Для связи в whatsapp +905441085890

Теории мышления в зарубежной и отечественной психологии

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Представления и их исследования в психологической науке
  2. Воображение и его теории в зарубежной и отечественной психологии
  3. Понятие о внимании и его философские и физиологические основы
  4. Теории внимания в зарубежной и отечественной психологии
  5. Теории памяти и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  6. Теории эмоций в зарубежной и отечественной психологии
  7. Понятие о воле и ее теории в зарубежной и отечественной психологии
  8. Психические состояния и их характеристика в отечественной и зарубежной психологии
  9. Теории личности в зарубежной психологии и их характеристика
  10. Теории личности в отечественной психологии и их характеристика

Введение

В настоящее время изучение мышления является одной из основных задач психологов. Это связано с изначальным постулатом о единстве сознания и отношений между его отдельными связями. Первоначально изучение мысли приписывалось скорее философам и другим наукам, которые так или иначе с ней взаимодействовали. Мысль относилась к категории как идеального, так и материального. Установив границы, психология начала изучать процесс мышления как материальный. Психология рассматривает мышление не как проявление разума, а как процесс деятельности, который разворачивается посредством системы языка, и только потом приобретает некоторые свернутые формы, и таким образом принимает характер внутренних умственных операций. Мы считаем, что современное исследование мысли требует более тщательного изучения и анализа, что объясняется развитием всех отраслей человеческого бытия и еще более стремительным развитием в будущем. Человеческая жизнь постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Появление таких проблем, трудностей означает, что вокруг нас еще много неизвестного, непонятного, скрытого в реальности. Это требует глубокого познания мира, открытия новых процессов, свойств и связей человека и всего, что его окружает. «Тем не менее, каждый человек что-то думает о себе. Но как он может проверить правильность своих мыслей. Вероятно, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человек знает только свои мысли, а не самого себя».

Цель данной статьи — получить представление о процессе мышления. Как работает этот процесс, каковы его функции, как он формируется в различных ситуациях. Описать основные его виды.

Объектом исследования является мышление, предметом — мышление и когнитивные процессы.

Цель:

  • Описать природу процесса мышления;
  • Рассмотрите основные операции и этапы мышления;
  • Рассмотрите основные типы и уровни мышления;
  • Опишите индивидуальные особенности мышления.

Многие психологи занимались проблемами мышления. Олег Константинович Тихомиров, один из его современников, написал много работ, посвященных мышлению. Лев Семенович Выготский — классик и его фундаментальные труды, такие как «Мышление и речь». Борис Михайлович Теплов и его классические психологические работы о способностях и талантах. Андрей Владимирович Брушлинский с книгой «Мышление и общение. Следует также отметить вклад Жана Пиаже в изучение проблем детского мышления.

Психологическая природа процесса мышления

По своей внутренней структуре процесс мышления представляет собой действие или акт деятельности. Она направлена на решение конкретной проблемы. Эта задача содержит цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которые ее задают. Фактический акт мышления субъекта исходит из различных мотивов. Момент, когда начинается процесс мышления, является проблемной ситуацией. В то же время возникает потребность что-то понять. Удивление или недоумение, противоречие, вопрос или проблема — вот что обычно запускает процесс мышления. «Наличие знаний и способность овладеть ими — необходимые условия для продуктивной работы мышления и развития ума».

Такие ситуации вовлекают человека в мыслительный процесс. Итак, ситуация возникла, и это фактор, который может иметь место, но если в этом деле есть начало, то должен быть и конец. Конец достигается, когда поставленная задача решена. Случай нерешения поставленной задачи воспринимается субъектом как провал или неудача. Процесс мышления в целом является сознательно регулируемым процессом. Эмоциональное состояние мыслителя, напряжение в начале и удовлетворение в конце напрямую связаны с динамикой мыслительного процесса. В целом, весь процесс естественным образом связан со всей душевной жизнью человека. Мышление своеобразно окрашено воздействием определенных эмоциональных состояний субъекта, в том числе любой интеллектуальный процесс исходит из потребностей и интересов человека.

