Оглавление:
В связи с изменениями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой проблемы связано с формированием устойчивых нравственных качеств младшего школьника.
Вопросы нравственности и нравственного воспитания личности ребенка были и остаются предметом исследований в философии, образовании и психологии на протяжении многих веков. С древних времен развитие личности ребенка рассматривалось с учетом того, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений с людьми.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинскогои др.
Психолого-педагогические проблемы нравственного развития учащихся начальной школы рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили, О.С. Богдановой, Н.М. Трофимовой и других, где подробно рассматриваются содержание, цели нравственного воспитания учащихся начальной школы, предлагаются различные критерии и показатели нравственного воспитания, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности.
Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова, С.В. Петерина считают, что формировать нравственные качества у детей необходимо на протяжении всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста считается особенно важным, так как в эти возрастные периоды закладываются и развиваются все важные процессы и качества личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, осваивают на практике моральные нормы поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста получали только положительные примеры поведения.
Нравственному поведению можно научить детей через художественную литературу, просмотр детских фильмов и мультфильмов. Детей особенно привлекают мультфильмы, которые являются любимым развлечением детей. Все дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят смотреть мультфильмы.
Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова, И.Я. Козлова, В.В. Медведева показывает, что мультфильмы являются очень эффективным воспитательным средством: они показывают ребенку разнообразные способы общения и взаимодействия с окружающей средой, формируют нормы хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и речевые модели персонажей мультфильмов, так же как они копируют поведение взрослых. Однако они отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только в том случае, если они правильно отобраны для детского просмотра. И.Я. Медведева считает, что при выборе мультфильма нужно быть гораздо более внимательным, чем при выборе книги, потому что визуальные образы оказывают гораздо более сильное воздействие на детей.
Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствуют развитию многих высших психических процессов: Мышление, восприятие, воображение, память и т.д.
Но реализация возможностей нравственного воспитания с помощью мультфильмов возможна только при правильном выборе мультфильмов, оказывающих положительное влияние на психику ребенка.
Несмотря на возможности мультфильмов в нравственном воспитании детей, учителя начальной школы не используют развивающий потенциал мультфильмов в своей педагогической деятельности по формированию нравственности учащихся начальной школы. Возможно, это связано с тем, что нет достаточных данных об использовании анимации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста.
Характеристика содержания отечественных мультфильмов
Проблема «дети и телевидение» волнует всех: и родителей, и учителей, и врачей. Сегодня телевизор почти для каждого ребенка стал чем-то вроде игрушки или книги. Телевидение формирует душу и разум ребенка, развивает его вкусы и мировоззрение. Их внутренний мир все еще формируется, и важную роль в этом играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, даже телевизионные программы. Они являются не только способом провести время, но и средством образования. Для детей дошкольного возраста мультфильмы являются основным средством обучения.
Слово «мультфильм» имеет несколько значений, основанных на нескольких совершенно разных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, создающие мультфильмы, называются карикатуристами. Первоначальное значение в изобразительном искусстве, карикатура означала подготовительный рисунок для произведения искусства, такого как картина. Современное значение относится к юмористическим иллюстрациям в печати и анимационных фильмах. Слово «карикатура» иногда используется для обозначения комиксов, а также может относиться к юмористическим рисункам художественной или публицистической литературы, публикуемым в газетах и журналах.
Мультфильм, анимация, анимационный фильм — это вид кинематографа, произведения которого создаются путем записи последовательных фаз движения рисованных (графическая или мультипликационная анимация) или трехмерных (трехмерная или кукольная анимация) объектов.
Многие родители рано или поздно задаются вопросом, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американских фабрик небезобидна, и многие считают, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этой разницей стоят глубокие различия в мировоззрении. При выборе мультфильма нужно быть более осторожным, чем при выборе книги, потому что зрительные образы оказывают на ребенка гораздо более сильное воздействие. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что отражают нормальный детский образ мира. В принципе, оно ортодоксально, потому что зло в этом мировоззрении не вечно, а вечно — добро. И в этом хорошем мировоззрении есть отрицательный персонаж, которого обычно легко перевоспитать. И оказывается, что он озлоблен только потому, что никто с ним не дружил, никто его не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что «советский» мультипликационный злодей подается в юмористической форме, которая уравновешивает его негативную сущность. Такой образ мира гармонизирует детскую психику. Поэтому эти мультфильмы полезны для детей, которые нездоровы или ослаблены психологическими травмами. Для детей с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить друзей, как быть хорошим другом, как помогать другим.
