Оглавление:
Христианство — одна из самых распространенных и развитых религиозных систем в мире. Хотя оно распространено на всех континентах, в первую очередь оно является религией Запада.
Принятие христианства в качестве официальной религии большинством народов Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы произошло в девятом — первой половине одиннадцатого века, то есть в течение относительно короткого исторического периода — от двух до двух с половиной веков. Это всемирно-историческое по своему значению событие — христианизация славянских и неславянских народов в государствах, занимавших тогда половину территории Европы, — стало следствием серьезных изменений в социально-экономическом и политическом развитии общества и оказало очень серьезное влияние на все сферы жизни, включая культуру. Цель данного эссе — проанализировать влияние христианства на европейскую культуру в раннем Средневековье.
Данная тема актуальна, поскольку учит нас понимать и уметь объяснять возникновение и развитие христианских мотивов в современной западной культуре.
Проблема взаимоотношения культуры и религии всегда вызывала большой интерес у мыслителей различных школ и мировоззренческих ориентаций. Об этом писали наиболее авторитетные зарубежные и российские авторы: Н.А. Бердяев, Б.А. Рыбаков, Е.Б. Портной, Д.Д. Фрейзер и другие. Различные проблемы культуры и религии рассматривали такие историки и философы, как А.В. Горский, А.В. Карташов, П.А. Флоренский. В современной российской литературе им посвящено множество различных изданий.
Среди них «История мировой культуры» под редакцией Г.В. Драча большая глава посвящена западноевропейской культуре средневековья, в которой рассматривается, как формировалась эта культура, что составляло ее материальную основу, перечисляются основные идеи христианства. Приводятся основные черты духовной культуры средневековья, в которой доминировала христианская религия.
В «Учебнике по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. в разделе европейской культуры средневековья представлено несколько рубрик, в том числе «Изобразительное искусство», «Архитектура» и т.д. Христианство (от греческого christos — помазанник), первоначально зародившееся в Восточном Средиземноморье в еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, впоследствии, хотя и не сразу, но решительно порвало с этой материальной основой, вступив с ней в конфликт. Почти вытесненное со своей родины, христианство обнаружило необычайную силу экспансии. В первом веке нашей эры оно распространилось среди освобожденных рабов, бедняков и бесправных, порабощенных или рассеянных народов Рима. А затем в ходе исторического процесса проникла во все области земного шара.
Историки религии (Л.О. Васильев, И. Келлер и др.) указывают на следующие условия возникновения христианства. Во-первых, оно возникло в достаточно развитом обществе, раздираемом множеством противоречий, и, следовательно, должно было предложить миллионам людей достаточно весомые способы разрешения этих противоречий. Во-вторых, она должна была преодолеть этническую узость, присущую более ранним религиозным системам, и обратиться к самым разным сословиям и группам. Наконец, новая религия должна была обладать высоким интеллектуальным уровнем и аккумулировать в себе достижения предшествующих ей религиозных систем ближневосточно-средиземноморского региона.
Христианство как духовный стержень европейской культуры
Внутренняя жизнь христианства и внутрицерковные отношения отражали ход политической истории. Политическое и культурное разделение Римской империи на Западную и Восточную (III-IV века) привело к постепенному разделению западной и восточной церквей.
Довольно быстрому распространению христианства по Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе (IX — 1-я половина XI вв.) в значительной степени способствовал отказ христианства от этнических и социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесная награда, установление Царства Небесного. Христианство имеет три направления: Католицизм, Православие и Протестантизм, который в свою очередь включает в себя Лютеранство, Кальвинизм и Англиканство.
Католицизм сформировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным течением в христианстве.
Вероучение католической церкви основано на Священном Писании и Священном Предании, а среди источников ее вероучения — постановления 21 собора и наставления римских пап. Особое место в католицизме занимает почитание Девы Марии. В 1854 году был провозглашен догмат о непорочном зачатии Девы Марии, свободной от «первородного греха», а в 1950 году папа Пий XII провозгласил новый догмат о телесном вознесении Девы Марии на небо.
Следует отметить, что с благословения Римско-католической церкви многие культурные традиции «языческой древности», с ее свободомыслием, были преданы забвению и осуждены. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, сохранила многое из рукописного наследия античности, а исправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утрачено, прежде всего духовная свобода. Католические священники ревностно следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, безжалостно осуждали и наказывали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы погибли на кострах инквизиции.
