Для связи в whatsapp +905441085890

Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества — Общество и природа

Понятие природы используется в социальной философии в основном в двух смыслах. В широком смысле это весь материальный мир в его различных формах, включая общество. В более узком смысле это совокупность материальных систем, сопоставленная с обществом как относительно изолированной частью материального мира, развивающейся по своим собственным законам. Именно в этом смысле мы будем использовать его в настоящее время.

Общество — это целостная, самоорганизующаяся система взаимодействий людей в процессе их конкретной жизнедеятельности. Наиболее устойчивыми и значимыми формами являются социальные отношения, в которых индивидуальное сводится к социальному.

Жизнедеятельность и развитие общества происходит в органическом единстве с природой, частью которой оно является.

Во-первых, человек и общество связаны с природой своим происхождением, «возникнув» из нее в результате длительной эволюции.

Во-вторых, будучи относительно обособленными от природы, они продолжают зависеть от нее, поскольку их существование обеспечивается обменом веществами и энергией с природной средой.

В-третьих, природа обеспечивает общество необходимыми силами и материалами для производственной деятельности.

В-четвертых, природа как среда обитания и материальная основа производственной деятельности влияет на темпы развития производительных сил общества, а в некоторых случаях и на направление этого развития.

В-пятых, вся история общества в конечном итоге является историей «покорения» человеком природы.

Наконец, в-шестых, взаимодействие общества и природы имеет не только производственное, но и моральное, эстетическое и научное значение для человека.

Человек и общество взаимодействуют в первую очередь с той частью природы, которая непосредственно вовлечена в процесс человеческой жизни. Эта часть природы отражена в термине «географическая среда». В то же время общество (человек), осуществляя свою историческую деятельность, постоянно расширяет границы своего взаимодействия с природной средой, в результате чего понятие географической среды не остается неизменным, постоянно расширяется.

Географическая среда влияет на общество не только прямо и непосредственно, но главным образом косвенно, через общественное производство, которое связывает природу и общество. При этом влияние географической среды на общество и его развитие порой настолько велико, что ряд ученых в XVIII-XIX вв. (Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников и др.) разработали теории, сформировавшие направление в социологии под названием «географический детерминизм». По их мнению, именно географические условия (климат, характеристики почвы, наличие других природных ресурсов) оказывают решающее влияние на психические характеристики людей и даже на весь характер общественной жизни.

Однако при всей огромной значимости географической среды в жизни людей, ее роль в развитии общества, во-первых, не является определяющей, а во-вторых, меняется исторически.

Анализируя эту роль, К. Маркс выделяет две группы явлений в природном окружении человека:

1) природное богатство ресурсов жизнеобеспечения (дикорастущие растения, фрукты, животные и т.д.);

2) природные богатства в средствах труда (водные пути, энергетические ресурсы, природные минералы и т.д.).

На ранних этапах истории человечества, когда производительные силы находились на низком уровне развития, люди больше зависели от природных источников средств существования. С развитием и совершенствованием орудий труда, знаний и навыков зависимость людей от этих природных средств существования уменьшается (хотя никогда не прекращается), в то время как роль природного изобилия пищи возрастает.

Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества - Общество и природа

Общество и природа

Взаимодействуя с географической средой, общество в большей или меньшей степени изменяет и преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую («очеловеченную») природу, в которую входят не только неодушевленные рукотворные объекты, но и растения и животные, выведенные человеком путем искусственного отбора или созданные им с помощью генной инженерии. Следовательно, понятие географической среды все чаще заменяется более широким понятием «окружающая среда», которое включает не только природную, но и созданную человеком среду, в которой он живет.

Вся жизнь и развитие человека происходит в определенной среде обитания, то есть в той части природы, которая взаимодействует с ним. Характер и темпы воздействия человека на природу определяются уровнем развития производительных сил, уровнем развития науки и техники. На современном этапе развития науки и техники деятельность человека приобретает характер геологической и даже космической силы. При этом чрезвычайно важными становятся не только непосредственные, но и отдаленные, трудно предсказуемые, а зачастую даже непредсказуемые последствия загрязнения окружающей среды.

В настоящее время видно, что вмешательство человека в природу часто приводит к нарушению природного баланса и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые оказывают негативное влияние на общество и на каждого человека. Человечество столкнулось с растущей экологической проблемой, которая приобрела глобальный характер. Дело в том, что нарушение природного баланса, отравление водных и воздушных ресурсов промышленными отходами и т.д. достигло угрожающих масштабов и становится опасным для здоровья и жизни человека.

Помимо постоянного взаимодействия с природной средой, население является необходимым условием нормального функционирования и развития общества, поскольку плотность населения, его структура, в том числе возрастная, темпы его роста и другие факторы, несомненно, оказывают большое влияние на развитие производительных сил и ход исторического процесса в целом. Некоторые ученые даже рассматривали эти факторы как детерминанты социальной жизни и отводили им прогрессивную или регрессивную роль в развитии общества.

