Оглавление:
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности считается одной из ключевых проблем в области современной психологии. Изучением мотивации, являющейся движущей силой психического развития, занимались ученые различных школ психологии, что, однако, не исчерпало проблему, а лишь подчеркнуло ее глубину и определило ряд направлений изучения природы мотивации, форм ее проявления и потребностей человека.
Проблеме мотивации и мотивов посвящено большое количество исследований, сопровождающихся богатством точек зрения на их природу и значение в процессе формирования личности.
Многообразие в трактовке понятия мотивов, которые определяются как намерения, представления, переживания, потребности, склонности, диспозиции, морально-политические установки, мысли, объекты внешнего мира, условия существования, внутренние детерминанты деятельности, установки, личностные диспозиции — устойчивые характеристики личности. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что мотивация избегания успеха и мотивация избегания неудачи являются важными типами человеческой мотивации. По мнению исследователей, от этого во многом зависит судьба человека и его положение в обществе.
Отечественные психологи, такие как Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Р. М. Грановская, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермолаева-Томина, В. Н. Козленко и др. А также следующих зарубежных авторов: Дж. Гилфорд, Э. Торренс, К. Тейлор, М. Боден, Э. Дебоно и др. Д.Б. Богоявленская, М.В. Куприна, А. Маслоу и другие исследовали мотивационный компонент творческой личности.
Концепция творчества
Термин «креативность» чаще всего ассоциируется с понятием творчества и рассматривается как личностная характеристика.
Л.С. Выготский рассматривает личность как интегральное образование. Развитие личности происходит в течение жизни, и одним из важнейших критериев личности является творчество, потому что в течение жизни развивается воображение как внутренний механизм, позволяющий проявлять творчество. Креативность — это черта личности, которая указывает на способность к творчеству.
Л.С. Выготский, исследующий психологию творчества, указывает на необходимость проявления и развития способности создавать нечто новое, независимо от того, создается ли оно вещью внешнего мира или привычным настроением ума или чувства.
С.Л. Рубинштейн понимает творчество как деятельность, «создающую нечто новое, оригинальное, что, кроме того, входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.».
Я. А. Пономарев отмечает, что способным к полноценной творческой деятельности является только тот человек, который имеет развитый внутренний план действий, позволяющий ему правильно усваивать сумму специальных знаний в той или иной сфере деятельности, необходимых для его дальнейшего развития, а также востребованные личностные качества, без которых истинное творчество невозможно.
Я. А. Пономарев, применяя системный подход к изучению творчества, сформулировал важный принцип формирования, развития и реализации творческих способностей — закон ЭУС: в развитом психологическом механизме поведения выделяются этапы его развития, которые превращаются в структурные уровни его организации и выступают как функциональные этапы решения творческих задач. Системообразующим фактором здесь является способность действовать «в голове», что определяется высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Главной особенностью центрального звена психологического механизма творчества является единство интуитивного и логического. Функция интуитивного — создание новой вещи, функция логического — ее идентификация.
По мнению Я.А. Пономарева, креативность связана с двумя личностными качествами — интенсивностью поисковой мотивации и чувствительностью к «побочным продуктам» деятельности. То есть, суть творчества заключается в интеллектуальной деятельности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные продукты, которые являются созданием новых вещей, а нетворческий человек видит только целесообразные результаты, которые обходят новизну.
Таким образом, теория творчества Я. А. Пономарева позволяет выделить следующие важные особенности, способствующие процессу творчества и, следовательно, формированию творческого потенциала человека.
Психологическая гибкость позволяет рациональному и интуитивному аспектам человеческой психики легко взаимодействовать друг с другом, что дает возможность реализовать целостность психологического механизма творчества.
Сила творческой мотивации поддерживает упорство человека в поиске чего-то нового в довольно неопределенной, т.е. психологически фрустрирующей, ситуации. Эта мотивация спасает человека от поспешного выхода из творческой ситуации или от ухода в зону конкретности, определенности.
Широта и глубина информированности человека о различных тематических, социокультурных и других контекстах позволяет ему выявлять «латеральные» инновационные продукты своего творческого поиска.
Ученые выделяют следующие основные факторы, обеспечивающие творческую активность человека:
- Творчество,
- творческий потенциал,
- интеллектуальная деятельность,
- наддуховная деятельность.
Творчество — это «совокупность тех особенностей психики, которые делают возможными продуктивные преобразования в деятельности личности.» Признаки творчества, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, особая открытость опыту, восприимчивость к новому, способность распознавать и решать проблемы и др.