Жестокий фанатизм и агрессивность католицизма, основанного на строго иерархической централизации власти во главе с папой, вызывали недовольство правителей и нарождающейся буржуазии, что привело к протестам антиклерикальных сил именно в той области, где всемогущество церкви казалось наиболее полным, а именно в культуре. Затем наступило Возрождение, или Ренессанс, которое благодаря своим гениям и гигантам (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело и другие) ниспровергло многовековой церковный закон, который был против свободной мысли и научного поиска. Оставив в стороне церковные догмы и их омертвляющую схоластику, деятели Возрождения щедрой горстью черпали из сокровищницы древних культурных традиций, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс в конечном итоге способствовал последующей Реформации, которая привела к протестантизму.
Имея целью уберечь церковь от ударов Ренессанса и противостоять ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры — Лютер, Кальвин и Мюнцер — оспаривали догмат о непогрешимости папы, продажу индульгенций, мишуру и помпезность католического богослужения, а также преувеличенную роль церкви как посредника между человеком и Богом. Реформаторы заняли позицию религиозного индивидуализма, воплощенную в провозглашении права каждого верующего на свободное чтение и толкование Библии. Именно поэтому во всех протестантских исповеданиях Библия была объявлена единственным источником вероучения, в связи с чем особое значение приобрел перевод Священного Писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и богослужения, призыв к церковной строгости и скромности, противопоставление внутреннего морального самоконтроля фанатичной вере — все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как показал в свое время М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой зарождающихся буржуазных государств Западной Европы.
Условия возникновения христианства
Достаточно быстрому распространению христианства на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы (IX — первую половину XI в.) в большой степени способствовал отказ христианства от этнических, социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства — искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд, небесное воздаяние, установление царства небесного. Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм, который в свою очередь включает течения — лютеранство, кальвинизм, англиканство.
Католицизм формировался в феодальной Европе и в настоящее время является самым многочисленным направлением в христианстве.
Вероучение католической церкви основывается на Священном писании и священном предании, причем она в число источников вероучения включает постановления 21 собора и указания пап. Особое место в католицизме занимает почитание богородицы — девы Марии. В 1854 г. был провозглашен специальный догмат о «непорочном зачатии девы Марии», свободном от «первородного греха», а в 1950 г. папа Пий XII объявил новый догмат — о телесном вознесении богородицы на небо.
Необходимо отметить, что с благословения римской католической церкви были преданы забвению и осуждены многие культурные традиции «языческой античности» с ее свободомыслием. Хотя церковная традиция, культивировавшая латынь, и сохранила значительную часть рукописного наследия античности, а подправленное учение Аристотеля стало почитаться наряду с Библией, многое было безвозвратно утеряно и прежде всего духовная свобода. Католические священники ревниво следили за строгим соблюдением церковных догм и ритуалов, беспощадно осуждали и карали еретиков. Лучшие умы средневековой Европы гибли на кострах инквизиции.
Жестокий фанатизм и активная агрессивность католицизма, опиравшегося на строго иерархическую централизацию власти во главе с римским папой, вызвали неудовольствие государей и нарождающейся буржуазии, что привело к протесту со стороны антиклерикальных сил, причем именно в той сфере, где всесилие церкви представлялось наиболее полным, — в сфере культуры. Наступила эпоха Возрождения, или Ренессанса, которая в лице своих гениев и гигантов (Данте и Рабле, Рафаэль и Боккаччо, Коперник и Галилей, Эразм Роттердамский и Сервантес, Леонардо да Винчи и Микеланджело, и др.) опрокинула веками создававшийся церковный закон, препятствовавший свободе мысли и научному поиску. Оставив в стороне церковные догмы с их мертвящей схоластикой, деятели Возрождения щедрой пригоршней черпали из сокровищницы культурных традиций античности, способствуя восстановлению свободы мысли и творчества. Именно Ренессанс и в конечном счете способствовал последовавшей позже Реформации, в результате которой возник протестантизм.
Преследуя цель сохранить церковь от ударов, нанесенных ей Возрождением, и выступив против ассимиляции католических элементов ренессансной культуры, Реформация свелась к реформе основ католического христианства. Ее лидеры — Лютер, Кальвин, Мюнцер — резко выступали против догмата о непогрешимости папы, практики продажи индульгенций, мишуры и пышности католического богослужения, наконец, против преувеличения роли церкви как посредника между человеком и богом. Реформаторы выступили с позиций религиозного индивидуализма, нашедшего воплощение в провозглашении права каждого верующего свободно читать и истолковывать Библию. Поэтому во всех конфессиях протестантизма Библия объявлена единственным источником вероучения, причем в этой связи особое значение приобрел перевод Священного писания на национальные языки. Идея упрощения церковной структуры и характера богослужения, призыв к строгости и скромности церкви, к противопоставлению внутреннего нравственного самоконтроля исступленной вере фанатиков — все это импонировало нарождающейся европейской буржуазии и отвечало ее интересам. Протестантизм, как это в свое время показал М. Вебер, стал духовной основой и этической нормой складывающихся буржуазных государств Западной Европы.
