Для связи в whatsapp +905441085890

Творческие способности — Творчество как умственный процесс

Творчество — это деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих социальное значение.

Суть творчества заключается в предвкушении результата, который задает правильный опыт, в творчестве, через усилия мышления рабочей гипотезы, близкой к реальности, в том, что Склодовская назвала чувством природы.

Интерес к творчеству, к личности творца в XX веке, вероятно, связан с глобальным кризисом, с проявлением тотального отчуждения человека от мира, с ощущением того, что посредством целенаправленной деятельности люди не решают проблему места человека в мире, а отодвигают ее решение еще дальше вдаль.

Актуальность вопроса обусловлена тем, что многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: Нет никаких особых творческих способностей, но есть личность с определенными мотивами и чертами характера. А именно, если интеллектуальный талант не оказывает прямого влияния на творческий успех человека, если в процессе развития творчества формированию определенных мотивационных и личностных качеств предшествуют творческие проявления, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «Творческой личности».

Творчество означает выход за рамки данного (Пастернаков «над барьерами»). Это всего лишь отрицательное определение творчества, но первое, что бросается в глаза, это сходство поведения творческой личности и человека с психическими расстройствами. Поведение обоих отличается от общепринятых стереотипов.

Люди делают много вещей каждый день: маленькие и большие, простые и сложные. И каждый случай — это задача, иногда более, иногда менее сложная.

При решении задач возникает креативность, находит новый путь или создает что-то новое. Здесь требуются особые умственные качества, такие как наблюдение, умение сравнивать и анализировать, чтобы найти связи и зависимости, которые вместе составляют творческую способность.

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитого ума, от его способности обеспечить быстрое развитие науки, технологии и производства, что сегодня называется повышением интеллектуального потенциала людей.

Творческие способности - Творчество как умственный процесс

Творчество как умственный процесс

Большинство философов и психологов различают два основных типа поведения: адаптивное (связанное с доступными индивидууму ресурсами) и творческое, определяемое как «творческое разрушение». В творческом процессе человек создает новую реальность, которую могут понять и использовать другие.

Отношение к творчеству резко изменилось с течением времени. В Древнем Риме книга ценилась только за материал и работу переплетчика, а автор был бессилен — ни плагиат, ни подлог не преследовались. В средние века и намного позже создателя приравнивали к ремесленнику, и если он осмеливался творчески подходить к делу, то это не поощрялось. Создатель должен был зарабатывать на жизнь другими способами: Мольер был придворным обивщиком, а великого Ломоносова ценили за его утилитарные изделия — постановления суда и производство праздничных фейерверков.

Лишь в XIX веке художники, литературные деятели, ученые и другие представители творческих профессий могли зарабатывать на жизнь продажей своего творческого продукта. Как писал Александр Пушкин, «вы не можете продать свое вдохновение, но вы можете продать свою рукопись». В то же время, рукопись ценилась только как матрица для размножения, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта определялась не его вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, насколько он мог служить материалом для воспроизводства (в репродукциях, телевизионных фильмах, радиопередачах и т.д.). Поэтому существуют неудобные различия в доходах между представителями исполнительских видов искусства (балет, музыкальный спектакль и т.д.), с одной стороны, и бизнесменами массовой культуры — с другой.

Однако общество во все времена разделяло две сферы человеческой деятельности: отий и оций (переговорный), то есть досуг и общественно-регулируемая деятельность. И социальное значение этих сфер со временем изменилось. В древних Афинах теоретическая жизнь bios theoretikos считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем практическая жизнь bios praktikos.

Интерес к творчеству, к личности Творца в 20 веке, вероятно, связан с глобальным кризисом, с проявлением тотального отчуждения человека от мира, с ощущением того, что люди целенаправленной деятельностью не решают проблему места человека в мире, а еще больше отдаляют ее решение.

Главное в творчестве — это не внешняя деятельность, а внутренняя — акт создания «идеала», образа мира, в котором решается проблема отчуждения человека от окружающей среды. Внешняя деятельность является лишь проявлением продуктов внутреннего акта. Характеристика хода творческого процесса как психического акта будет предметом дальнейшей экспозиции и анализа.

Определяя характеристики творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность управления им волей и сознанием, а также изменение состояния сознания.

