Оглавление:
В традиционном психологическом понимании коммуникация является хорошо изученным объектом исследования и считается психическим процессом, ответственным за прием и передачу сигналов, формирующих знаковую информацию и вовлекающих в себя межличностное общение. Психологическая концепция сводит общение к вербальной и невербальной формам получения и передачи информации как качественным признакам этого психического процесса. Однако, на мой взгляд, коммуникация является более комплексным процессом, который должен рассматриваться как одна из важнейших психофизиологических потребностей человека. Чтобы обосновать свою позицию, я предполагаю, что вся жизнь основана на обменных процессах и передать это в терминах психологии, мы называем это взаимодействием. Человек не может не взаимодействовать с другими людьми. Практически все потребности человека сводятся к взаимодействию с другими людьми и миром в целом. Хотя приверженцы традиционной психологической концепции коммуникации считают, что коммуникация — это именно тот механизм, который обеспечивает реализацию осмысленных потребностей человека, а не наоборот.
Что бы ни делал человек, все сводится к процессу обмена информацией. В любой умственной деятельности, даже когда ребенок еще не родился, мы можем распознать элементы общения. Только определяющим аспектом этой коммуникации является не сам факт передачи информации, а ее смысл и ментальное значение. Для многих это означает передачу и прием специфической вербальной или невербальной информации; я рассматриваю более широкое понимание коммуникации как явления психических функций.
Мы знаем, что для того, чтобы выжить и нормально развиваться, у младенца есть набор врожденных механизмов, которые включают в себя биологические инстинкты (инстинкт самосохранения) и драйвы (либидо, эрос и танатос), а также врожденную автономию (Кернберг). Опять же, это обязательно должно включать в себя заботливое окружение (Винникотт), без которого ребенок, со всеми его врожденными механизмами и инстинктами, просто не мог бы выжить и стать нормальным человеком. Как сказал Винникотт: «Просто нет такого понятия, как младенец, всегда есть младенец плюс мать». Младенец может существовать только в отношениях с кем-то. Значит, его психика — это реляционная психика. Он рождается в мире, зависящем сначала от объекта, и в своем развитии преодолевает периоды, отмеченные качеством этой зависимости».
Коммуникативный инстинкт
В качестве одного из первых аргументов в пользу более широкого понимания коммуникации, я хотел бы представить взгляд на коммуникацию с точки зрения психофизиологического механизма, позволяющего активно взаимодействовать с окружающим миром, я имею в виду коммуникативный инстинкт. Кто-то может возразить: Возможно, коммуникация является важным феноменом психической активности, но почему её следует рассматривать в рамках теории инстинктов? Ведь под инстинктами понимаются врожденные биологические механизмы, самостоятельно выполняющие определенные задачи для удовлетворения жизненно важных физиологических потребностей организма. В этом случае под инстинктами следует понимать такие механизмы, которые существуют для удовлетворения потребностей организма, но не на физиологическом, а на психологическом уровне. Я специально сделал эту квалификацию, чтобы подчеркнуть тот факт, что коммуникация — это не только психологический процесс, являющийся результатом психического развития, но и врождённый рабочий механизм самой психической системы, отсутствие которого не позволило бы младенцу выжить и стать Homo Sapiens.
Из работы многих психоаналитиков мы знаем, что младенец участвует в достаточно активном общении практически с рождения, но этого, по мнению некоторых, пока недостаточно, чтобы говорить об инстинктивном факторе общения. Из этого я хотел бы привести примеры исследований по сенсорной депривации, которые показывают нам невозможность и неспособность психики функционировать без контакта и взаимодействия с (информативной) средой. Вот что говорит об этом Эрик Берн в своей работе «Процесс общения»: «Хорошо известно, что младенцы, лишенные физического контакта с людьми в течение длительного времени, деградируют и, в конце концов, умирают. Следовательно, отсутствие эмоциональных связей может быть фатальным для человека.
Эти наблюдения подтверждают мысль о том, что существует сенсорное голодание и что в жизни ребенка существует потребность в стимуляции, обеспечивающей физический контакт. Аналогичное явление можно наблюдать у взрослых в условиях сенсорной депривации. Имеются экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или временное психическое расстройство. Отмечаются аналогичные пагубные последствия социальной и сенсорной депривации для лиц, приговоренных к длительному одиночному заключению, пугающие даже человека с низкой чувствительностью к физическому наказанию». Далее он пишет: «Возможно, существует биологическая цепь, которая ведет от эмоциональной и сенсорной депривации к апатии к дегенеративным изменениям и смерти». В этом смысле сенсорный голод следует рассматривать как одно из важнейших условий жизни человека, по сути так же, как и голод по поводу продовольствия….. Структурный голод так же важен для жизни, как и сенсорный голод. Чувство сенсорного голода и необходимость признания связаны с необходимостью избегать острых дефицитов сенсорных и эмоциональных стимулов, поскольку такие дефициты приводят к биологической деградации».
