Оглавление:
Проблема творчества имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретически, творчество — это сложный объект изучения, который входит в сферу многих наук. Творчество изучается различными отраслями философии, искусствоведения, а также в той или иной форме практически всеми гуманитарными науками. В психологии понятие творчества является одной из центральных тем, поскольку в его действиях, по сути, все психические процессы, когнитивные, аффективные и волевые, проявляются в своей интегрированной и наиболее развитой форме. Тема творчества и творческого перформанса также давно является предметом интереса психофизиологов, но только в последнее время к ней разработаны достаточные адекватные подходы.
Практическая значимость предмета возрастает, поскольку на современном этапе развития, в связи с трансформацией характера труда, роль творчества в жизни человечества постоянно возрастает. С одной стороны, совершенствование технологии приводит к увеличению доли умственного труда по сравнению с физическим. С другой стороны, появление компьютеров приводит к перераспределению акцентов в самой структуре интеллектуальной работы. Большинство рутинных элементов (вычисления, обработка текстов и т.д.) переносятся на компьютеры, в то время как человеческие силы освобождаются для неалгоритмических действий.
Творчество — это процесс деятельности, который качественно создает новые материальные и духовные ценности или результат объективного нового творения. Главный критерий, который отличает креативность от производства (изготовления) — уникальность результата. Результат творчества не может быть получен непосредственно из исходных условий. Каждый, кроме, вероятно, автора, не может получить такой же результат в точности, если для этого создать такую же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор использует определенный материал, который не может сводиться к рабочим операциям или логическому выводу о возможности, и выражает в конечном итоге любые аспекты личности. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность по сравнению с продуктами производства.
Творчество как запрос
Вопрос о природе мотивации к созданию чего-то является одним из самых важных. Согласно психоаналитическим представлениям, основанным на ложных методологических предпосылках, механизм сублимации лежит в основе творчества. Неисполненные потребности, особенно либидирующие, которые не могут быть удовлетворены из-за моральных запретов, находят в творчестве общественно приемлемый выход. Это приводит к логическому выводу, что чем сильнее внутренний конфликт художника, чем больше нарушаются его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее будет его творческая деятельность.
В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил великих людей в самые тяжелые периоды их жизни, после тяжелых психологических травм и необратимых потерь. Творчество как единственный способ преодолеть трагедии безответной любви — один из сильнейших аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могут служить здесь образцом, от сонета Петрарки до лирических стихотворений наших современников. Обсуждению и критике этой концепции посвящено много литературы, и мы не будем подробно останавливаться на ней. Отметим только, что сторонники этой концепции обычно закрывают глаза на большое количество примеров, которые имеют прямо противоположный эффект, а именно, что длительное разочарование и тяжелые переживания убивают творческую деятельность. Более того, не так уж много великих произведений искусства были созданы совершенно счастливыми людьми, и если раньше мы говорили о сонетах Петрарки, то теперь мы можем обратиться к гораздо более старым поэтическим произведениям. Похоже, что между разочарованием и творчеством существует двусмысленная связь. Недавно это было даже статистически доказано в специальном исследовании: они проанализировали жизненные события и характер произведений великих композиторов и пришли к выводу, что на творческую продуктивность не влияют жизненные нагрузки, в любом случае такие воздействия нельзя считать законом, и именно сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают нас в том, что человечество обязано своими высокими достижениями и интеллектуальным прогрессом не темным, подавленным стремлениям и не бессмысленным, неразрешимым внутренним конфликтам.
Пока мало что известно о мозговых механизмах поисковой активности. Похоже, что гиппокамп играет важную роль в этом поведении, захватив статистически невероятные возможности, без которых поисковая деятельность, особенно в творчестве, не была бы эффективной.
Исследования на людях и животных показали, что поисковая активность значительно повышает сопротивляемость организма различным вредным факторам. Этот эффект практически не зависит от типа эмоций, сопровождающих ищущее поведение: Сопротивление болезням повышается как при положительных, так и при отрицательных эмоциях. Противоположное условие — отказ от поисковой деятельности в ситуации, не удовлетворяющей субъекта, — значительно снижает сопротивление человека и может даже закончиться его смертью. Самое главное, что снижение активности поиска делает субъекта более уязвимым к вредным воздействиям, даже в ситуации, которая на первый взгляд кажется ему вполне удовлетворительной. Это означает, что с биологической точки зрения наличие или отсутствие активности поиска более важно, чем эмоциональная оценка ситуации.