Наиболее распространены «божественный» и «демонический» варианты атрибуции дела творчества. А художники и писатели приняли эти версии в зависимости от своего мировоззрения. В то время как Байрон верил, что «демон» овладевает человеком, Микеланджело верил, что его рука направляется Богом: «Хороший образ приближается к Богу и сливается с Ним».

Следствием этого является наблюдаемая у многих писателей тенденция к отказу от авторства. Так как писал не Я, а Бог, дьявол, дух, «внутренний голос», то Творец признает Себя орудием чужой силы.

Примечательно, что версия безличного источника творческого акта проходит через пространства, эпохи и культуры. И в наше время это возрождается в мыслях великого Иосифа Бродского: «Поэт, повторяю, есть средство существования языка. Но человек, который пишет стихотворение, пишет его не потому, что надеется на посмертную славу, хотя часто надеется, что стихотворение переживет его хотя бы на короткое время. Поэт, который пишет стихотворение, пишет его потому, что язык говорит ему или просто диктует следующую строку.

Когда поэт начинает стихотворение, он обычно не знает, чем оно закончится, и иногда он очень удивляется тому, что получает, так как часто оказывается лучше, чем он ожидал, часто мысль идет дальше, чем он надеялся. В этот момент будущее языка вмешивается в настоящее….. Писатель стихотворения пишет его прежде всего потому, что поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, мысли, мировоззрения. Как только человек испытал это ускорение, он не может отказаться от повторения переживания, он становится зависимым от процесса, так же, как он становится зависимым от наркотиков и алкоголя. Человека, который так увлекается языком, я думаю, называют поэтом.

В этом состоянии отсутствует чувство личной инициативы, нет чувства личной заслуги в создании творческого продукта, как будто в человека вторгается чужеродный дух, или же в него извне внедряются мысли, образы, чувства. Этот опыт приводит к неожиданному эффекту: создатель начинает относиться к своим творениям с равнодушием или даже отвращением. Происходит так называемое пост-творческое насыщение. Автор отчуждается от своей работы. При выполнении целенаправленной деятельности, в том числе и работы, возникает обратный эффект, а именно, «эффект замкнутой деятельности». Чем больше усилий человек вкладывает в достижение цели, в производство продукта, тем большее эмоциональное значение этот продукт приобретает для него.

Поскольку бессознательная деятельность в творческом процессе связана с особым состоянием сознания, то творческий акт иногда совершается во сне, в состоянии опьянения и под наркозом. Чтобы воспроизвести это состояние внешне, многие прибегали к искусственной стимуляции. Когда R. Rolland писал Cola Brunion, он пил вино; Шиллер держал его ноги в холодной воде; Байрон принял лауданум; Руссо стоял с его головой раскрытой на солнце; Мильтон и Пушкин любили писать лежа на диване или диване. Бальзак, Бах и Шиллер были наркоманами, Эдгар По, Джон Леннон и Джим Моррисон — наркоманами.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин — его вторая основная характеристика. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда оно нежелательно. В этом случае деятельность автора исключает любую возможность логического мышления и восприятия окружающей среды. Многие писатели путают свои образы с реальностью. Творческий акт сопровождается волнением и нервным напряжением. Есть только обработка, которая придает готовой социально приемлемой форме продукты творчества, отказ от лишней и подробной.

Таким образом, спонтанность творческого акта, пассивность воли и изменившееся состояние сознания в момент вдохновения, активность бессознательного говорят об особых взаимоотношениях сознания и бессознательного. Сознание (сознательный субъект) пассивно и воспринимает только творческий продукт. Бессознательное (бессознательный творческий субъект) активно производит творческий продукт и представляет его сознанию.

В отечественной психологии наиболее полную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А. Пономарев (1988). Он разработал модель на структурном уровне, которая является центральным звеном в психологическом механизме творчества. Изучая умственное развитие детей и решение проблем взрослых, Пономарев пришел к выводу, что результаты его экспериментов дают право схематично представить центральное звено психологического интеллекта в виде двух взаимопроникающих сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные границы (асимптоты) мысли. Если смотреть снизу, то эта граница будет представлять собой интуитивное мышление (диапазон строго интуитивного мышления у животных простирается за пределы этого). Взгляд сверху — это логическое мышление (диапазон строго логического мышления компьютеров выходит за его пределы).

