Оглавление:
Ж. Пиаже (1896-1980) выделял две стадии морального развития детей: гетерономную и автономную. Дети младшего возраста на гетерономной стадии считают моральные правила абсолютными, священными и неизменными. Непослушание, которое случается время от времени, всегда кажется им непростительным, и они определяют зло в зависимости от причиненного вреда, другими словами, они оценивают его по последствиям. Смягчающие обстоятельства, такие как добрые намерения, не рассматриваются.
Дети постарше рассматривают намерения как критерий моральности поступка. Они считают, что моральные нормы возникают из взаимного согласия и уважения. Объективизм и абсолютизм морали уступают место субъективизму и релятивизму.
Выводы Пиаже приводят к выводу, что моральное развитие — это прежде всего когнитивное развитие, то есть оно зависит от постепенного структурирования психики растущего человека. Согласно теории Ж. Пиаже, на каждой стадии развития формируются новые когнитивные способности, которые определяют границы того, чему можно научить человека в данный момент.
По его словам, любая мораль — это система правил, и ее суть заключается в том, чтобы добиться уважения, почтения к этим правилам. Как правило, ребенок перенимает моральные правила от взрослых, то есть получает их абсолютно готовыми, а зачастую даже не выработанными в соответствии с его потребностями и не по его собственному наущению, а раз и навсегда заданными непрерывной преемственностью предыдущих поколений взрослых. Отсюда вытекает чрезвычайная трудность в проведении различия между тем, что вытекает из содержания правил, и тем, что вытекает из уважения ребенка к своим родителям.
Пиаже выделяет два периода в общем процессе морального развития личности: примитивный моральный реализм и более зрелая автономная мораль. Первый период Пиаже называет гетерономной моралью, или моралью принуждения, а второй — моралью сотрудничества.
Суть морального развития, по мнению Пиаже, заключается в переходе ребенка от эгоцентрической (реалистической) перспективы к релятивистской. Эгоцентрическая перспектива — это отношение ребенка к окружающему миру, в котором он является центром; релятивистская перспектива — это отношение ребенка к окружающему миру, в котором ребенок способен включать в свой мир других людей и сопереживать им. Поэтому Пиаже утверждает, что моральное принуждение ребенка удерживается двумя взаимодействующими факторами: когнитивной незрелостью и эмоциональным, односторонним чувством уважения к старшим. Нравственный рост требует освобождения от оков как эгоцентризма, так и реализма и одностороннего почитания.
Согласно Пиаже, нравственное развитие зависит от опыта общения ребенка с окружающими его людьми и предметами. В этом взаимодействии моральные размышления и умственное развитие, по-видимому, связаны между собой. Пиаже обнаружил интересный факт: у детей, как и у взрослых, то, что они говорят, часто расходится с тем, что они делают, то есть между тем, что они говорят, и тем, что они делают, существует огромная дистанция.
Η. Концепция Е. Щурковой о формировании образа жизни достойного человека популярна в отечественной школе. Е. Щурковой основывается на понимании образования как восхождения к культуре современного общества, вхождения с помощью педагога в контекст культуры и развития способности жить в современном обществе и сознательно строить достойную жизнь. Вся система воспитания должна быть направлена на формирование у ребенка образа жизни, достойного человека, «построенного на основе добра, истины, красоты».
Формируя «образ жизни, достойный человека», учитель передает эстафету культурных достижений. Более того, недопустимо навязывать детям какой-либо образ, тем более что мера постижения таких вечных категорий, как истина, добро и красота, лежит на человеке, и вряд ли какой-нибудь мудрец позволит себе сказать, что он достиг истины. Постижение истины, добра и красоты — это процесс, и поэтому речь идет не о том, чтобы дети усваивали красивые догмы, а о том, чтобы вовлечь ребенка в процесс постижения великих ценностей человеческой жизни.
О понятии духовно-нравственного воспитания
Кульминацией познания являются науки. Поэтому неудивительно, что наука является наиболее четко структурированной, что отражается, в частности, в том, что существует 20 отраслей науки (параграф 1.2). Каждая из этих наук и некоторые их группы соответствуют определенным типам образования. Например, экономическое образование основано на экономике, политология[1] — на политологии, юридическое образование — на юриспруденции, а историческое образование — на истории (точнее, исторической науке). Остерегаясь придуманных классификаций типов образования, мы должны ориентироваться на структуру современного научного знания. Если мы предлагаем форму образования, которая имеет сомнительный статус по отношению к структуре современной науки, мы должны критиковать ее соответствующим образом, и, конечно, с доброй волей. В связи с этим рассмотрим статус интеллектуального и нравственного воспитания.