Процесс мышления — это активный, целенаправленный акт воли. Решение проблемы требует значительных волевых усилий для преодоления трудностей мышления. Сознательная целеустремленность необходима для процесса мышления. Осознание задачи перед началом мышления определяет весь процесс мышления. Это своеобразная система сознательно регулируемых умственных операций. Мышление сравнивает, соотносит каждую мысль с задачей, на решение которой направлен мыслительный процесс. Мышление как сознательный процесс характеризуется проверкой, критикой и контролем. Привилегией мышления как сознательного процесса является возможность признания ошибки. Все мыслительные процессы осуществляются в обобщениях. Обобщения выражаются в понятиях — конкретном содержании мысли. Концепты не изолированы, а функционируют в сочетании с визуальными аспектами репрезентации и с языком, который также является своего рода визуальным или слуховым образом. Визуальные элементы включены в процесс мышления. Они включены в виде изобразительных представлений, в виде диаграмм и в виде слов. Концептуальное мышление работает со словами, поскольку оно вербально. Процесс мышления включает в себя слабо и сильно обобщенные изобразительные представления. Как абстрактное значение слова, так и визуальный образ могут быть носителями смысла и содержания.

«Таким образом, мы можем мыслить не только абстрактными понятиями, но и образами, что подтверждается особыми доказательствами существования метафор и художественного мышления в целом».

Изображение, как и изображение предмета, имеет семантическое содержание. Образ, воспринимаемый или воображаемый субъектом, обычно возникает в связи с определенным значением, выраженным в слове: он обозначает объект. Сам образ интеллектуализируется, принимая на себя семантические функции и включаясь в мыслительный процесс. Обобщенное значение образа преобразует чувственное содержание мыслительного процесса, на первый план выходят признаки, связанные со значением, а случайные отходят на второй план. В результате образ воспринимается как более совершенное средство выражения мысли. Переход от репрезентации к схеме является заключительным этапом интеллектуализации образа. Схема играет важную роль. Мы не всегда мыслим развернутыми словесными формулировками; мысль часто предшествует слову. Когда мысль работает быстро, мы как будто отмечаем место этой мысли в какой-то системе, а затем перемещаем ее. Случай, когда мы оперируем мыслью на основе схемы, только способствует предвосхищению еще неразвитой мыслительной системы в нашем сознании. На основе такой схемы мы можем работать только с набросками, не обременяя себя деталями самой мысли. При быстром мышлении человек думает так. Однако для мышления в понятиях наибольшее значение имеет язык, слово. Мышление в понятиях — это в основном вербальное мышление. Слово — это форма существования мысли, ее непосредственная данность. Значение слова, его обобщение — это акт мышления. Процесс мышления протекает в сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений. Словесное обозначение содержания мышления в этом случае выходит за рамки непосредственной наглядности. Преимущество слова в том, что чувственный и визуальный компонент слова имеет только семантическое значение содержания. Только поэтому он может быть пластичным носителем содержания мысли в понятиях. Как правило, человек начинает воспринимать слова как звуковые образы только тогда, когда не понимает их смысла. По этой причине слово является наиболее подходящим средством для обозначения интеллектуального содержания мысли.

В самых разных формах возникает одно из самых сильных сплетений: логическое мышление в понятиях и визуальное содержание. Логико-абстрактное мышление неотделимо от всей чувственно-визуальной основы. Единство логического и сенсорно-имплицитного заключается в том, что мышление исходит из сенсорно-визуального и содержит эксплицитные элементы, в то же время эксплицитно-имплицитное содержание содержит семантическое содержание. Они как будто взаимопроникают и сливаются друг с другом. Будучи сущностно и качественно отличным от всех других психических процессов и сохраняя специфику мышления, мыслительный процесс всегда вплетен в целостность психической жизни. Она входит в связи и пронизывает все стороны психической деятельности — потребности и чувства, волю и намерения, зрительные образы-представления и вербальную форму языка. Направленность на решение проблемы или задачи остается специфической для мышления как мыслительного процесса, для мышления как его содержания — обобщенного отражения более существенных сторон человеческого бытия в понятиях, выводах, суждениях, возможно, ведущих к осознанию глубочайших объективных отношений мира.

Основные операции и фазы мыслительной деятельности

Исходная проблемная ситуация, с которой начинается процесс мышления, свидетельствует о том, что исходная ситуация неадекватно дана в представлениях субъекта. Его аспект случаен, он находится в несуществующих контекстах. А для того чтобы решить эту проблему в результате мыслительного процесса, необходимо прийти к более адекватному познанию аспектов поставленной задачи. Мышление направляется к нему с помощью разнообразных операций. Эти операции представляют собой различные взаимосвязанные и переходные стороны процесса мышления. Этими операциями являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение. Все операции являются различными сторонами основной операции мышления — раскрытия все более значимых объективных связей и отношений.