Основой успеха в решении творческих задач является способность действовать «в голове», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действий. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность» или «общий интеллект».

С творчеством связаны две черты личности: интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к случайным образованиям, возникающим в процессе мышления.

Творческий человек и его жизненный путь

Многие исследователи сводят проблему человеческих способностей к проблеме творческой личности: нет особых творческих способностей, но есть личность с определенными мотивами и чертами характера. А именно, если интеллектуальный талант напрямую не влияет на творческий успех человека, если в процессе развития творчества формированию определенных мотивационных и личностных качеств предшествуют творческие проявления, то можно сделать вывод о существовании особого типа личности — «творческой личности».

Знанием особенностей творческой личности психологи обязаны не столько собственным усилиям, сколько трудам литературоведов, историков науки и культуры, искусствоведов, так или иначе коснувшихся проблемы творческой личности, ибо без творца не бывает творчества.

Творчество — это выход из традиций и стереотипов. Хотя это лишь отрицательное определение творчества, первое, что бросается в глаза, это сходство между поведением творческой личности и человека с психическими расстройствами. Поведение этих двоих отличается от стереотипного, общепринятого Богоявленской Д.Б. Интеллектуальная деятельность как проблема творчества.

Есть две противоположные точки зрения: Талант — это максимальная степень здоровья, а талант — это болезнь.

Последний взгляд традиционно ассоциируется с Чезаре Ломброзо. По правде говоря, сам Ломброзо никогда не утверждал, что существует прямая связь между гением и безумием, хотя он и выбрал эмпирические примеры в поддержку этой гипотезы: «Седые волосы и облысение, худоба тела, плохая мышечная и сексуальная активность, характерная для всех безумцев, очень распространены среди великих мыслителей….. Кроме того, для мыслителей, наряду с сумасшедшими, характерны: постоянный перелив крови в мозг (гиперемия), высокая температура в голове и охлаждение конечностей, склонность к острым заболеваниям головного мозга, слабая чувствительность к голоду и холоду».

Ломброзо описывает гениев как одиноких, холодных, равнодушных к семейным и социальным обязанностям. Среди них много наркоманов и пьяниц: Муссет, Клейст, Сократ, Сенека, Гендель, По. В двадцатом веке к этому списку добавилось множество имен, от Фолкнера и Есенина до Хендрикса и Моррисона.

Люди гения всегда болезненно чувствительны. У них резкие спады и взлеты и падения активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению, наказанию и т.д. Ломброзо приводит любопытные данные: в населении ашкенази евреи, живущие в Италии, больше сумасшедших, чем итальянцы, но и более одаренных людей (сам Ломброзо был итальянским евреем). Вывод, к которому он приходит, заключается в том, что гений и безумие могут быть объединены в одном человеке.

Список гениев, страдающих психическими расстройствами, бесконечен. У Петрарки, Мольера, Флобера, Достоевского была эпилепсия, не говоря уже об Александре Македонском, Наполеоне и Юлии Цезаре. Меланхолия была с Руссо, Шатобриан. Психопатами были (по словам Кречмера) Жорж Санд, Микеланджело, Байрон, Гёте и другие. У Байрона, Гончарова и многих других были галлюцинации. Количество пьяниц, наркоманов и самоубийц среди творческой элиты неисчислимо.

Гипотеза «гений и безумие» возрождается в наши дни. Д. Карлсон считает, что гений является носителем гена рецессивной шизофрении. В гомозиготном состоянии ген проявляется в болезни. Например, у сына гения Эйнштейна была шизофрения. Декарт, Паскаль, Ньютон, Фарадей, Дарвин, Платон, Эмерсон, Ницше, Спенсер, Джеймс и т.д. находятся в этом списке.

Если мы начнем с вышеприведенной интерпретации творчества как процесса, то гений — это человек, который творит на основе бессознательной деятельности, способный переживать широчайший спектр состояний, поскольку бессознательный творческий субъект находится вне контроля рациональности и саморегулирования.

Представители глубинной психологии и психоанализа (здесь их позиции сходятся) видят главное различие между творческой личностью и конкретной мотивацией. Остановимся кратко на позициях некоторых авторов, так как эти взгляды представлены в многочисленных источниках.

3. Фрейд рассматривал творческую деятельность как результат сублимации (сдвига) сексуального желания в другую сферу деятельности: в творческом продукте сексуальная фантазия объективируется в социально приемлемой форме.

