Оглавление:
Современные демократические общества стремительно развиваются, достигая все больших результатов в своем развитии. Происходящие изменения так или иначе затрагивают все страны, независимо от культуры. В большинстве своем люди озабочены материальными ценностями, а демократическая культура — обманчивым представлением о счастье и прогрессе. Результатом этого являются технические открытия, которые лишают человека возможности общаться с природой. Это приводит к расстройству сознания, которое не может примириться с жизнью в гармонии с душой, телом и природой. Уже сегодня многие люди перестали стремиться к общению с Богом. Они уже верят в технический прогресс. Люди в своем развитии пришли к тому, что демократическая культура общества потерпела крах и начала вырождаться.
Первыми критиками, выступившими против культуры демократического общества, были Вагнер, Ницше и Шопенгауэр. В то время общество отвергло метод рационального познания. Он стал неактуальным, и возникло новое учение Гегеля. Он рассматривал все процессы как образец правильного использования. Гегель придавал огромное значение разуму, считая, что он отличает человека от всего животного мира, что человеческая душа не может быть познана. Идеи Гегеля заключались в том, что человек живет, не используя логику жизни в материальном мире. Многие философы предпринимали неоднократные попытки познать душу разных культур, но их усилия были тщетны, так как они не могли объединить душу, тело, культуру и мир. Это направление в философии называется пессимистическим, яркими представителями этого направления были Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.
Целью работы является изучение философии Артура Шопенгауэра, а также влияние этой философии на развитие общества.В начале 19 века в Европе возникает такое направление в философии, как иррационализм. Иррационализм настаивает на ограниченности человеческого разума в постижении мира, предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму и достижимых только благодаря таким качествам, как интуиция, чувство, инстинкт, откровение, вера и т.д. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер реальности, постулирует невозможность познания реальности научными методами. Иррациональные философы утверждали, что вера в разум, в его силу является источником всех социальных зол. На место разума они ставят волю, слепую, бессознательную силу [1, с.232].
Первым представителем так называемой философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). Некоторое время Шопенгауэр работал вместе с Гегелем на философском факультете Берлинского университета. Интересно, что Шопенгауэр пытался читать свою философию как альтернативный курс философии Гегеля и даже назначал свои лекции в одно время с Гегелем. Но Шопенгауэр потерпел неудачу, не найдя аудитории [2, с.357].
Впоследствии, со второй половины XIX века, слава Шопенгауэра затмила славу Гегеля. Провал лекций в Берлине был вдвойне обиден для Шопенгауэра, так как он резко отрицательно оценивал философию Гегеля, называя ее то бредом параноика, то наглым бредом шарлатана. Особенно нелестным было мнение Шопенгауэра о диалектике, которую он считал ловким трюком для маскировки абсурда и недостатков гегелевской системы [3, с.427].
Среди философов иррационалистические тенденции в той или иной степени присущи также таким философам, как Ницше, Шеллинг, Кьеркегор, Якоби, Дильтей, Шпенглер, Бергсон [5, с. 12].
Основные черты и представители европейского иррационализма
Значение философии заключается в том, что она гораздо глубже обыденного и здравого человеческого рассудка и ставит перед человеком и обществом такие вопросы, которые этому рассудку недоступны. Поэтому тот, кто не превратно, но адекватно поймет смысл философского текста, тем самым углубит и расширит свое понимание действительности, проблем собственного бытия и назначения человека.
Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с самой философией. Наличие в структуре философского знания так называемых вечных вопросов, затрагивающих существование человека и общества, специфическим образом характеризует философское знание.
…Принципиальное значение для философии в ее самом высоком, всемирно-гражданском космическом значении, считает И. Кант, имеют вопросы, отражающие типы отношения человека к миру: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Отдавая высокую дань теоретическому разуму, Кант без колебаний на первый план выносит практический разум – то, чему учит философия. Философия воплощает в себе идею совершенной мудрости и указывает высшие цели человеческого разума, связанные с нравственными идеалами и ценностями. А потому все три вопроса, в которых охватывается предназначение философии, можно было бы свести к четвертому – что есть человек? Если существует наука, писал И. Кант, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире, и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком. По мнению Канта, ориентация на человека и высшие нравственные ценности придает философии достоинство и внутреннюю ценность.
Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания.
…Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в связи с этим Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и призывал не забывать о времени, когда было написано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются в философских идеях.
…Отдавая дань рационалистически-аналитическому, «объективистскому» взгляду на мир, марксисты основной вопрос философии формулировали как вопрос отношения мышления к бытию. Ф. Энгельс, акцентируя внимание на научный, рациональный момент нашего взгляда на мир, констатирует: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Основной вопрос философии, согласно этой позиции, имеет две стороны. Его первая сторона – это вопрос о том, что является первичным – дух или материя, материя или сознание. Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как они отвечали на вопрос об отношении мышления к бытию. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь.
Труд «Капитал» как образчик диалектического материализма
По собственному признанию Маркса, как ученый он одновременно черпал из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо он заимствовал трудовую теорию стоимости, положения закона традиции нормы прибыли к положению, производительному труду. У второго заимствовал идеи диалектики и материализма, у третьего — концепцию классовой борьбы и элементы социологической структуры общества. К. Маркс был не единственным среди исследователей начала и середины 19 века, кто рассматривал политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим; они предпочитали, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные и считали экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временными.
В первом томе, озаглавленном «Процесс производства капитала», Маркс рассматривает первичные категории: стоимость, лежащую в основе цены, стоимость каждого товара, определяемую общественно необходимым для его производства трудом. «…потребительная стоимость, или товар, имеет стоимость только потому, что в нем человеческий труд овеществлен, или материализован, абстрактно. Как же тогда измеряется его стоимость? Очевидно, количеством труда, содержащегося в нем, в этой «создающей стоимость субстанции». Само количество труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время, в свою очередь, находит свой масштаб в определенных долях времени, таких как час, день и т.д.», «…стоимость данной потребительной стоимости определяется только количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для ее производства. Каждый отдельный товар в этом случае имеет стоимость только как средний экземпляр своего рода. Поэтому товары, которые содержат одинаковое количество труда или могут быть произведены в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к стоимости каждого другого товара как время труда, необходимое для производства первого, к времени труда, необходимому для производства второго. Общественно необходимое время — это «время труда, необходимое для производства любой потребительной стоимости при общественно нормальных условиях производства и среднем уровне квалификации и интенсивности труда в данном обществе».
Второй том «Процесс обращения капитала» посвящен анализу движения капитала, его оборота и обращения. Кругооборот капитала — это процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения трех стадий. На каждой стадии происходит изменение функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный капитал, производительного капитала в товарный капитал, товарного капитала снова в денежный капитал. В соответствии со схемой воспроизводства, предложенной Марксом, рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления.
В третьем томе «Процесс капиталистического производства, взятый в целом» рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости (ее превращенных форм) между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан механизм превращения стоимости товара в цену производства. В капиталистическом обществе равные капиталы производят равную прибыль; цены формируются в соответствии с затратами капитала и средней прибылью. Если товары продаются по цене производства (а не по их стоимости), то закон стоимости сохраняется в несколько измененном виде. Здесь возникает противоречие: если в первом томе «Капитала», где Маркс рассматривал отношения между отдельными рабочими, товары обмениваются по их стоимости, то в третьем, где он анализировал производство в целом, товары обмениваются по ценам производства. Эти стоимости не совпадают, что создает формальное противоречие в теории. «Стоимость каждого капиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = c + v + t. Если из этой стоимости товара вычесть прибавочную стоимость t, то останется только эквивалент или стоимость, восстанавливающая в товаре капитальную стоимость c + v, затраченную в качестве элементов производства.
В чем состоит значение философии в жизни общества
Вторая сторона основного вопроса философии — как наши мысли об окружающем мире соотносятся с самим миром, познаваем ли мир. Философы, отрицающие, что мир познаваем, называются агностиками.
…C.W.V. — Таким образом, основные направления в философии определяются тем, как отвечают на вечные философские вопросы. Например, что лежит в основе мира в целом — материальное или духовное начало? Из ответа на этот вопрос вытекают такие философские направления, как идеализм или материализм.