Выше, в разделах 6.2-6.5, читатель был в достаточной степени ознакомлен с природой этического образования. Моральное и этическое воспитание — это, по сути, одно и то же. Термин «этическое образование» является предпочтительным, поскольку он основан на теории, а именно на этике. С другой стороны, мораль — это не теория. Давайте теперь сформулируем три недоуменных вопроса: Почему характеристика духовности должна быть добавлена к этическому образованию? Что такое дух? Чем духовно-нравственное воспитание отличается от этического воспитания?
Итак, что такое дух? В истории философии известны авторы, в частности Г. Гегель и Ф. Энгельс, которые противопоставляли дух и материю. Научные попытки прояснить содержание духа и материи закончились неудачей. Противопоставление духа материи и использование самого понятия духа сошло на нет в девятнадцатом веке. Философы в основном отказались от этой концепции.
Наиболее энергичные попытки ввести понятие разума в науку были предприняты в конце XIX века немецким философом, психологом и социологом В. Дильтеем. Он изобрел концепцию Geisteswissenschaft. Дильтей различал науки о природе, с одной стороны, и науки о разуме — с другой. Философия, филология и социальные науки были включены в число наук о разуме. Из-за неоднозначности понятия духа термин Geisteswissenschaft был отвергнут не только русскими и англоязычными, но и немецкими авторами, например.
Англоязычные авторы, но также и немцы. На смену им пришли термины Geisteswissenschaften, Humanwissenschaften, Kulturwissenschaften (Kulturologie) или, как иногда выражаются англичане и американцы, Moralwissenschaften.
Таким образом, в науке концепция разума не в моде. В богословии ситуация принципиально иная. Таким образом, христианское богословие использует понятие Святого Духа как третьей ипостаси единого Бога, Святой Троицы. Все три личности, Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, равны между собой по своей природе и атрибутам. Если исходить из христианского богословия, то термин духовно-нравственное формирование естественным образом наполняется определенным смыслом, а именно, исключительно богословским. Но теперь возникает вопрос не просто о соотношении этики и теологии.
Мы привыкли считать этику вершиной аксиологических наук, занимающихся не вымыслом, а реальными отношениями между людьми. В этом смысле мы назвали эти науки этически ориентированными. Теология не является такой теорией; ее основной фокус — эсхатологический. Имеется в виду, что теологическая этика является средством достижения единства между людьми и Богом в их окончательном загробном мире.
А. Кураев достаточно выразительно характеризует соотношение этики и теологии2: «У религии и этики совершенно разные задачи», «Этика регулирует отношения в мире людей. Религия <> строит мосты, соединяющие человека с миром сверхчеловека…». «Сказать, что этика постепенно проникла в религию, — это полуправда. Правда в том, что сама этика была разработана в этой религиозной среде. Да, в религии был очень сильный моральный элемент. Но элемент — это просто элемент. Не следует заменять то, к чему он прикреплен. Присутствие этики в религии не означает, что религия стала этикой.
Особенности воспитания нравственных чувств и этического сознания в начальной школе
Моральное развитие начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первые нравственные чувства и этические представления, развиваются элементарные навыки нравственного поведения. В школе эта работа ведется систематически и целенаправленно во все годы под руководством учителей.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к внешним воздействиям, верой в истинность всего того, чему учат, как говорится, в безусловность и необходимость этических норм; ему свойственна бескомпромиссность в моральных требованиях к окружающим, непосредственность в поведении. Именно в этом возрасте есть большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Решающее значение для нравственного воспитания детей имеет положительный нравственный опыт. Воспитание происходит прежде всего в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать моральным правилам, нормам, принципам и где его можно убедить в их необходимости.
- ядром воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических связей и отношений детей. То есть задача организации нравственных отношений детей должна ставиться педагогом независимо от содержания, методов и форм педагогической работы и ее текущих конкретных задач.
