Оглавление:
Слово «фашизм» происходит от итальянского фасцио, «союз».
Слово фасцио, в свою очередь, происходит от латинских фашистов — «пучок, пачка» — обозначающее символы магической власти — фасция, пучок прутьев с топором в ней. Топор был победителем — почетным караулом высших магистратов Римской Республики, которые в первые годы республики выполняли роль палачей и на протяжении всего республиканского периода всегда выполняли решения магистратов, которым они подчинялись. Этот термин был заимствован итальянскими националистами из числа крайних левых. В более узком историческом смысле фашизм понимается как массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-х — начале 1940-х годов под руководством Б. Муссолини. Всеитальянская встреча сторонников Муссолини, состоявшаяся в Милане 23 марта 1919 года, также называла себя фашистской.
Как только оно появилось в политическом лексиконе, слово «фашизм» стало означать различные режимы, движения, коллективные и индивидуальные действия и образ мышления. До недавнего времени, особенно в либерально-демократических странах, любые проявления правой политики иногда назывались фашизмом. Справа, с другой стороны, отождествляет красный тоталитаризм с фашизмом. В то же время ни один из лагерей не смог четко объяснить, где заканчивается правая политика и начинается тоталитаризм. Эта практика не нова. Даже в довоенный период реакционные в самом классическом смысле движения и режимы легко переходили в фашизм.
Фашизм нацелен на возрождение и восстановление «титульной» нации, на укоренение в ней национальных ценностей, на единственную эффективную форму общественного устройства, основанную на примате интересов государства, на личность единого лидера, исключающую все внешние влияния и на этой основе решающую все кризисные проблемы.
Фашизм — это общественно-политическое движение, возникшее в начале 20 века. Она включает в себя движения, идеи и политические режимы, которые могут иметь различные названия в зависимости от страны и ее проявления: Сам фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и другие. Однако все они имеют ряд общих характеристик.
Общие характеристики тоталитаризма. Знаки тоталитаризма
Тоталитаризм — явление XX века, термин, впервые придуманный итальянским философом Д. Джентилем. Он представлял ее как социально-политическую систему, способную объединить народ в противостоянии внешним угрозам и объединить общество в мощный монолит. Тоталитаризм как разновидность политической системы возник в 20 веке.
Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить образ жизни народа единой, неразделенной правящей идее и организовать политическую систему таким образом, чтобы она способствовала реализации этой идеи.
Это утверждение, конечно, не означает, что та или иная идея, лежащая в основе тоталитарного режима и соответствующей политической системы, обязательно плохая. Ибо что плохого, скажем, в идеях социального равенства и социальной справедливости, в идее искоренения эксплуатации человека человеком, или в идее национального возрождения и создания сильного, авторитетного государства на международной арене? Но стремление реализовать его всеми средствами и как можно быстрее, не учитывая ни объективных обстоятельств, ни состояния субъективного фактора, способствует формированию соответствующей политической системы.
Каковы признаки, позволяющие отличить тоталитаризм от других типов политических систем — демократии и авторитаризма? Американские исследователи К. Фридрих и З. Бжезинский выявил шесть таких характеристик:
- Единая массовая политическая партия во главе с харизматичным лидером;
- Официальная идеология, которую власти пытаются навязать всем членам общества;
- Государственная монополия на СМИ;
- Государственная монополия на все средства вооруженной борьбы;
- специфическая система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
- жестко централизованная система управления экономикой…
Следует подчеркнуть, что именно совокупность всех этих признаков позволяет рассматривать тот или иной режим как тоталитарный, хотя отдельные признаки тоталитаризма появились еще в древности.
Как известно, Древний Рим дал человечеству примеры самых жестоких диктатур террора — достаточно вспомнить имена таких тиранов, как Сулла и Калигула. В Древнем Египте существовала жестокая система экономического управления. Католицизм, официальная моноидология, долгое время доминировал в средневековой Европе, а его противники были жестоко наказаны инквизицией, вплоть до физического истребления. Именно в империи Александра Македонского и Чингисхана впервые родилась идея завоевания мирового господства. Тем не менее, тоталитаризм появился как законченный, формализованный политический феномен только в XX веке.
Тоталитаризм — начальные предпосылки
Как правило, тоталитаризм возникает во время кризиса, когда общество подвергается огромным нагрузкам. На самом деле, обычные экономические, политические, социальные, идеологические, культурные и даже родственные связи между людьми разрываются в условиях развала традиционных социальных структур, что приводит к распаду социальных групп, в которых люди могут чувствовать себя только полноценными гражданами и членами общества, а также к формированию в людях страхов и апокалипсических настроений. И тогда в обществе часто появляется «спаситель» в лице человека или партии, который умудряется прийти к власти благодаря понятным и приемлемым для большинства людей представлениям, отрицающим недостатки существующего образа жизни. Четкость, простота и доступность идеи для масс создает иллюзию ее быстрого воплощения благодаря их энтузиазму и единому порыву.
