Оглавление:
Среди психических процессов человека особое место занимают память, внимание, мышление, восприятие. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека напрямую. Для его восприятия необходим мысленный образ, элементы которого затем «обслуживаются» другими когнитивными процессами. Деятельность человеческого восприятия специально предназначена для создания такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Уже Э. Титченер заметил, что «восприятие» возникает тогда, когда большинство простых процессов, составляющих комплекс, являются результатом возбуждения органа чувств».
Но это не означает, что восприятие — это простая сумма ощущений. Для того чтобы создать единую картину окружающей среды, которая одновременно постоянна и динамична, необходима активная работа психики. Человек живет не в мире изолированных пятен света или цвета, звуков или прикосновений; он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что человек воспринимает, всегда представляется ему в виде целостных образов. На основе совместной работы органов чувств происходит синтез отдельных сенсорных впечатлений в сложные общие системы. Только благодаря этой ассоциации изолированные ощущения трансформируются в целостное восприятие, переходящее от отражения отдельных признаков к отражению целых объектов или ситуаций.
Человеческое восприятие характеризуется не только целостностью, оно широко формирует картину мира, причем не только текущей ситуации. Картина мира всегда содержит компоненты, которые не соответствуют потребностям организма или личности в данный момент. Мысленная картина создается «с оговорками». Помимо сенсорных впечатлений, восприятие также включает в себя предшествующий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается. Таким образом, создается целостная система восприятия человека.
В настоящее время существует несколько теорий о процессе распознавания образов. Эти теории фокусируются на следующем вопросе: как внешние сигналы, действующие на органы чувств, преобразуются в значимые перцептивные образы? В целом, мы легко и быстро распознаем окружающие нас объекты и события. Это может создать впечатление, что процессы, связанные с распознаванием, просты и мгновенны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, способные распознавать символы и звуки, характерные для нашей среды, в большинстве случаев не увенчались успехом. Перцептивные системы животных, даже самых примитивных, по своим возможностям намного превосходят такие машины.
Моторные компоненты всегда вовлечены в процесс восприятия. Поэтому правильнее называть восприятие перцептивной деятельностью субъекта. Результатом этой деятельности является целостное восприятие объекта, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
В реальной жизни мы, конечно, не задумываемся о том, как работает наше восприятие. Это приведет к его дезорганизации. Но все, что мы делаем, станет без преувеличения невозможным, если восприятие будет значительно нарушено. Неспособность сформировать адекватную картину окружающей среды приведет к неспособности действовать в мире и, следовательно, жить по-человечески.
Одним из проявлений восприятия в жизни является наблюдение. Можно изучать перцептивную деятельность человека как исследование наблюдения и самой деятельности наблюдения. Для того чтобы наблюдать, важно воспринимать сигналы окружающего мира, классифицировать их, уметь видеть новизну и отбрасывать уже имеющийся жизненный опыт. Кроме того, хорошо развитая наблюдательность предполагает не только высокий уровень развития личности, но и осознанное внимание к состоянию собственного восприятия.
Все вышесказанное позволяет нам определить восприятие как психический процесс в качестве предмета курсовой работы.
Восприятие как деятельность
Рассмотрение восприятия и его свойств с точки зрения теории деятельности приводит к выводу, что восприятие — это активный процесс. Его субъективный образ строится и корректируется в процессе активного взаимодействия с объективно существующей средой. По сути, образ — это продукт восприятия как познания. Ведь в образах, чувственных и мысленных, проявляется результат восприятия. «Это можно сформулировать так: знание, мысль не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, будучи добавлены к чувственности».
A. Н. Леонтьев отмечал, что «чувственный образ — это форма, в которой предметный мир раскрывается перед субъектом как результат его деятельности». Этот объективный мир раскрывается в изображении как реально существующий, т.е. независимый от самого субъекта. Но в то же время «внешний» мир переходит в «бытие для субъекта». Это невозможно без участия сознания самого субъекта. «Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательному образу мира, как он открывается субъекту. Иными словами, через сенсорное содержание сознания мир представляется субъекту существующим не в сознании, а вне сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности».