А. Адлер рассматривал творчество как средство компенсации «комплекса неполноценности». Наибольшее внимание К. Юнг уделил феномену творчества, видя в нем проявление архетипов коллективного бессознательного.

Ряд исследователей считают, что мотивация достижений необходима для творчества, другие считают, что она блокирует творческий процесс. Однако большинство авторов остаются убежденными в том, что наличие любой мотивации и личной страсти является главной характеристикой творческой личности. Кроме того, часто встречаются такие характеристики, как независимость и убежденность. Независимость, ориентация на личные ценности, а не на внешние оценки можно считать, пожалуй, важнейшей личной характеристикой творческой личности.

Развитие творческих способностей

Психология развития взаимно борется и дополняет три подхода: 1) генетический, который отводит наследственности главную роль в определении психических характеристик; 2) экологический, представители которого считают внешние условия определяющим фактором развития психических способностей; 3) генотип-срединный, представители которого различают различные способы адаптации индивида к окружающей среде в зависимости от генетических характеристик.

Многочисленные исторические примеры — семейства математика Бернулли, композитора Баха, русских писателей и мыслителей — на первый взгляд убедительно свидетельствуют о преобладающем влиянии наследственности на формирование творческой личности.

Критики генетического подхода возражают против простой интерпретации этих примеров. Возможны еще два альтернативных объяснения: во-первых, творческая среда, созданная старшими членами семьи, и их пример влияют на развитие творческих способностей у детей и внуков (экологический подход). Во-вторых, наличие у детей и родителей схожих способностей поддерживается спонтанно сформированной творческой средой, адекватной генотипу (гипотеза взаимодействия генотипа со средой).

Обзорная статья Николса, обобщившего результаты 211 исследований близнецов, представляет результаты диагностики различного мышления в 10 исследованиях. Средние корреляции между близнецами МЗ составляют 0,61, а между близнецами DZ — 0,50. Следовательно, вклад наследственности в определение индивидуальных различий в уровне развития различного мышления весьма незначителен. В 1989 г. российскими психологами Е.Л. Григоренко и Б.И. Кочубей было проведено исследование близнецов МЗ и ДД (старшеклассники 9-10 классов). Основной вывод, к которому пришли авторы, заключается в том, что индивидуальные различия в креативности и показатели процесса проверки гипотезы определяются факторами окружающей среды. Высокий уровень творчества встречается у детей с широкой социализацией и демократичным стилем взаимодействия с их матерями.

Таким образом, психологические исследования не подтверждают гипотезу о том, что индивидуальные различия в творчестве (точнее, уровень развития различного мышления) наследуются.

Попытка реализовать иной подход к выявлению наследственных детерминант творчества была предпринята в работе исследователей русской школы дифференциальной психофизиологии. Представители этой школы утверждают, что общие способности основываются на свойствах нервной системы (предрасположенности), которые также определяют особенности темперамента.

Как гипотетическое свойство нервной системы человека, которое могло бы определять творчество в процессе индивидуального развития, считается «пластичностью». Пластичность обычно определяется показателями изменчивости параметров и вызванных потенциалов ЭЭГ. Классическим условно-рефлексивным методом диагностики пластичности является переоформление способности с положительной на отрицательную или наоборот.

Противоположным полюсом к пластичности является жесткость, которая проявляется в низкой вариабельности показателей электрофизиологической активности центральной нервной системы, сложности переключения, недостаточном переходе старых способов действия в новые условия, стереотипном мышлении и т.д.

Одна из попыток определить наследственность пластичности была сделана в диссертационной работе С. Д. Бирюкова. Можно было показать наследственность «полевой зависимости от полюса» (успех теста «встроенная фигура») и индивидуальные различия в выполнении теста «прямая и обратная запись». Средний компонент общей фенотипической дисперсии по этим размерам был близок к нулю. Кроме того, факторный анализ позволил выделить два независимых фактора, характеризующих пластичность: «адаптивный» и «афферентный».

Первое относится к общей регуляции поведения (особенности внимания и двигательной активности), а второе — к параметрам восприятия.

По словам Бирюкова, онтогенез пластичности завершается к концу полового созревания, и нет никаких половых различий ни в «адаптивном», ни в «афферентном» факторе пластичности.

