Оглавление:
В последних исследованиях анализ возникновения и развития отечественной социальной педагогики иногда сводится либо к истории отдельного элемента в системе социального обеспечения (например, к истории охраны детства), либо — к описанию определенного исторического периода, который принимается за «начало» социально-педагогической теории и практики (например, канун XX века и введение С.Т. Шацким понятия «экологическая педагогика»). В последние годы появился ряд исследований, посвященных истории социальной педагогики в России: анализу объективных условий ее национальной идентичности, характеристике основных этапов развития: Л.Е. Никитина, Т.С. Просветова, Т.В. Самсонова и др. Под редакцией М.А. Галагузовой появился один из первых учебников по истории социальной педагогики (2001); И.Н. Андреева опубликовала учебник по антологии истории и теории социальной педагогики (2000); под редакцией Л.В. Мардахаева вышел учебник по отечественной социальной педагогике (2003). В 2003 году был издан учебник по истории зарубежной социальной педагогики под редакцией В.Беляева. Во всех учебниках автора по теории социальной педагогики дается краткий экскурс по истории ее развития. Однако еще недостаточно устоявшихся концепций, дающих представление о целостном развитии социально-педагогического процесса: остается открытым вопрос о периодизации социальной педагогики, ее взаимосвязи с общей педагогикой и социальной работой и т.д. Все это затрудняет формирование представлений о сущности теории и практики социальной педагогики.
Основные трудности, с которыми сталкиваются все современные исследователи истории социальной педагогики, — это, во-первых, узость источниковой базы. Во-вторых, очевидный междисциплинарный характер исследования, который требует привлечения документального, исторического материала из разных областей общественной деятельности. В-третьих, нам нужны специалисты, способные проанализировать столь разнообразный материал под определенным углом зрения. Наконец, социальная педагогика как область научной рефлексии имеет относительно короткий период существования.
Изучение истории социальной педагогики должно основываться на системном подходе, то есть сама социальная педагогика должна рассматриваться как системное целое — как совокупность социальных взаимодействий, уровней иерархии, структурных элементов и теоретических взглядов, отражающих многообразие системных отношений между человеком, природой и обществом.
В современных условиях системный подход органично дополняется идеей синергии. Синергетика — это междисциплинарная область научных исследований, возникшая в начале 1970-х годов и ставящая своей основной задачей изучение процессов самоорганизации и саморазвития в открытых системах, включая социальные системы. Развитие общества — это спиралевидный, необратимый, поступательный процесс с элементами повторяемости и цикличности: когда одни явления отрицаются другими, они переходят не только в качественно иное состояние, но и в свою противоположность.
В ходе дальнейших отрицаний явление трансформируется в свою противоположность и возвращается, так сказать, в исходное состояние. Проблема цикличности в природе и общественной жизни, находящаяся в центре внимания философов, социологов, историков, экономистов (К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Н.Д. Кондратьев, А.С. Ахиезер, Н.Н. Кузнецов и др. Моисеев, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), могут быть весьма продуктивными в исследовании истории социальной педагогики. Доказано: Волновые процессы универсальны и встречаются практически в каждой сфере общества — в производстве, в науке, в духовной жизни. Но каждая из этих сфер накладывает свои особенности на ход циклического (волнового) процесса.
Применение принципа цикличности (или волнового развития) к истории социальной педагогики позволяет понять закономерность ее существования как объективного явления общественной жизни: причины ее активизации в тот или иной период, источники качественного изменения. В основе процесса развития социальной педагогики лежит универсальное системное противоречие общественного и индивидуального, которое выражает противостояние интересов социальных групп и индивидов, с одной стороны, и общества как системы, включающей каждый из элементов, с другой.
Зарождение социально педагогической практики
В школе вопрос психолого-педагогической поддержки учеников, их родителей и учителей встал очень остро с начала XX века, когда на образование была возложена задача качественной подготовки всех учащихся к работе на производстве (за исключением привилегированных школ). С этим связана разработка методов психодиагностики психического развития, открытие вспомогательных классов в России и других странах. В нашей стране первые попытки практического применения психологии в обучении и воспитании детей возникли на рубеже 19 и 20 веков и связаны с педологией.
