Оглавление:
Однако историю протестантизма можно проследить в более ранних веках, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков претензии папства на светскую власть и падение нравов Римской курии были питательной средой для антикатолических настроений в Европе. С началом Реформации протестантизм стал одним из определяющих духовных и политических движений сначала в Европе, а затем и во всем мире. Различные протестантские конфессии на протяжении веков предлагали свои решения духовных проблем и религиозных потребностей верующих. В XIV веке в Англии широко распространилась проповедь Джона Уиклиффа. Он выступал против папской власти, за отмену монашества и за недворянство духовенства. Уайклифф перевел Библию на английский язык. Его сторонники (лолларды) прошли маршем по Англии в красных одеждах, произнося зажигательные речи. За отрицание реальности присутствия Христа в ритуале причастия Уайклифф был обвинен в ереси и провел некоторое время в тюрьме. Уайклифф написал памфлет «О Христе и его противнике антихристе», в котором объявил папу антихристом.
Проповедь Уиклиффа стала идеологической основой гуситского движения в следующем, 15 веке. Ян Гус также перевел Библию на языковой (чешский) язык, горячо протестовал против торговли индульгенциями и сравнивал Папу Римского с Антихристом. Констанцский собор (XVI Вселенский собор, 1414-1418) осудил ересь Виклифа и Гуса; последний был схвачен и сожжен (1415). Даже после поражения гуситов в Богемии сохранились тайные общества, идеологически протестантские по сути (например, «Чешские братья»).
К началу XVI века в Германии широко распространилась гуманистическая идеология (Эразм Роттердамский, Рейхлин, Ульрих фон Гуттен и др.). Из-за традиционных антипапских настроений в Германии она часто содержала антикатолические элементы, часто под лозунгом возвращения к основам, очищения христианства и т.д. Лидером религиозной революции был Мартин Лютер. Глубоко религиозный по натуре, он вскоре после окончания Эрфуртского университета был пострижен в монахи-августинцы (1505). В 1509 году он занял кафедру философии в Виттенбергском университете, но затем защитил диссертацию по теологии, стал доктором теологии и перешел на кафедру богословия. В то же время он читал проповеди в церкви и имел в этом большой успех. В 1510 году Лютер совершил деловую поездку в Рим и был потрясен местными легкими нравами.
Первый открытый вызов церковной политике Лютер бросил в 1517 году — он публично и решительно осудил торговлю индульгенциями, а затем прибил к дверям церкви 95 тезисов со своей позицией. Этот шаг вызвал волну солидарности, поддержанную саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым и быстро распространившуюся по всей Германии. Лютера вызвали в Рим, но сторонники посоветовали ему не ехать туда. Из Рима последовал ряд уговоров, угроз и споров. На Лейпцигском диспуте в 1519 году Лютер расширил свою критику, поставив под сомнение верховенство папы и римской церкви. Его поддержал Филипп Меланхтон, будущий кодификатор протестантизма.
История протестантских конфессий
Открытая конфронтация началась в 1520 году. Папа издал буллу «Exsurge Domine», в которой отлучил Лютера от церкви и проклял его. Курфюрст Фридрих отверг буллу, и Лютер демонстративно сжег ее в присутствии и с одобрения профессоров и жителей Виттенберга.
Император Карл V созвал сейм в Вормсе (1520) для урегулирования конфликта, пригласил туда Лютера и дал ему охранную грамоту. Лютер поехал; по дороге его встречали восторженные толпы сторонников. Сейм издал Вормсский эдикт, в котором осудил взгляды Лютера и постановил сжечь его полемические труды. Лютер скрывался в Вартбурге, где вместе с Меланхтоном и Агриколой работал над переводом Библии. Немного позже Лютер вернулся в Виттенберг, который с тех пор стал центром Реформации. Позже к списку оплотов Реформации добавились Цюрих и Страсбург.
Дракон Апокалипсиса. Карикатура на Папу Римского (1522)
Многие курфюрсты присоединились к реформаторам. Карл V, занятый войной с Францией, поначалу не мог вмешаться. В Германии начались восстания и смута, которые Лютер сурово осудил. Протестантские князья конфисковали церковные земли. Участились церковные погромы, уничтожение католической утвари и изгнание священников, лояльных Риму. Широко распространилось ожидание конца света и установления тысячелетнего царства Христа.