Что способствует появлению тоталитаризма в современную эпоху?
Во-первых, существование так называемой демократии, которая делает миллионы людей политически активными и обеспечивает каналы для выражения их воли. Дело в том, что демократическая система предоставляет слово всем участникам политического процесса, в том числе и своим оппонентам. И когда, в нормальной ситуации, такая оппозиция, как правило, находится на периферии общественной жизни и не вмешивается в сложившийся порядок, то, когда большие массы людей возбуждаются, деморализуются и готовы поверить любому обещанию улучшения жизни, из уст кого оно исходит, политическая роль анимационной оппозиции может стать многогранной. В этом случае, когда в стране нет глубоко укоренившихся демократических традиций и нет чувства справедливости, пробужденные массы могут легально привести к власти сторонников тоталитаризма — так к власти пришел Гитлер.
Во-вторых, широкое использование технологий в общественной жизни и дома помогает контролировать политические процессы и манипулировать сознанием людей, вторгаясь в сферу их повседневных интересов.
В-третьих, важную роль играет высокая степень концентрации производства, всей экономической жизни страны, которая позволяет государству полностью подчинить свою власть и вести точный учет всего и вся, до мельчайших деталей, планировать развитие экономики.
В этих условиях утрачивается основа существования гражданского общества и правового государства с его правами и свободами, потому что абсолютная, всеохватывающая власть лидера, партии или государства, которая на самом деле ничем не ограничена, лишает гражданское общество независимости. Более того, человек уже не действует как гражданин, жизнь и поведение которого могут подчиняться только закону и который наделен неотъемлемыми правами, а как субъект высшей власти, полностью подчиняющийся воле конкретного человека и по существу бессильный.
Регулирование повседневной жизни людей здесь часто принимает уродливые формы: не иметь возможности, например, купить квартиру по своему выбору и вкусу, или уехать за границу, или выйти замуж без согласия властей, как это было, например, в Пол-Пот-Кампучее.
Практически отсутствует разделение властей, все ветви власти прямо или косвенно взаимосвязаны, и, по-видимому, именно по этой причине для большинства стран с тоталитарными политическими режимами характерно отсутствие независимой судебной системы. Кроме того, в ряде случаев необходимо учитывать наличие внесудебных органов, созданных в определенное время специально для выполнения карательных функций, независимо от того, есть ли решение официальных властей о применении санкций к конкретному лицу или нет.
В некоторых странах роль внесудебных органов выполняла сама правящая партия или специально уполномоченные лица внутри партии, которые, например, выявляли нежелательных лиц во время регулярных массовых чисток и передавали их репрессивным органам государства. В такие годы даже высшие руководители страны не могли быть уверены в своей безопасности: небрежно сказанное слово или даже подозрение в нелояльности могло стать предлогом для их физического устранения.
В некоторых случаях органы репрессий стремились подменить другие политические и властные структуры, чтобы установить универсальный контроль над обществом и личностью. Система взаимного наблюдения и доноса в кругах, близких к власти, как в центре, так и на местном уровне, создает напряженную ситуацию во всех властных структурах, которая должна влиять на нравственное здоровье общества в целом.
Многие тысячи людей, которые по разным причинам пытаются противостоять новому правительству, борются с некоторыми его негативными сторонами, ошибками и расчетами, безжалостно наказываются, отправляются в специальные лагеря, насильно используются в качестве неоплачиваемого труда на различных экономических и строительных объектах.
Для инакомыслящих также создаются всевозможные препятствия: Запрещается публикация оппозиционной литературы, выражение «недобросовестных» мыслей, критических суждений на словах или в средствах массовой информации и т.д. В результате, однако, политическая система постепенно теряет способность к самокритике и правильной, здоровой реакции на справедливый комментарий; со временем она все больше укореняется в идее собственной непогрешимости. Но, учитывая закрытость системы, это означало не что иное, как начало ее застоя. Борьба и единство противоположностей, составляющие основу любого развития, в том числе и социального, сменяются единогласием, категорическим отказом от любого другого мнения, кроме общепринятого, что является причиной остановки развития, от поступательного движения общества, ставшего возможным благодаря успешному разрешению противоречий различного рода, постоянно возникающих в жизни.
