Оглавление:
Кун Томас Сэмюэл (1922 — 1995) — американский историк науки и философ, один из ведущих представителей исторического направления в философии науки.
(Подробнее о его творчестве: Работа Т. Куна «Структура научных революций» до сих пор рассматривается многими специалистами как поворотный пункт в философии науки — от логического позитивизма к постпозитивизму. Основные проблемы, обсуждаемые в ней — характер динамики и роль социально-психологических факторов в развитии науки, природа и роль научных революций, роль истории науки и др. — до сих пор являются предметом обсуждения в философии науки. А такие ключевые слова концепции Т. Куна, как научная парадигма и научное сообщество, нормальная наука и аномалии, настолько широко используются, что люди часто забывают строгий смысл и контекст их употребления, которые изначально были значимы для Т. Куна, и они становятся пустыми словами.
Важность изучения работы Куна связана также с тем, что человеку, занимающемуся наукой, важно иметь представление о том, достигла ли его область парадигматической стадии или все еще находится на предпарадигматической стадии развития, что означает неизбежность научной революции в данной области знания).
Томас Кун рассматривал науку как социальный институт, в котором действуют социальные группы и организации.
Основными элементами модели Куна являются четыре понятия: «научная парадигма», «научное сообщество», «нормальная наука» и «научная революция». Отношения между этими понятиями, образующими систему, являются ядром модели Куна о функционировании и развитии науки.
«Нормальная наука» противопоставляется «научной революции». «Нормальная наука» — это рост научного знания в рамках одной парадигмы. Парадигма, центральное понятие модели Куна, устанавливает шаблоны, способы постановки и решения проблем в рамках нормальной науки. Научная революция — это смена парадигмы и, соответственно, переход от одной «нормальной науки» к другой. Этот переход описывается с помощью концептуальной пары «парадигма — сообщество», которая подчеркивает другую сторону понятия «парадигма» — как некий содержательный центр, вокруг которого собирается определенное научное сообщество. Согласно модели Куна, в периоды революций между сообществами развивается конкурентная борьба пар «парадигма-сообщество». Таким образом, победу в этой борьбе определяют в первую очередь социально-психологические, а не предметно-научные факторы (это связано со свойством «несоизмеримости» теорий, порожденных разными парадигмами).
Эта концептуальная система представлена Т. Куном в его книге «Структура научных революций» (1962) следующим образом.
«Термин «нормальная наука», — говорит Кун, — означает исследование, прочно основанное на одном или нескольких прошлых научных достижениях (как мы увидим позже, это «парадигма» — А.Л.) — достижениях, которые в течение некоторого времени принимались определенным научным сообществом в качестве основы для его будущей практики. В наше время такие достижения… излагаются в учебниках….. До того, как такие учебники стали общепринятыми, что произошло в начале 19 века,… знаменитые классические труды ученых выполняли аналогичную функцию: «Физика» Аристотеля, «Альмагест» Птолемея, «Элементы» и «Оптика» Ньютона. В течение длительного времени они неявно определяли обоснованность проблем и методов исследования в каждой области науки для последующих поколений ученых.
Движущие факторы развития науки
Связь между «научной парадигмой» и «научным сообществом» заключается в том, что «парадигма» — это то, что объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, которые принимают ту или иную парадигму….. Парадигмы — это то, что принимается членами таких групп». Строго говоря, эти два центральных понятия определяются друг другом. К этому добавляются два очень простых определения отношений: «нормальная наука» — это работа в рамках определенной парадигмы; «научная революция» — это переход от одной парадигмы к другой. То есть, «и нормальная наука, и научные революции являются … деятельность на уровне сообщества.
Как правило, парадигма утверждается в учебниках, трудах ученых и определяет на многие годы круг проблем и методы их решения в той или иной области науки, научной школы. «Под парадигмами я понимаю общепризнанные научные достижения, которые дают научному сообществу модель проблем и их решений на определенное время» (К. «Структура научных революций»). Элементы научной парадигмы: определенные понятия, определенная логика теорий, определенная формализация законов (теория выражается в формулах), определенные методы работы с экспериментальным материалом.
Смена парадигм в развитии науки не является линейной. Процесс произвольный, случайный — потому что в каждый критический момент перехода из одного состояния в другое существует несколько возможных вариантов. Какая точка из многих «вырастет», зависит от стечения обстоятельств. Получается, что логика развития науки содержит закономерность, но эта закономерность случайным образом «выбрана» из ряда других, не менее закономерных возможностей.
Движущие факторы развития науки:
a) внутренняя — логика развития знания (определяет постановку новых проблем, выдвижение и обоснование соответствующих гипотез, уточнение существующих теорий и создание новых теорий);
б) внешние — социально-экономические факторы, определяющие постановку новых задач для естественных и гуманитарных наук, связанные с необходимостью разработки новых технологий или решения политических проблем, а также культурно-исторические факторы, включая преобладающие формы мировоззрения, философские доктрины, стимулирующие продвижение новых идей и влияющие на интерпретацию результатов и оценку нового знания.
