Оглавление:
Сознание как процесс — это энергия (сила), освещающая внутренний мир человека и контролирующая психические процессы. Энергия, несущая свет, силу и контроль. В результате сознание становится областью психического, доступной для внутреннего видения, понимания и контроля.
Внимание — это луч (луч) энергии сознания, который обеспечивает просветление, концентрацию энергии и контроль над тем, к чему эта энергия относится. Луч внимания — это нить сознательного контроля. Круг внимания — это зона управления.
Внимание — загорается и привлекает. Сознание — понимает и структурирует. Сознание дает общий свет, общее видение и понимание, ориентацию, внимание выделяет важные детали.
Выделение важных деталей может затемнить остальную часть комнаты. Когда внимание (луч энергии сознания) кого-то или чего-то привлекается и контролируется извне (например, вы смотрите на телевизор: там мигает реклама!), Говорится о непроизвольном внимании. Чем больше внимания, тем меньше осознанности, меньше личности, меньше меня.
Если вы пытаетесь подчеркнуть общность всех этих примеров связи между вниманием и памятью, вы не можете обойтись без рассмотрения сознания. С одной стороны, внимание необходимо для того, чтобы сохранить мгновенно воспринимаемое, эфемерное сознание — иначе оно не может стать свойством памяти. С другой стороны, может потребоваться внимание для того, чтобы память снова появилась в сознании и поднялась из глубин памяти. Удержание образа или мысли в сознании также лежит в основе совместного функционирования внимания и восприятия, внимания и мышления.
Проблема связи между вниманием и сознанием стала развиваться в рамках философии и особенно восточной философии. . В восточной философской традиции упоминается особое место внимания — как «концентрация», так и «правильное видение», «проникновение» — для достижения просветления, истинной божественной мудрости. «Просветлённое сознание» невозможно без внимания. Неслучайно техника и практика медитации, также основанная на предельной концентрации сознания, развивается именно в восточной религиозной и философской традиции.
Например, в классической йоге, где первые четыре шага восьмеричного пути к совершенствованию требуют этического самоконтроля для поддержания правильной осанки и правильного дыхания. Более высокие уровни так или иначе связаны с вниманием. Пятая стадия, «пратьяхара», — это отвлечение чувств от объектов окружающей действительности. В-шестых, «дхарана» или «внимание» — концентрация внимания на одном объекте. Седьмая — «Дхьяна» или «Отражение» — по сути медитация, глубокое и непрерывное созерцание этого объекта, открытие в нем новых аспектов.
Между прочим, именно комплексное исследование объекта внимания У. Джеймс считал основным методом и условием привлечения внимания к объекту.
Глубокое созерцание объекта позволяет вам достичь наивысшего уровня — «Самадхи» или «Концентрация» — полного слияния души с объектом внимания, ее растворения в этом объекте и, таким образом, отделения от тела, на которое стремится йога.
Интересно, что последние три ступени или средства йоги, в отличие от всех предыдущих, рассматриваются как «внутренние» и связаны с созерцанием одного и того же объекта. Таким образом, в философии йоги можно найти почти первую попытку изменения. Отслеживать свойства внимания во времени или его динамике.
Теоретические сведения
В психологии направление исследований, подчеркивающее связь между вниманием и сознанием, начинает активно развиваться во второй половине XIX века. Первым направлением, в котором началось систематическое экспериментальное изучение внимания, была классическая психология сознания. Подробное обсуждение этого ждет нас в следующей главе. С тех пор психология разработала ряд различных идей об отношениях между вниманием и сознанием, в которых внимание отводится на множество ролей.
Возможно, наиболее распространенной концепцией внимания в современной психологии внимания является ее интерпретация как механизма доступа к сознанию, который определяет, что мы воспринимаем и переживаем в данный момент, достигает сознания и влияет на наше поведение и что может случаться. Этот механизм также можно представить по-разному. Например, как своего рода «дверь» или дыра, похожая на ту, через которую Кэрроллз Алиса пыталась войти в волшебный сад в Стране чудес, но не совсем подошла. Или как секретарь-управляющий в приемной, который решает, кого следует приветствовать перед сияющими глазами Его Императорского Высочества, кому ждать аудиенции, а кому не разрешать доступ в кабинет. Вопрос о том, что и почему остается вне сознания, занимает очень важное место в современной психологии внимания.