Сплотив своих сторонников, Лютер провел ряд церковных реформ: он убрал иконы, отменил мессу и написал новый катехизис. Пасторы теперь назначались князьями (позже избирались), их основным занятием вместо ритуалов была проповедь. Некоторые реформаторы, не согласные с его позицией, образовали автономные конфессии: Кальвинисты (Швейцария, Франция, южная Германия — Цвингли, Кальвин), Анабаптисты (Саксония, Томас Мюнцер). Непрерывные распри по различным вопросам велись и среди лютеран, особенно немецких со швейцарцами. В 1529 году Лютер и Цвингли встретились для примирения, но не достигли своей цели; Цвингли отрицал присутствие Христа в момент причастия, в то время как Лютер верил в это.
Около 1527 года Реформация распространилась по всей Скандинавии (Густавус Ваза в Швеции, Фредерик I в Дании) и вскоре, в особой форме англиканства, в Англии и Швейцарии. В Шотландии была образована пресвитерианская церковь, а также различные радикальные пуританские общины.
В 1529 году император Карл на рейхстаге добивался подтверждения Вормсского эдикта (действие которого было приостановлено в 1526 году); антикатолические князья выразили протест (с этого момента вошло в обиход слово «протестанты») и заключили военный союз (Шмалькальден, 1531 год). В 1530 году протестанты приняли каноническое «Аугсбургское исповедание», написанное Меланхтоном (28 статей); оно планировалось как компромиссная общая платформа с католиками, но Ватикан отверг эту программу. Через год Меланхтон составил «Апологию Аугсбургского исповедания», уже без ссылок на католиков, подробно прокомментированную и дополненную.
51 из 65 «имперских городов» стали протестантскими. Из немецких земель Реформация победила в Саксонии, Пруссии, Померании, Вюртемберге, Бранденбурге и Мекленбурге. В Швейцарии разразилась гражданская война (1531), в ходе которой Цвингли был убит, но во многих кантонах протестантизм устоял.
Карл, на этот раз занятый войной с турками, пошел на уступки и заключил перемирие (1532), по которому протестантам разрешалось исповедовать лютеранство, но не проповедовать его. Однако, несмотря на запрет, проповедь продолжалась.
Встревоженный, Рим начал контрнаступление. В 1540 году были основаны орден иезуитов и римская инквизиция. Вселенский Тридентский собор (1545-1563) проклял реформаторов; активные проповедники и даже рядовые «еретики» были казнены. Но Реформация распространялась. Помимо уже упомянутых стран, она была наиболее успешной в Нидерландах, Прибалтике и Франции. Даже в Польше, Италии и Испании были свои протестанты. Расширялся культ «новых мучеников веры», начиная с Яна Гуса.
Соотношения бога и человека
Подобно Реформации, которая стремилась уничтожить религиозное отчуждение, устранить разделение объективного и субъективного (Гегель) и освободить христианина от посредничества церкви и духовенства, реформаторы восточных религий пытаются переосмыслить отношения между Богом и человеком, стремясь «приблизить» верующего к Богу и тем самым способствовать его «освобождению». Реформаторская интерпретация концепции Бога в индуизме проявляется прежде всего в отказе от политеизма, от наделения Бога антропоморфными характеристиками и от идолопоклонства. Осуждая пристрастие к представлениям, в результате которых человек «благоговейно падает на колени перед обезьяной Ханум и коровой Сабалой» (К. Маркс), индуистские реформаторы подчеркивают особую роль человека во Вселенной. Свами Вивекананда (1863-1902), самый известный индийский общественный деятель конца XIX века, утверждал наличие в человеке «божественных потенций». «Зачем искать бога, — спрашивал он. — Разве не боги все эти бедные, несчастные, слабые люди? Почему бы сначала не помолиться им? «6 . 6 Кредо Вивекананды можно свести к тезису о том, что «земля выше всех небес «7 , и поэтому «человек должен сначала поверить в себя, а затем в Бога, ибо тот, кто не верит в себя, не может верить в Бога «8 .
