии.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — русский невропатолог, психиатр, физиолог и психолог, создавший в 1885 году первую в России лабораторию экспериментальной психологии при больнице Казанского университета и основавший в 1908 году Психоневрологический институт. В 1908 году он основал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге. Г. Мюнстерберг является одним из основателей «психотехники»; он изучал проблемы управления, профессионального отбора и профессионального обучения, а в 1913 году опубликовал работу «Психология промышленной производительности».
Он также разработал стратегии для изучения рабочих процессов в лабораторных условиях. Титченер Эдвард Брэдфорд (1867-1927) — американский психолог, который развил идеи Вундта и чье направление в психологии получило название структурализм. В 1904 году он организовал Общество экспериментальной психологии. Он проводил экспериментальные исследования восприятия и внимания. Он является автором многочисленных научных работ, особенно «Очерков по психологии» и «Учебника психологии». Предмет психологии он трактовал как систему элементарных состояний сознания (восприятий, представлений, ощущений), из которых складывается все многообразие душевной жизни. Эрнст Мейманн (1862-1915) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Кеттел Джеймс МакКеон (1860-1944) был американским психологом и одним из основателей психологического тестирования.
Школа Вундта структурировала свою экспериментальную программу по направлениям психофизиологии чувств и психофизики. В экспериментальной психологии существует расслоение в пользу независимости психологических исследований от физиологических. Научные области интересов Вундта — включая ощущение и восприятие, внимание, эмоции, реакцию и ассоциации — стали важными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта на психологию оказались не совсем верными, ни в коей мере не умаляет его заслуг как основателя этой науки.
Герман Эббингауз
Герман Эббингауз (1850-1909), одинокий немецкий психолог, работавший вне университетов, был первым психологом, изучавшим память и обучение с помощью экспериментального метода. Исследование Эббингаузом процессов памяти и забывания является блестящей работой в области экспериментальной психологии. Исследования Эббингауза значительно расширили горизонты экспериментальной психологии. Никто еще не брался за экспериментальное изучение процессов обучения и памяти. Вильгельм Вундт авторитетно заявил, что даже это невозможно. Эббингауз работал независимо, не имел ни академической должности, ни поддержки университета, ни собственной лаборатории. Тем не менее, в течение пяти лет он провел серию серьезных и исчерпывающих научных экспериментов, в которых он сам был единственным испытуемым.
Эббингауз использовал бессмысленные слоги в качестве материала для своих исследований — учебного материала — и именно его изобретение коренным образом изменило изучение обучения. Его бессмысленные слоги, обычно состоящие из двух согласных и одной гласной (например, lef, bok или yat), отвечали этим требованиям. Он записал все возможные трехбуквенные комбинации на карточках, создав запас из 2300 слогов, из которых он случайным образом выбирал слоги для изучения.
Эббингауз изучал и другие факторы, которые, по его мнению, могут влиять на память и обучение. К ним относятся эффект избыточного запоминания (повторение большего количества материала, чем требуется для идеального запоминания), ассоциации внутри списка слогов, повторение ранее выученного материала, а также время между запоминанием и припоминанием. На основе изучения влияния фактора времени на процессы памяти Эббингауз создал кривую забывания («кривая Эббингауза»), согласно которой быстрее всего материал забывается в первые несколько часов после его запоминания, а в дальнейшем скорость забывания медленно снижается. В 1880 году Эббингауз получил должность в Берлинском университете, где продолжил свои исследования, проводя дополнительные эксперименты и проверяя полученные ранее результаты. Он описал свои эксперименты в работе «О памяти», которая по сей день считается в истории психологии самой блестящей научной работой независимого исследователя. Она не только знаменует собой начало новой области исследований, но и является ярким примером профессионального мастерства и смелости ее автора. В истории психологии нет другой такой фигуры, как Эббингауз, ученый, который, работая без какой-либо поддержки, смог подчинить всю свою жизнь тщательным экспериментам. Его эксперименты были проведены с такой точностью, тщательностью и методологией, что на них ссылаются во всех учебниках по психологии уже более века.
Эббингауз не возражал, чтобы другие ученые развивали тему его исследований и совершенствовали его методологию. В 1886 году он был назначен доцентом Берлинского университета. Он создал лабораторию и в 1890 году вместе с физиком Артуром Кенигом основал журнал «Психология и физиология чувств». В Германии существовала потребность в таком журнале, поскольку журнал Вундта, печатный орган Лейпцигской лаборатории, был просто не в состоянии охватить все исследования, проводимые в то время. Необходимость в новом журнале, возникшая всего через девять лет после основания «Zeitschrift» Вундта, свидетельствует о быстром развитии новой психологии.
В первом номере своего журнала Эббингауз и Кениг сделали смелое заявление о двух дисциплинах, вынесенных в заголовок: психологии и физиологии. Они писали, что эти науки «развивались вместе … слиться в единое целое: они стимулировали и предсказывали развитие друг друга, и поэтому составляют две равные части одной великой науки». Исследования Эббингауза привнесли объективность количественных и экспериментальных методов в изучение высших психических процессов — одну из центральных тем современной психологии. Заслугой Эббингауза является то, что работа по изучению ассоциаций превратилась из теории об их свойствах в настоящий научный поиск. Многие из его выводов о природе обучения и памяти актуальны и сегодня.
