Оглавление:
Все филогенетическое развитие чувствительности свидетельствует о том, что определяющим фактором в развитии чувствительности к тому или иному раздражителю является его биологическое значение, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, с адаптацией к среде.
Зрение пчелы, слух лягушки, обоняние собаки дифференцируют более слабые, но биологически значимые стимулы, связанные с их жизнедеятельностью, не реагируя на более сильные, но биологически неадекватные стимулы (см. выше). Аналогичным образом, развитие специфически человеческих форм восприятия в ходе исторического развития человечества неразрывно связано с развитием социальной практики.
Поскольку историческое развитие социальной практики породило новые формы бытия объекта, оно также породило новые формы восприятия. Только благодаря развитию техники «наивная физика», недоступная обезьянам, вошла в человеческое восприятие; именно в процессе художественной деятельности сформировалось восприятие человеком красоты форм — живописных и музыкальных.
Живя и действуя, решая практические задачи, которые стоят перед ним в течение жизни, человек воспринимает окружающую среду. Восприятие объектов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условия, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку для осмысленного действия человека.
Практика жизни заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этом этапе восприятие уже становится специфической «теоретической» деятельностью. Теоретическая деятельность наблюдения включает в себя анализ и синтез, понимание и интерпретацию того, что воспринимается. Так, в форме наблюдения восприятие, которое первоначально было связано как компонент или условие с конкретной практической деятельностью, в конечном итоге преобразуется в более или менее сложную мыслительную деятельность, в системе которой оно приобретает новые специфические свойства. В другом направлении восприятие действительности перерастает в творческую деятельность, связанную с созданием художественного образа и эстетическим созерцанием мира.
При восприятии человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и осматривает или внимательно изучает, не только слышит, но и слушает’, он часто активно выбирает установку, обеспечивающую адекватное восприятие объекта; таким образом, при восприятии он порождает определенную деятельность, направленную на соотнесение перцептивного образа с объектом, что необходимо потому, что объект — это не только предмет восприятия, но и практическое действие, которое управляет.
Восприятие — это сенсорное представление объекта или явления объективной реальности, которое действует на наши органы чувств.
Человеческое восприятие — это не только сенсорный образ, но и восприятие объекта, выделяющегося для субъекта из окружающей среды. Восприятие чувственно данного объекта является основной, наиболее существенной отличительной чертой восприятия.
Возможность восприятия предполагает наличие у субъекта способности не только реагировать на сенсорный стимул, но и осознавать соответствующее сенсорное качество как свойство данного объекта. Для этого объект должен выделять себя как относительно стабильный источник своих воздействий на субъект и как возможный объект направленных на него действий субъекта.
Восприятие объекта, таким образом, требует не только наличия образа со стороны субъекта, но и определенного активного отношения, которое возникает только в результате достаточно высокоразвитой тонической деятельности (мозжечка и коры головного мозга), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей необходимое для наблюдения состояние активного покоя.
Восприятие, как уже отмечалось, предполагает достаточно высокое развитие не только сенсорного, но и моторного аппарата. Если скоординированное, объектно-направленное действие предполагает, с одной стороны, восприятие объекта, то восприятие как осознание объектов объективной реальности, с которыми сталкивается субъект, предполагает, в свою очередь, способность не только автоматически реагировать на сенсорный стимул, но и присутствовать на объектах в скоординированном действии.
В частности, восприятие пространственного расположения вещей вполне очевидно формируется в процессе реального моторного освоения пространства — сначала хватательными движениями, а затем передвижением.
Эта связь с действием, с конкретной деятельностью определяет весь путь исторического развития восприятия.
Связь восприятия с деятельностью человека
В некоторых видах деятельности, например, в деятельности художника, эта связь между восприятием и деятельностью особенно очевидна. Процесс восприятия художником действительности и процесс представления, которое воспринимается, нельзя отделить друг от друга; не только творчество обусловлено восприятием, но и само восприятие в какой-то степени обусловлено представлением того, что он воспринимает художественно; оно подчинено условиям представления и преобразуется в соответствии с ними. Процесс художественного изображения и процесс художественного восприятия образуют взаимодействующее единство.
Аналогия между отношениями между восприятием и его изображением в рисунке и живописи, с одной стороны, и между мыслью и ее выражением в языке, с другой, становится полностью действительной в отношении художественного восприятия.