Восприятие проявляет жизненный процесс, происходящий на разных уровнях организации. Восприятие нельзя понимать как однонаправленный процесс — от объекта к субъекту. Существует также обратная связь, создаваемая деятельностью, сознанием и волей. Процесс восприятия и его продукт заключены в деятельности в объективном окружающем мире. И восприятие так же субъективно, как и воспринимаемый мир. Одним из важнейших свойств восприятия является его субъективность. Объективность восприятия выражается в так называемом акте объективации, то есть отнесении к этому миру информации, полученной из внешнего мира. Без этой атрибуции восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Объективность восприятия не является врожденным свойством. Существует определенная система действий, которая позволяет субъекту обнаружить субъективность мира. Решающую роль в этом процессе играют прикосновения и движения. «И.М. Сеченов подчеркивал, что субъективность формируется на основе процессов, которые в конечном счете всегда являются внешними двигательными и устанавливают контакт с самим объектом. Без движения наши восприятия не обладали бы свойством быть объективированными, то есть связанными с объектами внешнего мира. Эксперименты Страттона с очками, которые поворачивают мир на 180 градусов, показали, что когда испытуемый самостоятельно перемещается в «перевернутом мире», он довольно быстро адаптируется и начинает адекватно ориентироваться в окружающей среде, а его зрение начинает «функционировать» должным образом. А для тех испытуемых, которых катали в «перевернутом мире», что лишало их самостоятельной деятельности, правильное видение мира не восстанавливалось. «Все испытуемые показали значительную степень адаптации в серии с активным движением. В отличие от этого, в серии с пассивным движением адаптация не была обнаружена». Субъективность также играет большую роль в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов. Когда возникает несоответствие между внешним миром и его образом, субъект вынужден искать новые способы восприятия, которые обеспечивают более правильный образ.
Само восприятие можно рассматривать как деятельность, то есть как процесс, вызванный и направляемый тем или иным объектом, мотивом, конкретизирующим потребность. Перцептивная деятельность всегда определяется смыслом, мотивом, целью. Он наделен необходимыми способностями, нормальным функционированием психофизиологических функций. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность восприятия раскрывается в «восприятии». Оно само определяется смыслом и имеет смысл. «Переходя к человеку, к человеческому сознанию, я должен ввести еще одно понятие — понятие пятого квазиизмерения, в котором объективный мир открывается человеку. Это поле смыслов, система смыслов»[8] . Осмысленность восприятия является существенным свойством восприятия и доказывает его активный характер.
Типы восприятия
При наличии противоречивой информации перцептивная система должна сделать выбор. Результат выбора определяется предшествующим опытом субъекта: знакомые объекты не искажаются пространством. Знакомство с комнатой через осязание приводит к постепенному уменьшению эффекта искажения от других объектов, и в конце концов сама комната начинает правильно восприниматься как перекошенная. Человек попадает в ситуацию выбора из-за конфликта сенсорной информации, глядя на «невозможные фигуры». «Невозможные фигуры» могут существовать только как образы. Испытуемый смотрит на них «так и так», пытается устранить противоречие восприятия, пытается отнести фигуру к уже известному ему классу. В процессе поиска он строит так называемые перцептивные гипотезы. «Особенно интересно, что после того, как мы умом поняли правильный ответ и даже самостоятельно изготовили объект, а затем посмотрели на него со всех сторон, мы все равно не воспринимаем этот объект таким, какой он есть. Правильное перцептивное решение настолько маловероятно, что выбранная гипотеза об объекте никогда не окажется верной. Совершенно очевидно, что процесс восприятия, который является процессом решения, в то же время не допускает никакого прямого влияния абстрактного знания на выбор перцептивных решений». Так, Р. Грегори утверждает, что восприятие — это всегда процесс формирования наиболее вероятной смысловой гипотезы. Дело осложняется тем, что парадоксальные фигуры, не позволяют воспринимать шаблонно, стереотипно. В этом случае ищут решение, пытаясь включить мышление и чувства в решение, которое принимается на основе перцептивной информации.
Восприятие — это активный процесс, который использует информацию для формирования и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием предыдущего опыта индивида. Как показали исследования, когда испытуемым предъявляют незнакомые фигуры, представляющие собой произвольную комбинацию прямых и изогнутых линий, они ищут те референты, к которым можно отнести воспринимаемый объект на начальных этапах восприятия. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории.
Одним из показателей перцептивной деятельности является ее уникальность, индивидуализация, неповторимость. В дополнение к «фильтру» перцептивного опыта, восприятие использует личные интересы, мотивы, установки. В целом, направленность личности, так сказать, определяет организацию восприятия. В процесс восприятия также вовлечены эмоции, которые могут изменить содержание восприятия.
Индивидуальные различия в восприятии велики, но все же можно выделить определенные типы этих различий, которые характерны не для конкретного человека, а для целой группы людей. К ним относятся, прежде всего, различия между целостным и детальным, или синтетическим и аналитическим, восприятием.
Целостный или синтетический тип восприятия характеризуется тем, что люди, склонные к нему, имеют наиболее яркое общее впечатление от объекта, общее перцептивное содержание, общие черты того, что воспринимается.
Существуют и другие виды восприятия, например, описательное и объяснительное. Люди описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что они видят и слышат; они не пытаются объяснить себе природу воспринимаемого явления. Мотивационные силы, стоящие за действиями людей, событиями или явлениями, находятся за пределами их внимания. В отличие от них, люди объяснительного типа не удовлетворяются тем, что непосредственно дано восприятием. Они всегда пытаются объяснить то, что видят или слышат. Этот тип поведения чаще всего сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия.