Концепция фашизма, дифференциация фашизма от национализма, нацизма, тоталитаризма
Определение слова «фашизм» из «Проекта энциклопедического словаря прав человека» больше подходит для определения слова «тоталитаризм» — это идеологическая социальная тенденция, которая включает в себя несколько основных элементов:
1. нетерпимость к любой социальной группе, сопровождаемая призывами к ее угнетению, изгнанию или даже физическому уничтожению;
2. тоталитарное мышление, предполагающее полное превосходство всемогущего государства, «нации», идеи и т.д. над личностью, которая, следовательно, может быть принесена в жертву безотносительно его человеческого достоинства;
3. милитаризм и «культ физической силы». Милитаризм, акцентирующий внимание на насильственных, военных средствах решения политических и социальных проблем, а также на насилии и агрессии в межличностных конфликтах.
Фашизм, как одна из разновидностей тоталитаризма, отличается сочетанием идей социального мира внутри нации, с одной стороны, и идей неизбежного конфликта и борьбы между нациями, расами и государствами, с другой.
Первоначально слово «фашизм» в узком смысле использовалось для обозначения идеологии и политического режима в Италии во время правления Национал-фашистской партии во главе с Муссолини в 1920-1940 годах, а слово «нацизм» использовалось для обозначения идеологии и политического режима в Германии во время правления Национал-социалистической рабочей партии Германии во главе с А. Гитлером в те же годы.
Признаки, которыми эти два режима отличаются друг от друга, приводятся Александром Тарасовым в его статье «Есть много фашизмов»:
Национал-социализм опирался на городской «средний класс», выстраивал иерархическое, технократическое, военно-промышленное государство, опирался на индустриальный капитал, ориентировался на языческую мистику и расовую чистоту, воспринимал свою «революцию» как эксперимент в ускоренной модернизации, подчинял государство партии. Итальянский фашизм базировался на крестьянском «среднем классе»; строил патерналистическое «сословное государство»; поддерживался преимущественно аграрным крупным капиталом; был ориентирован на католицизм и внешний национализм; видел свою «революцию» как национально-профилактическую меру, направленную на предотвращение «большевизации» Италии; подчинял партию государству.
И слово «неофашизм», и слово «неонацизм» используются для определения современных движений с вышеуказанными характеристиками — на мой взгляд, как синоним.
4. социальная, политическая, экономическая, идеологическая, психологическая природа фашизма; . Появление фашистских феноменов.
Появление тоталитарных движений и режимов было вызвано несколькими причинами:
1. со стороны государства всегда существовало желание закрепить свою власть, покоряя прессу, образование и другие аспекты жизни людей.
2. государство противопоставило это желание движению, которое можно назвать «государственным социалистом».
Уже в 1870-х годах в Германии появились организации-предшественники НСДАП, а в 1888 году была создана единая национальная «Немецкая антисемитская ассоциация». Его программа предусматривала создание «немецкого государства всеобщего благосостояния» с сильной имперской властью, ограничением демократических свобод и агрессивной внешней политикой. Антисемиты предложили ввести жесткое «государственно-социалистическое» регулирование экономики: установить контроль над банковской и биржевой деятельностью, над монополистическими объединениями, принять меры по защите крестьянства и развитию ремесел, ликвидировать классовую борьбу, добиться гармонии между трудом и «национальным» капиталом при одновременном устранении «антинационального». С 1890 года антисемитское движение было представлено в немецком парламенте — Рейхстаге.
3. Уничтожение христианской культуры способствовало обострению режимов. Не в смысле ритуалов, а как этической системы: как известно, большинство членов НСДАП были протестантами и католиками, а все немецкие Свидетели Иеговы были изгнаны, поставлены на один уровень с евреями и коммунистами.
Уничтожение христианства было продолжено в XIX веке рядом мыслителей и ученых.
Постепенно я понял, что нет никаких земных причин считать другого человека, отличного от меня по силе, интеллекту, социальному положению и т.д., равным мне. Равенство между людьми можно понять только мистически, иррационально. Скорее, есть причины считать себя единственным, сверхчеловеком, а всех остальных — недочеловеком. Нет также причин для солидарности, для уступок другому — скорее, есть причины воспринимать другого в чисто утилитарных терминах, скорее, есть причины для вечной борьбы за власть или удовольствие.
Эта идея достигла своего наивысшего выражения в Ницше. Разница между фашистами и Ницше заключается в том, что Ницше рассматривал борьбу за власть как борьбу между отдельными людьми, в то время как фашисты рассматривали ее как борьбу между группами людей, объединенных по национальному и расовому признаку. Мысль о том, что вы можете делать все, что вы хотите с другим человеком, если вы принадлежите к более сильной группе, а он нет, остается в точности такой же.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Метод наблюдения — Формы наблюдения
- Психология профессионального образования
- Психосоматика
- Первичные и вторичные дефекты развития
- Зоопсихология
- Нейропсихология — Подходы и направления в нейропсихологии
- Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования
- Истерическая неврастения
- Жан пиаже, швейцарский психолог
- Задатки и способности в психологии