Оглавление:
Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования является понятие «система». С этим понятием могут быть связаны представления о мире в целом (в оговоренном, конечно, значении этого термина), формах движения материи, структурных уровнях организации материи, отдельных целостных объектах внутри структурных уровней материи, различных аспектах, уровнях, «срезах» этих материальных объектов. Вся картина общей структуризации материи базируется на этом понятии как на исходном.
Но что представляет собой эта система? В.Н. Садовский приводит около 40 определений понятия «система», наиболее распространенных в литературе. Выберем из совокупности имеющихся определений основное определение, на наш взгляд, наиболее правильное и простое, важное для целей дальнейшего изучения этого понятия. Таким определением может стать определение, данное одним из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи: система — это совокупность взаимодействующих элементов (к группе исходных определений можно отнести и следующее: система — это ограниченное множество взаимодействующих элементов — А.Н. Аверьянов «Системное восприятие мира». М., 1985. С. 43).
Значение слова «элемент» играет решающую роль в понимании того, что такое система. Без него само определение может оказаться банальностью, не имеющей существенной эвристической ценности. Важнейшим свойством элемента является его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Кроме того, при таком рассмотрении элемент является неделимым компонентом системы. Если взять, например, человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут его элементами; нервная система в целом, система кровообращения, пищеварительная система и т.д. (по отношению к системе «организм» точнее было бы назвать их подсистемами). Что касается отдельных внутриклеточных образований, то они могут быть подсистемами клеток, но не организма; по отношению к системе «организм» они являются компонентом ее содержания, но не элементом, не подсистемой.
Понятие «подсистема» было разработано для анализа сложно организованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой существуют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют различные части (элементы) системы, в своей совокупности способные выполнять единую (частную) программу системы. Являясь элементом системы, подсистема, в свою очередь, является системой по отношению к составляющим ее элементам. То же самое можно сказать и об отношениях между понятиями «система» и «элемент»: они переходят друг в друга. Другими словами, система и элемент относительны. С этой точки зрения вся материя предстает как бесконечная система систем. «Системами» могут быть системы отношений, детерминации и т.д. Наряду с представлением об элементах, представление о любой системе включает в себя представление о ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда относятся общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.д. По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые) различны: одни незначительны, другие существенны и закономерны. Структура, прежде всего, — это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее существенными являются интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интеграцию сторон объекта. В системе производственных отношений, например, существует три вида связей: связанные с формами собственности, с обменом деятельностью и с распределением. Все они существенны и легитимны. Но интегрирующую роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы собственности). Интегрирующая структура является ведущей основой системы. Возникает вопрос — что определяет качество системы — элементы или структура? Некоторые философы утверждают, что качество системы определяется прежде всего или полностью структурой, отношениями, связями внутри системы. Представители школы структурно-функционального анализа во главе с Т. Парсонсом, основывая свою концепцию общества на «социальных действиях», делали акцент на функциональных отношениях, их описании и выявлении структурных явлений. При этом вне поля зрения оставались не только причинно-следственные зависимости, но и сами субстратные элементы. В области лингвистики также можно обнаружить тенденцию, абсолютизирующую роль структуры в генезисе качества систем.
Понятия «система», «элемент», «структура». Форма и содержание, сущность и явление
Конечно, для целей исследования можно и нужно временно абстрагироваться от материальных элементов и сосредоточиться на анализе структур. Но одно дело временно абстрагироваться от материального субстрата, а другое — абсолютизировать эту односторонность и строить на такой абстракции целостное мировоззрение. Научно-философский подход к качеству систем выявляет их зависимость от структур. Примером этого является явление изомерии в химии. Относительная независимость структур от природы их субстратных носителей (так, нейроны, электронные импульсы и математические символы способны быть носителями одной и той же структуры) говорит в пользу вышеупомянутой позиции. Один из ведущих методов современной науки, метод кибернетического моделирования («Две системы, рассматриваемые абстрактно от природы составляющих их элементов, изоморфны друг другу, если каждому элементу первой системы соответствует только один элемент второй и каждой операции (связи) в одной системе соответствует операция (связь) в другой, и наоборот. Такое взаимное соответствие называется изоморфизмом. Но как бы ни была значительна роль структуры в обусловливании природы системы, элементы все же имеют первостепенное значение. Имеется в виду невозможность порождения того или иного набора элементов, вступающих во взаимные отношения. Элементы определяют саму природу связей внутри системы. Другими словами, характер и количество элементов определяют способ (структуру) их взаимосвязи. Одни элементы определяют одну структуру, другие — другую. Элементы являются материальным носителем связей и отношений, составляющих структуру системы. Итак, качество системы определяется, во-первых, элементами (их природой, свойствами, количеством) и, во-вторых, структурой, то есть их связью и взаимодействием. В материальных системах нет и не может быть «чистых» структур (они возможны только в абстракции), так же как не может быть «чистых» элементов. Материальные системы представляют собой единство элементов и структуры. С этой точки зрения, структурализм как мировоззрение является односторонним и потому ошибочным видением мира. Чтобы понять структуру материи, важно понять соотношение формы и содержания. Подобно диалектике части и целого, элементов и системы, диалектика формы и содержания конкретизирует идею структурности как атрибута материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием, отсекает односторонность в их трактовке и раскрывает новые аспекты в проблеме применения этих категорий в практической деятельности людей.
Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты — элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Если, например, при рассмотрении человеческого организма мы не могли рассматривать отдельные клетки, молекулы, не участвующие непосредственно в его создании, как элементы этой системы, если при анализе частей этого организма мы по определению не могли рассматривать конкретную часть его неорганической подсистемы, то теперь, сосредоточившись на содержании системы, мы должны охватить буквально все, что в ней есть. Слово «компонент» системы используется для выражения фрагмента содержания системы.
Системность и самоорганизация
Понятие формы имеет множество значений. Часто форму понимают как способ внешнего выражения содержания, иногда утверждают, что форма — это также относительно устойчивая определенность связи элементов содержания и их взаимодействия, вид и структура содержания. Конечно, форма — это внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, способ существования его материи. Понятие формы градирует единое. Под формой также понимается внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы. Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствует о ее относительной самостоятельности, о возможности ее двоякого-позитивного и негативного-организующе-конструктивного или деструктивного влияния на содержание. Это, в свою очередь, наводит на мысль: а нельзя ли сначала создать конструктивную структуру, а потом «подтягивать» на нее содержание? Конечно, могут быть и безжизненные, преждевременные и просто бесполезные формы, насильно навязанные содержанию, как, например, в волюнтаристском подходе к социальным структурам. Это тоже приводит к несоответствию между формой и содержанием. Такой бездумный активизм ничем не лучше консерватизма. Он уклоняется от научного анализа конкретной взаимосвязи между формой и содержанием.
Оптимальное развитие может быть достигнуто только при условии соответствия содержания и формы (структуры).
Отдельные материальные системы, а также объекты, состоящие из таких систем, имеют еще один структурный параметр — отношение между явлением и сущностью, или, другими словами, отношение между феноменалистической и эссенциалистской сторонами. Этот аспект систем является наиболее важным среди атрибутов материального объекта; с ним тесно связана структура познавательного процесса. Все остальные аспекты, выраженные в отношениях категорий «система — протяженный элемент», «целое — часть», «содержание — форма», в их конкретном превращении из «вещи в себе» в «вещь в нас» имеют своим исходным звеном феномен. Понятие явления определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, т.е. как внешние свойства и их системная структуризация. Такое определение малоинформативно, если не раскрыто понятие «сущность» (ситуация, аналогичная определению понятия «система»). Под сущностью обычно понимают главное, основное, определяющее в содержании системы, основу всех изменений, происходящих в объекте при его взаимодействии с другими объектами. Это определение недостаточно корректно в том смысле, что в нем сущность, а вместе с ней и явление лишены подвижности, между тем они динамичны в своем соотношении, что должно быть отражено, на наш взгляд, в оригинальном определении сущности.
Таковым может быть понимание сущности как отношения или свойства системы, от которого зависят другие ее отношения или свойства. Категория сущности служит для выделения в системе таких свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Сущность определяется только по отношению к некоторой системе. Нельзя поставить вопрос о том, является ли какой-либо признак сущностным или нет, без ссылки на некоторую систему или без ссылки на конкретные отношения обусловленности признаков в этой системе. Конкретный объект объективно представляет собой множество различных систем (или подсистем). По отношению к каждой из них можно выявить его сущность. Но выявление сущности объекта и определение сущности — это разные вещи. Мы определяем понятие сущности не по отношению ко всем системам, а по отношению к каждой из систем.
Это основные характеристики систем как атрибутов материи, выражаемые понятиями «структура — элемент — система», «целое — часть», «содержание — форма», «сущность — явление». В эту группу категорий, характеризующих системность материи, входят также «вещь — свойство — отношение»; «единичное — особенное — общее» и некоторые другие категории. Системность получает дальнейшую конкретизацию при анализе развития и детерминации (самодетерминации) материальных систем.
Детерминационные связи бытия. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность
Методологический принцип детерминизма является также основополагающим принципом философской доктрины бытия. Сам термин «детерминация» происходит от латинского determine (определять) и может быть расшифрован как обязательная детерминированность всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Часто в этой формулировке предикат «обусловленность» заменяется предикатом «детерминированность», что делает саму формулировку двусмысленной, так как создается впечатление, что определяющие факторы сводятся таким образом только к условиям, хотя последние, при всей их важности, являются лишь одним из этих факторов.
Детерминизм в своем историческом развитии прошел два основных этапа — этап классического (метафизического, механистического) детерминизма и этап постклассического детерминизма, диалектического по своей сути.
Интересно отметить, что к началу 19 века под влиянием развития теории вероятности (которой занимался Лаплас), социальной статистики и т.д. возник ряд вопросов, которые не могли быть решены с позиций лапласовского детерминизма:
- 1. Как согласовать его концепцию с эмпирическими наблюдениями, обнаруживающими отклонения от необходимости, отсутствие «чистого» проявления закона во всех его конкретных воплощениях?
- 2. Как совместить механизм лапласовского детерминизма с теорией вероятности, оперирующей понятием «случайность»?
