Оглавление:
В истории Древней Греции особую роль играли два государства: Афины и Спарта. В истории Афин и в истории Спарты можно проследить характерные черты исторического развития и многих других рабовладельческих государств Древней Греции. Общая теория права . По этой причине они находятся в центре внимания настоящей работы, целью которой является определение того, что было общим и что было особенным в становлении древнегреческой государственности.
Спарта VIII-шестого веков до нашей эры была воинственным государством. Проблемы демографии и социально-экономической напряженности решались в основном не за счет колонизации, как в большинстве полисов Греции, а за счет соседних. Точно так же были реализованы военно-политические амбиции и организационные возможности спартанского полиса. После объединения пяти деревень в одно государство, Спарта завоевала все остальные деревни между 800 и 730 г. до н.э., и вся Лакония стала лакедонским государством. Контроль над ней осуществлялся исключительно в руках Спарты, которая сейчас находится под защитой кольца подведомственных ей общин. Следующим шагом было завоевание Мессении. Мессенская война (по Паусании: 743 — 724 гг. до н.э.) закончилась аннексией страны, почти такой же большой, как Лакония. Это завоевание удвоило его экономические ресурсы. Спарта стала в VIII веке. Век потенциально самое богатое и могущественное государство в Греции. Хаммонд Н. История Древней Греции / Переведено с английского. М., 2003. СТР. 120.
Воспитание молодых спартанцев в архаичный период, безусловно, было в первую очередь военным образованием, направленным не на отсеивание героев, а на то, чтобы сделать такими всех граждан полиса. Но это было не только военное, это было спортивное и музыкальное, в целом развивающее и духовное. Всегреческие игры показали преимущества такой подготовки. Спортивно-художественная жизнь утверждалась и организовывалась государством, воплощалась в спортивных соревнованиях, в организации больших религиозных праздников. Марру А.-И. Оп. цит. S. 54.
В 1912 году английский исследователь Г. Гипотеза о так называемой революции в середине VI века до н.э. была выдвинута английским ученым Г. Дикинсом и долгое время была популярна среди историков древности. Согласно этой гипотезе, в архаический период Спарта была типичным полисом по общей греческой модели. Но с середины VI века до н.э., в связи с некоторыми кардинальными трансформациями, Спарта разрывает экономические и культурные отношения с внешним миром, полностью закрывается сама по себе, внезапно превращается в закрытое милитаристское государство. Таким образом, ключевыми предположениями гипотезы являются «кардинальные преобразования» и «внезапные преобразования».
Л.Г. Пешатнова, автор первой в российской историографии монографии по истории Спарты, считает, что в середине VI в. до н.э. в Спарте не было никаких потрясений. Особенности спартанской жизни, которые так удивили греков, приобрели четкие контуры только в VI веке до нашей эры. Процесс возникновения спартанского полиса в его классической форме занял несколько столетий и явился результатом нескольких поколений эфоров 2-й половины VI века до нашей эры.
Всеобщее и продолжительное восстание мессенцев во второй половине VII века до н.э., получившее название Второй Мессенской войны, вынудило спартанцев, как говорят, реорганизовать свои ряды и (на всякий случай) установить круговую оборону. Для поддержания порядка и стабильности необходимы радикальные изменения в гражданском обществе. Спарта превратилась в военный лагерь, а ее граждане — в военную элиту.
Этапы развития спартанского государства
Спарта бросает искусство и даже спорт. После 576 года до н.э. только Олимпийские игры 552 года до н.э. отмечены спартанскими победами; за период 548 — 400 лет до н.э. в общей сложности насчитывается двенадцать индивидуальных побед. К концу века мимо Спарты проходили музыканты и поэты. Хоровое пение, музыка и танцы были защищены.
Шестой век до н.э. был отмечен самой интенсивной строительной деятельностью спартанцев, но к началу следующего века и это тоже прекратилось.