Сравнение, сопоставление вещей, явлений, их свойств, выявляет различия и тождества. Выявляя различия одних вещей и идентичность других, сравнение приводит к своего рода классификации. Сравнение часто может быть основной формой познания. В то же время это элементарная форма познания. Тождество и различие являются основными категориями разумного познания, появляясь сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, существенных свойств и закономерностей. И это осуществляется через другие аспекты мыслительного процесса или виды мыслительных операций — анализ и синтез.

Анализ, мысленное расчленение объекта, ситуации, явления и выявление составляющих его элементов, аспектов, моментов, частей. С помощью анализа субъект отличает явления от случайных и несущественных отношений, в которых они часто даны в восприятии.

«Анализ, разложение сложного на части, указывает путь к разрешению того, что является жизненно важным для всех рассматриваемых нами доктрин».

Синтез, с другой стороны, восстанавливает целое, которое расчленил анализ, выявляя более или менее существенные связи и отношения между элементами, выделенными анализом. Анализ фрагментирует проблему; синтез объединяет данные для решения проблемы. Мышление, анализ и синтез, идет от смутного представления о предмете к концепции, в которой анализ раскрывает основные элементы, а синтез — существенные связи целого. Анализ и синтез, как и все операции мышления, возникают сначала в терминах действия. Теоретическому анализу предшествует практический анализ вещей в действии, который разбивает их на части для практических целей. В логическом контент-анализе анализ и синтез связаны между собой. И эта связь неразрывна. Анализ без синтеза обычно приводит к механическому сведению целого к сумме его частей. А синтез без анализа невозможен, ибо он должен восстановить в мысли целое в существенной взаимосвязи его элементов. И это уже отличает анализ. Анализ и синтез постоянно переходят друг в друга, они должны покрывать друг друга как две стороны целого. Но они также могут попеременно выходить на первый план. Это обусловлено, прежде всего, характером материала. Если исходные данные не точны и их содержание не ясно, то на начальном этапе неизбежно будет преобладать анализ. Но если в начале мыслительного процесса все данные поступают с достаточной ясностью, то мысль преимущественно пойдет по пути синтеза. В конституции некоторых людей может быть выраженная тенденция к анализу или синтезу. В анализе преобладают аналитические умы, главная сила которых — ясность и точность. Есть преимущественно синтетические умы, главная сила которых — широта синтеза. Но в действительно великих умах, создающих ценную научную мысль, анализ и синтез более или менее уравновешивают друг друга.

Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одного аспекта, одного свойства, одного момента явления или предмета в каком-то существенном отношении и абстрагирование от всего остального. Абстракция в действии, прежде чем абстракция в мыслях на практике. Поскольку действие обязательно абстрагируется от целого ряда свойств объектов, выбирая главным образом те, которые имеют более или менее прямое отношение к человеческим потребностям, именно это и является существенным для практического действия. Примитивная сенсорная абстракция абстрагируется от некоторых сенсорных свойств объекта или явления и выбирает из них другие сенсорные свойства или качества.

Рассматривая предметы, человек может отделить их форму, абстрагировавшись от их цвета, или, наоборот, отделить их цвет, абстрагировавшись от их формы. Из-за бесконечного разнообразия действительности любое восприятие не способно охватить все стороны. Примитивная сенсорная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних сенсорных сторон действительности от других, осуществляется, таким образом, в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Эта изолирующая абстракция тесно связана с непроизвольным вниманием. Примитивная сенсорная абстракция возникает в результате избирательной функции внимания, связанной с организацией действия. Высшую форму абстракции следует отличать от примитивной сенсорной абстракции, не разделяя их. Высшая форма предполагает созерцание абстрактных понятий. От чувственного абстрагирования абстракция переходит к абстрагированию от чувственных свойств объекта и выделению его нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. Отношения между вещами обусловлены их объективными свойствами, которые проявляются в этих отношениях. На этой основе, опосредуя отношения между вещами, мышление может выявить их абстрактные свойства. В своих высших формах абстракция является результатом обнаружения все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Если мы переходим к абстрактному, которое раскрывается через отношения к конкретным вещам, то мысль не отрывается от конкретного, а в любом случае возвращается к нему. Поэтому возвращение к конкретному, от которого мысль удаляется на пути к абстрактному, в любом случае повлечет за собой обогащение знаний. Отвергая конкретное и возвращаясь к нему через абстрактное, познание мысленно реконструирует конкретное в большей полноте его содержания как переплетение многообразных абстрактных определений.