Продолжая дискуссию о сенсорной депривации, можно привести результаты работы М.И. Майера (1984), показывающие, что в условиях полной изоляции (пещерные исследователи, полярники и моряки — одиночки, заключенные в одиночные камеры) возникают расстройства различной степени тяжести: от компенсаторно-реактивных психических расстройств (иллюзии, галлюцинации и т.д.) до глубоких стойких психотических расстройств (галлюциноз, психозы, самоубийства). Аналогичные условия в экспериментальных условиях искусственной сенсорной депривации описаны у здоровых людей. В одной сурдокамере были обнаружены также компенсаторные нарушения восприятия, заблуждения, феномен «клаустроксенофобии» (В.И. Лебедев, 1976). Эти данные, на мой взгляд, убедительно показывают, что коммуникация является одним из основных и важных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование человеческой психики. А поскольку нарушение или отсутствие этого процесса приводит к патологическим последствиям и, по сути, к психической смерти, то можно сделать вывод, что общение и потребность в нем — это биологически обусловленный и врожденный механизм, обеспечивающий выживание и поддержание человеческой жизни в целом и психического аппарата в частности. Коммуникация, таким образом, является своего рода «умственным процессом питания», «пищей» в данном случае, являясь всевозможными сенсорными и психоинформационными или, другими словами, психоэнергетическими стимулами. Возможно, в каком-то смысле такой подход дает ответ на вопрос, почему человеческая психика постоянно общается, даже в состоянии сна.
На мой взгляд, отнесение коммуникации к основным инстинктам является достаточно серьезным претензией, поскольку таким образом мы получаем определяющую силу, суть которой сводится к следующему:
- это потребность в психоэнергетическом питании, которое поддерживает психическую активность и развитие;
- необходимость поддержания объектных отношений с внутренней и внешней реальностью; и
- это обеспечение социализации и удовлетворение потребностей;
- это защитная и регулятивная функция, обеспечивающая безопасность.
Либидо и общение
Фрейд ссылался на аттракцион, который обуславливает человеческую деятельность между людьми: «Либбидо основывается на удовлетворении основных потребностей жизни и выбирает своих участников в качестве своих первых объектов. И как в индивидууме, так и в развитии человечества в целом, только любовь сыграла роль культурного фактора в смысле перехода от эгоизма к альтруизму». Либидо, которому Фрейд приписывал почти все силы экстрасенсорного существа, решает, на мой взгляд, фундаментальную коммуникативную задачу, исходящую из коммуникативного инстинкта. По словам Фрейда, либидо — это прежде всего сексуальное влечение. В «Психологии масс и анализе человеческого Я» Фрейд определяет либидо как «выражение из доктрины аффективности». Этим термином мы обозначаем энергию таких приводов, которая имеет отношение ко всему, что может быть ограничено словом «любовь».
Эта энергия рассматривается как количественная величина, хотя в настоящее время ее невозможно измерить». И хотя он указал на всеохватывающий характер распределения либидиновой энергии и социальных связей, построенных на ее основе, я думаю, что понимание либидо как производной не только эроса, но и инстинкта коммуникации должно быть расширено. И, соответственно, он должен быть наделен не только сексуальной, но, прежде всего, связующей, коммуникативной силой. Но то, что, по мнению Фрейда, неизменно верно, так это то, что выбор объекта всегда основывается на либидином катехисе, т.е. на введении в объект элементов сексуального притяжения. Таким образом, мы получаем потребность в коммуникации или коммуникативное влечение, которое можно рассматривать как либидо, но с точки зрения выбора объекта коммуникации либидо остается эротически окрашенным.
Кроме того, следует отметить, что концепция либидо Юнга в его исследованиях несколько шире, чем у Фрейда, а именно как понятие общей психической энергии. В этом смысле концепция Юнга ближе к моему пониманию этого вопроса.
Коммуникация в психоанализе
Процесс общения был настолько изучен, что практически ни один психоаналитик англо-саксонской группы не уделяет ему достаточно серьезного внимания, хотя весь психоаналитический метод построен на работе с коммуникативными процессами. Это общение двух личностей, пациента и аналитика, целью которого является, с одной стороны, анализ аналитиком бессознательного пациента и, с другой стороны, приведение в сознание аналитика собственного бессознательного пациента. Аналитик концентрирует свое внимание на анализе желаний, приводов, конфликтов, мечтаний и т.д., и все это за счет коммуникации между аналитиком и пациентом. Наша цель, говорит Гарольд Стерн, дать анализатору свободу сказать все, что приходит в голову. И этого, по его словам, во многом достаточно для разрешения внутриличностных конфликтов. Другими словами: Мы позволяем коммуникативной энергии свободно течь и разряжать ее, так сказать. Если пациент действительно обо всем говорит и нет никакого сопротивления, то это свидетельствует о его психическом здоровье или об отсутствии бессознательных конфликтов в этой области. Но практика учит нас, что конфликты возникают почти везде и что они проявляются в том, что пациент не может свободно размышлять, что вызывает реакцию сопротивления.
