Оглавление:
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854).
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг представитель классического немецкого идеализма, вошел в историю как 23-летний профессор, который в начале своей карьеры обратился к изучению природы. Учителями Шеллинга в философии были Кант и Фихте.
Шеллинг родился 27 января 1775 года в вюртембергском городке Леонберг. В шесть лет Фридрих пошел в начальную школу, а в восемь начал изучать древние языки. Через два года его отправили в латинскую школу в Нюртенгене. В возрасте пятнадцати лет, на три года раньше, чем было разрешено законом, Шеллинг был принят в Теологический колледж в Тюбингене благодаря заступничеству своего отца. Во время учебы он подружился с Гегелем и поэтом Гёльдерлином. Их сближение началось на почве политического свободомыслия. В 1795 году Шеллинг завершил свое обучение. Ему предстояло разделить судьбу всех классиков немецкого идеализма — в роли наставника в период между академической подготовкой и академическим преподаванием.
В 1797 году, в качестве проводника идей своей «Wissenschaftslehre», молодой Шеллинг привлек внимание Фихте, который уже разрабатывал новую систему, натурфилософию. В том же году появились идеи Шеллинга по натурфилософии, а годом позже вышло исследование, получившее восторженное одобрение Гете, «О вельце». Гипотеза высшей физики для объяснения универсального организма». С помощью Фихте и Гете Шеллинг получил должность доцента в Йене в 1798 году.
Его личная жизнь любопытна и романтична. Из него — только одно: любовь к умной, талантливой женщине. Он влюбился в жену А.В. Шлегеля — Каролину, которая, в свою очередь, полюбила Шеллинга и стала его женой. И его творческая жизнь пульсировала. Каролина слушала и обсуждала с Шеллингом все его рукописи, давала мудрые советы, переписывалась. Это было сияющее, горящее, творческое общение двух страстно влюбленных сердец. Все шло блестяще… И вдруг Каролина заболела, и вскоре ее не стало. Она радикально изменила жизнь и творчество Шеллинга. Он долго молчал… Затем он погрузился в религиозную жизнь [4. p. 147].
После смерти Каролины Шеллинг поверил в бессмертие и все же придерживался своего неприятия идеализма. Помимо литературной работы, он находил утешение в переписке с Полиной Готтер, дочерью близкого друга Каролины. Она называла его жену своей второй матерью.
Они переписывались некоторое время, прежде чем Шеллинг договорился о встрече с ней. Девушка производит на него приятное впечатление. 11 июня 1812 года она выходит за него замуж.
В мае 1827 года он назначается генеральным администратором научных коллекций. В августе он становится президентом Академии наук.
В феврале 1853 года Шеллинг страдает от старческого недомогания, его силы катастрофически падают. Он решает подвести итоги, написать интеллектуальное, философское завещание. Это список рукописей и указания относительно их судьбы.
Он обрел вечный покой 20 августа 1854 года в швейцарском курортном городке Рагац. Он был похоронен там. Здесь ему установлен памятник с надписью: «Первый мыслитель Германии».
Философия природы Шеллинга
В своих гипотезах Шеллинг очень часто запутывался в противоречиях. Он разворачивает панораму существовавших в то время представлений о том, что такое природа. Философ выдвигает новое понимание природы как ступени, предшествующей духу, как самоорганизующейся целостности, организованной не из принципов, привнесенных извне (интеллектом или моральной волей), а из принципов, содержащихся в ней самой. Природа духовна, у нее есть душа.
Шеллинг основывал свою философию не на бесконечной активности морального сознания, а на абсолютном тождестве субъекта и объекта, непосредственном единстве идеального и реального, которое бессознательно существует в природе и приходит к сознанию в духе.