Как язык, формирующий мысль, в свою очередь участвует в ее формировании, так и художественное изображение восприятия не только выражает, но и формирует восприятие художника. Она также воспитывает и тем самым формирует восприятие людей, которые учатся по-настоящему воспринимать мир через художественные произведения.
Восприятие не только связано с действием, с деятельностью, но и само является специфической познавательной деятельностью по сопоставлению, по соотнесению чувственных качеств порождаемого им объекта. При восприятии чувственные качества как бы извлекаются из объекта, чтобы быть непосредственно соотнесенными с ним. Восприятие — это форма познания действительности.
Произведенные в процессе восприятия перцептивные данные и полученный зрительный образ сразу же подвергаются субъективной оценке, т.е. приписываются определенному объекту. Этот объект определяется понятием, закрепленным в слове, а значение слова закрепляет характеристики и свойства, которые выявляются в объекте в результате социальной практики и социального опыта. Сравнение, сопоставление, сверка сформированного в индивидуальном сознании образа с объектом, содержание которого — свойства, характеристики — выявлено социальным опытом и закреплено в значении обозначающего его слова, составляет существенное звено восприятия как познавательной деятельности.
Процесс восприятия включает когнитивную деятельность по «прощупыванию», исследованию, узнаванию объекта через образ; формирование образа из сенсорных качеств, в свою очередь, опосредовано значением объекта, что приводит к интерпретации этих сенсорных качеств. Объектное значение, в некотором смысле, аппроксимирует, ассимилирует и интерпретирует сенсорные данные, возникающие в процессе восприятия.
Любое восприятие, каким бы сложным оно ни было, по своей сути является решением определенной задачи, которая исходит из сенсорных данных, выявленных в процессе восприятия, чтобы определить их значение и найти адекватную интерпретацию. Деятельность по интерпретации присуща всему осмысленному человеческому восприятию. Его роль очевидна при восприятии произведения искусства.
Художественный образ никогда не сводится к более или менее связному набору смысловых данных, как не сводится к ним и содержание значимого произведения искусства. Художник вводит чувственные данные картины непосредственно в поле зрения воспринимающего, но он ставит перед художественным восприятием задачу воспринять с помощью этих данных то, что задано ими — семантико-поэтическое содержание картины и воплощенное в ней намерение художника. Сам факт того, что восприятие произведения искусства должно решать такую задачу, делает его сложной деятельностью, которая не всем одинаково доступна.
По сути, та же самая деятельность по интерпретации содержится в каждом восприятии сложной жизненной ситуации. Только в искусственно упрощенных условиях, таких, какие иногда создаются в психологических экспериментах, он может показаться более или менее сведенным к нулю и таким образом исчезнуть из поля зрения — это самое важное звено в процессе восприятия. Когда оно выводится из восприятия в особый процесс, восприятие как таковое распадается или переходит в другие процессы — мышление, понимание, интерпретацию и т.д., в одном случае, познание в другом. Эта деятельность содержится в восприятии, но таким образом, что оно осознает не саму эту деятельность, а ее результат. Поэтому оно действует как созерцание.
На чем строиться восприятие?
Восприятие основано на данных сенсорных впечатлений, которые поставляют наши органы чувств под влиянием действующих в данный момент внешних раздражителей. Попытка разделить восприятие и ощущение явно несостоятельна.
Но восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Это всегда более или менее сложное целое, качественно отличающееся от элементарных восприятий, которые являются его частью. Любое восприятие также включает в себя воспроизведенный предыдущий опыт и мышление воспринимающего, а в определенном смысле также его чувства и эмоции. Восприятие отражает объективную реальность, но делает это не пассивно, не является мертвым зеркалом, потому что в нем одновременно преломляется вся душа-жизнь конкретного воспринимающего.
Восприятие по своей сенсорной природе не является простым механическим суммированием независимых ощущений, которые суммируются только в процессе восприятия, ибо в этом процессе различные стимулы находятся в многообразном взаимодействии, постоянно взаимодействуя друг с другом.
Наблюдения и экспериментальные исследования свидетельствуют, например, о влиянии цвета на кажущийся размер предмета1: белые и вообще светлые предметы кажутся выше, чем одинаковые черные или темные предметы (так, в светлом платье человек кажется выше, толще, чем в темном), относительная интенсивность света влияет на кажущуюся удаленность предмета. Расстояние или угол, под которым мы воспринимаем изображение или объект, влияет на его видимую окраску: цвет заметно меняется с расстоянием. Включение объекта тем или иным образом в цветное целое влияет на его воспринимаемый цвет.