Титченер позже отметил, что использование бессмысленных слогов было первым значительным шагом в этой области со времен Аристотеля.
Вюрцбургская школа психологии
Вюрцбургская школа — это течение в немецкой психологии, возникшее в начале двадцатого века под руководством Кюльпе Освальда (1862-1915), немецкого психолога и философа, который одним из первых подверг высшие психологические функции — мышление и волю — экспериментальному анализу. Обучаясь у Вундта, автора «Наброска психологии», опубликованного в 1893 году, Кюльпе не рассматривал сложные психологические функции, но через несколько лет он утвердился в мысли, что мыслительные процессы можно изучать экспериментальным путем. Вся научная деятельность Кюльпе была посвящена изучению тех вопросов, которые отвергала психология Вундта. Кюльпе предложил метод, который он назвал систематической экспериментальной интроспекцией.
Эксперименты этой школы оказались самыми значительными в изучении человеческой психики. Самым важным было изменение психологического направления взгляда, изменение инструкций, даваемых испытуемому, что сместило фокус с эффектов поведения испытуемого на выполняемые им действия. Испытуемых просили фиксировать не результат, а сам процесс, описывать, какие события происходили в их сознании, когда они решали экспериментальную задачу. Результаты интроспекции мыслительных процессов, полученные психологами вюрцбургской школы Кюльпе, подтвердили мнение о том, что мышление возможно без смыслового и образного содержания. На основе этих выводов была разработана теория невоображаемого или неимагинативного мышления: Ощущения и образы играют лишь вспомогательную и второстепенную роль в мышлении. Таким образом, исследования Кюльпе установили существование несенсорной формы сознания. В этой школе изучение мышления приобрело психологические очертания. Х. Уатт пришел к выводу, что работа сознания была проделана до окончания эксперимента, а именно в тот момент, когда происходило усвоение правил своего поведения. Испытуемые, по-видимому, задавали своему подсознанию некую установку по умолчанию или, другими словами, инструктировали его давать то, что они считали наиболее приемлемым ответом. Как только правила выполнения задания были выучены, а основное направление установлено, фактическое выполнение задания начинало происходить без каких-либо усилий со стороны сознания. Эти исследования подтвердили, что скрытая сторона сознания способна каким-то образом контролировать свою деятельность. Тот факт, что переживания зависят не только от элементов сознания, но и от определяющих тенденций в подсознании, доказал, что подсознание оказывает значительное влияние на поведение человека. Эта идея стала основополагающей для теории психоанализа Зигмунда Фрейда.
Еще одним важным достижением Вюрцбургской школы является введение категории действия как акта, который имеет свою собственную детерминацию, мотив и цель, свою собственную оперативную и аффективную динамику и свою собственную композицию. Представителями этой школы были Майер (1867-1933), который предложил классификацию мышления, и Нарцисс Ач, который показал, что образование ассоциаций контролируется детерминистской тенденцией и что мыслительный процесс строится в соответствии с определенной задачей. Он создал метод формирования искусственных понятий, который позже был модифицирован Выготским (1896-1934) и Сахаровым под названием метода «двойной стимуляции». Зельц, Отто (1881-1944) — немецкий психолог, чьи исследования мышления показали, что мыслительные процессы определяются структурой решаемой задачи. Задача представляется субъекту как своего рода «проблемный комплекс», полнота которого может быть достигнута только путем выявления недостающего элемента. Карл Бюлер (1879-1963), психолог, создал эвристическую теорию языка. Язык не дается ребенку в готовом виде, а придумывается им самим в процессе общения со взрослыми. Таким образом, Бюлер настаивал на том, что весь процесс формирования языка — это цепь открытий; он также рассматривал интеллектуальное развитие детей как творческий процесс. Исследуя процесс решения задач, он пересматривает связь между ассоциацией и сознанием, отмечая, что ребенок ассоциирует только то, что он уже осознал как единое целое. То есть, сначала происходит акт мышления, который завершается ассоциацией между сознательными параметрами. Это осознание является творческим процессом и происходит мгновенно. Процесс немедленного постижения сути вещей, который Бюлер назвал «Ага-восприятием», этот мыслительный процесс не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка. Основой психического развития считаются врожденные структуры, которые формируются сами по себе в течение жизни. Бюлер выделил три основные стадии психического развития: Инстинкт; Обучение (формирование условных рефлексов); Интеллект (возникновение «Ага-восприятия», осознание проблемной ситуации). Теория игр дала первое объяснение их мотивации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Рациональная психотерапия
- Педагогическое общение с детьми
- Психологические основы педагогической поддержки
- Представление и его основные характеристики
- Психогенетика
- Активность социальной жизни — Понятие «социальная жизнь»
- Задачи психотерапии
- Сознание у животных
- Интернет-зависимость и терапевтическая работа с ней
- Влияние продуктивной деятельности на развитие воображения дошкольников — Анализ проблем личности ребенка дошкольного возраста