Генерализация или обобщение берет свое начало в плане действия, ибо индивид отвечает на различные стимулы одним и тем же обобщенным действием и производит его в различных ситуациях на основе общности лишь некоторых его свойств. Ибо в разных ситуациях одно и то же действие навязывается разными действиями, но одна и та же схема остается. Такая схема будет, по сути, концепцией в действии, а ее неприменение к другой ситуации — своего рода суждением в действии. Но здесь не имеется в виду суждение как осознанное действие, необходимо подразумевать саму его основу, некий корень и прообраз. Сам процесс обобщения следует понимать как отбор и просеивание того, что уже дано в исходной форме в содержании чувственно воспринимаемых свойств объекта. Этот процесс нельзя назвать тем, что обогащает и углубляет наши знания, но тем, что объединяет. Обобщение сводится к отбрасыванию специфических, единичных признаков и сохранению тех, которые оказываются общими для множества единичных объектов. Общее представлено в форме повторяющегося единственного числа. Это обобщение, очевидно, не может выйти за пределы сенсорной сингулярности, поэтому оно не раскрывает истинную природу процесса, который приводит к появлению абстрактных понятий. С этой точки зрения мы не можем не заметить, что процесс обобщения представляется нам не как открытие новых свойств, а как простой отбор и сортировка из данных, которые даны изначально. Получается, что процесс обобщения скорее обедняет, чем углубляет и обогащает. Действительно, это в корне неверно. Позитивное ядро заключается в раскрытии основных отношений. По сути, это то, что является общим. Из этого можно вывести, уже как вторичный вывод, повторяемость того, что является общим, его всеобщность для целого ряда или класса отдельных объектов. Важно, чтобы то, что связано, тем самым обязательно повторялось. На этой основе обобщение может происходить через сравнение, которое выявляет общее в ряде предметов и явлений. Таким образом, процесс обобщения происходит на низших уровнях и в его более элементарных формах. К высшим формам обобщения мысль приходит через посредничество, через раскрытие отношений, связей, закономерностей развития.

Коротко рассмотрев операцию, мы переходим к этапам, которые также важны. В процессе развитого мышления можно выделить несколько стадий или фаз.

Начальный этап — это более или менее четкое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления, вызванного тем, что ситуация создает впечатление странности. Удивление может быть вызвано неожиданным отказом от привычного действия или поведения. Проблемная ситуация может сначала появиться в плане действий. Эта трудность в плане действий начинает сигнализировать о наличии проблемной ситуации, а удивление дает эту ситуацию почувствовать. А еще необходимо понять проблему как таковую, что требует работы мышления. Но не нужно представлять, что процесс мышления начинается с того момента, когда ситуация определена. Сама формулировка проблемы — это акт мышления, который, в свою очередь, требует мыслительной работы. В процессе мышления все моменты диалектически связаны. Это предотвращает их разрыв и линейное расположение. Сформулировать, в чем состоит вопрос, — это уже подняться до известного понимания. Понять проблему или задачу — значит найти способ или метод ее решения и, возможно, решить ее. Первый признак думающего человека — способность видеть проблему там, где она существует. Появление проблемы — это признак начала мышления и начала понимания.

Решение проблем — это следующая фаза процесса мышления. Это происходит по-разному, в зависимости от характера самой проблемы. Самые простые задачи — это те, где все данные содержатся в визуальном содержании проблемной ситуации. Ваше решение просто должно соотнести визуальные данные и переосмыслить ситуацию. Решение проблем, на которое направлены мыслительные процессы, требует теоретических знаний, обобщенное содержание которых уже выходит за рамки наглядных ситуаций. В этом случае первым шагом мышления будет отнесение возникающего вопроса к определенной сфере знаний. В пределах первоначально определенной сферы осуществляются дальнейшие мыслительные операции, которые дифференцируют знания, с которыми связана данная проблема. Решение или попытка решения проблемы подразумевает использование тех или иных положений имеющихся знаний в качестве методов или средств для ее решения. Иногда они появляются в виде правил, и решение проблем осуществляется с их помощью. Использование правила подразумевает две разные мыслительные операции. Самое сложное — определить, какое правило следует использовать, а другое — применить выбранное правило к конкретным условиям данной проблемы. Решение очень сложной задачи, которая первой приходит в голову, обычно набрасывается путем рассмотрения и сравнения частей условий. Они принимаются за начальные части. Возникает вопрос о несоответствии между набросанным решением и остальными условиями. Если вопрос возникает раньше, чем мысль, то намеченное решение реализуется в виде гипотезы. Признание возникающего решения в качестве гипотезы требует его проверки.