Фенотипическая изменчивость этих показателей очень высока, но вопрос о связи между пластичностью и креативностью остается открытым. Поскольку психологические исследования еще не продемонстрировали наследственность индивидуальных различий в творчестве, обратимся к факторам окружающей среды, которые могут положительно или отрицательно влиять на развитие творческих способностей. До сих пор исследователи приписывали решающую роль микроокружению, в котором формируется ребенок, и особенно влиянию семейных отношений. Большинство исследователей при анализе семейных отношений выделяют следующие параметры: 1) гармония — дисгармония отношений между родителями и между родителями и детьми; 2) творческая — нетворческая личность родителя как ролевая модель и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи или их отсутствие; 4) ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижения или самостоятельности.

Когда семья культивирует поведенческую регуляцию, предъявляет одинаковые требования ко всем детям и имеет гармоничные отношения между членами семьи, это приводит к низкому уровню творчества у детей.

Представляется, что более широкий спектр приемлемых поведенческих выражений (в том числе эмоциональных), менее выраженные требования не способствуют раннему формированию жестких социальных стереотипов и благоприятствуют развитию творчества. Таким образом, творческая личность оказывается психологически нестабильной. Требование добиться успеха через повиновение не способствует развитию независимости и, следовательно, творчества.

Концепция уменьшения креативности до интеллекта

Эйзенк (1995), основываясь на значительных корреляциях между IQ и Гилфордскими тестами расхождений в мышлении, предложил, что творчество является компонентом общих интеллектуальных способностей.

Было проведено сравнение возрастных показателей приобретения знаний и навыков у знаменитостей и выборки нормальных детей. Было установлено, что IQ знаменитостей был значительно выше среднего (158,9). Исходя из этого, Термен пришел к выводу, что гении — это те люди, которых можно отнести к категории высокоодаренных по данным испытаний в раннем детстве.

Наибольший интерес представляют результаты Калифорнийского продольного исследования, организованного Терменом в 1921 году. Из 95 калифорнийских средних школ Термен и Кокс отобрали 1528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет с показателем IQ 135, или 1% от общей выборки. Уровень интеллекта был определен с помощью теста Стэнфорда Бина. Контрольная выборка была составлена из учащихся тех же школ. Установлено, что интеллектуально одаренные дети в среднем на два класса опережают своих сверстников по уровню развития.

Предметы, выбранные Терменом, отличались ранним развитием (они начали ходить, говорить, читать, писать и т.д.). Все интеллектуальные дети успешно окончили школу, 2/3 получили высшее образование, 200 человек стали докторами наук.

Что касается творческих достижений, то результаты не столь очевидны. Ни один из ранних интеллектуалов в образце Термена не оказался исключительно талантливым творцом в науке, литературе, искусстве и т.д. Ни один из них не внес существенного вклада в развитие мировой культуры.

Джей Гилфорд и И. Концепция творчества П. Торранса. Концепция творчества как универсальной познавательной творческой способности стала популярной после Д. Гилфорда (Guilford J.P., 1967).

Гилфорд указал на принципиальную разницу между двумя типами мыслительных операций: сходящимися и расходящимися. Конвергентное мышление (конвергенция) — это когда человек, решающий задачу, должен найти единственно правильное решение, основанное на наборе условий. В принципе, может быть несколько конкретных решений (набор корней уравнения), но этот набор всегда конечен.

Различное мышление определяется как «тип мышления, идущий в разных направлениях». (Джей Гилфорд). Такой тип мышления позволяет решать проблему по-разному, приводит к неожиданным выводам и результатам.

Дальнейший прогресс в исследованиях и тестировании креативности во многом обусловлен работой психологов из Университета Южной Калифорнии, хотя их работа не охватывает весь спектр исследований креативности.

Гилфорд выделил четыре основных измерения творчества:

  1. оригинальность — способность генерировать удаленные ассоциации, необычные реакции;
  2. семантическая гибкость — возможность определить главную особенность объекта и предложить новый способ его использования;
  3. творческая адаптивная гибкость — способность изменять форму стимула, чтобы увидеть новые функции и возможности его использования;
  4. семантическая спонтанная гибкость — способность генерировать разнообразные идеи в нерегулируемой ситуации.