Первые вспомогательные классы в России были открыты в 1898 году в Санкт-Петербурге в небольшой школе для умственно отсталых детей. Затем с инициативой организации вспомогательных классов и школ выступили московские общественные деятели и педагоги: сотрудники Московского благотворительного совета и сотрудники Московского городского третьего Ольгино-Пятницкого женского училища. В августе 1906 года была открыта независимая вспомогательная школа с четырехлетним сроком обучения, в которой занятия проводились по сокращенной программе обычной школы. Санаторная школа под руководством В.П. Кащенко была основана в Москве в 1908 году на частные средства. После революции 1917 года он был национализирован, передан в ведение Народного комиссариата просвещения и переименован в Медико-педагогическую станцию. В 1929 году на базе Медико-педагогической станции был основан Экспериментальный институт дефектологии. Его первым директором был И. И. Данюшевский, а в 1930-1934 годах им руководил Л. С. Выготский. — L. С. Выготский.
Таким образом, психологическая служба как структура впервые появилась в сфере образования — как служба помощи ребенку, испытывающему различные трудности в развитии. Исследования П.П. Блонского и работы Л.С. Выготского и его коллег по изучению проблем детской психологии заложили основу современных научных знаний о психическом развитии ребенка. Развитие практической детской психологии приходится на начало 1920-х годов. Тогда же были сформулированы обязанности и деятельность педологов и практических психологов в дошкольных учреждениях и школах, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году практикующие педологи были исключены из школ постановлением ЦК ВКП(б). Как мы уже знаем, развитие педологии как науки было запрещено властями СССР. Только в конце 1960-х годов в нашей стране вновь начался активный поиск форм практического сотрудничества психологов в школе в рамках научно-исследовательских лабораторий Российской академии образования и Российской академии наук.
За рубежом социально-психологическая/педагогическая служба в образовании продолжала развиваться в различных форматах с разными целями и задачами. В США, например, психологическая служба в образовании развивалась примерно с начала 1900-х годов и сейчас является одним из самых важных и эффективных направлений современной американской психологии. В США школьная психология закреплена законодательно, поэтому такая служба является обязательной в департаменте образования штата. Первые практикующие психологи в США были экспериментальными психологами, изучавшими проблемы самообразования.
Но очень скоро измерение и тестирование стали основными функциями службы школьной психологии, а главной задачей стал отбор детей для обучения по специальным программам. В американских школах сложилась широкая практика тестирования, и, в частности, тестирования на определение коэффициента интеллектуальной одаренности (IQ); именно выявление и психологическая поддержка одаренных детей — одна из важных государственных национальных программ США. В 1980-х годах в США была создана Национальная ассоциация школьных психологов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственный способ решения школьных психологических проблем.
Социальные предпосылки возникновения воспитания
Последние археологические находки позволяют предположить, что появление человека из животного царства началось 2-3 миллиона лет назад. Этот период также можно отнести к началу становления образования. Появление орудий труда, без которых не могли существовать предки человека, потребовало передачи опыта их изготовления из поколения в поколение. Дети не могли самостоятельно приобрести представления о наиболее эффективных формах орудий труда, знания о свойствах камня, дерева и кости, навыки их обработки в необходимом объеме. Поэтому взрослые должны были направлять деятельность детей, передавать знания, обучать навыкам, направлять, контролировать и корректировать действия детей, в основном путем демонстрации, одобрения или неодобрения. С расширением ассортимента орудий труда, усложнением их формы и технологии изготовления возрастала роль руководства взрослых в приобщении младших поколений к опыту производства.
Воспитание людей принципиально отличается от передачи опыта поведения и жизнедеятельности, имевшего место в животных сообществах предков людей, но в то же время преемственно связано с ним. Существует некий переходный тип между специальными животноводческими мероприятиями по передаче опыта населения последующим поколениям и собственно образованием. Специалисты называют эту переходную деятельность предвестником, началом образования (его становлением, формирующим началом). Существенное отличие воспитания от действий животных при передаче опыта молодняку связано не с более длительными сроками обучения «молодняка» (это чисто внешняя, не столь существенная сторона данного процесса), а с принципиальными различиями между реальными механизмами передачи этого опыта и его содержанием. Предки человечества в процессе совместной деятельности выработали общение и язык, которые стали основным средством накопления и передачи опыта, влияния на менталитет и поведение, включая процесс воспитания. Само образование может быть полностью сформировано только с появлением человеческой психики.
Формирование образования как социального явления началось около 1,5 миллионов лет назад и было связано с процессом возникновения языка, который сильно стимулировал процесс коммуникации и эволюцию человека в целом. Язык стал основным средством накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось в процессе трудовой деятельности, оно стало одним из важнейших средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых. Люди того времени, архангельцы, имели зачатки понятийного мышления и языка и жили коллективно. Они создавали каменные долота и овладевали огнем. Этот «первобытный очаг» способствовал формированию социального типа общения, то есть возникновению социальных способов обмена информацией.