Лучшие отечественные мультфильмы — это маленькие притчи, в которых за короткой занимательной историей скрывается глубокий духовный смысл. А многие мультфильмы не только показывают «позитивных» кукол и животных, но и дают воспитательную программу по качествам настоящего мужчины. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешок» (режиссер А. Полушкин, «Куйбышевтелефильм», 1975) (Приложение, рис. 1). Сюжет узнаваем: у благовоспитанного медведя Спиридона есть внук Ивашка, который любит проказничать и делать то, что ему больше всего нравится. Животные жалуются, дедушка волнуется и в конце концов решается на воспитательный эксперимент: он разрешает внуку проказничать, но после каждого хорошего поступка насыпает ему мешок камешков. Сначала ему трудно найти достойное применение своим медвежьим способностям, потом он видит все больше возможностей помочь кому-то, и через некоторое время мешок становится полным. Долгожданная свобода пришла, но в другие дни были разные неотложные дела, так что время для озорства уже не наступает.
Есть известный духовный закон: «Если нет в тебе любви и милосердия, делай дела милосердия и постепенно воспитывай свое сердце». В педагогической технике «медведя» интрига и опасность заключались в том, что дедушка позволяет внуку плохо себя вести после этого. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые мы совершили (чтобы не ставить «камень» на своем пути). Но если сердце не воспитано — где-то мы должны помнить.
Особенности содержания американских мультфильмов
Телевидение ориентировано на детей, как маленьких, так и подростков. Чтобы привлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы и сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильм, он как будто отключается от всего, что его окружает. Не реагирует на обычные звуки речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов у маленького ребенка просыпается не детская агрессия, а иногда и страхи.
Американский мультфильм, только на первый взгляд кажущийся очень безобидной поделкой. Часто оно также кажется очень глупым и неуклюжим, но не несет особой смысловой, а тем более идеологической нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах совершенно иная картина мира. Мир, на фоне которого происходят события мультфильма, безнадежно плох. И только зерна добра в виде черепашек-ниндзя пытаются бороться со злом. И зло обычно уничтожается физически, что совершенно необычно для тех историй, в которых зло пыталось бороться другими способами: оно пыталось обмануть или убедить. Некоторые родители просто запрещают своим детям (не осознавая этого) видеться с ними. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям видеть их. Они запрещают их не потому, что не почувствовали их развращающего влияния, а потому, что даже не видели их. Они не смотрят эти фильмы, потому что привыкли к советской системе — «по телевизору детям плохого не показывают». От этого обмана страдают не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, которые знают и осознают злобу современных средств массовой информации. Для того чтобы они это поняли, необходимо специально направлять таких людей, чтобы они с предубеждением смотрели на то, что видят их дети. Внимательно посмотрев хотя бы несколько таких мультфильмов (особенно если обратить их внимание на какие-то особенно характерные детали таких мультфильмов), эти люди.
Такие прекрасные анимационные фильмы студии «Walt Disney», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе хорошее начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. А дети обычно видят некачественную продукцию о механических монстрах, вампирах, призраках и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжете присутствует конфликт, драка, борьба, стрельба, убийство, то есть элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети по-настоящему очарованы мультфильмами и часто отказываются играть — лишь бы посидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телевизор, тем больше они устают, а чем больше они устают, тем больше их привлекает телевидение.
Ребенок воспринимает почти всю информацию в виде образов, из которых затем строится его модель мира. Один из самых важных образов — образ женщины. Наблюдая за стереотипами мультяшных героинь, девочки впитывают особенности женского поведения, а мальчик бессознательно формирует идеальный образ женщины, к которому он потом будет стремиться. Причем критерием является не столько внешность, сколько поведение мультяшных героинь. Психологи (В. Абраменкова, А. Богатырева и другие) просмотрели множество фильмов западного кино и пришли к выводу, что поведение большинства героинь мультфильмов таково, что при систематическом просмотре оно приводит к угасанию желания продолжить род в будущем. Образ женщины, ранее наделенный романтикой и тайной, окрашивается реализмом, физиологией и жестокостью. Одновременно высмеиваются такие традиционные для русской женщины качества, как целомудрие, застенчивость, бескорыстие, скромность и само материнство, которые прославлялись в советских сказках. Можно также ясно понять неуважение, цинизм, а иногда и жестокость некоторых героев мультфильмов по отношению к своим семьям, родителям, братьям и сестрам. Во многих мультфильмах им предоставляется главный, положительный герой.