Например, английский священник и экономист XIX века Р. Мальтус, открывший закон ускоренного роста численности и плотности населения по отношению к росту материальных благ, необходимых для жизни человека, считал, что постоянно растущее перенаселение Земли грозит человечеству бедностью и несчастьями. Он и его последователи видели решение проблемы в оправдании различных способов сокращения численности населения, особенно в особо густонаселенных регионах, включая такие вещи, как эпидемии, стихийные бедствия (наводнения, землетрясения) и даже локальные войны. Маркс однажды назвал эту позицию каннибалистической.

Общество как саморазвивающаяся система

Социальные отношения формируются между людьми в процессе их совместной деятельности. С точки зрения диалектико-материалистического понимания общества и его развития, они делятся на материальные и идеологические. Наиболее важными, как мы уже отмечали, являются материальные (производственные) отношения, поскольку они определяют сущность всех остальных. Совокупность общественных отношений образует социально-экономическую формацию. Это понятие было введено в социальную философию Марксом и играет важнейшую методологическую роль в его теории общественного развития. Благодаря этому развитие общества предстает как естественный, по выражению Маркса, «естественно-исторический процесс».

Социальные отношения связывают людей в обществе, но обычно не напрямую, а через вещи и идеи, то есть косвенно. Напротив, действуя с объектами так называемой «второй природы», люди соединяются с другими людьми, воплотившими в этих объектах свои идеи (представления, знания) и способности. Таким образом, объекты, вовлеченные в сферу общественных отношений, приобретают социальные качества, а идеи — объектность.

На протяжении длительного периода развития общественные отношения характеризовались личной зависимостью людей. Затем на смену ей пришла система материальной зависимости: Межличностные отношения все больше опосредовались вещами, их логика подчиняла себе силы и способности людей. В современном обществе, с его возрастающей ролью и значением информации, появилась возможность строить новые отношения между людьми, основанные на силе идей.

Но где философия видит источники развития общества? Натуралистические и идеалистические доктрины видят причины изменений в обществе вне социальных отношений (в природных или космических законах, в Боге, в рождении гениев и т.д.). Диалектико-материалистическая философия утверждает, что условия и предпосылки развития общества являются также результатами этого развития, поэтому общество развивается в основном за счет внутренних источников. Можно с достаточной вероятностью определить тенденции развития.

Современные представления об обществе как о саморазвивающейся системе основаны на признании важности как внешних, так и внутренних факторов, роли отдельных людей, начальных условий развития, локальных изменений и случайных влияний, а также вторичных причин, способных вызвать глобальные последствия. Рассматриваются возможности спонтанного и непредсказуемого поведения социальной системы, что пересекает логику ее развития с установленным порядком зависимости настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Линейная однозначность и непреложная предопределенность направлений дальнейшего развития отрицается.

При всем многообразии подходов к структуре социальных отношений и взаимодействий современная социальная наука обычно выделяет четыре взаимосвязанные сферы.

Первая, которая в конечном итоге определяет характер развития других сфер общественной жизни, — экономическая. Она характеризует отношения собственности, организацию и разделение труда, распределение, обмен и потребление произведенных продуктов. На этой основе формируются основные интересы людей, их более или менее устойчивое место в системе социальных взаимодействий.

Культура как механизм функционирования и развития общества

Термин «культура» возник в Древнем Риме. Первоначально оно означало возделывание почвы и отражало факт влияния человека на природу. Однако само явление, которое позже назвали «культурой», было воспринято и выделено общественным сознанием задолго до появления этого термина. Древнегреческое «tekhnē» (ремесло, мастерство, искусство) также относится к деятельности человека, изменяющей природный мир.

Древняя философия связывала культуру с воспитанием и образованием человека, рассматривая ее как средство, с помощью которого человеческое тело может быть доведено до космического совершенства.

Средневековая философия утверждала, что развитие культуры возможно только в результате посвящения в Бога; даже само понятие культуры происходит от понятия «культ». Для философии Возрождения культура — это средство формирования свободной и универсально развитой личности, активно участвующей в общественной жизни.

Философия XVII-XVIII веков отождествляет понятие культуры с понятием разума. Разум был назван неподкупным «последним судьей» знаний, искусства и всех других человеческих дел. Культура здесь неотделима от свободы человека, достоинства и величия его души.

Классическая немецкая философия отождествляет культуру с духовными ценностями и противопоставляет ее материальным ценностям как бездумным. Подлинно культурное бытие человека связано либо со сферой морального сознания (И. Кант), либо философского сознания (Г. В. Гегель).