Примерно 250 тысяч лет назад относятся достоверные данные о возникновении родственных и брачных отношений. Палеоантропы уже были почти людьми. Они являются родоначальниками искусства и веры. Содержание образования становится все более сложным: охота, собирательство, рыболовство, обучение навыкам поведения, приобретение опыта духовной жизни, религиозных знаний и т.д. Развитие производительных сил и социальных отношений положило конец каннибализму, о чем свидетельствуют первые искусственные захоронения.
Очевидно, что возникновение образования как педагогического явления было исторически связано с возникновением системы социальной наследственности. Если биологическая наследственность обеспечивает воспроизводство одного поколения людей за другим путем передачи материальных (генетических) структур через половые клетки, то социальная наследственность формируется в каждом человеке путем усвоения им исторического опыта в процессе общественно-практической деятельности. Это определяется как социальное наследование. Архаика (традиционная культура), в которой формировались основные принципы жизнедеятельности традиционного человека, определяется тем, что главным жизнеобеспечивающим ресурсом для человека является природа: земля, полезные ископаемые, дикие и домашние животные, а деятельность носит добывающий характер. Поэтому социальная деятельность обусловлена состоянием окружающей среды и организована по принципу максимального соответствия природно-климатическим условиям.
Воспитание как социальное явление в древнейшем человеческом обществе
Образование играло важную роль во включении подрастающих поколений в социальную жизнь, в систему отношений, основанных на взаимопомощи и взаимовыручке, на выполнении общего долга. Необходимо было сформировать у детей установки, соответствующие духу первобытного коллективизма, и воспитывать их в соответствующем направлении. Отчасти это стало возможным благодаря самой жизни, отчасти благодаря специальному педагогическому вмешательству. При этом одобрение старшими той или иной формы поведения детей обязательно должно было принимать характер разрешения, а неодобрение — запрета на соответствующий вид действий. В первобытных сообществах охотников-собирателей крайне низкий уровень развития производительных сил, отсутствие прибавочного продукта и, следовательно, возможности эксплуатации обусловили единство интересов индивида и коллектива в целом, необходимость общего труда, правило общественной собственности на средства производства, социальное и имущественное равенство всех людей. Это привело к тому, что образование носило социальный характер, который заключался, во-первых, в том, что в первобытных общинах все дети без исключения получали одинаковое образование; во-вторых, община, каждый из ее членов заботился об образовании каждого ребенка в соответствии с потребностями; в-третьих, все дети готовились к общественной деятельности; они воспитывались в духе подчинения индивидуальных интересов интересам коллектива. Различия в образовании касались только мальчиков и девочек из-за системы естественного гендерного разделения труда.
Этнографические данные об аборигенах Австралии, бушменах Африки, индейцах Огненной Земли и других племенах, наиболее отсталых в своем социальном развитии, а также данные археологии и фольклора позволяют реконструировать образование в первобытных сообществах охотников-собирателей. В первые годы жизни взрослые знакомили ребенка с системой отношений между людьми, информировали его об окружающем мире, учили пользоваться различными предметами и выполнять различные действия. Она осуществлялась в процессе активного участия в жизни. Дети наблюдали и копировали действия взрослых, и игра играла важную роль в их воспитании. С помощью игры моделировалась общественная, производственная и бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали их поведение в различных социальных ролях (охотника, воина, змеи и т.д.).
Общая модель воспитания в первобытных общинах была следующей: первые 3-4 года ребенка воспитывала мать; с 3-4 лет дети начинали помогать по хозяйству; в 6-8 лет происходило разделение детей по полу; в 9-11 лет начиналась подготовка к инициации; в 13-15 лет ребенок проходил инициацию. Сам обряд, по сути, определялся как смерть детства и рождение взрослой жизни, при этом мальчик обычно получал новое имя, тест на социальную зрелость и церемонию посвящения детей в полноправные члены первобытного коллектива. В возрасте 9-11 лет, когда дети приобрели необходимые социальные установки, важнейшие знания, умения и навыки (личный опыт) продуктивной деятельности, они начинают готовиться к инициации. Мальчики и девочки обучались отдельно в специальных местах («домах молодежи»). Для этого использовались специально отобранные люди: самые ловкие, умелые, сильные и т.д. — Те, у кого был богатый жизненный опыт, который они могли передать молодым людям. Пример, достойный подражания, — лучшие люди должны были заниматься соответствующим воспитанием молодежи. Молодые совершенствовались в охоте, изготовлении орудий труда, учились переносить трудности, развивали силу и ловкость, воспитывали волю и мужество. Основными методами обучения были упражнения, игры, примеры, демонстрации, самостоятельная работа и тесты.