Персонажи современных мультфильмов
Теперь мы более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и телесериалов. Например, известный мультфильм «Том и Джерри» (режиссеры В. Ханна, Д. Барбера). Кот Том преследует мышонка Джерри и выбирает самые хитроумные методы, чтобы уничтожить бедного мышонка. Тем временем мышонок пытается отомстить такому же бедному коту. И наверняка ребенок будет делать то же самое, что делают эти два веселых и симпатичных героя. С тех пор как родители дали ему возможность посмотреть смешной мультфильм, то в этом нет ничего плохого. Так что бить более слабых и смеяться над ними — это нормально. За этим могут наблюдать те же родные мама и папа, которые используют сказки, чтобы научить ребенка различать добро и зло.
И ладно бы, на первый взгляд, такие мультфильмы как «Аладдин», «Шрек», в которых, казалось бы, не должно быть никакого обмана со стороны продюсеров. Но если присмотреться, то можно увидеть, что здесь ярко запечатлен образ женщины. Если в наших добрых советских мультфильмах женская половая принадлежность прикрыта, не выставлена напоказ, их женские атрибуты выражены в основном внутренними качествами, духовностью, то героини западных мультфильмов физиологичны, имеют формы хорошо развитых женщин, очень четко выражено все, что должно нравиться взрослым мужчинам, а не маленьким детям, и они умело этим пользуются, у них нет целомудрия — того, что отличает продукцию для детей 1 от фильмов для взрослых. И, наконец, манеры персонажей скопированы с детей. В наших мультфильмах самый большой эротизм — сомкнутые руки, поцелуи обозначены только, он интимны, в то время как западные герои открыто флиртуют друг с другом, можно трогать женщину как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме Шрек носит свою девушку на плече и флиртует с ней. Подсознание фиксирует такие моменты, и позже, во взрослой жизни, мальчик может считать такое поведение по отношению к женщине нормой. С точки зрения психологов (М.В. Ба-шова, М. Аромаштам), эротику, взрослые стереотипы поведения не следует показывать в детских мультфильмах. Раньше, чем следовало бы, она формирует у ребенка сексуальное влечение, к которому он еще не готов эмоционально и физически. Пока у ребенка не появился первый интерес к противоположному полу, это воспринимается как сказка, загадка. Только через романтику и застенчивость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная девушка может привлечь настоящих мужчин. Детская застенчивость и стеснительность — одно из условий создания крепкой семьи в будущем и продолжения рода в будущем.
В западных мультфильмах редко встречается образ прекрасной матери, обладающей истинно женскими качествами, которая своим образом вдохновит девочку на подражание. Современные западные мультфильмы с их изображениями женщин-матерей могут бессознательно отбивать у девочек желание иметь детей в будущем.
Рассмотрим американский мультфильм «Вуди и его друзья» (режиссеры В. Лэнс, С. Маркус) . Из нескольких просмотренных эпизодов этого бесконечного мультфильма уже можно узнать часто повторяющийся сюжет: Есть некий человек, который занят чем-то очень важным для него. Как правило, он занят чем-то весьма полезным, если не социально (как сотрудник компании или госслужащий), то для себя (что-то строит, выращивает и т.д.). И есть праздный, самовлюбленный Вуди, который постоянно развлекается. В результате рабочий, который помешал Дятлу развлекаться, терпит сокрушительное поражение, а Дятел выставляется этаким отважным героем, который ужасно изобретателен и выставляет всех своих «врагов» некомпетентными неудачниками.
Вполне естественно, что когда ребенок берет на себя роль такого «героя», его поведение неизбежно преступает закон. То есть, этот мультфильм напрямую воспитывает антисоциальную личность. Можно подумать, что это недосмотр и промах создателей, но, учитывая, что такое поведение встречается в подавляющем большинстве этих мультфильмов, и принимая во внимание социальную и психологическую модель, лежащую в основе каждого американского мультфильма, этот контент воспринимается как законный.
Последствия просмотра мультфильма у детей дошкольного возраста
1). Развитие восприятия. Как уже говорилось, работа зрительного восприятия в дошкольном и в некоторой степени в младшем школьном возрасте во многом зависит от кинестетического и тактильного каналов. При просмотре мультфильмов, шоу, презентаций и фильмов эти два канала полностью неактивны. Поэтому — восприятие не может полностью развиться.
2). Накопление перцептивного опыта. В будущем ребенок будет опираться на предыдущий перцептивный опыт, создавая в мозгу визуальные образы (репрезентации) и графики (рисунки). Поскольку «благодаря» телевидению самые важные параметры объекта отсутствуют, накопленный опыт не может служить основой для создания собственных образов; ребенок копирует увиденные изображения. Это очень хорошо видно на детских рисунках — если их попросить нарисовать персонажа мультфильма, они постараются в точности воспроизвести его копию.
3). Развитие мозга. Основное развитие структур мозга завершается к 6-7 годам. Мозг 6-летнего ребенка достигает 2/3 размера мозга взрослого человека, но имеет в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг шестилетнего ребенка может образовывать тысячи дендритных связей между нейронами. «Неактивированные», то есть не укрепленные различными видами активной деятельности, нейронные связи исчезают к 10-11 годам. В нейронах мозга образуется фермент, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи («миелин» — это жироподобное изолирующее вещество, которое увеличивает скорость распространения нервных импульсов). При просмотре большинства «развивающих» фильмов или передач дошкольник не может установить новые связи, потому что:
- Основные типы восприятия не работают;
- Зрительное восприятие пассивно;
- Информация не нуждается в обработке, а усваивается мгновенно (по крайней мере, под агрессивным натиском быстрой смены имиджа);
- У мозга нет времени на установление связей между объектами, он «выхватывает» их фрагментарно;
- Повторный просмотр одного и того же изображения не дает новой информации, а лишь закрепляет полученный шаблон; .
4). Обработка информации в мозге. Как уже говорилось ранее, мозг не может полноценно развиваться, если он лишен основной информации, поступающей по тактильным и кинестетическим каналам. Эти импульсы также влияют на построение зрительных и слуховых образов. Следует учитывать, что, многократно рассматривая реальный предмет, ребенок находит все больше его свойств, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, уровень понимания с каждым разом повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность.
Смотря мультфильмы, дошкольник не способен осмыслить увиденное иначе, на качественно новом уровне. Нейроны «стоят на месте», мыслительные операции не возникают. Более того, за короткое время мозг воспринимает нереальное для обычного просмотра количество визуальной информации. Она посылает сигналы о перегрузке нервной системе, и та пытается «разобраться» в организме, что приводит к различным импульсам и нервным реакциям. Крайние проявления нервной системы заботятся о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.
5). Пассивное времяпрепровождение, привычка «уходить в другую реальность». Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может вызвать у них желание получить более опасные удовольствия в отдаленном будущем. Приучая ребенка развлекаться ничегонеделанием или переживать яркие эмоции в пассивной позиции, родители могут спровоцировать его на обращение к психотропным препаратам в более старшем возрасте.
6.Детство — это очень короткий, но самый важный период в развитии личности. Многими учеными (А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Л.К. Семенова, Д.Н. Крылов и др.) получено множество данных, свидетельствующих о том, что дошкольный возраст является периодом интенсивного физического и умственного развития способностей человека.
7). Сенсорные шкалы. Дошкольный возраст — это время накопления сенсорных стандартов в мозге. Из-за приобретения ложных нарисованных образов ребенок теряет возможность построить правильные представления о реальности. С окончанием дошкольного периода заканчивается формирование «первого контура мировоззрения ребенка» (Д.Эльконин).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Активность в психологии — Понятие активности в психологии
- Взаимодействие преподавателей и студентов в вузе
- Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
- Восприятие и внимание
- Книги по психологии общения
- Психологические механизмы формирования личности
- Теории памяти и их особенности
- Педагогическая поддержка обучения старших дошкольников в условиях доу
- Деятельность
- Способы формирования творческого мышления