Оглавление:
Общество как сложное образование очень разнообразно в своих конкретных проявлениях. Современные общества различаются по языку общения (например, англоязычные страны, испаноязычные страны и т.д.), по культуре (общества античной, средневековой, арабской и т.д. культур), по географическому положению (северные, южные, азиатские и т.д. страны), по политической системе (страны с демократическим правительством, страны с диктаторскими режимами и т.д.).
Общества также различаются по степени стабильности, степени социальной интеграции, возможностям для самореализации личности, уровню образования населения и т.д. Универсальные классификации наиболее типичных обществ основаны на выделении их основных параметров. Одним из основных направлений в типологии общества является выбор политических отношений и форм государственной власти в качестве основы для выделения различных типов общества. Например, Платон и Аристотель различают общества по типу государственного устройства: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия. Современные варианты этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления общественной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающие элементы тоталитаризма и демократии). Если новые эволюционисты среди этнологов, говоря о развитии человеческого общества в целом, практически рассматривали только первобытное и доклассическое общество, и в той или иной степени раннеклассовое общество в большей или меньшей детализации, то подход создателей концепций сначала индустриального, а затем постиндустриального общества был прямо противоположным. Они тоже говорили о человеческой истории в целом, но в центре внимания создателей концепции индустриального общества было не столько прошлое, сколько настоящее, а в центре внимания создателей концепции постиндустриального общества было даже не столько настоящее, сколько будущее.
Следует отметить, что среди исследователей нет единой точки зрения на причины возникновения постиндустриального общества.
Первым концепцию индустриального общества ввел французский ученый Жан Фурастье (1907-1990) в своей книге «Великая надежда XX века». Он выделил два основных этапа в истории человечества: период традиционного общества (со времен неолита до 1750-1800 гг.) и период индустриального общества (с 1750-1800 гг. до настоящего времени). Термин «традиционное общество» он позаимствовал у немецкого социолога М. Вебера, а термин «индустриальное общество» — у А. Сен-Симона. Ж. Фурастье фокусируется на индустриальном обществе, которое, по его мнению, радикально отличается от традиционного [2].
Индустриальное общество, в отличие от традиционного, является динамично развивающимся, прогрессивным обществом. Источником развития является технологический прогресс [2]. И этот прогресс меняет не только производство, но и все общество в целом. Она не только обеспечивает значительное общее повышение уровня жизни, но и выравнивает доходы всех слоев общества. В результате бедные классы в индустриальном обществе исчезают. Технический прогресс сам по себе решает все социальные проблемы и делает ненужной социальную революцию. Однако эта идея индустриального общества долгое время не находила широкого признания.
Начало перехода к постиндустриальному обществу
Индустриальное общество — это форма организации социальной жизни, сочетающая свободу и интересы индивида с общими принципами, управляющими его коллективной деятельностью. Он характеризуется гибкостью социальных структур, социальной мобильностью, развитой системой коммуникаций.
Концепции постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.) появились в 1960-х годах, вызванные драматическими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.
Начало перехода к постиндустриальному обществу связано с этапом научно-технической революции. Он связан с качественным прорывом в трех областях — микроэлектронике, биотехнологии и информационных технологиях. В это время закончился железный век в истории человечества, который длился около трех тысяч лет. Керамика, пластмассы, синтетические смолы становятся приоритетными материалами, даже порождая понятие синтетической цивилизации. Порошковая металлургия стремительно развивается. Осваиваются принципиально новые технологии. В сфере транспорта и связи происходят радикальные изменения. Зеленая революция в самом разгаре: развитие техносферы усугубило экологические проблемы в глобальном масштабе и одновременно открыло качественно новые пути их решения.
Роль знаний и информации, компьютеров и автоматических устройств признана ведущей в обществе. Человек, получивший образование и имеющий доступ к актуальной информации, получает выгодный шанс подняться в социальной иерархии. Творческая деятельность становится главной целью человека в обществе.
В постиндустриальном обществе значительно возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основной движущей силой технологических изменений является внедрение научных достижений в производство. В постиндустриальном обществе прежде всего развиваются наукоемкие, ресурсосберегающие и информационные технологии («высокие технологии»). К ним, в частности, относятся микроэлектроника, программное обеспечение, телекоммуникации, робототехника, производство материалов с заданными свойствами, биотехнологии и т.д.
Информатизация пронизывает все сферы общественной жизни: не только производство товаров и услуг, но и домашнее хозяйство, а также культуру и искусство. Теоретики постиндустриального общества указывают на такие черты современного научно-технического прогресса, как замена механических взаимодействий электронными технологиями; миниатюризация, которая проникает во все сферы производства; изменения в биологических организмах на генетическом уровне.