Марксистская философия не ограничивает культуру духовной сферой. Она рассматривается как специфическая черта определенного уровня развития общества, как один из показателей социального прогресса. Культура включает в себя как материально-объективные, так и духовные результаты деятельности людей, их субъективные способности и навыки, и является показателем развития общества и творческих сил человека.

Многие современные определения культуры предполагают, что культура — это специфический способ развития социальной активности человека, который представлен в продуктах материальной и психической деятельности. Однако культура включает в себя не только деятельность и ее результаты, но и ее оценку человеком, а также оценку собственных творческих способностей через призму своих идеалов, целей, идей. Таким образом, ценностная ориентация является важным компонентом культуры.

Культура — это неотъемлемая, родовая характеристика человека. Природа дала ему физическую организацию, которая является биофизической основой для культурного освоения мира и делает возможной в первую очередь человеческую жизнь. Культура определяет его качественное отличие от биологических форм жизни. В то же время человек, используя свой потенциал, не только производит культурный и материальный мир, но и создает и развивает самого себя, являясь, таким образом, одновременно и творцом культуры, и ее создателем.

В процессе деятельности человек вступает в отношения с природой, обществом и самим собой. В результате создаются материальные и духовные ценности. Соответственно, мы можем различать материальную и духовную культуру. Первый связан с субъективно-практическим освоением человеком природы. Она включает в себя совокупность материальных благ, средства их производства и способ овладения ими. Вторая включает формы, методы и результаты деятельности по созданию духовных ценностей, проявляющиеся в науке, образовании, искусстве, морали, различных видах художественной деятельности и так далее.

О природе и сущности человека

Человека изучают многие области современной науки: Антропология, анатомия, физиология, психология, образование, юриспруденция и т.д. Философия играет особую роль в этом цикле дисциплин гуманитарных наук, давая синтетическую картину человека и выделяя понятия человеческой природы и сущности, которые являются центральными для философской антропологии, то есть области философии, направленной на понимание феномена человека. Эти два понятия близки на первый взгляд, но в философской антропологии они различаются.

Когда мы говорим о человеческой природе, мы прежде всего пытаемся понять различия между человеком и его естественной природой, и особенно между животными. Здесь мы замечаем двойственность человеческой природы, поэтому в современной философии она характеризуется как биосоциальная. Ведь будучи частью природы, человек способен выйти за пределы ее законов, подняться над миром и над самим собой. Он одновременно принадлежит к разным мирам — природе и обществу, физическому и духовному.

Двойственность человека, одновременно принадлежащего к миру природы и общества, была осознана на ранних этапах человеческой истории в понятиях тела и духа. Каждая эпоха понимала свою особенность по-своему. Это имело огромное значение для понимания таких явлений человеческой жизни, как жизнь, смерть, болезнь, страх, вера, эрос, Эти понятия указывают на экзистенциальную сущность человеческой жизни.

Строго говоря, в человеке можно выделить три автономных слоя: биологический, психологический и социальный. Биологическое выражается в физиологических, генетических, нервно-мышечных и некоторых других процессах, происходящих в организме человека. Психическое относится к внутреннему духовному миру человека — его сознательным и бессознательным процессам, воле, переживаниям, памяти, характеру, темпераменту и т.д. Социальная основа человека характеризует характер его отношений в обществе, исторические типы личности, межличностные контакты. Понятно, что ни один из этих аспектов сам по себе не раскрывает нам феномен человека в его целостности.

Как биологическое существо, человек является организмом. Но человек — это не только организм. Он является субъектом различных социальных отношений! Но если мы рассматриваем его только как социальное существо, мы теряем его связи с природой, с космосом, со Вселенной. Организм и личность — две неразделимые стороны человека. На организменном уровне он связан с природным контекстом явлений и подчинен необходимости природы; на личностном уровне он обращен к социальному бытию, к истории человечества, к культуре.

Понятие сущности человека выражает то, что определяет его фундаментальное качественное отличие по отношению к этой реальности. В истории философии разум, язык, мораль и ряд других свойств человека как вида рассматривались как таковые. Однако все они не даны человеку от рождения, а являются результатом социальной жизни человека, его «вхождения» в систему общественных отношений, возникновение и развитие которых связано с переходом наших животных предков от приспособительной к практической, преобразовательной деятельности и ее дальнейшим историческим развитием. Это нашло отражение в определении Марксом сущности человека как совокупности (ансамбля) всех общественных отношений, образующих те или иные отношения человека к миру в различные исторические эпохи.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Способы представления человека в русской культуре и философии
  2. Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков
  3. Теизм
  4. Специфика человеческого бытия
  5. Философия древнего Китая
  6. Диалектика раба и господина г. В. Ф. Гегеля
  7. Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
  8. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  9. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  10. Принцип верификации и проблема демаркации