Последний этап — это окончательное суждение в рамках данного мыслительного процесса, которое устанавливает решение достигнутой в нем проблемы. Затем результат мыслительного процесса переходит в непосредственную практику. Практика подвергает процесс мышления решительному испытанию и ставит новые задачи — развитие, уточнение, исправление или изменение первоначально принятого решения.

Обзор и описание различных типов мышления, его уровней

Человеческое мышление включает в себя мыслительные операции различных типов и уровней.

Их познавательная ценность может быть разной. Элементарный мыслительный акт, с помощью которого ребенок решает свои трудности, имеет неодинаковую познавательную ценность. Система мыслительных операций, с помощью которых ученый может решить научную задачу о закономерности протекания каких-либо сложных процессов. Мы можем различать разные уровни мышления в зависимости от того, насколько высок уровень обобщения, насколько глубоко оно идет от явления к сущности, от определения сущности к более глубокому ее определению. Различные уровни мышления, таким образом, — это визуальное мышление в его элементарных формах и абстрактное, теоретическое мышление. Теоретическое мышление, раскрывающее законы своего предмета, является высшим уровнем мышления. Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Он работает с самыми общими категориями и понятиями. Всевозможные научные концепции, теории, методологические основы науки являются продуктом такого рода мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества. Но было бы совершенно неправильно сводить мышление в целом только к теоретическому мышлению в абстрактных терминах. Мы совершаем мыслительные операции не только путем решения теоретических задач, но и путем визуального мышления, поскольку в некоторых случаях мы решаем стоящие перед нами задачи, оперируя в основном визуальными данными. Визуальное мышление и абстрактно-теоретическое мышление объединяются по-разному. Разница между ними относительна и не подразумевает внешней полярности, но она существенна. Все мышление протекает в более или менее обобщенных, абстрактных понятиях, и все мышление включает в себя более или менее яркие чувственные образы; понятие и образ-представление даны в нем в неразрывном единстве. Человек не может мыслить только в представлениях, без понятий, оторванных от чувственных явлений, как и не может мыслить только в чувственно-воображаемых образах, без понятий. Поэтому, правда, невозможно говорить о визуальном и понятийном мышлении как о внешних противоположностях; но все же, поскольку представление и понятие не только связаны друг с другом, но и отличны друг от друга, мы можем выделить в рамках единого мышления, с одной стороны, визуальное мышление, а с другой — абстрактно-теоретическое. Первая отличается тем, что единство представления и понятия, единичного и общего, реализуется в ней преимущественно в форме наглядного образа-представления, а понятие в ней — преимущественно в форме общего понятия. Поскольку это разные уровни или ступени познания, образное и абстрактно-теоретическое мышление являются в то же время, в определенном смысле, разными сторонами одного и того же процесса и одинаково адекватными способами познания разных сторон объективной реальности. Понятие абстрактной мысли отражает общее; но общее никогда не исчерпывает частное и единичное; последнее отражается в образе. «Следовательно, идея, последовательно проводимая особенно в системе Гегеля, будто образ является лишь низшей ступенью познания, которая на высшей должна и может быть без остатка заменена понятием, является заблуждением рационалиста, который ошибочно воображает, что реальность может быть исчерпана понятием. Поэтому мы различаем понятийное мышление и абстрактно-теоретическое мышление не только как два уровня, но и как два вида или два аспекта единичного мышления; на каждом, даже самом высоком, уровне мышления появляется не только понятие, но и образ.