2.Легко заметить, что вышеперечисленные этические концепции являются парными и дополняют друг друга. Благожелательность по отношению к одному человеку обесценивается, когда она оказывается несправедливой по отношению к другим. Точно так же дружба между двумя или более детьми не должна быть в ущерб дружеским, товарищеским отношениям со всеми членами классного коллектива. Для формирования нравственного сознания учащихся учитель помогает им размышлять над собственным опытом, а также над опытом других людей (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из книг). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитания способствует развитию у детей способности сопереживать другим людям и формированию у них положительных нравственных чувств.
3.Самостоятельные действия ребенка чрезвычайно важны для нравственного формирования личности. Если ученик действует только по указаниям взрослых и под их наблюдением, он учится в основном послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям только готовые решения.
Образовательный процесс должен быть направлен на создание ситуаций, в которых ребенок имеет возможность сделать самостоятельный моральный выбор действий. Такие условия неоднократно возникают в повседневной жизни, но их также можно создать намеренно.
Ребенок приобретает собственный нравственный опыт и иногда совершает ошибки. Учитель должен помочь ему понять и пережить горечь ошибки, безнравственность поступка; конечно, мы должны помочь не только исправить поведение, но и проверить направленность мотива, вызвавшего неправильный поступок.
Собственный моральный опыт создает условия для эффективного усвоения социальных правил и норм, опыта других людей.
условие нравственного воспитания: образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей осознания нравственной стороны поведения и взаимоотношений. Осознание детьми мотивов своих и чужих поступков позволяет сформировать нравственную оценку и самооценку.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) была разработана в 2009 году. Впоследствии он был внедрен в основную образовательную программу общего базового образования (GEP 1100). Его положения полностью соответствуют ФГОС НОО (2010) и Закону об образовании.
В основе концепции лежит формирование целостного пространства интеллектуального и нравственного развития ученика начальной школы. Это пространство, которое также называют жизненным пространством школы, интегрировано в учебную, внеклассную, внешкольную и семейную деятельность ученика и его родителей.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в рамках национального воспитательного идеала. Она представляет собой высшую цель воспитания, высоконравственную (идеальную) идею человека, на воспитании, образовании и развитии которого сосредоточены усилия главных субъектов национальной жизни: Государство, семья, школа, политические партии, религиозные и общественные организации.
В концепции заложен такой идеал, сформулирована высшая цель воспитания — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, берущий на себя ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Национальный образовательный идеал — это новое и очень важное понятие для педагогики. Целесообразность введения такого понятия диктуется полисубъектностью современного процесса воспитания и социализации ребенка. В этот процесс активно вовлечены не только традиционные субъекты (семья и школа), но и различные социальные, культурные, религиозные организации, СМИ и другие влиятельные субъекты. Важно обеспечить согласованность действий этих субъектов, когда речь идет об основополагающем вопросе о том, на формирование какого типа личности направлены их прямые или косвенные усилия.
Главная педагогическая цель сформулирована на основе национального воспитательного идеала: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, сохраненные в религиозных, этнических, культурных, семейных и общественных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обеспечивает систему базовых национальных ценностей. В качестве критериев для их систематизации, разделения на определенные группы были выбраны истоки нравственности и гуманности, то есть те сферы общественных отношений, деятельности, сознания, уверенность в которых позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Приведем перечень базовых национальных ценностей, которые заявлены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания
- Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение отечеству);
- социальная солидарность (личная и национальная свобода; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь и достоинство)
- Гражданство (верховенство закона, гражданское общество, долг перед отечеством, старшее поколение и семья, закон и порядок, межнациональный мир, свобода совести и религии)
- Семья (любовь и верность, здоровье, процветание, почитание родителей, забота о пожилых и молодых, забота о продолжении рода)
- Работа и творчество (творчество и созидание, решительность и настойчивость, уважение к труду, бережливость)
- Наука (ценность знаний, поиск истины, научный образ мира);
- традиционных российских религий. Учитывая светский характер образования в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий усваиваются учащимися в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах, сформированных на основе межконфессионального диалога;
- Искусство и литература (красота, гармония, духовность, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие)
- Природа (эволюция, жизнь, дом, заповедная природа, планета Земля, экологическая осведомленность)
- Гуманность (мир во всем мире, разнообразие и равенство культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Современный младший школьник
Сегодня младшие школьники находятся в принципиально иных условиях развития, чем их сверстники 20-30 лет назад. Основные причины этого — информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, изменение ценностных ориентаций членов общества, высокий уровень занятости родителей, более разнообразные формы социализации и образования, множество разнонаправленных факторов и субъектов социализации и так далее. Большое влияние на ребенка оказывают различные виды СМИ, а также деноминационное образование.