Таким образом, в восприятии каждая часть обычно зависит от среды, в которой она дана.
Важность структуры целого для восприятия его составных частей очень четко и ярко проявляется в некоторых оптических геометрических иллюзиях. В первую очередь, воспринимаемый размер фигур зависит от среды, в которой они даны, как можно видеть на рисунке (оптические иллюзии), где средние круги равны, но мы видим их как неравные.
Иллюзия Мюллера-Лайера и ее эббингаузианский вариант очень поразительны. Особенно показательна в этом контексте иллюзия параллелограмма, при которой диагональ меньшего из двух четырехугольников кажется меньшей, а большего — большей, хотя объективно они одинаковы.
От структуры целого зависит не только восприятие размера, но и направление каждой линии, являющейся частью целого (иллюзия параллельных линий). На этом рисунке параллельные средние отрезки кажутся расходящимися, потому что кривые, которым они принадлежат, расходятся. Несмотря на то, что левая сторона всех кругов на рисунке (иллюзия прямолинейности) лежит на прямой линии, нам кажется, что они лежат на кривой линии, потому что расположение фигуры в целом, определяемое линией, проходящей через средние точки всех кругов, образует кривую линию.
Переход от целого к частям, однако, не столько объясняет серию иллюзий, сколько ярко характеризует их. Попытка представить роль целого в этом случае как подлинное объяснение и свести к нему все иллюзии, очевидно, была бы несостоятельной. Существует множество иллюзий; очевидно, существует множество причин для их возникновения.
Если оставаться в той же плоскости описания, то помимо иллюзий «от части к целому», существуют иллюзии, связанные с оценкой фигуры в целом или с переносом от целого к части. Существует ряд иллюзий, основанных на переоценке острых углов; такова иллюзия Зеллнера, сюда же можно отнести иллюзию Поггендорфа; по этой же причине круг по углам вписанного квадрата кажется как бы втянутым. Другие иллюзии основаны на преувеличении вертикальных линий по сравнению с горизонтальными и т.д.
Те случаи, когда иллюзорное восприятие под влиянием окружающей среды принимает форму контрастной оценки размера, можно объяснить, не ограничиваясь рассмотрением влияния «целого», общим психологическим законом контраста. Иллюзорное преувеличение размеров светлых объектов по сравнению с темными объектами того же размера легче всего объяснить как эффект облучения.
Виды восприятия
Внешние явления, воздействующие на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений, без какой-либо противодействующей активности со стороны субъекта по отношению к воспринимаемому эффекту. Способность чувствовать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, от рождения. Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; эта способность развивается и совершенствуется благодаря жизненному опыту.
В отличие от восприятий, которые не воспринимаются как свойства объектов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда предстает как субъективно связанное с реальностью, сформированной в виде объектов, существующих вне нас, и это верно даже тогда, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое чувство (в этом случае это чувство обязательно относится к явлению или объекту, связано с ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в отличие от ощущений, называется объективизацией.
Другое отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что результатом восприятия является какое-либо ощущение (например, ощущения яркости, громкости, солености, уровня звука, равновесия и т.д.), тогда как в результате восприятия формируется образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, которые сознание человека приписывает предмету, явлению, процессу. Для того чтобы объект был воспринят, необходимо осуществить по отношению к нему противодействующую деятельность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Обычно для возникновения ощущений это не обязательно.
Индивидуальные ощущения как бы «привязаны» к определенным анализаторам, и для возникновения ощущения достаточно приложить стимул к их периферическим органам-рецепторам. Образ, возникающий в результате перцептивного процесса, предполагает взаимодействие, согласованную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, обрабатывает больше информации, получает наиболее важные признаки, указывающие на характеристики воспринимаемого объекта, существуют различные типы восприятия. Различают зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный. — чаще всего выступают в роли проводников в процессе восприятия.
Таким образом, восприятие предстает как осмысленный (связанный с принятием решений) и значимый (связанный с языком) синтез разнообразных сенсорных впечатлений, полученных от целостных объектов или комплексов, воспринимаемых как общее явление. Этот синтез происходит в виде образа данного объекта или явления, сформированного в ходе их активного отражения.