Социальный характер воспитательной практики в древнейших государствах
Первые государственные структуры возникли более пяти тысячелетий назад в долинах Нила и Евфрата, положив начало тридцатипятилетней истории рабовладельческих обществ Древнего Востока. Как свидетельствуют письменные источники, семейное воспитание, зародившееся в первобытном обществе, получило дальнейшее развитие у народов Древнего Востока. Это было связано с ростом экономической независимости семей и укреплением традиции наследования детьми социального статуса и занятий своих родителей. Воспитание — это обязанность родителей. Эта идея была включена во многие юридические, религиозные и литературные тексты. К ним относятся, например, законы вавилонского царя Хаммурапи (первая половина II тысячелетия до н.э.) и «Книга притчей» еврейского царя Соломона (начало I тысячелетия до н.э.). В «Притчах» подчеркивается решающая роль родителей, в первую очередь отца, который имеет неограниченную власть над детьми: «Слушайте, дети, заповеди отца, и смотрите, чтобы вы упражняли ум ваш. Притчи Соломона содержат педагогические советы, которые явились результатом осмысления и обобщения многовековой практики патриархального семейного воспитания. Они указывали на необходимость начинать обучение детей в раннем возрасте и рекомендовали широко применять телесные наказания: «Ты наказываешь своего сына, пока есть надежда, и не возмущаешься его плачем….. Кто жалеет розгу свою, тот ненавидит сына своего, а кто любит, тот наказывает с детства».
Археологические данные свидетельствуют о том, что первые школы в Месопотамии и Египте появились в III тысячелетии до нашей эры. Курс обучения в них был долгим, сложным и дорогим. Поэтому уровень, на котором студент завершал свое образование, и место, которое он впоследствии занимал в обществе, зависели от его способностей, усердия, прилежания и финансовых ресурсов. Древние восточные школы должны были не только давать образование, но и готовить дисциплинированных достигаторов, убеждать их в том, что путь, по которому они идут, сулит им пользу и процветание, и делать их надежной опорой государств. Государства, существовавшие в Месопотамии (IV-III тысячелетие до н.э.), обладали высокоразвитой культурой. Почти в каждом городе были школы, которые постепенно превращались в центры культуры и образования, при них создавались крупные книжные склады и библиотеки. В период расцвета Вавилонской империи (первая половина II тысячелетия до н.э.) ведущую роль в образовании играли дворцово-храмовые школы, расположенные в зиккуратах. В них было много комнат для офисных работников, библиотек. Эти комплексы «библиотека-школа» назывались «домами знаний». Все это доказывало, что образование и культура являются предпосылками для развития человеческого потенциала и самореализации, то есть процесс социализации приобрел качественно новую черту — сформировался.
Постоянство и жизнеспособность общества основаны на воспитании его членов; поведение и функции каждого человека определяются его социальным статусом: «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Природное в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеального мужчину (благородного мужа). Однако образование не всесильно: наследственные характеристики во многом определяют эффективность образования человека, которое длится всю жизнь. Конфуций считал правильное образование, воспитание которого он возлагал на деятельность правителя, наравне с обеспечением людей материальными средствами к существованию.
Конфуций рассматривал природные качества человека как материал, который при правильном воспитании может сформировать идеального человека. Он не считал образование всесильным и связывал его со способностями и трудолюбием людей. Конфуций утверждал, что способности людей к постижению мудрости различны. В соответствии с этими возможностями (способностями) он провел градацию в обществе. Конфуций различал «сынов Неба» (правителей), обладающих высшей врожденной мудростью; благородных людей (столпов государства), которые приобретают знания через учение; тех, кто учится, несмотря на трудности; и, наконец, простолюдинов, которые не учатся или не способны приобретать знания перед лицом трудностей.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Математическое развитие детей на ориентировку во времени
- Вожатская практика: цели и задачи
- Организация социальной работы с одарёнными детьми
- Содержание и формы методической работы в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
- Модели дистанционного обучения
- Технология проектирования педагогического процесса
- Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС
- Возникновение и развитие педагогики
- Активные методы обучения дошкольников физическим упражнениям
- Средства формализации психолого-педагогического исследования