В классической психологии сознания было выделено несколько других подходов к рассмотрению взаимосвязи между вниманием и сознанием. В одном из них сознание предстает как структура, подобная визуальному полю с фокусом и периферией, а внимание как часть сознания, его фокус, зона наибольшей ясности и отчетливости содержания сознания. Однако остается вопрос, как отдельные компоненты индивидуального опыта попадают в эту зону. Чтобы ответить на этот вопрос, внимание следует представить как особый процесс, в котором определенное содержание сознания или его элемента переносится на его центральную часть.
Наконец, внимание можно рассматривать как одно из свойств сознания или присущих ему свойств. Это качество представляет собой степень субъективной ясности впечатлений в сознании, которые при недостаточном внимании оказываются расплывчатыми и наиболее отчетливо предстают перед нами при чрезмерном внимании.
На ранних этапах разговора о внимании связь между вниманием и сознанием позволит нам начать описывать субъективные феномены внимания и определять критерии присутствия этого неуловимого явления, такого как подход улыбки Чеширского кота, который существует. и не существует без самой кошки. Осведомленность — это способность отвечать за себя, что означает, что именно благодаря осознанию мы можем узнать, что значит быть «бдительными» или «невнимательными». Имея прямой доступ к собственному опыту, «каждый знает, что такое внимание».
Получение более или менее полного представления об истории проблемы внимания в психологии — одна из первых задач, стоящих перед теми, кто обращается к изучению внимания. Несомненно, Ю.Б. Гиппенрейтер, представивший первую антологию внимания в 1976 г., подчеркивал: «Ни в какой другой области психологических исследований, как в психологии внимания, значение истории проблемы не оказывается столь важным. для понимания. Это заставляет бесконечно повторять нынешнее состояние и перспективы развития незнания истории.
«В истории психологии внимания был период ее наиболее плодотворных исследований — период конца 19 — начала 20 веков, который оставил в наследство современной психологии множество интересных, научно значимых идей и методов. Это исследования (теоретические и экспериментальная) до классиков психологии сознания, которые составляют золотой фонд психологии и не утратили своего значения по сей день.
Внимание как узловая проблема психологии сознания
Внимание как состояние и как процесс сознания.
Теория апперцепции Вундта: типы и функции апперцепции.
Апперцепция — это активный процесс, посредством которого сознание распознает свой потенциал самоорганизации на качественно иной основе, нежели простая сумма его элементов на уровне. Восприятие противоречит механистическому принципу ассоциации, поскольку ведет к образованию значимых и упорядоченных совокупностей ментальных элементов.
Центральной проблемой исследования В. Вундта было различение феноменов внимания и сознания. Для этого он использовал метафору поля зрения. Наиболее отчетливо воспринимается контент в точке фиксации поля зрения (фокуса), менее четко — он распределяется в нормальном поле зрения или на его периферии. Согласно В. Вундту, внимание — это одно из свойств или свойств сознания.
В. Достижение Вундта — измерение объема сознания: около шести ассоциативно связанных объектов. Для измерения объема сознания он использовал мелодическую серию, содержащую разное количество тактов. Он предложил испытуемым прослушать серию из одного, двух, трех и так далее.
Бары могут иметь разную степень сложности: двухтактовый (тик-так), трехтактный (ритм вальса: и — один — два — три) и т. Д. Строки были представлены одна за другой. Испытуемых просили определить, одинаковы они или нет. При этом испытуемые также дали правильные ответы на восемь рядов двумя штрихами.
Однако они не воспринимали все мелодии четко: ритм, воспринимаемый в данный момент, был более заметным, следующий — менее заметным и так далее, пока ощущение полностью не исчезло.
