Оглавление:
Карен Хорни (1885-1952) известна не только как видный представитель неофрейдизма (движения, выросшего из растущей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории и одна из ключевых фигур в области женской психологии.
Она — единственная женщина-психолог, чье имя значится среди основателей психологической теории личности.
Карен Хорни начала свою работу с того, что стала первой женщиной в Германии, которой разрешили изучать медицину. И в конце концов она основала Американский институт психоанализа.
Психолог и психоаналитик Карен Хорни, как и Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основным принципам теории психоанализа Зигмунда Фрейда, но позже выбрала свой собственный путь в глубинной психологии.
Основным пунктом, по которому она не соглашалась с Фрейдом, была решающая роль физической анатомии в обуславливании психологических различий между женщинами и мужчинами.
Хорни считала, что утверждения Фрейда о женской психологии, особенно его заявления о том, что женщинами движет бессознательная «зависть к пенису», были нелогичными и привязанными к венской культуре 19 века. Хорни также выступала против его теорий влечений и неврозов и считала, что психоанализ и психотерапия должны придерживаться более широкой социокультурной ориентации.
В своих работах Хорни подчеркивала важность культурного и социального влияния на личность. Толчком к развитию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.
Во-первых, как женщина-психолог, она отвергла высказывания Фрейда о женщинах, особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису и склонность к стрессам, неврозам и депрессии. Это стало отправной точкой в ее противостоянии с ортодоксальной фрейдистской позицией.
Во-вторых, живя в Чикаго и Нью-Йорке, она обменивалась идеями с такими выдающимися учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк-Салливан. Они укрепили ее веру в то, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование человека.
В-третьих, ее клинические наблюдения за пациентами, которых она обслуживала в качестве психотерапевта в Европе и США, выявили разительные различия в динамике их личности, демонстрируя влияние культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что уникальные стили межличностных отношений лежат в основе дисфункции личности.
Заслуживают внимания и их размышления, в которых чувствуется оптимистичный взгляд на человечество, основанный на вере в то, что каждый человек обладает способностью к позитивному личностному росту.
Актуальность исследования заключается в том, что теоретические и клинические идеи Хорни имеют большой резонанс, причем не только среди психологов-консультантов, психотерапевтов и психоаналитиков. Она много написала специально для людей, не имеющих профессиональной подготовки в этой области, и ее книги сейчас очень популярны.
Биография Карен Хорни
Хорни психоаналитик комплекс женщины
Ставшая впоследствии звездным психологом, опытным психотерапевтом и известным психоаналитиком, Карен Хорни (KarenHorney), урожденная Даниэльсон, родилась в Германии, недалеко от Гамбурга, в 1885 году. Ее отец был морским капитаном, глубоко религиозным человеком, который верил в превосходство мужчин над женщинами. Ее мать, КлотильдаРонзелен, датчанка, привлекательная и свободомыслящая женщина, была на 18 лет моложе своего мужа и была известна своим свободомыслием, которое, несомненно, унаследовала ее дочь.
В юности Карен довелось сопровождать отца в долгих морских путешествиях, где у нее развилась страсть к путешествиям и дальним странам. Таким образом, осознание того, что она не сможет стать морским капитаном, как ее отец («не сможет быть с отцом»), стало для молодой Карен болезненным опытом, которым она продолжала делиться со своими пациентами.
Но ее решение заниматься медициной — Хорни приняла решение стать врачом, когда ей было всего 14 лет, что не является совершенно необычным выбором для женщины начала XX века — было принято под влиянием ее матери.
Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила во Фрайбургский университет и стала первой женщиной в Германии, изучавшей медицину.
На протяжении большей части детства и юности Хорни мучили сомнения в собственной значимости, усугубляемые ощущением внешней непривлекательности, депрессией и неврозом. Она компенсировала свое чувство неполноценности тем, что стала отличницей. Позже она призналась: «Поскольку я не могла стать красивой, я решила стать умной.
В университете она познакомилась с Оскаром Хорни, студентом-политологом, который стал известным адвокатом, и вышла за него замуж в 1910 году.
Окончив Берлинский университет (1913), Хорни специализировалась на психиатрии и психоанализе. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году.
В течение следующих пяти лет она изучала психоанализ (активным основателем которого в то время был Зигмунд Фрейд) и психотерапию в Берлинском психоаналитическом институте. Большую часть этого времени Хорни страдала от стресса и тяжелых приступов депрессии, и однажды, по словам ее биографов, ее спас муж во время попытки самоубийства.
В 1926 году брак Хорни начал рушиться по мере того, как нарастала лавина ее личных проблем. Внезапная смерть брата, развод родителей и их смерть в течение года, а также растущие сомнения в ценности психоанализа привели ее в полностью подавленное состояние (близкое к неврозу, когда ей самой понадобилась помощь психолога).
Прожив с мужем двадцать восемь лет и воспитав трех дочерей, Каренв в 1937 году окончательно развелась с ним из-за расхождения их интересов и отныне полностью посвятила себя психоаналитическому движению.