Шеллинг часто называл свою философскую систему исторической или генетической философией, призванной раскрыть генезис природных процессов и сознания. Отталкиваясь от первоначального тождества субъекта и объекта, Шеллинг вводит идею прогрессивного развития как в натурфилософию, так и в теорию сознания. По Шеллингу, дух проходит через ряд состояний от бессознательного существования в природе до сознательного воплощения в духе. Дух раскрывается в природе, а природа воплощает его в себе. Самосознание является основным фактором развития научно-теоретического и философского знания. Развертывание производительных возможностей природы неотделимо от развития форм самосознания духа. В философии Шеллинга восхождение природы по ступеням организации дополняется восхождением духа к самому себе.
Шеллинг ставит перед собой задачу построить философию природы, то есть философское понимание объективной природы.
Основным принципом натурфилософии Шеллинга является принцип развития через поляризацию.
«Любая реальность уже предполагает раздвоение. Там, где есть явления, есть и противостоящие им силы. Следовательно, учение о природе предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщий дуализм, а для его понимания — всеобщее тождество материи. Ни принцип абсолютной неразличимости, ни принцип абсолютного тождества не могут считаться истинными; истина заключается в их единстве».
Руководящим принципом натурфилософии является сведение всей природы к полярности, к дуализму сил. Все природные процессы раздвоены; их изначальная идентичность поляризована, и противоположные процессы должны пониматься как идентичные. Природа пронизана полярными процессами: материя определяется притягательными и отталкивающими силами, магнетизм — полярностью полюсов, электричество — противостоянием положительного и отрицательного электричества, химические процессы — противостоянием таких соединений, как кислород и радикал, кислота и щелочь, жизнь — полярностью возбуждения и торможения, сознание — противостоянием субъекта и объекта.
Развитие путем поляризации является основным принципом развития природы и разума. Полярные противоположности возникают из недифференцированного начального состояния. Суть развития состоит в прогрессивной дифференциации и превращении различий в полярности, их преодолении и постижении своей идентичности. В конечном итоге, различие между полярными противоположностями у Шеллинга оказывается чисто количественным. Она не только растворяется в абсолютном тождестве, но и не приводит ни к чему качественно новому. Фактически, развитие здесь сводится лишь к умножению того, что уже предшествовало и существовало в недифференцированном виде.
Фундаментальные принципы и идеи натурфилософии Шеллинга
Другой основной идеей натурфилософии Шеллинга была идея единства или взаимосвязи магнетизма, электричества и химических процессов.
Он рассматривал природу как многообразие и единство сил и процессов. Предвосхищая открытия в электрохимии Дэви, в электромагнетизме Эрстеда и Фарадея, Шеллинг выдвинул идею, которая нашла подтверждение в естественных науках его времени — идею единства сил природы. Он объяснил явление химического сродства его электрической природой, что нашло экспериментальное подтверждение в открытиях Дэви и Берцелиуса.
H. К. Эрстед, вдохновленный натурфилософией Шеллинга, открыл магнитные свойства электричества, а позднее Фарадей показал возникновение электрического тока при изменении магнитного поля.
Видеть единство за полярностью — такова основная предпосылка натурфилософии Шеллинга. Видеть за альтернативными теориями в физике их связи — естественная философская предпосылка при анализе конкурирующих теорий, особенно корпускулярной и волновой теорий света. «Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю тем самым противоположного мнения, а именно, что свет — это феномен движущейся среды». Насколько я знаю, и последователи Ньютона, и последователи Эйлера признают, что каждая из этих теорий сталкивается с определенными трудностями, которые отсутствуют в другой. Поэтому не лучше ли рассматривать эти мнения не как противоположные друг другу, как это было сделано, а как дополняющие друг друга, и таким образом объединить преимущества обоих в одной гипотезе?». [6. с. 98].
В этих идеях натурфилософия Шеллинга превзошла естественные науки своего времени.
Третьей основополагающей идеей натурфилософии Шеллинга было представление о разворачивании противоположных сил в природе.
На первой стадии — магнетизм — противоположности еще находятся в одном теле; на второй стадии — электричество — противоположности разделены между различными силами, между которыми существует напряжение; на третьей стадии — химия — существует полярность между телами, взаимодействие которых заканчивается возвращением к недифференцированному состоянию. Согласно Шеллингу, природа активна, хотя ее деятельность бессознательна, и только поэтому она способна к развитию. Это означает, что он интерпретирует развитие теологически, как направленное на реализацию определенной цели и объединенное этой целью. Идея развития, введенная Шеллингом в натурфилософию, гласит, что во всех формах неорганической и органической природы существует момент цели, к которому направлено развитие. Каждая из форм природы более или менее соответствует этой цели; при этом стадии развития определяются Шеллингом не временем, не положением в последовательности времени, не предшествующими моментами, а исключительно большей или меньшей адекватностью идеи цели.
Динамический взгляд Шеллинга на природу, со всем его телеологизмом и со всей его противоречивостью, повлек за собой установление принципов динамического атомизма. Шеллинг критиковал механистический материализм и дистанционную теорию в физике и отождествлял атомы с силами, материальную субстанцию с физическими силами. Согласно Шеллингу, материя представляла собой систему атомов — сил. Каждое действие природы индивидуализировано. Каждый атом имеет индивидуальный вид, вносит в природу что-то индивидуальное и оказывается не мертвым продуктом, а серией простых действий.
Другой фундаментальной идеей натурфилософии Шеллинга было понимание природы как органического целого на всех уровнях ее развития — от отдельного организма до природы в целом. Организм как целое находится в центре натурфилософии Шеллинга.
Влияние натурфилософии Шеллинга на естествознание ХIХ в.
И эта идея стала движущим принципом всей натурфилософии. Организмический взгляд на мир привел к появлению жизни и ее особенностей как свойства всего сущего. Идея организма, универсалистское распространение на весь космос позволили представить природу как нечто живое, текучее, подвижное, изменяющееся, наполненное силами и трансформациями, вырастающее из собственных основ, разворачивающееся в серии метаморфоз, сохраняя при этом свою целостность.
Сама эта идея, хотя и появилась в биологических исследованиях К.Ф. Вольфа, И.Ф. Блюменбаха и других, приобрела в натурфилософии характер мифа, поскольку идея, доведенная до крайности и примененная ко всему космосу, теряет связь с опытом.
В натурфилософии Шеллинга она становится мифом о «мировой душе».
В рамках органицистского мировоззрения Шеллинг рассматривает каждый организм как «самодостаточную систему», материю как продукт жизни, а природу в целом как целостность систем, каждая подсистема которых имеет свою специфическую функцию. Шеллинг не принимает ни витализм, ни механистическое объяснение жизни. По его мнению, жизнь — это не что-то стабильное, а постоянное изменение — разрушение и восстановление процессов, которые ее формируют. Благодаря внутренним противоречиям природа поднимается на новый уровень своей организации, а жизненная сила из бессознательного состояния переходит на уровень сознания, а затем достигает своей высшей точки и цели — духа. Природа рассматривается Шеллингом как производительность, как разворачивание стадий производства, как деятельность, превращающая потенции сначала в неорганические, а затем в органические процессы, как восхождение от низших форм организации к высшим, к организму и человеку. Однако в силу телеологического и мифологического характера натурфилософии Шеллинга, органицистское мировоззрение в конечном итоге приводит к утверждению одухотворенности природы. Природа обладает органической целостностью только через идею, через воплощение в ней разума. Сама она способна лишь предложить, возбудить идею целеустремленности, и только в той мере, в какой она возбуждает эту идею, она образует организованную целостность. Таким образом, телеологизм философского мировоззрения Шеллинга привел к лишению самой природы ее органической целостности, к тому, что ее жизненность и органичность обусловлены только органической целостностью духа — мировой души.
Натурфилософия Шеллинга, благодаря своему генетическому подходу к природе, природным сущностям и процессам, оказала большое влияние на естественные науки девятнадцатого века. Например, химик К.Ф. Шейнбейн, открывший озон и разработавший теорию аллотропии и изомерии, связал ее с идеей Шеллинга об актуальных и потенциальных состояниях. Хорошо известно, что Й.Й. Берцелиус, хотя и враждебно относился к динамической натурфилософии Шеллинга, тем не менее, признавал в ней предчувствие новых открытий: «Спекулятивная философия некоторых немецких школ, будучи распространена на естественнонаучные теории, не без определенного предчувствия истины создала новую систему, которую назвали динамической».
Натурфилософия Шеллинга
Натурфилософия Шеллинга была наиболее влиятельной среди биологов. Их привлекло то, что жизнь рассматривается здесь как фундаментальное свойство всей природы, и жизнь достигает своего уровня духовности с формированием человеческого организма. Их, биологов, органицизм был воспринят в натурфилософии и спроецирован на природу в целом. Земля — это целостный организм, полный беспокойной энергии трансформаций, материя — это отпечаток и отложение духа, в ней бьется пульс полярных сил.
Для Л. Окена, одного из самых известных последователей Шеллинга, природа — это невидимый дух, а дух — невидимая природа. Согласно Окену, все органы всей природы заключены в человеке, и поэтому он (человек) находит себя во всем. Окен стремится к единству природы через представление о единстве человеческого организма и рассматривает человека как завершение развития природы и совершенное выражение ее организации. Пантеизм приводит Окена не только к одухотворению всей природы, но и к превращению ее в воплощение идей Бога. Идея упорядоченности природы означала, что в природе не может быть никакого хаоса, даже существования случайных процессов. Для Окена Бог — это свет, данный человеку физически через эфир.
По мнению Ж.-Ф. Блюменбаха, природе присуще влечение к форме, которое находит свое выражение в биологическом росте, но также и в форме-редукции, в разворачивании морфологических форм организмов и их внутренней структуры. Психологи и медики, которых было немало среди последователей натурфилософии Шеллинга, занимались такими явлениями психической жизни, как бессознательное (К.Г. Карус), психические заболевания (Г.Г. Шуберт).
Эрстед, величайший физик девятнадцатого века, был известным натурфилософом. В своей книге «Дух в природе» (1849 — 1850) он развил шеллингианское понимание природы.
В русском естествознании защитником «динамического атомизма» Шеллинга был М.Г. Павлов, который видел в натурфилософии «основы физики» (так назывался его главный труд).
Натурфилософия Шеллинга была одним из истоков исторической геологии. Х. Стеффенс, норвежский геолог, объединил натурфилософию с историческим подходом как к геологическому развитию Земли, так и к развитию форм органической жизни, которые привели к появлению индивидуальности, воплощенной в человеке.
В ходе развития школы Шеллинга критика научного знания становится все более выраженной, усиливается стремление к мистической, иррациональной интерпретации натурфилософии. Это направление наиболее ярко представлено в работах Й. Херреса, К. Эшенмайера и Ф. Баадера. Таким образом, Дж. Геррес рассматривает индивидуальный организм как ко-объективацию космического целого. Для него натурфилософия становится органономией, т.е. описанием форм органической жизни, построенных не с помощью рационального познания, а с помощью мифологических прототипов (свет и тьма, огонь и вода, мужское и женское). По мнению Эшенмайера и Баадера, от рационализма натурфилософии следует перейти к вере в сверхъестественное, представленной для одного в теологии, для другого в теософии. Последователи натурфилософии Шеллинга усиливают мистицизм и иррационализм, символизм в понимании как природы, так и душевной жизни человека, особенно снов и бессознательного, даже относятся к истории как к органическому процессу и рассматривают ее с точки зрения формирования целостности социально-политических норм, их тотальности.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Антропологическая проблема в отечественной философии
- Постпозитивизм
- Духовная жизнь общества
- Механистическая картина мира — Природа в учении английских материалистов 17 века
- Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.)
- Пространственно-временные характеристики мира. Различные модели пространства и времени
- Сильные и слабые стороны буддизма
- Тринитарные споры в свете философии
- Перспективы идеологии
- Классическая концепция истины. Доказательство, объяснение и понимание и их роль в познании