Оглавление:
Культура — это разнообразное и многослойное явление. Термин «культура» имеет сложную лингвистическую историю и используется в различных научных дисциплинах и в различных системах мышления.
В своем первоначальном значении термин «культура» означал возделывание земли. Оно и сегодня используется в этом смысле в биологических и сельскохозяйственных науках, например, когда речь идет о выращивании, культивировании определенных растений.
В другом смысле слово «культура», перенесенное из сельского хозяйства, означает совершенствование, утончение человеческих обычаев и поведения. Это значение встречается в повседневном языке, но оно не является научным. Питирим Сорокин внес большой вклад в изучение культуры. Питирим Сорокин (1889-1968) — самый значительный российский, а затем американский социолог. Американцы, безусловно, причисляют его к основателям американской социологии. На его исторической родине до недавнего времени даже запрещалось произносить имя ученого. Два его периода несхожи, но его работы объединяют их, поскольку все его мировоззрение было пропитано «философией интегрального синтеза».
Значение фигуры Питирима Сорокина, автора таких известных книг, как «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947) и многих других, до сих пор недостаточно оценено как в американской, так и в отечественной социологии. Американцы, конечно, причисляют его к основателям американской социологии, хотя и отводят ему лишь роль «заморского наставника», «страстного русского оратора». На его исторической родине до недавнего времени просто запрещалось произносить имя ученого вслух. Тем не менее, никто не станет отрицать огромное влияние, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологии, но и далеко за ее пределами.
П. Сорокин, разработавший систему социологии, по сути, выступил против предшествующей социологии, изучавшей «ментальные реалии». Он считал, что «социология должна строиться по типу естественных наук», но с точки зрения объективности методов, а не идентичности субъектов исследования. О противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. Социология может освободиться от психологизма и субъективизма, если будет изучать только наблюдаемые и измеряемые формы поведения. В то же время социология должна полагаться на объективные методы, на измерение и качественные процедуры для получения фактического материала. Техники самоанализа и «понимания» должны быть признаны как случайные, полезные методы. В этом контексте он выступал против нормативно-ценностного подхода в социологии, который «должен быть изгнан», поскольку при таком подходе исследователь сам становится объективным стандартом, заменяя изучаемые явления своими собственными представлениями.
Социокультурный аспект
Современная история слова «культура» началась на рубеже XVIII-XIX веков. В то же время сформировалось устойчивое значение термина «цивилизация». Слово «цивилизация» происходит от латинского — гражданин; в конце XVIII века. В конце XVIII века в английском и французском языках оно обозначало процесс развития человечества, движение от варварства к порядку, гражданственности. Культура и цивилизованность долгое время использовались как синонимы. Немецкий философ И. Кант первым провел различие между этими двумя понятиями, а другой немецкий философ, О. Шпенглер, в начале XX века полностью противопоставил их. Согласно О. Шпенглеру, цивилизация — это высшая ступень культуры, на которой происходит окончательный упадок культуры.
Огюст Комт, основатель социологии, рассматривает процесс общественного развития как «профессию духа» или «прогресс человеческого духа» и говорит о трех стадиях: теологической, метафизической и научной. Система Конта содержит одновременно две тенденции: объективистскую, которая связана с идеей профанности социального знания и поэтому отделяет общество от культуры, и культурно-аналитическую. Эти две тенденции присутствуют в дальнейшем развитии социологической мысли. Объективизм проявился на практике как признание объективных социальных фактов, которые существуют вне и независимо от идей, взглядов, убеждений, представлений и мировоззрений отдельных людей. В нашей стране это привело к недооценке личности, подчинению индивидуальности обществу, жесткому навязыванию общественных норм и ценностей [22, C.234].
Социокультурный аспект в объективизме представлен Эмилем Дюркгеймом. Культурно-аналитическая тенденция наиболее ярко проявилась в работах Макса Вебера и Георга Зиммеля. Их теория основана на учении о ценностях, которое направлено на изучение высших смыслообразующих принципов. Термин «ценности» используется в повседневной жизни, политической экономии и философии. Наша задача — не представить их целостную социологическую концепцию, а показать, как, с их точки зрения, люди взаимодействуют с объективными социальными процессами [22, C.236].
В современных европейских языках выделяют следующие основные значения слова «культура»:
- Состояние общества, основанное на законе, порядке и т.д., синоним слова «цивилизация»;
- абстрактное обозначение процесса интеллектуального, духовного развития;
- абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и художественной деятельности: литература, живопись, театр, музыка и т.д;
- указание на особенности образа жизни или способа существования, свойственные обществу, группе людей, историческому периоду.