Предполагается, что это большое значение поисковой деятельности для выживания определяется ее основной биологической функцией. Эта деятельность представляет собой, так сказать, движущую силу саморазвития каждого индивидуума, и прогресс населения в целом в значительной степени зависит от его выражения в отдельных его членах. Поэтому, в соответствии с представлениями П.В. Симонова, для выживания биологически целесообразно естественный отбор тех индивидуумов, которые не склонны реагировать на сложные ситуации отказом от поиска. Потребность в поиске является двигателем прогресса из-за его фундаментальной неудовлетворенности — потому что это потребность в процессе постоянного изменения себя.
Наблюдения за поведением человека и животных дают аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой деятельности. У животных это особенно заметно в ситуациях, когда первичные потребности осознанно удовлетворяются. Однако это явление может быть продемонстрировано только в экспериментальных условиях.
Только в человеке, благодаря условиям его существования, позволяющим более или менее длительный период гарантированного удовлетворения первичных потребностей, поисковая деятельность проявляется в своей «чистой» форме. Таким образом, он может принимать форму так называемой суперитуационной деятельности, когда субъект ставит перед собой задачи сложнее, чем те, которые от него требуются, не будучи при этом абсолютно уверенным в их выполнимости. Вполне вероятно, что этот же механизм лежит в основе прагматично неоправданного рискованного поведения. «Увлечение борьбой» иногда может быть результатом удовлетворения высокой потребности в разведке.
Творчество, на наш взгляд, является одним из самых естественных способов удовлетворения потребности в исследованиях. Конечно, мы принимаем во внимание, что наряду с этим существуют и другие мотивы творчества — необходимость самоутверждения, признания со стороны других членов общества и т.д. Однако мы бы предостерегли от приписывания такого рода мотивационной силы именно в отношении произведений великих художников. Для людей с низким творческим потенциалом так называемые «либеральные профессии» — это слишком твердый хлеб, и они, как правило, предпочитают какой-то другой вид социальной деятельности. Для творчески одаренных людей именно поиск новизны, благодаря психофизиологическим законам, которые будут обсуждаться дальше, приносит гораздо большее удовлетворение, чем полученный результат, а тем более — его материальные плоды. История науки и искусства полна примеров, когда талантливые люди отвергали быстрый успех, который приходит с профанацией творчества. В то же время не так часто встречаются творчески одаренные люди, которые довольствуются достигнутыми результатами. По мнению Р. Раскина, творческий потенциал и нарциссизм коррелируют гораздо слабее, чем можно было бы ожидать. И эта очень низкая корреляция может быть вызвана скорее любовью к «творчеству внутри себя». Опыт ряда выдающихся ученых также не согласуется с представлениями о ведущей роли поиска престижа: Достигнув бесспорного и признанного успеха в своей области, они внезапно переключаются с одной области исследований на другую, часто сознательно обращаясь к невыполнимым задачам и рискуя признать поражение. Но с точки зрения теории поисковой деятельности этот опыт вполне понятен.
Теперь, с точки зрения вышесказанного, давайте еще раз вернемся к понятию творчества как сублимации нереализованных (разочарованных) потребностей. Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения определенных потребностей, если это неизбежно сужает зону поиска активности, то поиск может быть усилен компенсационным способом в творчестве. Но в принципе не менее вероятна и другая возможность — вынужденный отказ от поиска путей удовлетворения важных потребностей может быть настолько травматичным, что отказное поведение распространится и на другие виды деятельности, в том числе и на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может прививаться с самого раннего возраста, и тогда совсем не обязательно сужать поле жизнедеятельности для того, чтобы субъект выбирал творчество среди всех форм самореализации. Поэтому не существует и не может быть определенной связи между разочарованием и творческой деятельностью, а понятие сублимации не объясняет всех имеющихся фактов и не может считаться универсальным.