Вундт предположил, что только ритм, воспринимаемый в любой данный момент времени, является фокусом сознания, а остальное удерживается в фокусе благодаря ассоциативным связям. Он представил испытуемым матрицы со случайным набором букв или отдельных звуков, которые они не могли объединить в измерения, и обнаружил, что внимание соответствует шести сложным элементам.
Для описания содержания сознания (и внимания) В. Вундт использовал термины «восприятие» и «восприятие», предложенные Г. Лейбницем. Он называл восприятие входом содержания в сознание, восприятием — концентрацией внимания на определенном объекте, т. Е. Его вхождением в фокус сознания.
Согласно У. Вундту, наша способность быть сознательными непостоянна и зависит от природы воспринимаемого нами материала. Когда мы воспринимаем серию случайных элементов, объем сознания и внимания падает. Предел сознания становится пределом внимания (внимание = сознание).
Когда перед нами стимул, состоящий из множества взаимосвязанных элементов, то воспринимаемое (в фокусе) и восприятие (выходящее за рамки внимания) сливаются в единое целое. В этом случае сознание «расширяется» (сознание> внимание), и восприятие берет на себя функцию связи между элементами сознания.
Используя объективный экспериментальный метод, В. Вундт обнаружил, что простые реакции на зрительные и слуховые стимулы зависят не только от свойств внешних стимулов, но и от отношения испытуемого к восприятию этого стимула. Он назвал простое вхождение содержания в сознание восприятием (восприятием) и фокусировку ясного сознания на индивидуальном содержании — внимании или восприятии.
Представление о внимании в структурной психологии Титченера
У. Джеймс о внимании и его механизмах: концепция предвосприятия.
Проблема внимания в ассоцианизме.
Моторная теория внимания Рибо: естественное и искусственное внимание.
Среди теорий внимания — теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Он видел особенно тесную связь между эмоциями и произвольным вниманием.
Рибо считал, что интенсивность и продолжительность этого внимания были обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, связанных с объектом внимания.
Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с физиологической точки зрения внимание как вид состояния включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных, моторных и других произвольных или непроизвольных реакций.
В то же время Рибо отводил особую роль в объяснении типа внимания, уделяемого движению. Он считал, что состояние концентрации внимания сопровождается движениями всех частей тела — лица, туловища и конечностей, которые наряду с органическими реакциями являются необходимым условием поддержания внимания на этом уровне.
Движение поддерживает и физиологически укрепляет это состояние сознания.Для органов зрения и слуха внимание означает концентрацию и задержку движений. Усилия по привлечению и поддержанию внимания всегда имеют физиологическую основу. По словам Рибо, это состояние соответствует напряжению мышц. В то же время Рибо связывал отвлечение с мышечной усталостью, поэтому секрет произвольного внимания, как полагал автор этого подхода, заключается в умении управлять движением. Поэтому не случайно эта теория получила название теории моторного внимания.
Теория моторного (моторно-эмоционального) внимания Т. Рибо. Автор этой теории считал, что непроизвольное и произвольное внимание напрямую вызвано интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, связанных с объектом внимания.
Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению генеалогического древа человека. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и т. Д. Нескольких поколений семьи. В частности, благодаря генограмме, он обнаружил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, которая постоянно возобновляется и постоянно требует удовлетворения.
Т.Рибо определяет внимание как «ментальный моноидизм» (преобладание идеи в сознании), сопровождаемый естественной (с непроизвольным вниманием) или искусственной (с произвольным вниманием) адаптацией индивида.
Внимание — это некая психофизиологическая комбинация. для которого необходимы как двигательные, так и субъективные компоненты. По мнению французского психолога, внимание — это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному протеканию жизненных процессов.
Принимая во внимание важность физиологических коррелятов психических процессов и состояний для исследования механизмов внимания, Р.С. Немов предлагает назвать концепцию Т. Рибо психофизиологической: как чисто физиологическое состояние внимание включает в себя совокупность сосудистых, дыхательных, моторных и других произвольных или непроизвольных реакций.