В результате перед нами Спарта, государство Карфаген, как его называли греческие историки V-IV века до нашей эры. Они преданно передавали эти знания грядущим поколениям. Долгое время идеи о развитии древней Спарты основывались на этих знаниях: у Спарты не было своих историографов, доступ к инородцам там уже был закрыт, археологические данные появились много веков спустя.
Если социально-экономическая структура Спарты до Мессенских войн, судя по всему, мало отличалась от других современных греческих общин, которые еще не полностью преодолели примитивно-общинные отношения и господство племенной аристократии, то значительные изменения в социальной структуре произошли после окончательного завоевания Мессении, когда число спартанских подданных увеличилось во много раз. Именно в это время окончательно сформировалась структура так называемого «сообщества равных», характерная для Спарты.
И первый период также можно разделить на два периода. Древние историки разделили раннюю историю Спарты (до греко-персидских войн) на два основных этапа: период волнений и «беззакония» (аномии или какономии) и период «законности» (евномия). Переход от одного к другому был связан с именем Ликургус. По словам Плутарха, Ликург разработал план, затем тайно вел переговоры со своими друзьями, постепенно завоевывал лучших граждан, чтобы осуществить свой план, и, наконец, приказал тридцати самым благородным мужчинам выйти на площадь рано утром с оружием, чтобы напугать своих противников. Царь Харилай, опасаясь, что это было восстание, укрылся в храме Афины Мединской, но затем, поверив в мольбы и клятвы, вышел и даже принял участие в акции.
Ликург был приписан Плутархом как законодатель, который не изменил отдельные законы, а преобразовал все государство и, более того, навязал новый и совершенно иной образ жизни. Он провел перераспределение земли, с целью установления равенства собственности, чтобы изгнать презумпцию, зависть, злой умысел, роскошь и старые, более грозные зла государства и бедности. Он разделил всю страну на тридцать тысяч священнослужителей для Периеков и девять тысяч для спартанских семей, намереваясь заложить экономический фундамент для строительства политического равенства. Он вывел из употребления все золотые и серебряные монеты и изгнал бесполезные и лишние ремесла из Спарты. С именем Lycurgus ассоциируется Плутарх и спартанская система образования, особенности которой отражают школьные учебники. Образовательный процесс был непрерывным, продолжался для спартанца даже в зрелые годы.
О событиях Ликурга Геродот сообщает следующее: он изменил законы и позаботился о том, чтобы они не были нарушены; издал декреты о разделении армии на эномотии (отряды из 25-36 солдат, связанные взаимной присягой); ввел триакиды (отряды из 30 человек) и сиситии (общая трапеза); ввел должность эфира (коллегия из пяти человек, избираемая на год) и учредил совет старейшин (героты). Таким образом, лакедонцы превратили свои плохие законы в хорошие. Андреев Ю. В. Архаичная спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). SPb., 2003. стр. 363. По сути, это картина государственного переворота. Хронологическое разнообразие мнений о периоде так называемого «ликургского законодательства» составляет около 350 лет — с конца XII по первую половину VIII века до нашей эры. Век до нашей эры.
но к началу следующего века и это тоже прекратилось.
В результате перед нами Спарта, государство Карфаген, как его называли греческие историки V-IV века до нашей эры. Они преданно передавали эти знания грядущим поколениям. Долгое время идеи о развитии древней Спарты основывались на этих знаниях: у Спарты не было своих историографов, доступ к инородцам там уже был закрыт, археологические данные появились много веков спустя.
Если социально-экономическая структура Спарты до Мессенских войн, судя по всему, мало отличалась от других современных греческих общин, которые еще не полностью преодолели примитивно-общинные отношения и господство племенной аристократии, то значительные изменения в социальной структуре произошли после окончательного завоевания Мессении, когда число спартанских подданных увеличилось во много раз. Именно в это время окончательно сформировалась структура так называемого «сообщества равных», характерная для Спарты.
