Оглавление:
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма личной самореализации, способ выразить свое уникальное отношение к миру. Однако присущая человеческой природе потребность в творчестве и самовыражении обычно не реализуется в полной мере в процессе человеческой жизни. Согласно иерархии человеческих потребностей (так называемой пирамиде А. Маслоу), реализация творческого потенциала человека удовлетворяется лишь на 10%.
Творчество, по определению, — это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Некоторые психологи считают творчество продолжением и заменой детской игры. Творческая и игровая деятельность объединена основной функциональной направленностью:
- Творчество как процесс развлечения, удовольствия. Здесь, как и в игровой деятельности, человек сосредоточен на процессе творчества, а не на получении конечного результата;
- Творчество как компенсация неудач в других сферах деятельности;
- Творчество как источник переживания катарсиса — сильного эмоционального потрясения, внутреннего прояснения, связанного с литературным произведением (может переживаться как творцом, так и зрителем в результате переживания за судьбу героя)
- Творчество как путь к познанию окружающей среды и самопознанию;
- Творчество как особая форма коммуникации (вербальной и невербальной), которая преодолевает пространственные и временные барьеры;
- Творчество как канал передачи социального опыта, выполняющий образовательную функцию.
Творчество имеет разную степень новизны. Объективность творческой инновации определяется изобретением чего-то, что не было известно ранее. Субъективная природа творчества связана с открытием смысла для конкретного человека, в то время как это «открытие» уже давно известно другим. Особенно часто это происходит в детстве, поскольку ребенок буквально открывает для себя мир: наслаждается, переживает, общается, ищет способы решения проблем или ухода от них. Поэтому взрослые (родители и учителя) должны позаботиться о том, чтобы чувство творческого осознания мира у ребенка сохранялось как можно дольше.
Между тем, в школьные годы начинается критическая фаза творчества ребенка (от латинского sgeare — создавать, творить). В дошкольном возрасте творчество (словесное и изобразительное) было свободным и естественным состоянием ребенка, а школа ставит первоклассника в определенные рамки: творить можно только тогда, когда это предлагает учитель, только на актуальную сейчас тему, только в той форме, которая соответствует уроку (письмо, рисунок, ритмика). В то же время многие учителя увлекаются письменными творческими работами даже в первом классе, забывая, что для настоящего творчества нужны технические навыки (в письме, вышивании и т.д.). Поэтому ребенок, плохо владеющий техникой письма, либо меньше занимается письмом, либо вообще не думает о том, как писать, но захвачен силой своего воображения.
Следовательно, в школьные годы, как никогда, необходима помощь учителя, чтобы преодолеть этот кризис, найти (и не потерять) возможность для самореализации, для выражения себя.
Для преодоления этого кризисного состояния могут служить как собственные педагогические приемы, которые учитель использует в рамках обычного преподавания, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики школьного предмета.
«Научить творческому акту невозможно, — отмечал Л.С. Выготский, — но это вовсе не означает, что педагог не может способствовать его формированию и возникновению….. Мы можем определенным образом организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать бессознательные процессы, и кто не знает, что каждый акт искусства обязательно включает в себя в качестве своего непременного условия предшествующие ему акты рационального познания, понимания, узнавания, ассоциации и т. д.
Творческий уровень познавательной активности
Напомним, что этот уровень познавательной активности понимается так: «Сама задача может быть поставлена учеником, а способы ее решения выбираются новым, нестандартным способом» (Г. И. Щукина); «Не простое проникновение в суть явлений, их взаимосвязь, а попытка найти новый путь к этой цели» (Т.И. Шамова); «Позиция студента характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, искать новые средства для ее решения» (Е.В. Коротаева).
Очевидно, что творческие проявления в любой деятельности, в том числе и познавательной, уникальны и субъективны по своей природе. Учащиеся любого уровня учебной деятельности, ситуативного, изобразительного и т.д., могут неожиданно для учителя проявить свои творческие способности.
Учитывая все это, мы решили ограничиться в этой части описанием общей тактики и стратегии, а отдельный параграф посвятить технологии развития креативности студентов в учебном процессе. С тактической точки зрения, учитель должен создать условия для нестандартного восприятия и интерпретации любой (учебной, коммуникативной и т.д.) задачи. С точки зрения стратегии, очень важно, чтобы сам учитель был готов к этим необычным поворотам преподавания, к возникающим проблемам и их решениям — реальным и виртуальным, потому что если такого отношения нет, то познание как творческий процесс просто не состоится.
Чтобы подытожить рассмотрение педагогических взаимодействий в учебной деятельности, мы сосредоточимся на организации и проведении уроков. Структура таких уроков предусматривает, по крайней мере, четыре основные модели. Взаимодействие на уроке может быть реализовано линейно: последовательная работа учителя с каждой группой учащихся. Урок можно построить на «мозаичном» взаимодействии, привлекая то одну, то другую группу в зависимости от учебной задачи. Урок может быть разыгран по ролям, причем учащимся с высокой когнитивной активностью отводится ведущая роль в учебном взаимодействии, чтобы научить остальных. Наконец, взаимодействие в уроке может быть сложным, если объединить все варианты. Главным критерием преподавания должно быть вовлечение всех без исключения студентов в различные формы учебного взаимодействия в рамках их реальных и потенциальных возможностей.
В последние полтора десятилетия в педагогической практике стало распространенным выражение «ситуация успеха в педагогической деятельности». Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать для детей главным стимулом к учебной деятельности. Но в педагогике, как и в медицине, нет панацеи на все случаи жизни. Поэтому успешная учебная ситуация должна использоваться продуманно, с учетом многих факторов.
На первый взгляд, учителю достаточно несколько раз организовать ситуацию, в которой ученик испытывает чувство успеха, удовлетворения, и ему обеспечивается высокий уровень мотивации, интереса и познавательной активности. Но такое отношение к ситуации успеха имеет обратный результат: постоянная уверенность в успехе может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже безразличное отношение к учебе. Кроме того, постоянное ожидание только положительного результата вредно для развития волевых качеств личности: избегание преодоления трудностей, отказ действовать в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива «избегания неудачи» и т.д.
Методы развития творческой деятельности
В последнее время в психолого-педагогической литературе публикуются работы, посвященные развитию творческого потенциала личности (Э. Де Боно, А.В. Ваганти, В. Венгер, Р. Пау и др.). Практически в каждой работе авторы затрагивают проблему интуитивного знания и его роли в творческом мышлении. Анализ публикаций позволил выделить некоторые рекомендации для учителей по стимулированию творческого мышления детей:
- Предложите студентам несколько парадоксов для обсуждения;
- воздерживаться от оценок;
- научить детей замечать противоречия;
- помочь детям увидеть аналогии (связи);
- поощрять детей быть настойчивыми в получении необходимой им информации
- Преодолеть привычку смотреть на жизнь с обыденной точки зрения;
- доверять своим предчувствиям, своей интуиции;
- смотреть на объект с нескольких точек зрения, т.е. «ментальная тренировка»;
- убедить студентов в том, что они могут многому научиться на собственных ошибках;
- принимать инновации и изменения, а не сопротивляться им;
- показать, что неопределенность и неоднозначность выводов иногда возможны
- Развивать потребность в обучении и самообразовании.
Эти рекомендации можно назвать педагогической стратегией в процессе стимулирования творческой активности детей. Чтобы внедрить его в учебно-воспитательный процесс, необходимо ознакомить учителя с тактикой, технологией, то есть конкретными творческими упражнениями. Поставив перед учителем педагогическую задачу создания условий для проявления творческих способностей учащихся, мы должны предложить ему такую программу действий, которая включает в себя активизацию основных компонентов творчества: Эмоции, воображение, образное мышление.
Одним из важнейших условий при организации творческих учебных занятий является создание атмосферы доброжелательности и доверия, которая пробудит у ученика потребность в творческом самовыражении.
Важным приемом (и одновременно условием) развития креативности у детей является опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию. «Сюрприз… это и начало творческого отношения к миру», — считает В.С. Шубинский[1]. Хорошо, если специальные уроки творчества начинаются необычно для учеников: например, с особого приветствия учителя («Нет, вы только подумайте! Какой странный день сегодня. А вчера все было как всегда…»), с «ключевой» надписью на доске («Я думаю, это значит, что я существую!»), с небольшим букетом цветов или листьев на столе учителя, с нетипичными вопросами и темами («Доисторический человек и… культура. Совместимы ли эти понятия?»), с заданиями для разминки.
Например, на полу в классе нарисована цифра «6». Группа студентов с одной стороны класса увидела это число, а противоположная группа подумала, что это число 9. Студенты в каждой группе пытаются убедить остальных, что это действительно то число, которое они видят перед собой. После обсуждения студентам (участникам и зрителям) предлагается проанализировать, какая группа нашла наиболее интересные аргументы (эмоциональные, рациональные, иррациональные и т.д.) в поддержку своей точки зрения.
Приемы развития творческой деятельности
Предлагаемые методики развития творческого воображения учащихся можно свести к четырем основным направлениям:
- 1) Агглютинация — склеивание изображения из разных частей (кентавр);
- 2) Аналогия — зеркальное отражение: изображение похоже на реально существующий в природе объект.
- 3) Акцентирование — заострение изображения за счет какой-либо особенности или детали (преуменьшение, преувеличение).
- 4) Типизация — процесс разложения и комбинирования, в результате которого получается видимый образ (знак).
Именно на эти четыре «столпа» приходится основная часть упражнений, развивающих творческое воображение, нестандартный подход к решению проблем.
Судите сами. Давайте сосредоточимся на акцентировании: умении отсечь лишнюю информацию, оставить самое необходимое и, если нужно, заполнить недостающие звенья для решения проблем. Вспомним жанр загадок, основанных исключительно на этих признаках: «На насесте дворец, а во дворце певец»: вопрос относится к скворцу; мы знаем, что у него есть и другие признаки, но для определения вида птицы достаточно было знать, что она живет в доме (скворечнике) и поет песни. Или: «Над рекой висит расписной ящик» — радуга (форма и цвет выделены). Попросите детей придумать свои собственные загадки, обязательно выделив одну или две ключевые особенности объекта.