Конечно, Реформация отнюдь не означала гибели католицизма. Прибегнув к контрреформации, католическая церковь сумела выстоять, и вплоть до сегодняшнего дня вся ее церковная иерархия во главе с римским папой являет собой серьезную силу, влияние которой ощущается во многих районах мира. Однако эпоха Реформации нанесла католицизму и вообще всесилию христианской церкви такой удар, от которого оправиться было уже невозможно. Времена инквизиции и тотального контроля над мыслью, над духовной жизнью людей со стороны церкви стали уходить в безвозвратное прошлое. Католицизм — следом за протестантской церковью — вынужден был согласиться на то, что богу положено «богово», т.е. весьма определенное место в жизни и деятельности людей, остальное их время и внимание должны уделяться другим делам, не имеющим прямого отношения к религии и не зависящим от ее вмешательства и оценки. Это отделение церкви от государства и от различных сфер деловой активности людей, которое было итогом Реформации, сыграло огромную роль в успешном развитии Западной Европы по капиталистическому пути. Ныне протестантизм во всех его многочисленных направлениях и сектах, распространенных в Западной Европе и США (кальвинизм, лютеранство, баптизм, адвентизм и др.) активно внедряется на территории СНГ.
Роль христианства в развитии европейской культуры
Христианство сыграло двоякую роль в развитии европейской культуры. С одной стороны, великое наследие греко-римского античного мира не дошло до нас в полном объеме, так как памятники античной культуры были безжалостно уничтожены ранними христианами. С другой стороны, христианство оказало огромное влияние на формирование европейской культуры. Безусловно, корни богатой культуры Европы лежат в философии, скульптуре, архитектуре и театре античности, в сарказме Рабле и Эразма, в научных подвигах Коперника и Галилея, во всем том, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству и боролось с ним. В то же время нельзя упускать из виду огромное влияние, которое христианство оказало на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия и библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внеся тем самым огромный вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшая европейская архитектура — церковная — была призвана прославлять величие Бога и церкви. Музыка католической церкви, такая как фуги и хоралы Баха, а также хорал в православном богослужении, не могли не оказать влияния на музыкальную культуру народов. Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие понятия («тяжкий крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и т.д.) веками формировали и питали системы жизненных представлений, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догмы и постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировались в представлениях людей о неизбежности, милостивости царящих на земле порядков. В лучшем случае можно было надеяться на избавление от них после страшного суда и второго пришествия Христа, а до тех пор надо было терпеть и надеяться на награду в Царстве Небесном. Одним словом, на протяжении многих веков, даже тысячелетий, нормы жизни и морали, идеи и ассоциации, культурные традиции и произведения литературы — все это формировалось под сильным влиянием христианской церкви. Не следует забывать, однако, что влияние церкви на традиции, культуру и жизнь народов Европы было различным в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) частях Европы. На Западе протест против всевластия церкви, приведший к Реформации, дал сильный толчок светскому развитию, в то время как на Востоке слияние православной церкви и государства создало более мощную систему незыблемых и нерушимых церковных традиций, сломать которую было гораздо сложнее. И это различие в немалой степени определяет разные пути, темпы и результаты эволюции стран и народов Европы.
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого существования. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не отразиться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась в основном в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла практическое поле для реализации и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея неотъемлемых прав и свобод человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства и стали основой естественного и гуманитарного познания. Мы не имели бы привычного европейского искусства без внимания христианства к душе человека и его самым сокровенным внутренним переживаниям.
Смысловые основы современного естествознания также формировались под определяющим вниманием христианской духовности. Христианство устранило смысловой разрыв между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Карл Раймунд Поппер, философ, логик и социолог
- Hpaвcтвeнно-психологические устои экономики
- Организационное оформление науки и инженерии Нового времени
- Материя как субстанция. Движение как способ существования материи
- Правомерность гуманистической интерпретации процесса
- Кибернетическая революция
- Алексей Алексеевич Золотарев, религиозный философ, литературный критик
- Интуиция как непосредственное знание. Роль интуиции в познавательной деятельности
- Понятие исторической корреляции
- Гераклит Эфесский, древнегреческий философ