И первый период также можно разделить на два периода. Древние историки разделили раннюю историю Спарты (до греко-персидских войн) на два основных этапа: период волнений и «беззакония» (аномии или какономии) и период «законности» (евномия). Переход от одного к другому был связан с именем Ликургус. По словам Плутарха, Ликург разработал план, затем тайно вел переговоры со своими друзьями, постепенно завоевывал лучших граждан, чтобы осуществить свой план, и, наконец, приказал тридцати самым благородным мужчинам выйти на площадь рано утром с оружием, чтобы напугать своих противников. Царь Харилай, опасаясь, что это было восстание, укрылся в храме Афины Мединской, но затем, поверив в мольбы и клятвы, вышел и даже принял участие в акции.
Ликург был приписан Плутархом как законодатель, который не изменил отдельные законы, а преобразовал все государство и, более того, навязал новый и совершенно иной образ жизни. Он провел перераспределение земли, с целью установления равенства собственности, чтобы изгнать презумпцию, зависть, злой умысел, роскошь и старые, более грозные зла государства и бедности. Он разделил всю страну на тридцать тысяч священнослужителей для Периеков и девять тысяч для спартанских семей, намереваясь заложить экономический фундамент для строительства политического равенства. Он вывел из употребления все золотые и серебряные монеты и изгнал бесполезные и лишние ремесла из Спарты. С именем Lycurgus ассоциируется Плутарх и спартанская система образования, особенности которой отражают школьные учебники. Образовательный процесс был непрерывным, продолжался для спартанца даже в зрелые годы.
О событиях Ликурга Геродот сообщает следующее: он изменил законы и позаботился о том, чтобы они не были нарушены; издал декреты о разделении армии на эномотии (отряды из 25-36 солдат, связанные взаимной присягой); ввел триакиды (отряды из 30 человек) и сиситии (общая трапеза); ввел должность эфира (коллегия из пяти человек, избираемая на год) и учредил совет старейшин (героты). Таким образом, лакедонцы превратили свои плохие законы в хорошие. Андреев Ю. В. Архаичная спарта: культура и политика / Раннегреческий полис (архаический период). SPb., 2003. стр. 363. По сути, это картина государственного переворота. Хронологическое разнообразие мнений о периоде так называемого «ликургского законодательства» составляет около 350 лет — с конца XII по первую половину VIII века до нашей эры. Век до нашей эры.
Легендарный законодатель Ликург
Согласно легенде, основные законы Спарты можно проследить по творчеству легендарного законотворца Ликурга. В действительности, многие из этих «законов» восходят к первобытно-общинной системе. Из-за превалирующих в Спарте условий они были сохранены и адаптированы к целям классового господства спартанской общины над подчиненным ей населением. Согласно «Закону Ликургуса», новорожденные с физическими недостатками были истреблены. Мальчики получают образование в обществе с 7 до 20 лет. Образование было очень строгим, его главной целью была подготовка молодых спартанцев к войне. По достижении совершеннолетия и получении гражданства спартанцы были зачислены в спартанские воинские части, в которых они служили до старости. Согласно «Законам Ликурга», им запрещалось заниматься какими-либо делами, кроме военных, выезжать за пределы своей территории, использовать деньги, отличные от железа, они должны были строить дома только простыми орудиями труда и т.д.
Основой экономической жизни Спарты было сельское хозяйство. Земля, принадлежавшая Спарте, была собственностью государства и делилась на равные части, клеры (или кляры, как их называли на дорическом языке), которые давались отдельным семьям спартанцев (членам «общины равных») без права отчуждать или разделять их. Собственность клерков была неотъемлемым атрибутом гражданских прав правящей группы спартанцев.
Клеровом занимались не сами спартанцы, которые были полностью заняты военной деятельностью, а беззаконные илоиты, прикрепленные к их участкам. В отличие от распространенной в Древней Греции формы рабства, илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а коллективу в целом — государству. Илоты жили со своими семьями в усадьбе, пользовались определенной экономической самостоятельностью и были обязаны платить владельцу усадьбы натуральную дань в виде определенного количества сельскохозяйственной продукции, которая составляла около половины урожая. Землевладелец не мог требовать от своих пастухов поставок, превышающих этот стандарт.