Интеллектуальное внимание также связано с усилением притока крови к органам, запускающим мыслительные процессы. Т. Рибо иллюстрирует неразрывность физиологических и психологических аспектов внимания устойчивыми фразами: «Собрать мысли», «Запутать голову», «Твои глаза на лбу».
Двигательный эффект T Согласно Рибо, внимание заключается в том, что некоторые ощущения, мысли и воспоминания являются особенными из-за того, что вся двигательная активность направлена на них.
Биологическое определение и разновидности внимания
Психические факты получают свое настоящее определение только тогда, когда мы смотрим на них с общебиологической точки зрения, то есть как на некую адаптацию организма. Как возникает и совершенствуется эта целесообразность психики, будь то просто результат борьбы за существование и отбор или какой-то другой фактор — этот общий вопрос эволюционной биологии все еще обсуждается, и его решение тесно связано с фактическим изучением психики. проблема наследственности. Какими бы ни были факторы эволюции, мы должны видеть смысл существования ментальных факторов в их полезности и одну из главных задач объяснительной психологии в обнаружении и понимании этой пригодности.
Определяя внимание с такой биологической точки зрения, допустим, что это целенаправленная реакция организма, которая немедленно улучшает условия восприятия. Словом «немедленно» мы отделяем внимание от этих постоянных изменений, таких как обострение чувств или мыслей, которые также можно описать как улучшение условий восприятия, но не сразу, а в течение значительного периода времени. Под словом «восприятие» мы подразумеваем здесь как ощущения, так и идеи и вообще факты познания.
Обращая внимание на соответствующую реакцию организма, мы еще не решаем вопрос о том, из чего она состоит: в движениях, или в особой адаптации памяти, или в чем-то еще, но мы указываем, что все эти реакции, если они полезные для улучшения условий восприятия, они подходят под термином «внимание». Вряд ли можно сомневаться в том, что такие полезные реакции должны были развиваться в организмах, поскольку улучшение условий восприятия, очевидно, является главным преимуществом в борьбе за существование.
Согласно этому определению, мы должны различать три момента в каждом акте внимания: во-первых, определенное восприятие; во-вторых, ответ, улучшающий условия его сознания; в-третьих, улучшение восприятия. Начиная с этих моментов, первый может иногда выходить из строя именно тогда, когда мы заранее готовим внимание к определенному восприятию. Но последние два всегда должны присутствовать в каждом акте внимания. И вся суть вопроса о природе внимания заключается в выяснении этих методов немедленного улучшения условий восприятия и в иллюстрации того, как это восприятие изменилось в новых условиях.
Первый раскрывает механизм внимания, второй — его основное действие. Детальное рассмотрение этих вопросов является предметом следующей главы нашего исследования; В этой главе мы хотим прояснить связь нашего определения внимания с определениями других авторов и показать, какая естественная классификация типов внимания следует из этого определения.
Если внимание — это целенаправленная реакция организма, то мы можем ожидайте, что мы найдем те три основные формы, которые характерны для реакций организма в целом и его движений в частности, то есть рефлекса, инстинкта и волевой формы.
Мы называем рефлексами те реакции организма, которые происходят механически в дополнение к эмоциональному воздействию раздражения, и это раздражение, однако, не может быть распознано или распознано.
Инстинктивные движения — это те целенаправленные реакции организма, которым предшествуют не только раздражения, но также и некоторые особые центральные психические явления, так называемые влечения или стремления (влечения), которые явно носят эмоциональный характер. Наконец, мы называем движениями воли те, в которых выполняемое движение и его цель распознаются субъектом.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Взаимосвязь обучения и психических процессов
- Медиапсихология
- Педагогика дополнительного образования
- Аделаида Семеновна Симонович, педагог, первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания — Биография и формирование взглядов
- Проблемы истории педагогики
- Значение целостности и связности текста в психологии
- Теории личности в отечественной психологии
- Личностные расстройства
- Мозг и психика в психологии
- Развитие дошкольников в условиях депривации