Основной тенденцией изменений в технологических процессах является все большая автоматизация, замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.
Во многих отношениях постиндустриальная теория подтверждается практикой. Как и предсказывали его создатели, общество массового потребления породило экономику услуг, а в ее рамках наиболее быстро развивался информационный сектор экономики.
Важной особенностью постиндустриального общества является возрастание роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: снижается доля физического труда и доля интеллектуального высококвалифицированного и творческого труда. Растут затраты на подготовку рабочей силы: расходы на образование, обучение, повышение квалификации и переподготовку работников. По мнению В. Иноземцева, ведущего российского эксперта по постиндустриальному обществу, в «экономике знаний» занято около 70% всей рабочей силы.
Белл Дэниел
Белл Дэниел — американский социолог и публицист, член Американской академии искусств и наук. Он родился в Нью-Йорке 10 мая 1919 года. После окончания университета он преподавал социологию сначала в Колумбийском, а затем в Гарвардском университете.
В современном значении концепция постиндустриального общества получила широкое признание после публикации в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального прогнозирования». Он утверждал, что в послевоенном американском обществе произошел переход от «фондовой цивилизации» (промышленной экономики, основанной на корпоративном капитализме) к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и характеризующемуся быстрым развитием компьютерных технологий, ростом авторитета научных сообществ и централизацией процесса принятия решений.
Машины как основная форма капитала заменяются теоретическими знаниями, а компании как центры социальной власти — университетами и исследовательскими институтами; обладание знаниями и технологиями становится главным условием социального прогресса, а не обладание собственностью. Все эти изменения влекут за собой глубокую перестройку политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.В своей книге «Возникновение постиндустриального общества» Белл обосновал свое предсказание о трансформации капитализма под влиянием новой технологической революции в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. По его мнению, общество состоит из трех независимых сфер: Социальная структура (в основном технико-экономическая), политическая система и культура. Этими сферами управляют противоположные «принципы оси»:
- Экономика — Эффективность,
- политической системы — по принципу равенства,
- культура — принцип самореализации личности.
Современный капитализм, по мнению Белла, характеризуется разделением этих сфер, утратой былого единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий западного общества.
Его работы в различных томах (в частности, «Противоречия капитализма в сфере культуры», эссе «Возвращение священного? An Argument for the Future of Religion») Белл посвятил свою работу этим трем сферам. Однако главное исследование, над которым он работал более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь, было посвящено в первую очередь техно-экономической сфере постиндустриального общества, влияние которой на другие сферы жизни огромно и, как правило, определяет обозримое будущее. В отличие от Маркса, для которого будущее общества выводилось из умозрительной триады «рабство-феодализм-рабство», а затем подкреплялось различными примитивными примерами, Белл делает акцент на рационализации и гармонизации реальных процессов в самом обществе. Триада «доиндустриальное — индустриальное — постиндустриальное» общество служит ему лишь для выделения трех основных этапов общественного развития, но не для обоснования необходимости постиндустриального общества как такового.
Основа концепции
Смысл концепции постиндустриального общества легче понять, указав на следующие измерения и компоненты, которые изначально специфичны, по мнению Белла:
- Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг;
- сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников;
- Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника инноваций и формирования политики в обществе.
- Ориентация на будущее: контроль над технологией и технологические оценки деятельности;
- Процесс принятия решения: создание «новой интеллектуальной технологии».
Белл чутко улавливал важные, значительные тенденции в развитии общества в наше время, связанные прежде всего с процессом превращения науки в непосредственную производительную силу: повышение роли науки, особенно теоретического знания, в производстве, превращение научного труда в одну из ведущих сфер человеческой деятельности; качественные изменения в отраслевой и профессиональной структурах общества.
В основу своей концепции Белл положил идею о том, что новое общество будет определяться в своих основных чертах развитием науки, знаний, причем сама наука, знания, со временем будет приобретать все большее значение. Он считает, что постиндустриальное общество — это общество знаний в двойном смысле:
Во-первых, исследования и разработки все больше будут становиться источником инноваций (более того, возникнут новые отношения между наукой и технологией, учитывая центральную роль теоретических знаний);
Во-вторых, прогресс общества, измеряемый ростом доли ВВП и увеличением доли рабочей силы, все больше определяется прогрессом знаний.