Власть распоряжаться участком принадлежала государству через государственных чиновников, но, хотя владелец земли, на которую были привязаны отведенные крепостные крестьяне, не мог ни продать, ни убить их, лот под игом спартанской эксплуатации был чрезвычайно жесток, а обращение с ним жестокое. Это неоднократно подталкивало Илотов к восстанию. Чтобы снизить риск восстания и подавить волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно устраивало так называемые краптии — организованные массовые убийства тех илотов, которые считались особенно опасными и ненадежными. Эти массовые убийства безоружных ленивцев считались «военной подготовкой» спартанской молодежи.
Вторая группа спартанских подданных — это Периеки, которые лично свободны, но не имеют политических прав. В отличие от спартанцев, они владели собственностью (обычно в приграничных районах) и землей, которая принадлежала им, по-видимому, на основе частной собственности. Некоторые из Периеки, похоже, жили в этих районах до того, как были завоеваны Спартой, а некоторые были специально заселены там. Периеки также имели в руках ремесла, которые сами спартанцы не имели права практиковать по существующим законам. Однако в аграрной Спарте ремесла и торговля развивались слабо. Периеки имели определенное самоуправление в пределах спартанского государства и… были обязаны…. нести военную службу.
Афинская демократия
В гомеровский период своей истории (одиннадцатый-девятый века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, которые постоянно воевали друг с другом. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, который продолжался с конца первого тысячелетия до н.э. и завершился объединением всех общин вокруг Афин. Это объединение в Греции называлось синоикизмом (по-гречески — «общее поселение»). Синоиклизм включал в себя дезинтеграцию родовых отношений и способствовал социальному и имущественному расслоению населения Аттики, которое было особенно интенсивным в VIII и VII веках до нашей эры.
Клановое дворянство создало особую группу, называемую евпатридами, что означает «иметь благородных отцов». Закрытая правящая элита евпатридов против остальной массы свободного населения Аттики — демосов. Демонстрации не были однородными. Она состояла из крестьян, владевших собственной землей, и так называемых Фетов — крестьян, потерявших свою землю, ремесленников, купцов и судовладельцев. Кроме того, в Аттике проживает значительное число представителей других общин — группы, в которую входят метеки (иностранцы). Лично свободная метека не пользуется политическими правами и ограничена в экономическом плане.
Старые родовые институты не вписывались в новые отношения, которые развивались в афинском обществе. Поэтому организация управления в Афинах претерпела значительные изменения.
Примерно в VIII веке до н.э. в Афинах исчезла царская власть, уступив место власти архонам, которые избирались сначала на десять лет, а затем на один год. Позже был сформирован колледж из девяти архогов. В конце своего срока архоны присоединились к Ареопагу, высшему совету государства, который заменил совет старейшин.
Народное собрание, называемое «экклесиа» («собрание призванных»), продолжало собираться, и только граждане, приглашенные архонами, могли присутствовать на нем. Поэтому внутриполитическая жизнь Древней Греции характеризовалась борьбой между европеоидами и демосами. Усилились классовые противоречия, а вместе с ними усилилась классовая борьба и социальное недовольство.
Правление афинской клановой аристократии, однако, не могло длиться долго. На исторической сцене появляется новая социальная сила рабовладельческого общества — демос. Одним из первых известных эпизодов в этой борьбе стала речь благородного афинского сайлона, который с помощью своих последователей и при поддержке своего родственника, мегарианского тирана Фагена, пытался совершить переворот в Афинах. Эта попытка закончилась полным провалом, так как афинские демо-версии не поддерживали сайлонов. Однако волнения в Афинах продолжались с нарастающей силой. Они заставили правящую племенную аристократию пойти на некоторые уступки, в частности, согласившись на первую запись устных юридических обычаев. Этот рекорд был сделан законодателем Dracontus около 621 BC.
Принятие Драконом письменных законов 3 стало первой крупной уступкой Евпатридов демонстрантам. До этого отсутствие письменных законов позволяло аристократическим судьям выносить несправедливые решения, что приводило к тому, что широкие слои населения требовали, чтобы существующие обычаи были записаны.