Творчество — это «не только способность создавать что-то новое в науке или искусстве, но и нестандартное отношение к себе, к своей работе, к общению, к взаимодействию с другими людьми, к решению разнообразных проблемных ситуаций и вообще к жизни».
В. Для характеристики механизма творческой деятельности Петровский ввел принцип надситуативной активности. Он постулирует способность субъекта подниматься над уровнем ситуативных требований и ставить цели, чрезмерные с точки зрения исходной задачи. Таким образом, субъект преодолевает внешние и внутренние ограничения деятельности. Таким образом, творческая деятельность понимается В. А. Петровским как деятельность, избыточная по отношению к стимулу и характеризующаяся самостоятельным выбором объекта мышления, превышением задания, преобразованием задания и стимула.
Д. Д.Б. Богоявленская также определяет творчество как ситуативную, нестимулированную активность, проявляющуюся в стремлении выйти за рамки поставленной задачи. Она утверждает, что творческий тип личности присущ всем инноваторам, независимо от вида деятельности. В качестве системообразующего фактора креативности она предлагает интеллектуальную активность, рассматриваемую как интегральное образование, свойство целостной личности, отражающее процессуальное взаимодействие интеллектуального и мотивационного компонентов системы в их единстве и обеспечивающее способность личности к ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности».
В эмпирических исследованиях проявления творческой активности выявлена избирательность ее проявления в зависимости от форм, содержания задания, его трудности и провокации к самостоятельности решения.
При попытке выявить «творческие» черты характера путем сравнения двух групп с высокой и низкой творческой активностью оказалось, что первая группа демонстрирует значительно большую вариативность и уникальность в сочетании отдельных черт личности, чем вторая. Изучение когнитивных процессов обеих групп испытуемых выявило более высокую перцептивную активность у лиц с более высокой творческой активностью.
Оптимальным для развития творческого мышления является, с одной стороны, конкретность и полнота восприятия, а с другой — видение возможных трансформаций объекта и привнесение творческого подхода в реальный акт восприятия. Обширные исследования не смогли выявить «общий» фактор, определяющий степень творческой активности.
Таким образом, проявление творческой активности человека не связано с социальными условиями его воспитания, не имеет жесткой психофизиологической детерминации и не отражается в типичности личностных проявлений. Единственными общими чертами творчески активных людей являются ярко выраженная индивидуальность и эмоциональная гибкость.
Структура и содержание творчества
Творчество тесно связано с любопытством и исследовательским поведением, а также с поиском нового опыта — желанием делать что-то новое и разнообразить свою деятельность.
Некоторые авторы утверждают, что его следует определять как способность решать проблемы. Другие авторы считают, что креативность — это черта личности. Согласно этому определению, одни люди обладают им, а другие нет. Другие предлагают определение, которое относится к способности генерировать идеи. Однако это исключает из круга творческих людей тех, кто сам не преуспел в этом процессе, но способен распознать творческую мысль или продукт. Некоторые авторы считают, что в определение следует включить способность распознавать творческие идеи.
Исследователи предположили, что креативность связана с активностью правой префронтальной коры, которая отвечает за нашу способность видеть и обрабатывать образы целостно. Последнее позволяет нам оценивать последовательность событий и структуру объектов и комбинировать их по-новому. С раннего возраста дети легко ассоциируют голову одного животного с туловищем другого, или лапы одного животного с лапами другого. Дети часто рисуют не для того, чтобы запечатлеть реальность, а чтобы узнать, что происходит, когда знакомые предметы комбинируются по-новому.
Творчество также связано с позитивным аффектом. Считается, что это вызвано повышением уровня дофамина, который увеличивает когнитивную гибкость в поясной извилине и облегчает выбор различных когнитивных позиций. Это позволяет человеку рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
Творчество часто рассматривают как игровую деятельность, в которой мы позволяем себе создать новый порядок или новую комбинацию различных вещей. Исследователи, изучающие эту тему, обнаружили, что творческие люди часто ведут себя как дети. Кажется, что они обладают своего рода освобождением. Многие авторы подчеркивают, что такой игре мешает естественная тенденция комбинировать предметы знакомыми способами.
Одним из основных факторов творчества является мотивация. Поэтому каждый, кто готов использовать необходимые для этого ресурсы, способен к творчеству. Творчество рассматривается как разновидность страсти. Это опыт, который дает ощущение радости и счастья. Одним из препятствий на пути к творчеству является чувство страха и угрозы. Трудно быть творческим человеком, когда его жизнь в опасности.
Эдвард ДеБоно много писал о творчестве. Он считает, что в ходе эволюции развилась способность различать предсказуемое и непредсказуемое. Исследуя окружающий мир, человек комбинирует различные элементы воздействующего на него стимула. Это позволяет создать образ последнего, даже если присутствует только один элемент.
