Оглавление:
Чувства (сенсорная чувствительность) — мысленный процесс размышления над индивидуальными свойствами, признаками окружающего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека.
Итак, световое излучение определенной длины волны, воспринимаемое как цвет; Звуковые колебания определенной интенсивности и частоты воспринимаются как звук определенной громкости и высоты и т. Д. В этом случае человек ощущает предметы не внутри, а снаружи себя. Ощущения осуществляются с помощью органов чувств, но они отражают реальные свойства объектов, а не свойства органов чувств (хотя возможны искажения, и это обсуждается ниже).
Чувства являются изначальным источником всех наших знаний о мире. С помощью чувств мы узнаем размер, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, мы улавливаем различные шумы, мы понимаем движение, пространство и т. д.
Восприятие дает материал для сложных умственных способностей. Процессы — восприятие, мышление, воображение.
Чувство — это отражение индивидуальных свойств предметов в их косвенном воздействии на органы чувств.
Чувство — важнейшее проявление общебиологического свойства живого. материя — Чувствительность. Это первичная форма мысленной связи между организмом и окружающей средой.
Чувство — первичная форма ориентации организма в окружающем мире.
Чувство — первая форма развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотносятся с объектами внешнего мира, порождают желания и служат источником волевых импульсов.
Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, необходимыми для построения действия. Таким образом, чувства заботятся о человеческой деятельности.
Чувства — не единственная форма отражения в мире. Высшие формы чувственного отражения (восприятие, воображение) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет свою качественную особенность, но существование любой познавательной деятельности невозможно без ощущения как исходной формы отражения.
Орган чувств — это анатомо-физиологический аппарат, который находится на периферии в теле или во внутренних органах и специализируется на получении воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.
Каждое устройство связывает мозг с окружающей средой и снабжает мозг различной информацией. И. П. Павлов предложил называть их анализаторами.
Знание индивидуальных свойств предметов возникает в результате деятельности любого органа чувств. Например, если объект экспонируется (показан) в течение 1/100 секунды, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не может точно сказать, что это за тип объекта. Слушая речь на неизвестном языке, люди воспринимают отдельные звуковые свойства (высоту, громкость, тембр), но не воспринимают содержание языка.
Физиологическая основа ощущений. Ощущение может возникнуть только под воздействием предмета на орган чувств. Орган чувств — это анатомо-физиологический аппарат, который располагается на периферии тела или во внутренних органах. Он подготовлен к получению определенных раздражителей из внешней и внутренней среды.
Основным компонентом каждого органа чувств являются окончания сенсорных нервов, которые называются рецепторами. Органы чувств, такие как глаз и ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие стимула на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который направляется от сенсорного нерва к определенным участкам коры головного мозга в головном мозге.
Реакция передается через эфферентный (двигательный) нерв.
Рецептор, проводящие нервы и участки коры головного мозга называются анализатором. Чувство всегда связано с реакцией: либо с движением, либо с перестройкой автономных процессов.
Классификация
Ощущения различаются по модальности, т.е. в зависимости от органа чувств они бывают зрительными, акустическими, тактильными (тактильными), кинестетическими (мышцы тела), обонятельными, вкусовыми и т. д. А. Р. Лурия предложил следующую классификацию ощущений:
• интероцептивные ощущения — сигналы от внутренних органов тела;
• проприоцептивные ощущения — сигнализируют о положении различных частей тела, осанке и движениях;
• экстероцептивные ощущения — сигналы из внешнего мира; Есть два типа ощущений:
Контакт — происходит при прямом воздействии на рецептор (вкус и прикосновение), удален — вызывается стимулами, которые воздействуют на органы чувств с определенного расстояния (запах, слух), зрение).
Модальность и сила ощущений зависят от физических свойств сигналов, которые их вызывают. Эта зависимость описывается концепциями и шаблонами, общими для всех анализаторов.
Абсолютный порог — это минимальная интенсивность сигнала (яркость, громкость и т. Д.), Вызывающая ощущение. Его значение зависит от чувствительности соответствующего анализатора, а также от индивидуальных особенностей человека, его текущего состояния и уровня настороженности. Обычно порог — это количество стимула, которое вызывает ощущение примерно в 50% случаев.
Сигналы, интенсивность которых ниже порога, но вероятность отклика достаточно высока, образуют область, близкую к пороговому значению.Стимулы из этой области не всегда реализуются, но они действительно влияют на человека. С их помощью можно передавать информацию и, таким образом, узнавать и изменять эмоциональное состояние, не имея «видимого» осознания внешних воздействий.
Порог различия (порог различия) — это минимальное различие между сигналами, которое позволяет человеку отличить их друг от друга. Например, световые сигналы от человека можно различать по яркости или цветовому тону, для этого сигналы должны отличаться друг от друга по физическим свойствам: интенсивности света или длине волны; Минимальный воспринимаемый размер этих различий — это порог различия.
Порог разницы — очень важная особенность, потому что на практике человеку приходится постоянно различать сигналы. Чтобы различать два световых сигнала по яркости, они должны отличаться примерно на 1% от исходной яркости. Различить тактильные сигналы можно, если их интенсивность изменится не менее чем на 7%. Возможна дифференциация звуковых сигналов по громкости с разницей от 0,3 до 0,7 децибел. Вкус и чувствительность к запаху у человека ниже. Чтобы определить разницу в силе вкуса, концентрация вещества должна измениться не менее чем на 20%. Чтобы почувствовать разницу в силе запаха, нужно изменить исходную концентрацию на 16-50% в зависимости от силы на веществе.
Значение чувствительности — это понятие, обратное пороговому значению. Чем выше абсолютный (или дифференциальный) порог, тем ниже соответствующая чувствительность, и наоборот, чем ниже порог, тем выше чувствительность.
Уровень уверенности в их ответах также зависел от культурных и национальных характеристик человека. предметы. Наименьшее доверие к своим ответам проявили канадские испытуемые, немцы и еще большее доверие к русским.
Виды ощущений
Типы ощущений. Еще древние греки различали пять чувств и соответствующие ощущения: зрительные, акустические, тактильные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила наше понимание типов человеческих ощущений. В настоящее время существует около двух десятков различных аналитических систем, отражающих влияние внешней и внутренней среды на рецепторы.
Визуальные ощущения — это ощущение света и цвета. Все, что мы видим, имеет цвет. Бесцветным может быть только полностью прозрачный объект, который мы не видим. Цвета бывают ахроматическими (белый и черный и средний уровень серого) и хроматическими (разные оттенки красного, желтого, зеленого, синего) чувствительной части наших глаз .
Светочувствительным органом глаза является сетчатка, которая содержит два типы ячеек — стержни и шипы, названные по их внешней форме. Таких клеток в сетчатке много — около 130 палочек и 7 миллионов колбочек.
При дневном свете активны только колбочки (этот свет слишком яркий для стержней). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматичности цветов — всех цветов спектра.
При слабом освещении (в сумерках) колбочки перестают работать (им не хватает света), и зрение осуществляется только палочным аппаратом — человек видит преимущественно серые цвета (все переходы от белого к черному, то есть ахроматический).
Цвет по-разному влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успех образовательной деятельности.
Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен в классе — оранжево-желтый, создающий счастливое, оптимистичное настроение, и зеленый, который создает ровное, спокойное настроение.
Красный возбужден, темно-синий подавлен, и оба они утомляют глаза. В некоторых случаях у людей возникают нарушения нормального восприятия цветов. Это может быть связано с наследственностью, болезнями и травмой глаз.
Наиболее часто встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (названа в честь английского ученого Д. Далтона, впервые описавшего это явление).
Дальтоники не различают красный и зеленый, не понимают, почему люди описывают цвет двумя словами. При выборе карьеры следует учитывать такую визуальную черту, как дальтонизм.
Дальтоники не могут быть водителями, пилотами, художниками, модельерами и т. Д. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко. Чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому в сумерках нельзя читать при плохом освещении, чтобы не вызвать чрезмерную нагрузку на глаза, которая может нанести вред зрению. Это способствует развитию миопии, особенно у детей и школьников.
Слуховые ощущения возникают с помощью органа слуха. Существует три типа слуховых ощущений: речь, музыка и шум.Звуковой анализатор различает четыре качества этих типов ощущений: сила звука (громкий-слабый), высота звука (высокий-низкий), тембр (оригинальность голоса или музыкального инструмента), продолжительность звука (время звука) и темпо-ритмичность. характеристики последовательно воспринимаемых звуков.
Прослушивание звуков речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком требует развития новой системы фонематического слуха.
Развитый фонематический слух ребенка существенно влияет на точность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух у ребенка развит и сформирован, как и слух речи. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.
Шум может вызывать у человека определенное эмоциональное состояние (звук дождя, шелест листвы, вой ветра). иногда они служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, громкий лай собаки, рев поезда) или радости (звук детских ног, приближение шагов любимого человека, гром фейерверк).
Обонятельный, вкусовые, кожные и двигательные ощущения
Обоняние называется обонянием. Органы обоняния — это особо чувствительные клетки, расположенные глубоко в носовой полости. Отдельные частицы различных веществ попадают в нос вместе с воздухом, которым мы дышим. Так мы получаем обонятельное ощущение.
У современного человека обоняние играет относительно незначительную роль. Но слепые и глухие люди используют свое обоняние так же, как зрячие люди используют слух своим зрением: они определяют знакомые места по запахам, узнают знакомых людей, получают сигналы опасности и т. д.
Чувствительность человека к запаху тесно связана со вкусовой чувствительностью. и помогает в признании качества еды. Ощущения запаха предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, жжение).
Аромат предметов имеет огромное влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной индустрии основано исключительно на эстетической потребности людей в приятных запахах.
Вкусовые ощущения возникают с помощью органов вкуса — вкусовых сосочков на поверхности языка, горла и неба. Есть четыре типа основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое и соленое. Разнообразие вкусов зависит от характера сочетания этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т. д.
Однако небольшое количество качеств вкусовых ощущений не означает, что вкусовые ощущения ограничены. в пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новую оригинальность; вкусовые ощущения человека сильно зависят от чувства голода, плохая пища становится лучше при голоде.
Вкус во многом зависит от обоняния. При сильном насморке любое блюдо, даже самое популярное, кажется невкусным. Кончик языка больше всего любит сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а основа — к горечи.
Кожные ощущения являются тактильными (прикосновение) и чувствительны к температуре (тепло или холод). На поверхности кожи есть несколько типов нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение прикосновения, холода или тепла.
Чувствительность разных участков кожи к каждому типу раздражения разная.
Прикосновение сильнее всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновениям.
Кожа частей тела, обычно прикрытых одеждой, поясница, живот и грудь, наиболее чувствительны к теплу и холоду. Температурные ощущения имеют очень ярко выраженный эмоциональный тон.
Таким образом, средняя температура ассоциируется с положительным чувством, эмоциональная окраска тепла и холода различна: холод воспринимается как бодрящее чувство, тепло — как расслабляющее. Температура высоких показателей, как в сторону холода, так и в сторону тепла, вызывает негативные эмоциональные переживания.
Визуальные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают влияние внешнего мира, следовательно, органы всех этих ощущений находятся на поверхности тела или поблизости от него. Без этих ощущений мы не могли бы ничего знать об окружающем мире.
Другая группа ощущений информирует нас об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. Эти ощущения включают двигательные, органические, уравновешенные, тактильные и болезненные ощущения. Без этих ощущений мы бы ничего не узнали о себе.
Моторные (или кинестетические) ощущения — это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря активности двигательного анализатора человек может координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах, языке и губах, поскольку эти органы выполняют точную и чувствительную работу и речевые движения.
Развитие кинестетических ощущений — одна из важных задач обучения. Занятия по работе, спорту, рисованию, рисованию и чтению следует планировать с учетом возможностей и перспектив развития анализатора двигателя. Для овладения движениями их эстетическая сторона выражения не важна.