В работах Лапласа здесь нет противоречия, поскольку он субъективистски трактовал и случайность, отождествляя ее с незнанием причин, и вероятность, связывая ее с нашим знанием о процессе (объекте), но не с самим процессом (объектом). В действительности же вероятность, как уже говорилось, определяет степень возможности проявления объективного по своей сути случайного явления.
Говоря об этом постклассическом, диалектическом этапе в развитии детерминизма, нельзя не вспомнить Эпикура, в учении которого о самопроизвольном отклонении атома от прямой линии в зародыше уже содержалось современное понимание детерминизма.
Но поскольку у Эпикура случайность сама по себе ничем не детерминирована (нет причины), то без особой ошибки можно сказать, что от Эпикура можно проследить начало учения об индетерминизме, которое противостоит детерминизму.
В истории философии известны два вида индетерминизма:
- Так называемый «объективный» индетерминизм, который отрицает причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистской интерпретации.
Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Это означает (у Юма, Канта, многих других философов), что причина и следствие, как и другие категории детерминации, являются лишь априорными, т.е. полученными не из практики, формами нашего мышления. Многие субъективные идеалисты объявляют использование этих категорий «психологической привычкой» человека наблюдать, как одно явление следует за другим, и объявлять первое явление причиной, а второе — следствием. Конечно, такая «привычка» (ошибка) не редкость, на что обращает наше внимание элементарная логика, называя эту ошибку следующим образом: Post hoc ergo propter hoc — «после этого значит вследствие этого». Но дело не в индивидуальной ошибке.
Развитие и его законы. Диалектика как система
Законы развития технических систем можно разделить на три группы: «статика», «кинематика» и «динамика».
Начнем со «статики», законов, определяющих начало жизни технических систем.
- 1. Закон полноты частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является наличие и минимальная работоспособность основных частей системы.
Каждая техническая система должна включать четыре основные части: двигатель, трансмиссию, рабочий орган и орган управления. Смысл закона 1 заключается в том, что для синтеза технической системы необходимо наличие этих четырех частей и их минимальная работоспособность для выполнения функций системы, так как работоспособная часть системы сама по себе может быть неработоспособной в составе технической системы.
Закон 1 можно объяснить следующим образом: техническая система жизнеспособна, если все ее части не имеют «двоек», причем «оценки» ставятся за качество работы этой части в составе системы. Если хотя бы одна из частей имеет оценку «два», система нежизнеспособна, даже если остальные части имеют «пять».
Из закона 1 вытекает очень важное для практики следствие. Чтобы техническая система была управляемой, хотя бы одна часть должна быть управляемой. «Быть управляемой» означает изменять свойства так, как нужно тому, кто ею управляет.
- Закон «энергетической проводимости» системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является сквозное прохождение энергии через все части системы.
Любая техническая система является преобразователем энергии. Это очевидная необходимость передачи энергии от двигателя через трансмиссию к рабочему органу.
Важным является следствие из закона 2. Чтобы часть технической системы была управляемой, между этой частью и органами управления должна существовать проводимость энергии.
В задачах измерения и обнаружения можно говорить о проводимости информации, но часто она сводится к проводимости энергии, только в слабой степени.
- Закон координации ритма частей системы. Необходимым условием принципиальной жизнеспособности технической системы является согласование ритмики (частоты колебаний, периодичности) всех частей системы.
Законы, определяющие развитие технических систем, независимо от конкретных технических и физических факторов, обусловливающих это развитие, относятся к «кинематике».
- Закон возрастания степени идеальности системы. Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.
Идеальная техническая система — это система, масса, объем и площадь которой стремятся к нулю, хотя ее способность совершать работу не уменьшается. Другими словами, идеальная система — это система, в которой нет системы, но ее функция сохраняется и выполняется.
Несмотря на очевидность идеальной технической системы, существует определенный парадокс: реальные системы становятся все больше и тяжелее. Увеличиваются размеры и вес самолетов, танкеров, автомобилей и т.д. Этот парадокс объясняется тем, что резервы, высвобождающиеся при совершенствовании системы, направляются на увеличение ее размеров и, главное, на увеличение рабочих параметров.
- Закон неравномерности развития частей системы. Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.
Неравномерное развитие частей системы является причиной технических и физических противоречий и, следовательно, изобретательских проблем. Например, когда тоннаж грузовых судов стал быстро расти, мощность двигателей быстро увеличивалась, а средства торможения оставались неизменными. В результате возникла проблема: как затормозить, скажем, танкер водоизмещением 200 тысяч тонн. Эта проблема до сих пор не имеет эффективного решения: от начала торможения до полной остановки крупные суда успевают пройти несколько миль…
- Закон перехода к надсистеме. Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему как одна из ее частей; дальнейшее развитие происходит на уровне надсистемы.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Становление технических наук электротехнического цикла
- Философия абсурда и бунта А. Камю
- Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания
- Социальная сфера
- Религиозная интерпретация мира
- Прогресс в науке и обществе
- Сущность нации
- Эммануэль Левинас, французский этический философ
- С. Боэций и формирование средневековой философии
- Возникновение науки и стадии ее развития