Таким образом, студенты живут в ценностном пространстве, созданном старшими членами семьи, которые по-разному прожили противоречивое общественное сознание в последние 20-25 лет. Часто взгляды членов семьи на воспитание и мораль не совпадают. Часто наблюдается расхождение во взглядах на задачи и направления воспитания родителей школьников и учителей.
Современный ученик начальной школы проводит много времени в информационном пространстве Интернета. Это способствует развитию его информационной грамотности, когда ребенок, узнающий новое, расширяет свой круг общения, знакомится с разными мнениями, приобретает способность сравнивать и оценивать информацию. Молодые студенты выходят на междугороднюю связь, ведут электронные дневники и свободно работают в информационной среде. Однако есть и негативная сторона такой деятельности: бесконтрольное посещение детьми сомнительных сайтов, общение с людьми с нежелательными воспитательными взглядами и намерениями, просмотр спорных телепередач и фильмов, компьютерные игры с сомнительной моральной ценностью. Ситуация усугубляется тем, что у детей в силу их возраста еще не сформировалась способность подвергать критическому анализу информацию из телевидения, СМИ и Интернета.
Негативное влияние на систему школьного образования оказало чрезмерное увлечение педагогов педагогикой индивидуального развития, часто забывая о необходимости развития навыков социального взаимодействия, сотрудничества, заботы.
По этим и другим причинам старшеклассник изменился вместе с обществом. Как правило, современному студенту присущи следующие черты характера: большая независимость, чем его сверстникам в прошлом; свобода от ответственности; критическое отношение к взрослым; клишированный менталитет; эклектичное мировоззрение; обильная, но несистематизированная информация. В целом, можно сказать, что современные дети становятся все более разнообразными. Они различаются по своим потребностям, интересам, способностям, поведенческим и когнитивным мотивам, ценностным ориентациям, субъективному опыту, готовности к деятельности и т.д.
Основываясь на работах Пиаже, американский психолог Лоренс Колберг (1927-1987) разработал теорию морального развития ребенка, показав взаимосвязь между моральными рассуждениями и умственным развитием. В серии исследований, посвященных моральному развитию, ученый представлял детям и подросткам гипотетические моральные дилеммы. Исходя из характера ответов детей, были выделены три уровня, отражающие формирование нравственных ориентиров.
- доконвенциональный (доморальный) уровень развития морального сознания характеризуется ориентацией на наказание и поощрение. Этот уровень характеризуется эгоцентрическими моральными суждениями. Действия оцениваются в основном по принципу полезности и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что доставляет неудовольствие (например, наказание).
- конвенциональный (моральный) уровень развития морального сознания характеризуется ориентацией на модель «хорошего мальчика/девочки»; ориентация — на авторитет. Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: Семья, класс, религиозная община. Моральные нормы этой группы некритично принимаются и соблюдаются как окончательная истина. Когда человек действует в соответствии с правилами, принятыми в группе, он становится «хорошим». Эти правила могут быть универсальными, как, например, библейские заповеди. Однако они не вырабатываются самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничения или нормы сообщества, с которым человек себя идентифицирует.
- постконвенциональный (моральный) уровень развития сознания характеризуется ориентацией на общественный договор, ориентацией на общечеловеческие принципы. Это уровень развития
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Социальная педагогика Макаренко
- Наблюдение как метод исследования в педагогике
- Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС
- Социальное воспитание в педагогике
- Методическое сопровождение формирования познавательного интереса старших дошкольников в условиях ДОО
- Теоретико-методологические основы обучения
- Задачи воспитания по коменскому
- Обучение русскому языку в поликультурной среде
- Сущность, концепции и принципы в андрагогике
- Традиционные и инновационные подходы к воспитанию