Теории взаимодействия
Все чаще люди начинают задумываться над основополагающим смыслом коммуникации в свете теорий, которые показывают, что человек не только находится в постоянном взаимодействии со своим окружением, но и что само окружение имеет механизмы, которые делают человека в определенном смысле заложником определенных законов и сил, которые делают его постоянным участником универсального обмена информацией или энергией, что можно увидеть с точки зрения коммуникации. Хотя все эти теории имеют очень разные подходы.
Говоря о психоаналитиках, можно привести множество примеров важности общения на самых ранних стадиях развития ребенка; практически все классики пишут об этом и уделяют внимание предмету, каждый с определенной точки зрения, характерной для его теории. Попробую привести эти примеры в анализе теории объектных отношений. А теперь я хотел бы привести выдержки из исследований ученых, которые раскрывают глобальные коммуникативные законы природы.
Обзор научных и технических публикаций: настоящее и будущее Комитета по науке и технике Палаты представителей США показывает, что «недавние парапсихологические эксперименты, и особенно эксперименты по дальновидности, предполагают наличие «внутренней связи» человеческого мозга с мозгом других людей и с материями….». Исследования этих отношений дают обнадеживающие результаты. Главным из них является то, что человеческий мозг может получать информацию о событии, независимо от того, где и когда оно происходит» ….. «97 Конгресс, июнь 1981 года.
Интересный взгляд на объяснение механизмов глобальных взаимосвязей высказал в 1964 году физик Дж.С. Бел, опубликовавший математическое обоснование под названием «Теорема Бэла». Теорема Бэла математически лежит в основе концепции переплетения субатомных частиц через пространство и время, согласно которой все, что происходит с одной частицей, влияет на другие частицы. Это воздействие является мгновенным и не требует времени для его передачи.
Руперт Шелдрейк в своей книге «Новая наука о жизни» предлагает, чтобы все системы управлялись не только известными энергетическими и материальными факторами, но и невидимыми организующими полями. Эти поля являются причинно-следственными, потому что они служат моделью копирования формы и поведения. Эти поля не обладают энергией в обычном смысле этого слова, потому что их воздействие выходит за пределы тех барьеров времени и пространства, в которых обычно находится энергия. То есть, их эффект на расстоянии такой же сильный, как и на близком расстоянии….. Согласно этой гипотезе, когда член вида узнает о новом поведении, причинно-следственная область этого вида изменяется, хотя и незначительно. Если этому поведению следовать достаточно долго, то его «морфологический резонанс» воздействует на все виды. Шелдрейк назвал эту невидимую матрицу «морфогенетическим полем», от MORF — «формой» и GENESIS — «появлением». Действия в этой области предполагают «дистанционное действие» в пространстве и времени. Форма не столько определяется физическими законами вне времени, сколько накладывается на морфический резонанс во времени. Это означает, что морфические поля могут распространяться в пространстве и времени, и что прошлые события могут влиять на другие события, где бы они ни происходили.
Лион Уотсон говорит об этом в своей книге «Течение жизни: Биология сознания», в которой он описывает то, что он называет «Принцип сотни обезьян». Ватсон обнаружил, что после того, как стая обезьян приняла новое поведение, внезапно другие обезьяны с других островов, у которых не было «нормального» способа общения с этой стаей, также приняли такое поведение.
Физик Джек Сарфатти предполагает в «Психоэнергетических системах», что сверхсветовая коммуникация может существовать на более высоком уровне реальности. Он предполагает, что на уровне реальности выше нашей, вещи более взаимосвязаны и события находятся в лучшем согласовании, и что вещи на этом уровне связаны с еще более высоким уровнем. Таким образом, когда мы достигнем более высоких уровней, мы сможем понять эффект одновременной связности.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Выявление типов поведения людей в дискуссии. Наблюдение по Бейлзу
- Влияние общения с матерью на эмоциональное благополучие ребенка раннего возраста — Особенности взаимоотношений матери и ребенка в контексте теоретических исследований
- Взаимосвязь эмоционального интеллекта руководителя среднего звена с удовлетворенностью трудового коллектива
- История когнитивной психологии
- Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
- Внутриличностный конфликт у женщин с угрозой прерывания беременности
- Роли и ролевые ожидания
- Взаимосвязь зависти и «я-концепции»
- Психологическая коррекция в школе
- Теоретические методы исследования в психологии