Роль межполушарной асимметрии
Межполушарная асимметрия (греческое b- «без» и уммэфсиб «пропорциональность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только у человека, но и у животных. Она проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими когнитивными процессами и влиянию повреждения отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. [4]
С функциями левого и правого полушарий у человека связаны два типа мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Есть несколько синонимов для такого типа мышления. По словам В. Ротенберга:
- вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария основано на способности производить язык, в отличие от образного мышления правого полушария);
- аналитическое и синтетическое (так как левое полушарие логического мышления анализирует объекты и явления, в то время как правое полушарие образного мышления обеспечивает целостность восприятия);
- дискретное и одновременное (поскольку левое полушарие использует логическое мышление для выполнения ряда последовательных операций, в то время как правое полушарие использует образное мышление для приобретения способности воспринимать и оценивать объект за один момент).
Было показано, что правое полушарие, устанавливающее определенный пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Таким образом, при органических поражениях (например, физических) левого полушария художники и музыканты практически не теряют своих художественных способностей, а иногда даже повышают уровень эстетического выражения творчества, но поражение правого полушария может привести к полной потере способности к творчеству. [4]
Из вышеперечисленных трех характеристик пространственно-образного мышления наиболее значимыми являются две последние — его способность целостно и одноуровнево размышлять об объектах и явлениях реального мира. Мнения, преобладающие в литературе, согласно которым основное различие между этими двумя типами мышления сводится к тому, что логическое мышление работает с вербальным материалом, а образное — с образами, как представляется, является результатом недопонимания. У людей с разделенным мозгом правое полушарие, кажется, способно понимать слова и простые словесные конструкции, в то время как левое полушарие также вполне способно распознавать картинки. Главное различие между этими двумя типами мышления, на наш взгляд, определяется тем, как организована контекстуальная связь между словами и картинками. Левополушарное мышление организует любой материал, используемый (вербальный или невербальный) таким образом, чтобы создать однозначный контекст, который более или менее одинаково понимается разными людьми. Без создания такого однозначного контекста социальное взаимодействие было бы невозможно. Само слово, вырванное из контекста, вовсе не имеет однозначного значения; напротив, в большинстве случаев оно многозначно, что особенно ярко отражено в словарях. Слово «коса» может также означать сельскохозяйственный орудие труда, женскую прическу, кусок земли, простирающийся в море, и, наконец, может иметь метафорическое значение (например, «коса смерти»). Именно контекст, т.е. отношение данного слова к другим в предложении, определяет конкретное и однозначное значение этого слова. Задача такой контекстной организации — выделить и зафиксировать только один из всего возможного множества значений и смысловых оттенков слова и установить линейную связь между такими единичными значениями отдельных слов.
В настоящее время имеются прямые доказательства важнейшей роли правополушарного мышления для творчества, которое создает специфический пространственный и творческий контекст. Получается, что при органическом поражении левого полушария мозга художественные способности художников и музыкантов практически не затрагиваются, а порой даже повышается уровень эстетического выражения творчества.
После полного удаления менингиомы в правом полушарии поэт, несмотря на полное выздоровление без дефектов в сфере повседневного мышления и речи, потерял способность творить стихи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области потерял способность решать оригинальные задачи с полным сохранением логического мышления. В последние годы также отмечаются различия в распределении нейронов и межнейронных связей между левой и правой височными долями, что согласуется с описанными функциональными различиями.
Виды и функции творчества
Главный критерий, который отличает креативность от производства (изготовления) — уникальность результата. Результат творчества не может быть получен непосредственно из исходных условий. Каждый, кроме, возможно, автора, в точности не сможет получить тот же результат, если вы создадите для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор привносит в материал некоторые аспекты своей личности, которые не сводятся к рабочим процессам или логическому завершению. Именно этот факт придает продуктам творчества дополнительную ценность по сравнению с продуктами производства.