В развитии науки К. выделяет 3 этапа:
1) Предпарадигмальный.
Появление аномалий (неспособность парадигмы решить проблему) — необъяснимых фактов. Увеличение числа аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. Начинается соперничество различных школ, не хватает общепринятых концепций исследований. Для него характерны частые споры о достоверности методов и проблем. На определенном этапе эти расхождения исчезают благодаря победе одной из школ.
Период нормальной науки
(Более подробно на примере: допарадигмальный период в развитии науки характеризуется большим количеством школ и различных направлений. Каждая школа объясняет различные явления и факты, лежащие в основе той или иной науки, по-своему, и эти интерпретации могут основываться на различных методологических и философских предпосылках. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. С древности до конца XVII века в научном сообществе не было периода, характеризующегося единым и общепризнанным взглядом на природу света. Вместо этого существовало множество противоборствующих школ, большинство из которых придерживались того или иного варианта теории Эпикура, Аристотеля или Платона. Одна школа рассматривала свет как частицы, испускаемые материальным телом; для другой школы свет был модификацией среды между этим телом и человеческим глазом; кроме того, свет объяснялся в терминах взаимодействия среды с излучением самого глаза. Хотя представители всех этих школ физической оптики были учеными еще до Ньютона, результат их работы нельзя в полной мере назвать научным. Не найдя общей основы для своих убеждений, представители каждой школы пытались реконструировать собственную физическую оптику, начиная с наблюдений.
Ученые адресовали свои труды не своим коллегам, а оппонентам других школ в области исследований и всем, кому будет интересен предмет их изучения. С сегодняшней точки зрения, их работы можно отнести к научно-популярным изданиям.
Согласно Куну, предпарадигмальный период характерен для возникновения любой науки. Эта ситуация, описанная выше, типична для развития любой науки до того, как она разработает свою первую общепризнанную теорию вместе с методологией исследования, что Кун называет парадигмой. На ранних этапах развития любой науки разные исследователи, сталкиваясь с одними и теми же категориями явлений, не всегда описывают и интерпретируют их одинаково. Исключение составляют такие науки, как математика или астрономия, где первые прочные парадигмы являются частью их предыстории, и такие дисциплины, как биохимия, которые возникают на пересечении уже сложившихся отраслей знаний. В то же время, начало астрономии характеризовалось «мультипарадигмами». В таких отраслях биологии, как наследственность, первые парадигмы появились только в 20 веке).
2) Период нормальной науки.
Формирование парадигмы, результатом которого является появление учебников, подробно излагающих теорию парадигмы;
Этап нормальной науки + уточнение парадигмы (парадигма не может быть совершенной сразу).
Науку, которая развивается в рамках общепринятой парадигмы, К. называет «нормальной», поскольку считает, что именно такое состояние является обычным и наиболее характерным для науки.
Этот период характеризуется наличием четкой программы деятельности. Предсказание новых явлений, которые не вписываются в господствующую парадигму, не является целью нормальной науки. К.: «Ученые в нормальной науке не ставят перед собой цели создания новых теорий; более того, они обычно нетерпимы к созданию таких теорий другими. Напротив, исследования в нормальной науке направлены на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма сознательно предполагает. Таким образом, на этапе нормальной науки ученый работает в жестких рамках парадигмы, то есть научной традиции. Затем оригинальный опыт создателей парадигмы в очищенном виде (совершенствование парадигмы) включается в учебники, по которым будущие ученые изучают науку. Осваивая в процессе обучения эти классические схемы решения научных задач, будущий ученый глубже постигает основные положения науки, учится применять их в конкретных ситуациях. С помощью образцов студент усваивает не только содержание теорий, но и учится видеть мир глазами парадигмы, превращать свои ощущения в научные данные.
Научная революция
Далее ученые сталкиваются с фактами, которые невозможно объяснить в рамках существующей парадигмы. Здесь возникает необходимость в новой парадигме.
(«Формирование парадигмы … Является признаком зрелости в развитии любой научной дисциплины» — это период нормальной науки. «Успех парадигмы … В самом начале, в основном, открывается перспектива успеха в решении ряда проблем … Нормальная наука заключается в реализации этой перспективы.
Как же происходит рождение новой парадигмы? Кун предполагает, что новая парадигма рождается из аномалии (экспериментальной или теоретической). Аномалия — это «явление, к восприятию которого парадигма не подготовила исследователя», поэтому «аномалия появляется только на фоне парадигмы». Осознание аномалии играет «важную роль в подготовке понимания инновации» [Kuhn, pp. 89, 98]. Кун перечисляет ряд общих черт, «которые характеризуют открытие новых явлений». Эти особенности включают: предварительное осознание аномалии, постепенное или немедленное признание аномалии, как эмпирическое, так и концептуальное, и последующее изменение парадигматических категорий и процедур, которое часто встречает сопротивление. Источник сопротивления кроется, с одной стороны, в вере в то, что старая парадигма в конечном итоге решит все проблемы. С другой стороны, «ученый, который прерывает свою работу для анализа каждой замеченной им аномалии, редко добивается значительного прогресса»; более того, тогда «наука перестанет существовать».