Существуют также объективные и субъективные типы восприятия. Объективный тип восприятия характеризуется строгим соответствием с тем, что происходит в реальности. Люди с субъективным типом восприятия выходят за рамки того, что им дано в действительности, и привносят в это многое от себя. Их восприятие подвержено субъективному отношению к воспринимаемому, повышенной предвзятости, заранее сформированному предвзятому мнению.
Виды и свойства восприятия
Восприятие классифицируется в зависимости от:
1) Тип ведущего анализатора (модальность), участвующего в восприятии объектов;
2) Форма существования материи;
3) Степень использования волевого усилия;
4) Зависимость от степени организованности
5) Индивидуальные различия в отражении объектов.
Восприятие по ведущей модальности делится на: зрительное, тактильное, обонятельное, вкусовое, слуховое.
По критерию ведущей перцептивной системы люди делятся на визуалистов, аудиторов и кинестетов.
- Визуалист — мыслит зрительными образами, воспринимает образ мира на основе мысленного «видения».
- Слуховой человек — формирует перцептивные образы окружающей среды на основе слуховых впечатлений.
- Кинестетическая личность — воспринимает окружающую среду через сенсорные впечатления.
2) Типы восприятия по форме существования материи делятся на:
Пространственное восприятие — это восприятие формы, размера, объема предметов, расстояния между ними, их взаимного расположения, расстояния и направления, в котором они находятся.
Восприятие формы, размерности и величины предметов — это сложный процесс, осуществляемый с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
Восприятие глубины и расстояния до объектов происходит в форме монокулярного и бинокулярного зрения.
Наблюдайте за движением, сначала воспринимайте его:
- Тип движения (сгибание, разгибание, подтягивание и т.д.).
- Форма движения (прямая, согнутая, изогнутая и т.д.)
- Амплитуда (размах) движения (полное, неполное)
- Направление движения (вправо, влево, вверх, вниз)
- Продолжительность движения (короткое, длинное)
- Скорость движения (быстрее или медленнее)
- Ускорение движения (плавное, ускоряющееся, устойчивое, рывками)
3) Восприятие по степени волевого усилия. - Намеренное (добровольное) восприятие характеризуется наличием осознанной цели.
- Неинтенциональное (непроизвольное) восприятие — это такое восприятие, при котором объекты окружающей действительности воспринимаются без сознательной цели.
4) Зависит от степени организованности. - Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, спланированное восприятие предметов или явлений окружающего мира.
- Дезорганизованное восприятие — это обычное, непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
5) Восприятие по индивидуальным различиям. - Аналитическое восприятие — склонность к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта.
- Синтетическое восприятие — фокусирует человека на отражении более глобальных свойств объекта.
- Субъективное восприятие — имеет тенденцию привносить свое личное отношение к событию или явлению.
- Объективное восприятие — склонность к строгому осмыслению происходящего.
- Описательное восприятие — тенденция поверхностно описывать предмет или явление, не вникая в глубинную суть его содержания и сущности.
- Объяснительное восприятие — стимулирует человека к поиску истин, объясняющих все происходящее вокруг [4, с.89-98].
Свойства восприятия:
1) Избирательность восприятия — способность человека воспринимать только те объекты, которые представляют для него наибольший интерес.
2) Объективность восприятия — способность человека отражать окружающую действительность как воздействие на нее конкретных объектов, принадлежащих к определенному классу явлений.
3) Апперцепция — это зависимость восприятия от предыдущего опыта человека.
4) Осмысленность восприятия — воспринимаемые человеком объекты имеют для него определенное значение в жизни.
5) Перцептивная константность — это постоянство восприятия, обусловленное знанием физических свойств объекта, а также тем, что объект восприятия воспринимается в кругу других известных человеку объектов.
6) Целостность восприятия выражается в том, что образы отражаемых объектов предстают в сознании человека в совокупности своих многочисленных свойств и характеристик, даже если некоторые из этих свойств в данный момент не воспринимаются.
Таким образом, существует ряд признаков для классификации восприятия:
- Тип ведущего анализатора (модальность), участвующего в восприятии объектов;
- Форма существования материи;
- Степень использования волевого усилия;
- Зависимость от степени организованности;
- Индивидуальные различия в отражении объектов.
Ученые также выделяют ряд свойств восприятия:
- Избирательность восприятия
- Избирательность восприятия.
- Апперцепция
- Чувство восприятия
- Последовательность восприятия
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Оценка своей значимости и эмоциональный комфорт в коллективе
- Педагогическое общение в доу
- Виды восприятия и методы их изучения
- Индивидуальные особенности представления
- Методы общей психологии
- Виды психических процессов, их группирование
- Психологические теории внимания
- Александр Сазерленд Нилл, автор книг о воспитании детей и основатель школы «Саммерхилл» — Идеи Нилла как оппозиция существующим нормам педагогики
- Психология допроса
- Влияние возраста на особенности памяти — Типы памяти в зависимости от времени сохранения материала