+8 В том же гуманистическом ключе концепция Бога и человека переосмысливается во взглядах мусульманских реформаторов. Совершенно произвольно интерпретируя ашаритский атомизм, Мухаммад Икбал заявил, что хотя все тела состоят из атомов, существуют «различные уровни субстанции». Бог — это «Эго» с большой буквы, порождающее множество «эго» различных уровней, каждое из которых служит его выражением. «Мир во всех его проявлениях, от механического движения того, что мы называем атомом материи, до свободного движения мысли в «я», является выражением великого «Я». 9 Оно достигает своего высшего уровня в человеке. «Вот почему, — заключает Икбал, — Коран учит, что высшее Эго находится ближе к человеку, чем артерия на его шее «1 0 . «И далее: «Человек обладает более высокой степенью реальности, чем окружающие его вещи. Из всех Божьих созданий он единственный способен сознательно участвовать в творческой деятельности своего Творца «1.
1 Признавая Бога всетворцом, реформаторы не были склонны разделять супранатуралистический детерминизм, присущий религиозной ортодоксии, заменив абсолютный фатализм смягченной версией западной парадигмы. Наиболее глубокое влияние на развитие философской мысли Востока оказала европейская парадигма позднего Средневековья, эпохи перехода от феодализма к буржуазным формам социальной жизни и мировоззрения, сходным с тем состоянием, которое характеризует восточные общества XX века. Похожее, но, тем не менее, принципиально иное. Навёрстывая упущенное, время на Востоке словно сжалось: в одном двадцатом веке уместились одновременно признаки Ренессанса и Реформации. Во многом это объясняется тем, что традиционные уклады не отмирали изнутри, а разрушались под мощным воздействием форм капиталистической экономики, привнесенных метрополиями. Эти внедряемые порядки, а главное, осознание отставания от западных стандартов развития и необходимости ускоренного преодоления катастрофического отставания, побуждали к поиску этической мотивации для адаптации к новой ситуации и дальнейшего продвижения по пути капиталистического развития. «Сегодня мы переживаем время, — отмечал в 1930-е годы индо-тихоокеанский поэт-философ Мухаммад Икбал (1877-1938), — похожее на время протестантской революции в Европе, и мы должны извлечь урок из лютеранского движения, учитывая его начало и результат «5. «5
5 Особое значение протестантской парадигмы закономерно: как в Европе XVI века переход к капитализму был невозможен без Реформации, так и слом средневекового миропорядка на Востоке мог осуществиться только при радикальном изменении социальной роли традиционных религиозных доктрин, а значит, при пересмотре их догматики.
Предопределе́ние в протестанти́зме
Предопределение не следует путать с провидением, которое относится к Божьим определениям относительно всех вещей в целом. Предопределение — это очень спорный вопрос, по которому основные протестантские взгляды значительно расходятся. Основные точки зрения на предопределение были сформулированы уже в первые века христианства, во время спора между Августином и Пелагием в начале пятого века. Проблемам, связанным с предопределением, посвящены труды крупнейших теологов, в том числе Мартина Лютера, Жана Кальвина и Якоба Арминия. Среди современных интерпретаций выделяется оригинальная трактовка вопроса Карлом Бартом.
Учение о предопределении — это сложная богословская дисциплина, в которой в качестве отдельных вопросов выделяются проблемы провидения или Божьего провидения, избрания, последовательности Божьих постановлений и т. д. С практической точки зрения она стремится объяснить наблюдаемый факт, что одни люди верят в Бога и поэтому будут спасены, а другие — нет. В целом, доктрина утверждает, что Бог еще до начала времен определил, кто из людей заслуживает спасения. Как следствие, все действия человека не имеют никакого влияния на то, спасен он или проклят. Доктрина обычно рассматривается в сочетании с доктринами свободы воли, благодати и спасения, которые являются центральными понятиями в протестантском богословии. Существуют значительные расхождения в их понимании между протестантизмом в целом и католицизмом, а также между различными ветвями протестантизма. Доктрина предопределения существует во многих вариантах, которые делятся на три типа. Полупелагианство и некоторые формы номинализма характеризуются идеей божественного предзнания как основы предопределения — предполагается, что Бог предопределяет спасение тем, чьи будущие заслуги и веру он предвидит. Основной протестантизм отвергает важность человеческих заслуг в спасении, т.е. синергию. Доктрина двойного предопределения, восходящая к Аврелию Августину и связанная в протестантизме с Жаном Кальвином, утверждает, что Бог от вечности предопределяет одних к спасению, а других к проклятию. Согласно третьему подходу, также восходящему к Августину и позднее развитому Фомой Аквинским, спасение обусловлено необусловленной благодатью и предопределено, хотя осуждение на проклятие обусловлено собственными грехами и свободной волей человека. В арминианстве предопределение отрицается, и человек достигает спасения благодаря своему свободному выбору.