Проблема, утверждает Дебоно, заключается в том, что если мы рассматриваем элементы только как часть чего-то общего, нам трудно составить из них новую, оригинальную композицию.
ЭлленЛангер рассуждает аналогичным образом, объясняя отсутствие креативности. Она утверждает, что наши действия становятся привычными, автоматическими и бессознательными, а наше поведение — бессознательным, неосознанным. Как и Дебоно, она признает адаптивную роль выполнения действий при отсутствии их активного осмысления. Это также позволяет нашему разуму сосредоточиться на других задачах. Однако обратная сторона глубоко укоренившихся привычек заключается в том, что они начинают контролировать наше поведение.
Лангер убежден, что люди могут вести себя осмысленно по собственному желанию. В этом она согласна с Дебоно, который считает, что люди могут научиться быть творческими. Для этого им нужна как мотивация, так и набор методик, которые помогут им найти новые альтернативы. По словам Лангера, это означает приобретение способности находить неизвестные различия и формировать новые категории. По словам Дебоно, это способность находить новые комбинации элементов или смотреть на них с неожиданной точки зрения.
Теперь рассмотрим результаты эмпирического исследования креативности. В мышлении творческих людей преобладают такие компоненты креативности, как беглость, гибкость и оригинальность. На творчество благоприятно влияют такие факторы, как радость, страсть, приток стенических эмоций, стремление к доминированию, риск, тяготение к независимости, беспорядок, устранение тревоги, фрустрация. Творчество — одна из ведущих жизненных потребностей человека, направленная на изменение действительности.
М. Боден проводит различие между малым и большим творчеством. Малое или «личное» творчество относится к обычной жизни и обычным ситуациям. Крупное или «историческое» творчество, с другой стороны, имеет дело с достижениями, которые оказали большое влияние на культуру и общество, например, творческие достижения Моцарта и Эйнштейна.
Представители гуманистической психологии: А. Адлер предположил, что креативность самости заключается в свободе выбора между альтернативными образами жизни и целями. Хотя цели могут быть инициированы наследственностью и культурными факторами, в конечном итоге цель возникает благодаря творческой силе индивидуальности».
А. Маслоу считал, что благодаря самоактуализации человек проявляет интеграцию и преодолевает разделение. Благодаря эпизодам самоактуализации личность становится более открытой для общества, совершенной и спонтанной, юмористической, трансцендентной и независимой от низших потребностей. Творчество — одно из важных качеств самореализации. Маслоу считает творчество качеством, которое можно применить к любой жизненной задаче. По его словам, креативность — это качество, присущее каждому человеку от рождения, но утрачиваемое большинством под влиянием окружающей среды.
А. Маслоу считает, что интеллектуальные способности являются необходимым, но недостаточным условием для творчества. По мнению А. Маслоу, главную роль в определении творческого поведения играют мотивы, ценности и личностные особенности. Когнитивные способности, чувствительность к проблемам, независимость суждений — одни из самых важных черт творческой личности.
Представители психоанализа: С. Г. Юнг считал, что в основе творчества лежит процесс индивидуализации, то есть постепенного высвобождения индивидуального сознания из коллективного бессознательного.
Зигмунд Фрейд считал, что ядром творчества и одним из источников художественного творчества является процесс сублимации, в котором исключительно сильное сексуальное возбуждение, исходящее из источников сексуальности, открывает выход и применение в других областях, а именно в творчестве».
Э. Фромм трактует творчество как способность удивляться и учиться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность глубоко осознавать свой опыт.
Представители когнитивной психологии: Э. Торренс понимает творчество как способность обостренного восприятия неадекватности, пробелов в знаниях, чувствительность к дисгармонии.
Дж. Гилфорд, разработавший свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Первый тип мышления называется «интеллектуальным», он связан с решением задач, которые имеют только один правильный ответ. Второй тип мышления — дивергентное мышление — называется «творческим». Он служит средством генерирования оригинальных и творческих идей. Он допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Дж. Гилфорд выделил шесть параметров творчества:
- способность обнаруживать и ставить проблемы;
- Способность генерировать большое количество идей;
- Гибкость — способность генерировать различные идеи;
- Оригинальность — способность реагировать нетипичным образом;
- Возможность улучшить объект путем добавления деталей;
- Способность решать проблемы — способность к анализу и синтезу.
Е. Торренс, изучавший характеристики одаренных людей, показал, что они чаще склонны к дивергентному мышлению, поскольку могут быстрее решать проблемы с большим количеством возможных ответов.