Культура как особая область научных исследований выделяется со второй половины XIX в. В 1871 г. профессор Оксфордского университета Э. Тайлор в своей работе «Первобытная культура» дал определение культуры, ставшее классическим на многие десятилетия. Согласно определению Э. Тайлора, культуру или цивилизацию можно рассматривать как состоящую из верований, обычаев, законов, форм знания, искусства, морали, права и т.д., присущих человеку как члену того или иного общества, которые могут быть изучены посредством научного анализа.
В работах Э. Тайлора культурные характеристики различных обществ рассматривались как этапы эволюции, каждый из которых вытекает из предыдущего и является основой для формирования последующих этапов общественного развития. Поэтому, по мнению Э. Тайлора, помимо анализа и классификации элементов культуры, наука должна показать те ступени в культурном развитии человечества, которые вели от «дикости» к «цивилизации».
Функционалистский анализ культуры
Несколько иной подход к анализу культуры был предложен Б. Малиновским. Согласно Малиновскому, культуры следует анализировать с точки зрения удовлетворения с их помощью основных человеческих потребностей. Изучение функций культурных явлений, того, как они удовлетворяют человеческие потребности, должно стоять на первом месте по сравнению с изучением этапов развития культуры и ее эволюции.
Подход Э. Тайлора и Б. Дескриптивный подход к изучению культуры Э. Тайлора и Б. Малиновского является описательный подход, в котором культура представлена как сумма ее компонентов, каждый из которых может быть изучен независимо от других [14, с.56].
Теория социальной структуры Рэдклиффа-Брауна может рассматриваться как отдельная теория культуры. Радклифф-Браун рассматривал культурную и социальную структуры общества как почти идентичные понятия и использовал аналогию между социальной жизнью и органической жизнью. Социальная жизнь — это функционирование социальной структуры. Каждая структурная социальная система представляет собой гармоничную единицу. Каждый фрагмент культуры изучается как часть, которая является функцией целого. Функциональная взаимозависимость и взаимоотношения являются ключевыми понятиями анализа культуры в рамках структурно-функционализма А. Радклифф-Брауна [15, с.75].
Функционалистский анализ культуры был продолжен в работах американского социолога Т. Парсонса. Парсонс четко определил разницу между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную общественную жизнь: Процессы, события, факты.
Культурное, по его мнению, — это то, как люди представляют социальную жизнь. По мнению Т. Парсонса, культура имеет следующие основные функции:
1) функция передачи опыта,
2) функция обучения,
3) функция объединения членов социального коллектива.
С одной стороны, культура является продуктом социальной системы, с другой стороны, она регулирует саму систему социального взаимодействия. Не может быть никакого взаимодействия вне культурного, символического поля.
Т. Парсонс подчеркивал, что культура как система имеет собственную логику и структуру и не зависит от мотивов субъекта социального действия. Тем не менее, культуру можно рассматривать как стержень, который помогает человеку выбирать между различными возможными ориентациями и установками [14, C.81].
Противоположностью функционалистской теории культуры является теория культурных моделей (Ф. Боас, Р. Бенедикт, Л. Уайт). В модельной теории культуры элементы культуры считались независимыми от социальной структуры. Предполагалось, что культурные формы (модели культуры) более стабильны, чем наполняющее их содержание, поэтому следует изучать модели, структуры, организации культуры, а не разрозненные культурные особенности и культурное содержание.
Основные идеи концепции «культурных моделей» были систематизированы А. Кребером и К. Клюкхоном. По мнению А. Кребера, культурные модели следует понимать как абстракции, которые позволяют исследователям рассматривать все элементы культуры как единое целое:
- политическая структура,
- одежда,
- еда,
- произведения искусства,
- политическая организация, одежда, пища, произведения искусства, техника строительства домов и т.д.
Кребер и Клюкхон в своей работе «Понятие культуры. Критический обзор определений» проанализировал 168 определений культуры, сформулированных на протяжении веков, и дал свои собственные определения Культура — это разнообразное и многослойное явление. Термин «культура» имеет сложную лингвистическую историю и используется в различных академических дисциплинах и в различных системах мышления.
Социокультурная система П. Сорокина
Пренебрегая индивидуальными интрапсихическими процессами, П. Сорокин призывает к описанию внешних фактов, но не всей социальной жизни. При этом он выделяет три общие формы действия.
Однако в более поздние годы он отказывается от этой наивной схемы и формулирует оригинальный тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, что субъективные аспекты поведения являются «переменными». Таким образом, он придает «коллективному рефлексу» значение интегрирующего вектора всей социальной жизни.
Центральной в его работе является тема социокультурной динамики, в основе развития которой лежит понятие «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всей культуры. В своих работах Сорокин определяет и описывает такие понятия, как «культурная интеграция», система культур: идеалистическая (умозрительная), чувственная, идеалистическая и смешанная, социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он рассматривает колебания в системе культуры: в области искусства, науки, этики и права, взаимосвязь между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения [19, с.145].