Формирование постиндустриального общества происходит, по его мнению, так же, как индустриальное, капиталистическое общество возникло из недр аграрного, феодального общества. Если зародышем капитализма было простое товарное производство, то зародышем нового общественного строя является наука. В процессе рационализации производства наука «растворяет» капиталистические отношения, подобно тому, как ранее бартерная экономика разлагала феодальные отношения. Этот процесс соответствует переходу от сельского хозяйства к промышленности и от последней к сфере услуг. Распределение власти в обществе зависит в конечном итоге от значимости того или иного фактора производства:
- В аграрном обществе землей владели феодалы;
- В индустриальном обществе это была буржуазия с капиталом;
- В постиндустриальном обществе это был класс ученых и высококвалифицированных специалистов — носителей научных знаний.
Каждый этап характеризуется преобладанием определенного социального института: в аграрном обществе — армии и церкви; в индустриальном — акционерного общества; в постиндустриальном — «мультиверситета» и академических центров.
Теория Белла — это не просто очередная спекулятивная концепция о будущем человечества, в изобилии появившаяся в последнее время. Идея постиндустриального общества — это не конкретное предсказание будущего, а теоретическая конструкция, основанная на первых признаках нового общества, гипотеза, с которой социологическая реальность может соотноситься на протяжении десятилетий и которая позволит при сравнении теории и практики выявить факторы, влияющие на происходящие в обществе изменения.
Теоретические знания
В отличие от вышеперечисленных концепций, теория Белла — это не просто гипотеза о будущем, какой бы привлекательной она ни была, а наиболее реалистичное описание вовлечения человеческого общества в новую систему социально-экономических, научно-технических, культурных и этических отношений. Белл исходит из того неизбежного факта, что во второй половине двадцатого века и особенно на рубеже двадцать первого века, чем выше уровень экономического развития страны, тем меньше трудовая деятельность ее населения будет сосредоточена в промышленности.
Здесь следует отметить, что причиной появления термина «постиндустриальное общество» отчасти стало вполне реальное явление: спустя десятилетия после Второй мировой войны наблюдалась тенденция к сокращению занятости не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности, и, соответственно, к увеличению числа людей, занятых в сфере услуг. Многие западные социологи увидели в этом долгожданное начало конца пролетаризации общества, а некоторые марксисты стали неуместно распространять понятие рабочего класса на массы среднего класса. Лишь немногие, прежде всего Д. Белл, рассматривали это как процесс, выходящий за рамки капитализма и социализма, явный признак зарождения нового общественного строя. С тех пор подавляющее большинство населения развитых стран занято в так называемой сфере услуг, которая характеризуется не отношением общества к природе, а отношением людей друг к другу.
Человек в массе своей (в развитых странах) живет не столько в естественной среде, сколько в искусственной, не в «первой», а во «второй» природе, созданной самим человеком. Это стало возможным благодаря резкому росту производительности труда на основе информационной революции. Информационная теория стоимости отражает невообразимо быстро растущую роль теоретических знаний в обществе.
Растущий вес знаний в каждом объекте производственного процесса означает, что для добычи, производства и транспортировки товаров и услуг всех видов требуется все меньше энергии, материалов, капитала и труда. Современное производство характеризуется тем, что основные усилия несут в основном капитальные вложения, и особенно человеческий капитал, знания, носителями которых являются сами люди и их средства производства. Этот процесс будет происходить постепенно, шаг за шагом.
Экономическая деятельность будет все больше требовать использования человеческого интеллекта, систематических знаний. В то же время Белл выступает против замены термина «знание» термином «информация», поскольку информация по своему содержанию не охватывает всех сложных проблем теоретического знания, науки. Он придает особое значение кодификации знаний, то есть их объединению в единый базовый теоретический корпус. Теоретические знания становятся основой для создания и применения новой технологии, инновационной технологии. И главным элементом новой интеллектуальной технологии является всеобщая компьютеризация производства, научной деятельности и общения между людьми во всех сферах их жизни. По мнению Белла, в обозримом будущем не следует ожидать единообразия в социально-экономическом и технологическом устройстве мира. В следующем столетии мир не станет универсально либеральным и однородным, он останется неоднородным и плюралистичным.
Постиндустриальное общество не является конечным этапом развития для всех стран, хотя многие из них могут его достичь. Мы являемся свидетелями рождения мира, который разделен гораздо более четко, чем когда-либо прежде; постиндустриальная цивилизация, которая была способна развиваться сама по себе, теперь все более жестко замкнута на себе.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Теория ноосферы, ее основные положения
- Августин: доказательство того, что нам известно о существовании бога
- Философская герменевтика. Герменевтический круг
- Философия религии М. Хайдеггера
- Философия немецкого Просвещения сквозь призму драматургии и поэзии Шиллера — «Вне закона»
- Основное положение гносеологии Канта
- Анализ философской лирики
- Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
- Специфика постклассического типа философии.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