Торренс, автор «Теории интеллектуального порога», считает, что интеллект и креативность составляют единый фактор; таким образом, интеллект обеспечивает определенный базовый уровень креативности, но он не является единственным определяющим фактором развития креативности.
В то же время Э. Торренс предлагает «теорию интеллектуального порога», которая утверждает, что при IQ ниже 115-120 интеллект и креативность образуют единый фактор, а при IQ выше 120 креативность становится самостоятельной величиной.
Факторы актуализации творчества
Исследователи продемонстрировали, что при определенных условиях люди, ранее никак не проявлявшие свои творческие способности, вдруг обнаруживают их. Например, когда они знают, что от них ждут именно этого, они увеличивают скорость дивергентного мышления.
Накапливаются доказательства того, что научная продуктивность возрастает, когда организационный климат обеспечивает физическую поддержку творческой деятельности и поощряет независимость. Это подтверждается результатами других исследований: Поддержка и признание творческих начинаний, особенно на ранних стадиях проекта, способствует инновациям. Множество фактов свидетельствует о том, что устранение барьеров на пути к творчеству, таких как необоснованное следование привычкам и традициям, и продвижение творческих руководящих принципов может сделать творческим человеком практически любого человека.
В некоторой литературе говорится о том, что творческое самовыражение сильнее всего проявляется при наличии положительного аффекта. Похоже, что это способствует когнитивному структурированию — в частности, усиливает тенденцию находить новые способы комбинирования элементов и новые связи между разрозненными стимулами.
Также было установлено, что креативность возрастает в неблагоприятных условиях или когда нескольким людям необходимо общаться друг с другом. Здесь важны два момента. Во-первых, когда обстоятельства сталкивают человека с новыми ситуациями, называемыми диверсифицирующим опытом, он вынужден отказаться от прежних способов мышления и действий. Во-вторых, часто именно в неблагоприятных обстоятельствах человек познает важность настойчивости. Например, не получив работу сразу, а только после нескольких попыток, он или она узнает, как важно не сдаваться в борьбе.
По мнению некоторых ученых, внешнее вознаграждение подавляет развитие внутренней мотивации, то есть — и творчества. Когда человек получает вознаграждение за творческие результаты при выполнении одного задания, его творческая энергия возрастает при выполнении другого задания. Вознаграждение, по-видимому, снижает энергию для выполнения последующих задач только тогда, когда человек вознаграждается за низкую креативность. Для повышения творческого потенциала важно поощрять человека, когда он действительно проявляет творческие способности.
Критики этой идеи указывают на ошибочность предположения о том, что вознаграждение вредно только при определенных условиях. Хотя они согласны с возможностью того, что человек учится не реагировать, они отмечают, что вознаграждение, как правило, снижает творческий потенциал.
Возрастные аспекты творчества
В большинстве областей творчества выдающиеся результаты, как правило, принадлежат молодым людям, в то время как менее значительные результаты достигают пика в среднем возрасте. Этому есть несколько объяснений: Креативность снижается с возрастом, мотивация меняется с возрастом, а молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций.
Что можно сказать о способности находить отдаленные ассоциации? Опять же, это связано с мотивацией. В то время как молодые люди предлагают целый ряд творческих решений — например, для проблем, требующих технической изобретательности, — люди среднего возраста делают более реалистичные выводы. Вполне вероятно, что с опытом человек узнает, какие ассоциации дают реалистичные результаты. Или, имея опыт, склонны полагаться на проверенные методы, которые препятствуют реинтеграции, потому что они стабильны, проверены и автоматичны.
Мало кто из психологов считает, что способность к творчеству снижается с возрастом. Часто люди среднего возраста обладают отличной базой знаний и поэтому имеют потенциал для больших достижений. Кроме того, тот факт, что они обладают менее значимыми результатами, свидетельствует об умении работать со сложным материалом. Наконец, есть свидетельства того, что многие люди остаются полными творческих сил до конца жизни.
С другой стороны, мотивационный фокус, похоже, меняется с возрастом. Например, когда человек достигает среднего возраста, он начинает больше ценить прагматические достижения. Исследования также показывают, что генерация идей более важна для молодых людей, чем для зрелых.
На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».
Читайте дополнительные лекции:
- Реализация собственного стартапа в сфере промышленного производства и тестирование его каналов сбыта
- Человеческий капитал
- Типы организационной культуры
- Классификация проектов и разновидности проектного управления
- Материальная и нематериальная мотивация
- Структурная теория лидерства
- Основные риски, связанные с проведением реструктуризации
- Международное межфирменное производственное кооперирование
- Структура классической школы менеджмента
- Прогнозирование и планирование как функции менеджмента