Закон древней Спарты
Основным источником права в Спарте был обычай. О законах народного собрания известно мало, хотя, скорее всего, они применялись лишь в 6 веке до н.э. Ни один кодекс не выжил. Эти или другие нормы гражданского и уголовного права мы узнаем из трудов греческих историков Геродота, Фукидида, Плутарха и других. В целом, из-за отсталости спартанской экономики, правовая система в Спарте была гораздо менее развита, чем в Афинах. Федоров К.Г., Лисневский Е.В., op. cit.
Совокупностью гражданско-политических прав пользовалась сравнительно небольшая группа спартанцев (Спартанцев), проживавших в городе Спарта. По закону спартанцы были равны друг другу. Равенство спартанцев объяснялось необходимостью постоянно быть в боевой готовности, военным лагерем против рабов и зависимых периков. Характерной чертой общественного порядка было коммунальное питание (сисиси), участие в котором было обязательным и ознаменовалось членством в спартанской буржуазии.
Целью тёлок было поддержание военной дисциплины. Спартанцы надеялись, что «воин не бросит своего товарища за столом». Жиро П. Оп. Цит. S. 345.
В Спарте в 6-5 веках до н.э. не было частной собственности на землю, как это было в развитой древней собственности. Высшим владельцем всей земли по закону считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев — Спартиатам.
Отдельные граждане с момента рождения получали от государства землю, которую обрабатывали илоты. Земельный участок (клер) являлся семейным имуществом, и его единство сохранялось за старшим братом владельца после его смерти. Младший остался на земле и продолжил заниматься фермерским хозяйством.
Покупка и продажа земли и изготовление подарков считались незаконными. Со временем, однако, земельные участки стали фрагментированными, а земля сконцентрировалась в руках немногих. Примерно в 400 г. до н.э. в Епатидее был принят закон (ретракция), запрещающий продажу земли, но разрешающий пожертвования по свободной воле. Андреев Ю. В. Оп. Цитата. S. 148.
Семья и брак в Спарте имели архаичные черты. Хотя в классовом обществе существует моногамная форма брака, в Спарте сохранился так называемый «брак пары» (как пережиток группового брака). В Спарте само государство регулировало супружеские отношения. Чтобы иметь хорошее потомство, они даже были заняты выбором супружеских пар. Каждый спартанец был обязан жениться, когда достиг определенного возраста. Государственные власти наказывают не только безбрачие, но и поздние браки и плохие браки. Были также приняты меры против бездетных браков.
Многие семейные обычаи также восходят к первобытно-общинной системе. Ярким примером этого является обряд бракосочетания путем похищения девушки-невесты. «Невесты были взяты путем воровства, но не слишком молодыми, еще не достигшими брачного возраста, но цветущими и зрелыми». Там же. S. 149.
Семья в Спарте была моногамной, но внебрачные отношения были разрешены как для мужа, так и для жены, что является остатком группового брака. Семья в Спарте была как бы заморожена на стадии супружеской пары и в каком-то смысле напоминала еще более ранний этап, групповой брак. Заключение и расторжение брака не было сложным. Можно было иметь двух жен. У нескольких братьев может быть общая жена. Человек, которому нравилась жена его друга, может поделиться ею с ним.
«Муж молодой жены, — говорит Плутарх, — если бы у него был приличный и красивый молодой человек, он мог бы привести его в свою постель и признать рожденного от его семени ребенка своим собственным». Там же. Стр. 151. Ликург «изгнал» чувство ревности, как недостойное. Но в то же время не было (законного) прелюбодеяния.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Средства и методы управления качеством
- Примеры риск-менеджмента
- Центры ответственности, их виды, порядок формирования; места возникновения затрат
- Человек в системе управления качеством
- Содержание понятия лидерства в управлении организацией
- Сущность управления в рыночной экономике
- Стадии выполнения стратегии
- Связь управленческого анализа и контроля
- Принципы научного менеджмента
- Иерархия стратегий организации