Тем не менее, еще до развода с мужем в 1927 году она начала успешную карьеру в области психотерапии (в качестве психиатра). Она работала в Берлинском психиатрическом институте и была увлечена преподаванием, написанием научных работ и путешествиями.
Несомненно, одаренный клиницист и исследователь, Хорни стала врачом в двадцать восемь лет, а к тридцати уже была одним из уважаемых преподавателей в недавно открытом Берлинском институте психоанализа.
Одна из самых первых ее статей «О происхождении комплекса женской кастрации» принесла ей европейскую известность.
Социокультурная теория: основные концептуальные положения
Во-первых, она не приняла и в конце концов отвергла высказывания Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа, о женщинах, особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет бессознательную зависть к пенису. Это стало отправной точкой для ее противостояния ортодоксальному психоанализу.
Во-вторых, тесный контакт с такими учеными, как Эрих Фромм, Маргарет Мид и Гарри Стэк-Салливан, укрепил ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают более глубокое влияние на развитие и функционирование индивида и на возникновение неврозов и депрессий, чем это постулировалось в классическом психоанализе.
В-третьих, их клиническая практика выявила разительные различия в динамике личности их пациентов, что свидетельствует о влиянии культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе дисфункции личности лежат уникальные стили межличностных отношений.
Хорни признала утверждение Фрейда о важности детского опыта в формировании структуры и функционирования личности в зрелом возрасте: «Величайшим достижением Фрейда является постулат о том, что не существует фундаментальной разницы между патологическими и «нормальными» явлениями, что патология лишь более четко, как под увеличительным стеклом, показывает процессы, происходящие во всех людях».
Но, несмотря на общность этих и некоторых других основных позиций, два ученых разошлись во мнениях относительно специфики формирования личности.
Хорни не принимала утверждения Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка бессознательно задает определенное направление для дальнейшего развития личности. По ее мнению, решающее значение для развития личности имеют социальные отношения между ребенком и родителем.
Согласно Хорни, детство характеризуется двумя потребностями: потребностью в удовлетворении и потребностью в безопасности. Удовлетворение включает в себя все основные биологические потребности: Еда, сон и т.д., но они не играют главной роли в формировании личности. Самым важным в развитии ребенка является потребность в безопасности. В этом случае основным мотивом является желание быть любимым, желанным и защищенным от опасного и враждебного мира.
Удовлетворяя эту потребность в безопасности, ребенок полностью зависит от своих родителей.
Если родители проявляют к ребенку истинную любовь, то тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности и формируется здоровая личность.
И наоборот, если поведение родителей мешает удовлетворению потребности в безопасности, то весьма вероятно патологическое развитие личности.
Моменты в поведении родителей, которые фрустрируют потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, бешеное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, явное предпочтение братьям и сестрам.
Однако самым важным негативным, разрушающим личность последствием такого родительского насилия является развитие у ребенка базального враждебного отношения (по Хорни, «базального недоверия»). В этом случае ребенок находится в амбивалентной ситуации — он зависим от родителей и в то же время испытывает обиду и негодование по отношению к ним.
Этот конфликт «приводит в движение» такие защитные механизмы, как репрессия.
В результате поведение ребенка, не чувствующего себя защищенным в родительской семье, определяется ощущением собственного бессилия, чувствами страха, любви, ненависти к родителям и вины за эту ненависть, что служит психологической защитой для подавления враждебных чувств к родителям, чтобы выжить. Часто это приводит к депрессии у ребенка.
Согласно психоаналитическому пониманию феномена переноса, подавленные чувства обиды и враждебности, вызванные родителями, проявляются во всех взаимодействиях ребенка с другими людьми, как в настоящем, так и в будущем. Считается, что в таком случае в психике ребенка присутствует базальная тревожность — «чувство одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира».
Взгляды Карен Хорни на психологию женщины
Карен Хорни не согласна со многими утверждениями Зигмунда Фрейда, основателя психоанализа, о женщинах.
Она полностью отвергла его мнение о том, что женщины бессознательно завидуют мужскому пенису и винят своих матерей в том, что те лишили их этого органа.
Она также считала ошибочным мнение Фрейда о том, что женщины бессознательно стремятся к рождению сына и таким образом символически приобретают пенис.
Хорни объяснила ошибочность таких утверждений тем, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами».
Следствием несогласия с официальной теорией стала дисквалификация Хорни как личного психоаналитика и изгнание из рядов психоанализа.
Хорни, однако, сделала больше, чем просто критиковала Фрейда. Она создала свою теорию психологии женщин, которая включала новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в связи с социокультурными влияниями.
Основываясь на своей клинической практике, Хорни утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основана на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин.
В «мужском мире», в котором мы живем, к женщинам относились (и часто относятся до сих пор) как к существам второго сорта, которые не признают свои права равными правам мужчин и воспитываются в духе признания мужского «превосходства».
Социальные системы с их доминированием мужчин постоянно заставляют женщин чувствовать себя зависимыми и неполноценными.
Хорни утверждала, что многие женщины стремятся стать более мужественными, но не из-за зависти к пенису. Скорее, она рассматривает женскую «переоценку» мужественности как проявление стремления к власти и привилегиям: «Желание быть мужчиной может выражать стремление обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает мужскими — такими как сила, мужество, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера».
Хорни также обратила внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами (вплоть до развития депрессии или невроза), выделив, в частности, контраст между традиционной женской ролью жены и матери и более либеральной ролью выбора карьеры или достижения других целей. Она считала, что этот ролевой контраст объясняет невротические потребности, которые мы наблюдаем у женщин в романтических отношениях с мужчинами.
Отношение к комплексу кастрации
Взгляды Карен Хорни на психологию женщин претерпели значительные изменения на протяжении ее творчества: от полной поддержки теории психоанализа Фрейда до ее глубокого переосмысления и пересмотра. Теория психоанализа Фрейда до ее глубокого переосмысления и пересмотра.
Так Хорни демонстрирует в докладе на VII. Международный психоаналитический конгресс в Берлине в сентябре 1922 года, «О происхождении комплекса кастрации у женщин», Хорни демонстрирует свою полную приверженность взглядам ортодоксального психоанализа на проблему кастрации: «…наше понимание природы этого явления существенно не изменилось. Многие женщины, как в детстве, так и в зрелом возрасте, периодически или даже постоянно страдали от переживаний по поводу своей сексуальности. Специфические проявления женского менталитета, возникающие из протеста против страданий женственности, берут свое начало в детском желании иметь собственный пенис. Неприемлемая мысль о собственной изначальной ущербности в этом отношении приводит к пассивным фантазиям о кастрации, а активные фантазии порождаются мстительным отношением к мужчинам, находящимся в привилегированном положении».
Но уже в этом отчете звучит тема сомнения, своего рода несогласия с официальным взглядом на проблему: «…тот факт, что женщины чувствуют себя ущербными именно из-за своих гениталий, принимается как аксиома». Возможно, это кажется слишком очевидным с точки зрения мужского нарциссизма….. Тем не менее, слишком смелое утверждение, что половина человечества недовольна своей сексуальностью и может преодолеть эту неудовлетворенность только при особо благоприятных условиях, кажется совершенно неудовлетворительным не только с точки зрения женского нарциссизма, но и с точки зрения биологической науки».
Хорни ставит вопрос, поиск ответа на который привел ее к тому, что она всю жизнь искала психологию женщины, отличную от психологии мужчины: Действительно ли кастрационный комплекс, встречающийся у женщин, который может привести не только к развитию невроза, но и угрожать здоровому формированию характера или даже всей дальнейшей судьбе (вполне нормальной, способной к любой практической деятельности) женщины, основан только на неудовлетворенном желании иметь пенис? Или это просто предлог, за которым скрываются другие силы, зарождающаяся динамика.
Хорни не просто ставит этот вопрос, хотя сама постановка такого вопроса опасна для ортодоксального психоанализа. Хорни предлагает ответить на этот вопрос, предлагая несколько методологических подходов, одним из которых (онтологически) она считает клиническую практику.
Например, исследуя частое желание своих пациентов мочиться по-мужски, Хорни видит причину этого желания не в комплексе кастрации, а в чувстве несправедливости, порожденном сексуальным неравенством в обществе: «…девочкам особенно трудно преодолеть желание мастурбировать, потому что они чувствуют, что им несправедливо запрещают делать то, что разрешено мальчикам из-за разницы в строении тела. …Разница в строении тела может легко привести к горькому чувству несправедливости, и поэтому аргумент, который позже используется для оправдания отказа от женственности (а именно, что мужчины пользуются большей сексуальной свободой), оказывается, проистекает из реального опыта раннего детства».
Хорни говорит о том, что в обществе, где некоторые характеристики индивида (анатомическое строение, дефекты анатомии или физиологии, особенности поведения и т.д.) могут стать основой для социокультурных запретов, эти же характеристики могут послужить основой для формирования структуры личности. Когда эти запреты сняты, структура личности может формироваться по-другому.
Перефразируя слова самой Карен Хорни (об «американских индианках и маленьких тробриандских девочках»), мы можем задать вопрос: Присутствует ли желание мочиться по-мужски у маленьких девочек, например, у монгольских девочек, чьи культурные обычаи и одежда позволяли им (по крайней мере, во времена Карен Хорни) удовлетворять свои естественные потребности так же открыто (и так же непосредственно), как и мужчинам?
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Личностные особенности подростков , употребляющих психоактивные вещества
- Вайцзекер Виктор, представитель психосоматической медицины в германии
- Психологические исследования неосознаваемых процессов
- Задачи когнитивной психологии
- Программа диагностики познавательных психических процессов детей младшего школьного возраста
- Педагогика успеха
- Нейропсихологические синдромы впф при различных видах дпв — Мозговые механизмы высших психических функций
- Возрастная периодизация Эльконина
- Математические методы в психологии — Краткая история развития методов психологического исследования
- Исследование школьной дезадаптации у подростков