Объективность, целостность, последовательность и категориальность (осмысленность и значимость) — основные свойства образа, формирующегося в процессе и в результате восприятия.
Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор не связанных между собой ощущений, а как отдельные объекты, обладающие свойствами, которые вызывают эти ощущения.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых объектов не дается в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно выстраивается в целостную форму на основе небольшого набора элементов. Это происходит, даже если некоторые детали объекта не воспринимаются человеком непосредственно в данный момент.
Постоянство определяется как способность воспринимать объекты относительно постоянными по форме, цвету и размеру, а также по ряду других параметров, независимо от изменения физических условий восприятия.
Категориальная природа человеческого восприятия отражается в том, что оно носит обобщенный характер, и любой воспринимаемый объект, который мы обозначаем словом-термином, мы относим к определенному классу. Согласно этому классу, мы ищем и видим в воспринимаемом объекте те признаки, которые присущи всем объектам этого класса и выражены в объеме и содержании этого термина.
Свойства восприятия
Психические процессы основаны на восприятии. Восприятие — это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, перцептивные процессы (ситуация, человек) формируют целостный образ объекта, который называется образом восприятия. Образ восприятия не сводится к простой сумме сенсорных впечатлений, хотя и включает их в свой состав.
Основными характеристиками восприятия как перцептивной деятельности являются его субъективность, целостность, структурность, постоянство, избирательность и осмысленность.
- Объективность восприятия проявляется в отнесении перцептивных образов к конкретным объектам или явлениям объективной реальности. Субъективность как перцептивное качество играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их внешнему виду, а по тому, как мы используем их на практике.
- Целостность восприятия заключается в том, что перцептивные образы представляют собой целостные, законченные, объектно-образные структуры.
- Благодаря перцептивной структуре, предметы и явления окружающего мира предстают перед нами в совокупности своих устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, сыгранная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; она выделяется им как целостная структура.
- Постоянство — обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, размера и цвета объекта независимо от изменений условий его нахождения. Например, изображение объекта (даже на сетчатке глаза) увеличивается по мере уменьшения расстояния до него, и наоборот. Однако воспринимаемый размер объекта остается неизменным. Люди, постоянно живущие в густых лесах, отличаются тем, что никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показывали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они воспринимали эти объекты маленькими и не такими далекими. Подобные нарушения наблюдались у жителей Равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного дома: Все предметы казались им маленькими или игрушечными. В то же время жители высотных домов видят объекты внизу без искажения размеров. Эти примеры убедительно показывают, что постоянство восприятия является не врожденным, а приобретенным свойством. Фактическим источником постоянства восприятия является активное действие перцептивной системы. Субъект выделяет из разнообразного и меняющегося потока движений рецепторного аппарата и реактивных ощущений относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Повторное восприятие одних и тех же объектов в различных условиях обеспечивает стабильность перцептивного образа по отношению к этим изменяющимся условиям. Постоянство восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира и отражает единство объекта и условий его существования.
- Избирательность восприятия заключается в преимущественном выборе одних объектов по сравнению с другими, обусловленном характеристиками субъекта восприятия: его переживаниями, потребностями, мотивами и т.д. В любой момент времени человек выбирает только некоторые объекты из бесчисленного множества окружающих его предметов и явлений.
- Осмысленность восприятия показывает его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие происходит через непосредственное действие объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное семантическое значение. Воспринимать объект сознательно — значит мысленно называть его, то есть относить его к определенной категории, обобщать словом. Даже при виде незнакомого объекта мы пытаемся распознать в нем сходство с известными объектами и отнести его к определенной категории.
Восприятие зависит не только от стимула, но и от воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания душевной жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией. Восприятие — это активный процесс, который использует информацию для формирования и проверки гипотез. Характер гипотез определяется содержанием предыдущего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше у него знаний, тем ярче и богаче его восприятие, тем больше он видит и слышит.
Содержание восприятия также определяется поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, когда мы слышим музыкальное произведение, исполняемое оркестром, мы воспринимаем
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
- Жозеф нюттен, бельгийский психолог
- Особенности поведения умственно отсталых детей в дошкольном возрасте
- Исследование особенностей профессионального здоровья у сотрудников мчс
- Теоретические аспекты изучения любовной зависимости
- Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Физиология активности
- Основные виды мышления
- Психокоррекция девиантного поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Особенности развития личности в зрелом возрасте
- Изучение психологической защиты