Или, например, знакомое упражнение из ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач): предлагаются три слова: круглый, красный и кислый (акцентирование). За пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которые были бы характерны для всех трех определений (агглютинация). Обычно сначала называют предметы из повседневной жизни: Ягоды ежевики, смородины, рябины и т.д. После того как этот источник исчерпан, начните ссылаться на искусственные вещи: маринованные помидоры, кислое варенье, консервированные яблоки. Но все равно относятся к вещам в их законченном виде: Витамины, таблетки, конфеты и т.д. Здесь важно уловить момент, когда учитель может предложить другое направление поиска:
- Почему никто не назвал красный шар?
- Но это не кисло, — возражают смущенные студенты.
- А кто вам мешает полить шарик лимонным концентратом? — «Удивил» учителя.
Это очень важный этап в развитии нестандартного мышления, воображения, поскольку снимаются традиционно закрепленные запреты: нельзя заливать кетчупом шарик («это никому не нужно», «уйдет слишком много хорошего продукта», «нельзя смешивать съедобное и несъедобное» и т.д.). (Кстати, мозговые штурмы часто неэффективны именно потому, что участники не могут «отпустить» свое воображение).
Опять же, можно предложить следующие варианты: недозрелое яблоко, покрытое красной акварелью; круглый кусок кирпича, смоченный в уксусе; сильно соленый томатный суп в круглой миске; красный зонт под дождем возле химического завода (вид сверху) и т.д.
По ходу работы учитель может сделать вывод о преобладании в классе того или иного уровня творческого восприятия и воображения. Как правило, выделяют три уровня: исходный, когда называются готовые материалы и явления, существующие в природе; повторно-творческий, когда предлагаются предметы или явления, подверженные воздействию человека; творческий, основанный на образном восприятии, максимально отражающем личное, субъективное отношение человека к названному явлению.
Технологии развитии творческих способностей в условиях дополнительного образования
Технология, по мнению В.А. Сластенина, — это «…педагогическая деятельность, которая максимально реализует высокие законы образования, воспитания и развития личности, обеспечивая тем самым ее конечные результаты».
Современные образовательные технологии имеют следующие характеристики:
- востребованных учителями и детьми;
- оптимальное развитие участников педагогического процесса
- удовлетворение потребностей общества
- Учет индивидуальных различий детей и реализация личностного потенциала каждого ребенка.
Все эти особенности максимально соответствуют требованиям к организации учебного процесса в системе дополнительного образования.
Проектная деятельность, портфолио, образовательные мастерские, дискуссии, игровые и исследовательские технологии имеют большой потенциал для развития творческих способностей детей. Суть и педагогические возможности этих технологий представлены в пособии: Байбородова Л.В., Чернявская А.П., Харисова И.Г. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. — Ярославль: Издательство Ярославского государственного технического университета, 2012.
Давайте подробнее рассмотрим две технологии, которые изначально были разработаны для развития человеческих способностей.
В 1950-х годах Г.С. Альтшуллер и его коллеги разработали так называемую технологию творчества (ТРИЗ). В основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) лежат:
- Поиск нетривиальных идей,
- выявление и решение творческих проблем,
- объективная оценка решений,
- систематизация знаний в любой области деятельности, позволяющая гораздо эффективнее использовать эти знания и развивать конкретные науки на принципиально новой основе,
- развитие творческого мышления, формирование творческой личности.
Для развития творческих способностей личности в ТРИЗ используются три основных направления:
- Методы развития творческого воображения,
- Теория развития творческой личности,
- Теория развития творческого коллектива.
Методы развития творческого воображения позволяют снизить психологическую инерцию в решении творческих задач. Система развития творческого воображения, существующая в ТРИЗ, была разработана Г. Система развития творческого воображения, разработанная Г. Альтшуллером и П. Амнуэлем, представляет собой набор приемов воображения и специальных методов:
Метод «золотой рыбки» (метод разложения и синтеза образных представлений);
- пошаговое строительство;
- метод ассоциаций;
- метод тенденций;
- метод скрытых свойств объекта;
- метод «взгляд со стороны»;
- ситуационные задачи.
Теория развития творческой личности включает описание качеств творческой личности, основные концепции ее развития, жизненную стратегию развития творческой личности (LSTL-3), деловую игру. Авторами теории творческого развития личности (ТТРЛ) являются Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин.
Теория развития творческих коллективов была разработана Б.Злотиным, А.Зусманом и Л.Капланом. Они выявили этапы и циклы развития творческих коллективов, закономерности их развития, механизмы торможения и развития коллективов, принципы предотвращения застойных явлений в коллективе.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста
- Основные профессиональные функции социального педагога в общеобразовательном учебном заведении
- Методика обучения грамоте
- Педагогическая диагностика
- Народная культура в педагогическом учении к. Д. Ушинского и в современном образовании
- Комплексный подход в педагогике
- Социально-педагогическая диагностика
- Содержание дошкольного образования: принципы построения
- Технократическая педагогика
- Технология блочно-модульного обучения