В более широком смысле он называет весь мир, созданный человеком, социокультурным. Ее компоненты можно обобщенно назвать духовной, материальной и социальной культурой. В то же время он использует понятие «смыслы», которое их объединяет. Духовная культура представлена как социологическая система смыслов, материальная культура — как их воплощение. Социокультура в более узком смысле определяется как одна из цивилизаций, трактуемая как культурная суперсистема. Она имеет свой менталитет, систему знаний, философию и мировоззрение, религию, искусство, обычаи, законы, социальную организацию, общественные отношения, свой тип личности со своим менталитетом и поведением. Он рассматривает культуру как более широкое, более инклюзивное понятие, включающее в себя общество [19, p.154].
Наиболее важными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как смысл, норма и ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и т.д. привело П. Сорокина к выводу о существовании трех суперсистем, различающихся по присущим им ценностям. В истории они периодически чередуются: идеалистический (умозрительный), идеалистический и чувственный. Каждый из культурных типов характеризуется: 1) определенным пониманием действительности; 2) характером потребностей; 3) степенью удовлетворения потребностей; 4) способом их удовлетворения [19, C.154].
Каждая суперсистема имеет свои собственные определяющие культурные характеристики. В западной культуре Средневековья, которую он называет «идеалистической», главной ценностью был Бог и ориентация на трансцендентное (сверхъестественное, внеземное). Появление в конце XII века новых ценностей — чувственности, наглядности, слышимости, осязаемости объективной реальности. Век привел к распаду этой системы. В сочетании с ценностями первого типа они создали новый тип культуры — идеалистический. Он просуществовал до четырнадцатого века и находился в переходном состоянии. Третий тип культуры — чувственный. Она основана на эмпирических ценностях, на признании чувства объективной реальности, преобладают ценности материального мира. Существует и другой, «смешанный» тип культуры. Органично интегрированная, она эклектично сочетает в себе характеристики всех предыдущих, сосуществующих в определенные периоды истории. Этот тип культуры ассоциируется с эпохой упадка.
Цивилизационная теория
Сорокин видит культурную динамику в циклической смене социокультурных типов. Он относит современную культуру к «чувственному» типу, но отмечает ее кризис, вызванный переходом от одного типа к другому. Он предлагает моральное и религиозное возрождение, переход к новой, более творческой «спекулятивной» культуре, разрабатывает целую программу по изменению системы ценностей, смыслов и норм [15, с.345].
По мнению П.Сорокина, каждая социокультурная система является отголоском творчества и представляет собой целостное существо, продукт социокультуры, усвоившей определенные ценности. Каждый человек встроен в социокультурную систему. Люди входят в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (голод, жажда) и социосознательных (смыслы, нормы, ценности) регуляторов. В этом процессе бессознательное и биосознание контролируются и регулируются социосознанием [2, C.45].
Общество способно производить смыслы, нормы, ценности, которые существуют, так сказать, внутри социосознательных «отголосков», то есть членов, составляющих общество. Поэтому любое общество может быть понято и описано только через призму присущей ему системы ценностей, смыслов, норм, которые составляют единое культурное качество. Она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и порождает образцы культурной жизни.
П. Сорокин приходит к выводу, что с помощью социально-эмпирических исследований культурных качеств (ценностей, смыслов, норм), скрытых в общественном сознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно найти друг от друга разные периоды человеческой истории, то есть разные цивилизации. Каждый из них уникален и неповторим, переживает периоды рождения, расцвета и упадка, происходит смена одного набора ценностей другим. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация являются синонимами. В современной социологической теории существует тенденция к четкому разграничению этих двух понятий, во многом благодаря новым качествам, характеризующим исторический прогресс.
П. Сорокин, разработав свою систему, выступил против прежней социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что в основе социального поведения лежат психофизические механизмы, подразумевает изучение как поведения, так и его мотивов. В то же время он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективное значение, смыслы, ценности, нормы. Последние определяют сущность и характеристики выделенных им суперсистем или типов цивилизаций.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия древнего востока (М. Т. Степанянц)
- Карл Теодор Ясперс и его философия
- П.Я. Чаадаев. «Философические письма» — Жизненный путь П.Я. Чаадаева
- Структуралистские идеи в современной культуре
- Миф, религия, искусство, философия, наука: их общие и отличительные черты
- Основные сферы жизнедеятельности общества
- В. Розанов и его философия
- Рационализм и эмпиризм в философии нового времени
- Социокультурные предпосылки формирования науки Нового времени — Возникновение философии Нового времени
- Операционная подсистема деятельности