Поскольку эти вопросы являются вечными философскими проблемами, то и принципиальные ответы на них имеют длительное историческое развитие. В свою очередь, система аргументации ответа на вечные философские проблемы, в зависимости от степени развития науки и других сфер духовной жизни человеческого общества, обуславливает существование определенных философских школ. Например, материализм, имеющий длительное историческое развитие, подразделяется на античный материализм и его школы — милетцев, атомистов, киников, механистический материализм XVIII века, диалектический материализм марксистской философии и др. Идеализм — на идеализм Платона, школы неоплатоников, средневековый религиозный идеализм, идеализм Гегеля и др. Философию обычно относят к сфере духовной культуры, сфере, далекой от материальной жизни, от повседневных проблем. Ответ на вопрос о роли философии в культуре тесно связан с определением сущности самой культуры. Культурой можно назвать совокупность результатов человеческой деятельности и саму эту деятельность. В область культуры входят: религия, искусство, мифология, мораль, политика, право и т.д. Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет об основаниях культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает в чистые понятия, с помощью которых конструирует возможные идеальные миры. Ценности и знания являются основой культуры, и философия размышляет о них. В отличие от науки, философия нацелена на оценку ценностей, на оценку того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысло-жизненные, или экзистенциальные ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т.д. В культуре существуют различные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако только философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно практического мировоззрения. Именно поэтому философия считается наукой, особой наукой, которую М.М. Бахтин характеризовал как «метаязык» всех наук (и всех видов познания и сознания). Философию не интересует природа как таковая, культура, очищенная от человека. Ее интересуют отношения человека и мира, человека и человека, человека и продукта культуры.
Философия, её роль в жизни человека
Философия — самая древняя и увлекательная область человеческого знания. Она представляет собой особый вид духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до н.э. одновременно в Древней Греции, Китае и Индии. Истоки философии лежат в мифологии и религии. Философия возникла в раннеклассовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания человеческого мира и сформировать целостную картину мира. Философия развивалась как наука наук. Термин «философия» впервые был использован Пифагором. «Фило» означает любовь, «софия» — мудрость. Любовь к мудрости.
Гераклит называл философа исследователем природы вещей. Платон говорил, что философия — это познание единого. Призвание философов — ставить мировоззренческие вопросы и находить на них ответы.
Появление философии стало революцией в духовном мире общества. Человек на протяжении всей истории пытался приблизиться к пониманию мира, как он существует сам по себе. С появлением философии формируется самосознание человечества.
Значение философии заключается в следующем:
- изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.Философия — учение о мире и месте человека в нем; всеобщая наука о развитии природы, общества. С ее помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщения и теории, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше понять философские проблемы.
Мировоззрение — это система взглядов человека на мир и свое место в нем. Без сформированного мировоззрения человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания — это отправная точка, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они верны и правильны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение меняется и уточняется под влиянием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нем выделяют ряд сторон:
- экономическую;
- естественнонаучную;
- правовое;
Типы мировоззрений:
- Научное и ненаучное;
- Прогрессивное и реакционное;
- оптимистическое и пессимистическое.
Типы мировоззрений:
- Мифологическое (фантазия, вымысел);
- Религиозное (сверхъестественная сила);
Научное (мировоззрение, стремящееся к глубокому и точному знанию); 4. Обыденное (формируется на основе простейших человеческих знаний и представлений об окружающем мире).
Формула мировоззрения:
Мировоззрение = мировосприятие + миропонимание + отношение человека к окружающему миру и к самому себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение шире по охвату. Философия — лишь ядро мировоззрения.2. Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
Философы в древности стремились понять, что является основным, главным вопросом философии.
Камю: Основной вопрос философии состоит в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда, или она не стоит жизни.
Кант: Основной вопрос философии состоит из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким должен быть человек, чтобы быть человеком. Высшая ценность и высшая цель человека — человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.
Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии — это вопрос об отношении мышления к бытию. Решить, что первично: сознание или природа, материя.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Умопостижение: его пределы и методы
- Фрэнсис Бэкон
- Методология научного поиска: рационализм, эмпиризм, интуитивизм — Эмпиризм — опыт как единственный источник знаний
- Физическое и математическое моделирование
- Мыслящий мозг и компьютер. (Проблема моделирования творческих процессов) — Программисткие технологии
- Нравственный идеал – недостижимое, но необходимое условие индивидуального и общественного бытия
- Средневековая философия как синтез христианского учения и античной философии
- Людвиг Фейербах, немецкий философ
- Позитивизм
- Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре»