Оглавление:
Тоталитарный режим оказывает разъедающее воздействие на души людей, навязывая им ряд болезненных наклонностей и стереотипов, которые распространяются, как волны в ветреную погоду, как психическая зараза, и отпечатываются на ткани души. К ним, по мнению Ильина, относятся политические доносы (обычно заведомо ложные), лицемерие и фальшь, потеря чувства собственного достоинства и преувеличенный патриотизм, мышление чужим умом, готовые шаблоны в мыслях и действиях, льстивое раболепие, культ личности лидера и постоянный страх. Если демократия требует смелости мысли и продуктивности реальных действий, то деспотизм требует страха, пронизывающего все сверху донизу, и полного подчинения воле лидера. «В республиканских государствах все люди равны, в деспотических — все равны: в первом случае потому, что они все, во втором — потому, что они все ничто»[1] Герой пьесы А. Афиногенова «Страх», поставленной в 1931 году, профессор Бородин, говорит: «Восемьдесят процентов всех обследованных живут в постоянном страхе, что на них будут кричать, что они потеряют социальную поддержку. Доярка боится конфискации коровы, крестьянин — насильственной коллективизации, советский работник — постоянных чисток, партийный работник — обвинения в партийности, научный работник — обвинения в идеализме, технический работник — обвинения в саботаже. Мы живем в эпоху великого страха»[2].
Это очень тонкая и точная характеристика моральной атмосферы советской страны того времени. В то время во всех умах царил страх, подозрительность и недоверие были на всех лицах, исчезло взаимное доверие, у многих исчезли честь и достоинство, люди не доверяли друг другу, одни следили за поступками, мыслями и настроениями других, были для них сыщиками, свидетелями и судьями. Так возникла привычка подчиняться чужим волям и чужим (в сознании людей) законам и государственным институтам. Для характеристики изменений, произошедших в период культа личности, можно воспользоваться словами Гегеля: «Образ государства как результат его деятельности исчез из сердца гражданина….. Незначительному числу граждан было доверено управление государственной машиной, и эти граждане служили лишь отдельными шестеренками, приобретая значение только в сочетании с другими»[3].
В этих условиях целостность нравственной жизни народа распалась. Но Кант утверждал, что человека нельзя заставить быть счастливым настолько, насколько этого хочет другой. Каждый человек имеет право искать счастья так, как он считает нужным для себя, если он не посягает на свободу других людей в их стремлении к аналогичной цели. Отцовское правление, при котором подданные, как малые дети, не способны отличить полезное для них от вредного (за них решает глава государства), — это правление есть величайший деспотизм. Правительство должно быть не отеческим, а домашним, объединяющим способных граждан.
Безусловное послушание, по мнению Монтескье, предполагает невежество не только у того, кто подчиняется, но и у того, кто приказывает — ему не нужно размышлять, сомневаться и обсуждать, когда достаточно только приказа. Деспотизм настолько ужасен, что губит даже самих деспотов, развращая их души. Извращенная психология тирана с открытым цинизмом выражена Нероном, который сказал: «Я желаю, чтобы у народа была только одна голова».
Нелегко преодолеть болезненные явления человеческой души. Это требует, как показывает жизненный опыт, много времени, честного и мужественного самопознания, очищающего и искреннего покаяния, новых привычек к самостоятельности и самообеспечению, и, прежде всего, новой системы образования и духовного возрождения.
Душа индивидуальна и субъективна
Духовный мир человека — это прежде всего целостное явление. Он конкретен и конкретизирован не в том смысле, что состоит или сплавлен из множества независимых сущностей, скажем, интеллекта, воли, памяти, как первичных монад, а в том смысле, что реальная ткань этого мира непрерывна и сплавлена воедино, и только в своем функционировании это целостное единство проявляет себя по-разному — интеллектуально, эмоционально, интуитивно, сознательно, бессознательно, целеустремленно.
Душа индивидуальна и субъективна. Эта субъективность выступает как отрыв от природной определенности характера, темперамента, таланта или глупости, остроумия, воли, словом, психической физиономии человека. Индивидуальные души отличаются друг от друга. Это бесконечное разнообразие модификаций. От природных данных детской души следует отличать то, чем стал человек в результате своей деятельности, а также воспитания и образования. Природные данные — это скорее возможности, которые сначала дают направление нашему развитию. Образование и обучение совершенствуют природные способности, расширяют их и делают более или менее понятными в различных областях знаний, шлифуют и тем самым поднимают на более высокий уровень. Душа совершенствуется, приобретая духовную силу и объем.
Человеческая душа очень особенная. Эта уникальность проистекает из природных талантов и воспитания, которое человек получает в детстве в семье, школе и обществе, в жизни среди себе подобных, а также благодаря усвоению универсальных культурных ценностей.
Таким образом, душа каждого человека — это сугубо индивидуальное явление, представляющее и выражающее уникальные характеристики конкретной личности. Это духовная уверенность каждой индивидуальности. Индивидуальность души, которая, конечно же, является носителем общих человеческих качеств, существует как способ варьирования темперамента, характера, степени способностей, особенностей выражения лица, манеры поведения, того, как человек смеется и т.д. В конце концов, я обязан своей душе тем, что я такой, какой я есть!
Может ли быть так, «что человеческая душа — это самая прекрасная сказка на свете? Какой удивительный мир находится в нашей груди! Никакая вселенная не ограничивает его; его сокровища превосходят неизведанные богатства всего видимого мира! Какой мертвой, нищей, слепой, как крот, была бы наша жизнь, если бы Мировой Дух не облек нас, наемников Природы, в неисчерпаемый алмазный пьедестал души, с которого чудесное царство, ставшее нашим владением, сияет перед нами в блеске и великолепии. Высоко одаренными являются те, кто осознает это богатство в себе! Еще более одаренными и удачливыми должны считаться те, кто способен не только распознать в себе это месторождение драгоценных камней, но и извлечь их наружу и так отполировать, чтобы они сверкали чудесным огнем!»
Душа и тело
Душа — это не то, что пребывает в покое, напротив, это нечто постоянно беспокойное, активное. Можно даже сказать, что душа в каждый момент времени является чем-то иным, чем она сама. Душа не есть нечто законченное до своего проявления, не есть, как говорил Гегель, «существо, скрывающееся за горой видимостей», но такое существо, которое обладает подлинной реальностью только через определенные формы своего необходимого самопознания.
Душа — это не просто (как считала психология) некая «душа-вещь», находящаяся во внешнем отношении к телу, а нечто внутреннее, связанное с телом и образующее с ним нечто единое и целое — живой человеческий организм. Тело — это та же жизнь, что и душа, и все же можно сказать, что они различны. Душа без тела не была бы живой земной душой, и наоборот, человеческое тело не обладает самодостаточной жизненной силой — оно «получает» ее через животворящую силу души.
В то же время неоспоримо, что душа находится в теле и упражняется в нем. Существование души, таким образом, является абсолютным условием нашего бытия, самым необходимым принципом нашей жизни, и в этом смысле знаменитый принцип Р. Декарта «Я мыслю. Знаменитый принцип Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» абсолютно неоспорим.
Душа представляет собой ту часть психической деятельности человека, в которой, согласно Гегелю, еще сохраняется прочная связь с телесностью человека. В этом мнении есть глубокая правда. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без учета связи духовного мира человека с его физическим телом, особенно с мозгом; духовное не существует вне физического. Можно сказать, что душа физически организованного человека, то есть его конкретная телесность, выражается в его реальной внешности. Внешний вид физической формы — это лишь внешнее выражение нашей души. Человек — это душевно-телесное, психофизическое существо, или, другими словами, человек — это одушевленное тело или телесно воплощенная душа.
Душа принимает форму индивидуального субъекта, что выражается в особенностях темперамента, характера, способностей и других предрасположенностей. Человеческие души отличаются друг от друга бесконечным числом модификаций. Особенность душевного состава человека имеет уникальные черты, которые определяют неповторимость человека.
Душа, проявляя в себе бесконечное разнообразие чувств, мыслей, желаний, воль и целей, тем не менее всегда остается собой, и природа ее духовного единства сообщает всему этому разнообразию проявлений и делает их своими, принадлежащими конкретному человеку. Без сомнения, душа — это мысли, ощутимые и неощутимые ощущения, восприятия, возбуждения и соединения идей, суждения, выводы, решения, акты воли, цели и другие психические явления. В психологии они обычно рассматриваются отдельно, что имеет свое дидактическое значение. По своей сути душа — это нечто целое.
Какие факты говорят о том, что душа, сознание — это функция человеческого мозга? Душа, ее различные качества, сознание развиваются вместе с развитием человеческого мозга. Мозг первобытного человека был неразвит и мог служить лишь органом относительно примитивного сознания. Современный человек (Homo sapiens) обладает сложно организованным мозгом и истинно человеческим сознанием. Все мы знаем, что сознание детей развивается в единстве с формированием их мозга и процессом усложнения различных видов детского, а затем и подросткового поведения, воспитания и обучения. И когда функция мозга нарушается по какой-либо причине, сознание также в определенной степени нарушается. Когда человек систематически отравляет свой мозг алкоголем или наркотиками, часто происходит полная деградация личности.
Душа и проблема единства духовно-идеального и материального
Мысль неотделима от мыслящей материи и является ее продуктом. Если это так, то разве это не разновидность материи? Именно так думали вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, О. Фогт, М. Мольшотт). Они считали, что мысль имеет примерно такое же отношение к мозгу, как желчь к печени. Сведение сознания к физическим реакциям организма характерно и для бихевиоризма (Р. Уотсон) [1].
И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов, что позволяет понять психику как систему активной деятельности, развивающуюся под влиянием внешнего мира как ведущего отражения. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается через нервные процессы коры головного мозга и заканчивается реактивной деятельностью организма. Понятие рефлекса отражает взаимосвязь и взаимодействие организма с внешним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира через практические действия организма. Важнейшей функцией условного рефлекса является «предупреждение» или «сигнализация» о надвигающихся событиях во внешнем мире. У человека временные связи формируются как под влиянием реальных объектов внешнего мира, так и под воздействием вербальных стимулов. Роль нервных механизмов мозга заключается, прежде всего, в анализе и синтезе стимулов.
Воздействие определенного условного стимула, поступающего в кору головного мозга, вовлекается в сложную систему связей, сформированных в результате предыдущего опыта. Таким образом, поведение организма обусловлено не только данным воздействием, но и всей системой ранее существовавших связей, а также индивидуальностью человека.
Важным принципом в осуществлении рефлекторной деятельности мозга является принцип подтверждения: Рефлекторная деятельность подтверждается, когда достигается результат, который подтверждается. Рефлексы поддерживаются действием самих действий с помощью механизма обратной связи — когда какой-либо рефлекс активирует соответствующий эффекторный аппарат (мышцы, железы или целые системы органов), импульсы, возникающие в нем вследствие его работы, возвращаются к центральному члену рефлекса. Они сигнализируют не только о работе органа, но и о результатах этой работы, что позволяет скорректировать текущее действие и добиться адекватного исполнения намерения. Задача обратной связи — постоянно информировать мозг о том, что происходит в системе, которой он управляет.
Однако психическая деятельность характеризуется не только своим физиологическим механизмом, но и содержанием, то есть тем, что мозг отражает в реальной действительности.
Внешний образ вещи, который я воспринимаю, есть нечто субъективное, идеальное, мысленное; он не сводим ни к самому объекту, который находится вне меня, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ: образ огня не горит, а образ камня не имеет веса или твердости. В то же время образ не существует как образ реальности и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Она зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния всего организма, от богатства или бедности практического опыта человека, от состояния исторического развития человеческих знаний.
Реальность сознания
Образы вещей могут быть чувственными, визуальными (например, визуально похожими на свои оригиналы), но также и концептуальными, так что сходство уже не внешнее, а внутреннее (сходство по содержанию, но по способу соединения компонентов). Идеальный образ заключается лишь в том, что он не сводим ни к конкретным внешним объектам, ни к материальным физиологическим процессам в мозге. Идеал — это данность объекта для субъекта. И подавляющее большинство людей осознают вещи, себя, свои мысли, не зная, что происходит в самом мозге. Ведь человеку (как и животному) дано не физиологическое состояние мозга, а внешний мир — объект. Иначе, как заметил Л. Фейербах, кошка не бросилась бы на мышь, а выцарапала бы ей когтями глаза. Различие между материальным и идеальным выражается также в том, что законы мысли не совпадают с законами тех физических, химических и физиологических процессов, которые происходят в мозге в данное время и в данном контексте и которые составляют материальную основу сознания.
Сознание существует не только как нечто, принадлежащее конкретному субъекту, но и как формы общественного сознания, установленные средствами языка. Например, система научных знаний существует независимо от субъективного восприятия отдельных индивидов. Таким образом, исторически сложившееся знание приобретает относительно самостоятельный характер прежде всего благодаря своему материальному носителю — языку.
Реальность сознания нельзя отрицать: Душа — это особая форма бытия. Эта реальность — вся духовная культура общества и внутренний духовный мир каждого человека. Мысль верная. Но реальность идеальна. Для любого другого человека мое сознание существует как реальность, которую он воспринимает через чувственные формы своего восприятия (действия, слова, жесты, мимику).
Человек, мозг которого представляет собой систему управления высокой сложности, создан не только для получения, хранения и обработки информации, но и для формулирования плана действий и осуществления активного, творческого контроля над ним.
Человек обладает способностью логически связывать мысли в своем сознании и развивать их таким образом, что они оказываются не простыми копиями воспринимаемых объектов и их контекстов, а творчески переработанными отражениями, в которых мысль предвосхищает естественный ход событий. И именно в этом смысле сознание может перейти от непосредственного
отражение реальности. Такое опережающее отражение, если оно соответствует законам реального мира, является субъективной предпосылкой преобразования практической деятельности человека.
Человеческий разум, по словам Гегеля, не только могущественен, но и хитер. Его коварство заключается в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет объекты природы работать вместе и таким образом реализует свою собственную цель. Он превращает силы природы в средства для осуществления своей цели. Человек создает то, что природа не создала до него. В конце концов, природа не создает автомобили, самолеты и т.д. Все это — воплощенные результаты познания. Вещи, преобразованные человеком, их дизайн, масштаб, формы и свойства продиктованы потребностями человека, его целями — в них воплощены идеи человека. В созидательной и регулятивной деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, есть важнейшее жизненное значение и историческая необходимость развития сознания.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
- Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
- Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира
- Представители гносеологии
- Идеология как форма мысленного отражения мира
- Последователи Федорова: Цикловский, Чижевский, Вернадский, Гумилев и др.
- Пространство и время — формы существования материи. Виды материи
- Кибернетика и самоуправляемые системы
- Ханс Георг Гадамер, немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики
- Историческая вероятность и многовариантность исторического развития