Органические, осязательные, болевые и другие ощущения
Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего тела, наших внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых расположены соответствующие рецепторы.
Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда что-то нарушается в работе организма. Например, если человек съел что-то не очень свежее, то у него нарушится работа желудка и он сразу это почувствует: возникает боль в животе.
Голод, жажда, тошнота, боль, сексуальные ощущения, чувства, связанные с активностью сердца, дыханием и т. Д. — все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не смогли бы вовремя обнаружить болезнь и помочь своему организму с ней справиться.
«Нет сомнений, — сказал И.П. Павлова, — что для организма важен не только анализ внешнего мира, но и сигнализация снизу вверх и анализ того, что происходит в нем самом. «
Тактильные ощущения — это сочетание кожных и моторных ощущений при прикосновении к объектам, то есть при прикосновении к ним движущейся рукой. Маленький ребенок познает мир, касаясь и ощущая предметы. Это один из важнейших источников информации об окружающих предметах.
Для людей без зрения прикосновение — одно из важнейших средств ориентации и восприятия. Достигает большого совершенства через движение.Такие люди могут заправить нитку в иголку, вылепить ее, просто собрать, даже сшить, приготовить. Комбинация кожных и двигательных ощущений, возникающая в результате прикосновения к предметам, то есть прикосновения к ним движущейся рукой, называется прикосновением. Орган соприкосновения — рука.
Чувство равновесия отражает положение нашего тела в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, коньки, ролики и водные лыжи, самое сложное — удержать равновесие и не упасть.
Орган внутреннего уха дает нам чувство равновесия. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. Когда тело меняет положение, особая жидкость (лимфа) колеблется в лабиринте внутреннего уха, который называется вестибулярным аппаратом.
Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота, рвота (так называемая морская болезнь или воздушная болезнь). Регулярные тренировки значительно повышают устойчивость органов равновесия. Вестибулярный аппарат подает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может стоять, сидеть или ходить, он все время будет падать.
Ощущения боли имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о проблемах, возникших в его организме. Если бы не было болевого ощущения, человек даже не получил бы серьезных травм.
Полная нечувствительность к боли — редкое отклонение от нормы и доставляет человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения разного характера. Во-первых, это «болевые точки» (особые рецепторы) на поверхности кожи, а также во внутренних органах и мышцах.
Механические повреждения кожи, мышц и заболевания внутренних органов вызывают болевые ощущения, во-вторых, болевые ощущения возникают при воздействии на анализатор сверхсильного раздражителя.
Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильное холодное или тепловое излучение, очень сильный запах также вызывают боль.
Есть разные классификации ощущений. Распространена классификация по модальности ощущений (специфика органов чувств) — это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, тактильные, обонятельные, вкусовые, моторные, висцеральные. Возникают интермодальные ощущения — синестезия. Известна классификация Ч. Шеррингтона, которая выделяет следующие типы ощущений:
• экстероцептивные ощущения (возникающие в результате действия внешних раздражителей на рецепторы, расположенные вне поверхности тела);
• проприоцептивные (кинестетические) ощущения (которые определяют движение и относительное положение частей тела с помощью
• интероцептивные (органические) ощущения — возникают при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.
Несмотря на множество ощущений, возникающих в результате работы органов чувств, в их структуре и функционировании имеется ряд принципиально общих черт. В целом можно сказать, что анализаторы — это совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной систем, которые получают и анализируют информацию о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Визуальная психодиагностика — Визуальная психодиагностика как метод изучения индивидуальных особенностей личности
- Шкала явной тревожности
- Сущность метода наблюдения и его примеры
- Развитие групповой сплоченности интернационального трудового коллектива
- Особенности онтогенетического развития психики
- Психологический портрет личности потребителя
- Развитие общения с взрослыми в психическом развитии дошкольников
- Психологические основы командообразования
- Профилактика межличностных конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации
- Интеграция психических процессов