В лютеранстве и кальвинизме проблема свободы воли и предопределения к спасению или греху рассматривается с разных точек зрения. В лютеранстве она связана с проблемой происхождения и дальнейшего существования зла: как всемогущий Бог может быть святым и праведным, несмотря на существование греха в созданном им мире, и ответ на этот вопрос ищется в парадигме закона и евангелия[en]. Важно отметить, что наказание не служит целям Евангелия — в этом смысле позицию Мартина Лютера часто называют «увещевательной» и полностью подчиненной логике. В реформатском богословии этот вопрос рассматривался схожим образом, но больше в контексте абсолютного божественного суверенитета.
Идея предопределения была глубоко внедрена в массовое сознание протестантских стран. По мнению Макса Вебера, порожденное ею чувство неопределенности привело к возникновению «протестантской этики». В Англии пуритан, выступавших за чистоту кальвинизма, поддерживали английские монархи Яков I (1603-1625) и Карл I (1625-1649), поэтому спор имел политическое значение и рассматривается как одна из предпосылок Английской революции.
Влияние протестантизма на развитие трудового воспитания
Актуальность темы связана с происходящими изменениями в России в условиях демократизации общества, с одной стороны, и усиления конкуренции во всех сферах жизни, с другой, что предопределило появление новых требований к воспитанию личности в условиях образования. Непременными качествами гражданина современного общества являются ответственность, решительность и воля, инициативность, предприимчивость и настойчивость, интеллектуальная независимость и творческая активность. Эти критерии определяют новый взгляд на принципы воспитания и обучения в современной педагогике, ставят феномен самостоятельности на одно из первых мест в производственной и социальной жизни общества, в образовании и культуре.
В то же время в стране наблюдается падение престижа трудовой деятельности, трудовая пассивность, утверждение потребительской идеологии. Отсутствие интереса к труду как одной из важных экзистенциальных составляющих существенно затрудняет духовное становление подрастающего поколения, приобретение им жизненных ориентиров и ценностей. В таких условиях людьми овладевает чувство неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, растерянности и страха, что свидетельствует о духовно-нравственной неустойчивости, что повышает требования к образованию, актуализируя его духовные основы.
Кризис, затронувший важнейшую сферу духовной жизни человечества — науку, религию, образование, привел к фактическому расколу единого материального и духовного пространства цивилизации, создал все более разрушительный по своим последствиям разрыв между рациональным знанием и историко-культурными традициями, самым негативным образом сказался и продолжает сказываться на состоянии и развитии образования. В отечественной педагогике ученые обосновывают новые пути освоения гуманитарной культуры, возрождения духовных сил на разных основаниях: Е.В. Бондаревская на основе личностно-ориентированного, Н.М. Борытко культуросообразного, Т.И. Власова — духовно-ориентированного, В.Г. Рын-дак — творческого, В.И. Слободчиков — антропологического1 и др. Согласно современным теориям воспитания, абсолютное формирование личности невозможно. Личность может развиваться только сама (Е.В. Бондаревская, C.B. Кульневич). Все, что она приобретает, присваивая культуру, проходит через фильтры уникальной неповторимости, и эту работу по присвоению культуры она может проделать только самостоятельно. Воспитание способно помочь (или помешать) личности в этой работе самосозидания, оно может повысить (или понизить) эффективность диалога становящейся личности с миром культуры. Воспитание призвано облагородить, гуманизировать разрушительно-эгоистические природные импульсы, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. Для решения этих задач воспитания, по мнению ряда ученых, решающая роль принадлежит религиозной этике в том или ином виде нравственной идентификации личности как одного из важнейших продуктов самоопределения с точки зрения содержания (Б.М.
Бим-Бад, Т.И. Власова). В условиях трансформации современной России актуальна переориентация образования, рассмотрение под новым углом зрения исконных человеческих ценностей, духовных основ культуры, научного мировоззрения, в том числе религиозного миропонимания.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Зенон из Китиона, древнегреческий философ
- Русский позитивизм 19 века
- Пико Делла Мирандола
- Сознание как необходимое условие развития культуры
- Философия в России XVIII века: А. Радищев
- Сравнение основных метафизических систем нового времени
- Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины
- Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд — Общая характеристика античной философии
- Человек как предмет структуралистской антропологии
- Эстетика. Становление эстетики