Общий интеллект не входит в структуру творчества. Основываясь на этих теоретических предположениях, Гилфорд и его коллеги разработали тесты Программы исследования способностей (ARP), которые в основном тестируют различную производительность.

М. Уоллах и концепция Н. Когана.

М. Воллах и Н. Коган считали, что передача тестовых моделей для измерения интеллекта Гилфордом, Торренсом и их преемниками для измерения креативности привела к тому, что тесты на креативность просто диагностировали IQ, как обычные тесты на интеллект (с поправкой на «шум», генерируемый определенной экспериментальной процедурой). Эти авторы выступают против жестких временных рамок, конкурентной атмосферы и единого критерия правильных ответов, т.е. отвергают такой критерий творчества, как точность. В этом положении они ближе к первоначальному представлению Гилфорда о различии между расходящимися и сходящимися мыслями, чем сам автор. По словам Валаха и Когана, а также таких авторов, как П.Верной и Д.Д. Для творчества необходима непринужденная, непринужденная обстановка Харгривс. Желательно, чтобы изучение и тестирование творческих способностей проводилось в обычных жизненных ситуациях, когда субъект может иметь свободный доступ к дополнительной информации о предмете задания.

Многие исследования показали, что мотивация достижения, конкурентная мотивация и мотивация социального признания блокируют самореализацию личности и препятствуют развитию ее творческих способностей.

В своей работе Валах и Коган изменили систему креативных тестов. Во-первых, они давали субъектам столько времени, сколько было необходимо для решения проблемы или формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в контексте игры, при этом конкуренция между участниками сводилась к минимуму, а экспериментатор принимал каждый ответ, который давал тестируемый. Если бы эти условия были выполнены, то соотношение между креативностью и тестовым интеллектом приблизилось бы к нулю.

Исследования, проведенные А.Н. Ворониным в Лаборатории психологии способностей Института психологии РАН по проблемам взрослых, дали аналогичные результаты: фактор интеллекта и фактор творчества независимы.

Подход Воллаха и Когана позволил по-другому взглянуть на проблему взаимосвязи между творчеством и интеллектом. Вышеуказанные исследователи, проверяя интеллект и творчество учащихся в возрасте 11-12 лет, определили четыре группы детей с различными уровнями интеллекта и творчества. Дети в разных группах отличались тем, как они приспосабливались к внешним условиям и решали жизненные проблемы.

Дети с высоким уровнем интеллекта и творчества, уверенные в своих способностях, обладают достаточной самооценкой. Они обладали внутренней свободой и в то же время высоким самообладанием. В то же время они могли показаться маленькими детьми, но через некоторое время, когда этого требовала ситуация, они вели себя как взрослые. Они проявляют большой интерес ко всему новому и необычному, очень активны, но успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя при этом личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким интеллектом и низким творческим уровнем стремятся к академическим успехам, которые должны выражаться в хорошей оценке. Они воспринимают провал чрезвычайно жестко, можно сказать, что в них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли. Они сдержанны, скрытны и дистанцированы от своих сверстников. У них очень мало близких друзей. Им не нравится быть самим собой и страдать без адекватной внешней оценки их действий, результатов исследований или деятельности.

Дети с низким интеллектом, но высоким творчеством часто становятся «чужаками». Они с трудом приспосабливаются к требованиям школы, часто участвуют в кружках, имеют необычные увлечения и т.д., где могут проявить свою креативность в свободной обстановке. Они очень встревожены, страдают от сомнений в себе, «комплекса неполноценности». Их часто характеризуют как скучных и невнимательных учителей, поскольку они неохотно выполняют рутинные задания и не могут сосредоточиться.

Дети с низким интеллектом и креативностью внешне хорошо приспособлены, остаются в «середине» и довольны своей ситуацией. Они обладают разумной самооценкой, низкий уровень их профессиональных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, коммуникабельности, пассивности в обучении.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Перцептивная функция коммуникации
  2. Способности, одаренность и талант
  3. Понятие национального характера
  4. Психологические основы маркетинга в организации
  5. Проектный метод обучения
  6. Поведение и психика
  7. Психологическое консультирование и психотерапия
  8. Влияние условий семейного воспитания на возникновение комплекса неуверенности у детей с нарушением слуха
  9. Современные технологии стресс-менеджмента в профессиональной деятельности
  10. Виды эмоций