Существует множество препятствий на пути рождения новой парадигмы. Во-первых, в рамках существующей парадигмы (нормальной науки) нет четких критериев, по которым можно отличить аномалию от до сих пор не решенной проблемы («загадки»). Во-вторых, утверждает Кун, ученые «никогда не отказываются с готовностью от парадигмы, которая ввергла их в кризис». Другими словами, они не рассматривают аномалии как контрпримеры…. Научная теория, достигнув статуса парадигмы, теряет силу только тогда, когда на ее место приходит альтернатива. Решение отказаться от одной парадигмы всегда одновременно является решением принять другую парадигму….. Отказ от одной парадигмы без одновременной замены ее другой — это полный отказ от науки. Но этот поступок отражается не на парадигме, а на ученом. Коллеги неизбежно осудят его как «плохого плотника, который винит в своих ошибках инструменты». «Как в производстве, так и в науке смена инструментов (т.е. парадигмы — А.Л.) — это крайняя мера, к которой прибегают только в случае реальной необходимости. Важность кризисов заключается именно в том, что они говорят нам что-то о своевременности смены инструмента. Третье препятствие вытекает из тезиса о несоизмеримости теорий (парадигм), упомянутого выше).
3) Научная революция (экстраординарная наука — кризис старой парадигмы, поиск и формирование новой парадигмы).
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — радикальное изменение процесса и содержания научного знания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новому научному образу мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и эксперимента, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.
Общие положения теории
(Логически непротиворечивая «жесткая» версия куновского механизма возникновения новой пары «парадигма-сообщество», безразличная к процессам, происходящим в старой паре, относится к логическому «ядру» модели и описана выше. Но в «историческом расширении» Кун смягчает эту модель, добавляя идею о том, что в реальной истории смене парадигмы предшествует кризис старой парадигмы. Это значительно облегчает революционный момент смены парадигмы. «Появлению новых теорий, — говорит он, — обычно предшествует период ярко выраженной технической неопределенности….. (т.е. кризис — А.Л.). Банкротство существующих правил означает прелюдию к поиску новых». Кун приводит три типичных, по его мнению, примера, когда «новая теория возникла только после резко выраженных неудач в деятельности обычного решения проблем … возникла». Так, Кун приводит высказывание А. Эйнштейна, характеризующее состояние умов накануне появления теории относительности: «Ощущение было такое, как будто земля уходит из-под ног и нигде не видно прочного фундамента, на котором можно было бы строить». В результате «кризис ослабил правила обычного решения головоломок таким образом, что в конечном итоге позволил возникнуть новой парадигме….. Сегодня среди экспертов все чаще признается, что они имеют дело именно с аномией как отклонением от путей нормальной науки. В настоящее время она привлекает все больше внимания со стороны все большего числа самых выдающихся деятелей в этой области…». Это приводит к «увеличению числа конкурирующих вариантов, готовности попробовать что-то другое… все это — симптомы перехода от обычных исследований к необычным». «Новая теория, — утверждает он, — появляется как прямой ответ на кризис. Кризис также способствует тому, что «большинство ученых так или иначе переходят к новой парадигме». «Это одна из причин, почему предыдущий кризис оказывается таким важным». Но с логической точки зрения, кризис старой парадигмы не является необходимым для возникновения новой).
Проблемный вопрос: с точки зрения К., множественные парадигмы не могут существовать одновременно (Локатос не соглашался с ним, говоря, что множественные парадигмы могут существовать одновременно, приводя в пример корпускулярную и волновую теории света; Кун говорил, что это одна парадигма — с точки зрения механики).
К. ввел понятие несоизмеримости теорий: «Какая теория лучше — Коперника или Птолемея?». (мы не можем сказать, какая теория лучше: каждая теория логична из «отдельного» пространства, а не логична вовне). Многие критиковали К. за это: ведь многие ученые сравнивают теории, заменяют их. Согласно К., теория заменяется новой теорией, потому что она становится «громоздкой», а новая теория проще.
Общие положения теории К. таковы:
- Движущей силой развития науки являются люди, образующие научное сообщество.
- Развитие знания определяется сменой господствующих парадигм, а не простым суммированием знаний, то есть происходят не только (и не столько) количественные, но и качественные изменения в структуре научного знания; Таким образом, наука развивается по принципу чередования периодов «нормальной» и «революционной» науки.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Общество как особая надприродная реальность
- Иоганн Шефлер
- Абсолютный идеализм Гегеля
- Гуманизм эпохи возрождения
- Вещь в себе и явление
- Развитие общества как форма его социокультурной организации
- Общая характеристика немецкой классической философии
- Теория познания в метафизике 17-18 века. Эмпиризм и рационализм: спор о врожденных идеях
- Философия нового времени
- Периоды развития античной философии