С.Л. Рубинштейн первым правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Особенность изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создавать вещь, реальный объект, механизм или технику, решающую определенную проблему». Это определяет специфику творчества изобретателя: изобретатель должен привнести что-то новое в контекст реальности, в реальный ход той или иной деятельности. Это нечто существенно отличное от решения теоретической задачи, в которой необходимо учитывать ограниченное число абстрактно выбранных условий. Однако реальность исторически опосредована человеческой деятельностью, технологией: она воплощает в себе историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения необходимо исходить из контекста реальности, в который должно быть введено нечто новое, и учитывать соответствующий научный контекст. Это определяет общее направление и специфическую природу различных связей в процессе изобретения».
Классификация творческих процессов
Среди различных классификаций творческих процессов я выбрал следующую, которая описывает природу творчества, его функцию и результат;
- художественное творчество. Его функция заключается в создании новых эмоций, и его результатом является произведение искусства;
- научное творчество создает новые знания, результатами которых являются открытия, теории, публикации;
- техническое творчество — создание новых инструментов и объектов труда (в результате — технические усовершенствования, изобретения).
- спортивное творчество — создание (достижение) новых результатов — рекордсменов.
Творческое воображение, фантазия — необходимые средства для развития человеческих способностей к изменению, преобразованию мира и самого себя. С их помощью человек выполняет как вымыслы, так и замыслы, которые подняли его так высоко над животным.
Воображение имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет постичь общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней, через едва уловимые или не уловимые обычным глазом детали, единичные факты. Творческое воображение рождается на протяжении всей жизни человека, усвоения накопленных им сокровищ духовной культуры. Важнейшее значение для развития творческого воображения имеет искусство. Она развивает воображение и дает широкие возможности для творческой изобретательности.
Однако творчество может быть полезным не только для развития воображения и изобретательности. Многие виды творчества помогают развивать и другие человеческие навыки. Поэтому творческие способности развиваются у ребенка с самого начала его развития.
Влияние творческого процесса на развитие ребенка
Детское творчество — это одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой он отклоняется от привычных и привычных ему проявлений окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и окружающих.
На начальном этапе онтогенеза на первый план выходит субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте ДТ формируется в процессе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в форме игр. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в производственной деятельности: Рисование, создание слов, моделирование, конструирование.
Творчество — это отличный способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи. Творческий ребенок всегда найдет больше решений любой проблемы, потому что его мышление выходит за рамки обычного восприятия.
С раннего детства воспитатели, учителя и родители используют творчество, чтобы помочь детям развиваться:
- при работе детей с маркерами, кистями и мелками креативность улучшает моторику пальцев, тренирует мышцы и улучшает координацию глаз и кистей. Это помогает им научиться писать быстрее.
- когда дети вместе рисуют или строят замки, они учатся взаимодействовать с другими, что хорошо для социальной адаптации.
- дети узнают названия цветов и форм при рисовании, изготовлении фигур. Молодые художники смотрят на кору и листья деревьев, затем рисуют пейзаж — все это помогает развивать наблюдение для научной деятельности.
Через творчество дети представляют вещи, которые они не видели и не могут объяснить. Например, изменяя пропорции и контуры знакомых вещей, они могут видеть мир под другим углом.
- родители, которые позитивно относятся к творчеству детей, повышают их самооценку.
- во время творческого процесса воображение активно работает. Например, маленький художник связывает три кисти вместе с резинкой, чтобы удобнее было их менять. Творчество поощряет эксперименты, изобретения и помогает овладеть новыми навыками.
- творческий танец (свободный танец под любую музыку дома) позволяет ребенку двигаться самостоятельно и уверенно, повышать выносливость, чувствовать свое тело и ритм, развивать гибкость и равновесие.
Таким образом, творческий процесс играет большую роль в развитии ребенка и помогает ему познать мир и самого себя.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Майя Ивановна Лисина, советский психолог
- Восприятие и его свойства
- Одиночество как психологический феномен
- Роль психологической службы в исследовании учебной мотивации студентов
- Внутренняя картина болезни у юношей, злоупотребляющих ПАВ
- Деструктивная личность
- Жесты рук
- Роль семьи в развитии личности
- Производственная практика психолога в школе
- Характеристика и примеры толпы