При работе с визуальными данными мы используем визуальное активное мышление и визуальное образное мышление. Визуальное активное мышление — это мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в визуально воспринимаемой ситуации. Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача решается в основном внешними, практическими действиями с реальными, материальными объектами. Визуальное образное мышление — это мышление, при котором задачи решаются не путем манипулирования реальными, осязаемыми объектами, а путем внутренней работы с образами этих объектов.

То, что образ обогащает мысль, можно продемонстрировать на примере любой метафоры. Каждая метафора выражает общую идею; поэтому понимание метафоры требует раскрытия ее общего смыслового содержания в образной форме, так же как использование метафорического выражения требует поиска образов, адекватно выражающих общую идею. Но как это будет выглядеть, если изображение ничего не вносит в общую идею. Вся значимость метафоры заключается в новых оттенках выражения, которые несет с собой метафорический образ; вся ее ценность заключается в том, что она дополняет общую идею, выражая ее. Метафорическая образность выражает общую мысль только потому, что содержит больше того, что дает формулировка мысли в подчиненной клаузе. Образное выражение передает множество дополнительных оттенков свойственной ему выразительности. Оно передает не только сам факт, но и отношение к нему. Сравнение показывает, что с точки зрения говорящего это не пустяковый случай, а нечто важное и значительное. Это также оттеняет момент спонтанности, независимости события от человеческой воли, и тем самым снимает момент личной вины.

Метафорическое живописное выражение

Метафорическое живописное выражение как адекватно выражает общую идею, так и выходит за ее пределы, внося дополнительные оттенки и моменты, не содержащиеся в общей ситуации.

Таким образом, метафорическое выражение может служить ярким доказательством как единства общей идеи, понятия и образа, так и качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Особенностью поэтического образа в данном случае является не его наглядность, а его выразительная сила. Это определение необходимо для понимания художественного мышления. Давайте рассмотрим художественное мышление. Образ, отражающий единичное и конкретное, одновременно обобщает; поскольку это не анемичная абстрактная схема, а изображение живого конкретного человека, полноценный художественный образ одновременно возвышается до статуса типичного, то есть общего. Было бы ошибкой рассматривать картину только как единичное целое. Картина также содержит в себе единство единичного и общего в большей или меньшей степени; они связаны в ней, потому что связаны друг с другом в объективной реальности, которая в ней отражена. Поскольку образ также выполняет обобщающую функцию в художественном мышлении, образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания. Если бы визуальный образ не мог иметь идеологического содержания, то произведение искусства, которое всегда оперирует визуальными образами, было бы либо лишено идеологии, либо тенденциозно. Ведь было бы тенденциозно и нехудожественно создавать произведение, содержащее идеологическое содержание помимо образов, общих формул, и было бы глупо, если бы оно вообще не содержало никакого содержания. По сути, каждое художественное произведение не только может, но и обязательно должно иметь тот или иной идеологический смысл, потому что каждое художественное произведение в той или иной степени выражает определенную идеологию. Вопрос в том, насколько идеально оно это делает.»…каждое произведение искусства содержит в себе внутреннюю дихотомию между содержанием и формой, и….. Именно через форму художник добивается эффекта уничтожения содержания, как если бы оно было стерто».

В подлинно художественном произведении, которое одновременно является идеологическим и художественным, само изобразительное содержание, и только оно, несет свое идеологическое содержание и выражает его иначе, чем это можно сделать в абстрактных формулах и общих определениях. Таким образом, образное мышление — это особый вид мышления.

Наряду с вопросом о наглядно-образном и теоретическом мышлении, в современной психологии возникает вопрос о теоретическом и практическом мышлении. Традиционная психология предполагала внешнее противопоставление мышления и практической деятельности; при изучении мышления рассматривались только абстрактные проблемы научного мышления и теоретическая деятельность, направленная на их решение. Проблема соотношения мышления и деятельности, как ни практична она была, решалась по большей части довольно просто: теоретические операции ума принимались за нечто первичное; эти операции осуществлялись во внутреннем плане сознания; затем на их основе строилась деятельность. Разумное действие, с этой точки зрения, просто переносит результаты теоретического мышления на внешний план действий. Связь мышления и действия всегда мыслилась как односторонняя зависимость деятельности от абстрактного мышления; более того, эта зависимость казалась постоянной на всех этапах исторического развития. Любое действие, которое не является реализацией теоретической мысли, может быть только навыком, инстинктивной реакцией, — проще говоря, не интеллектуальной операцией; поэтому возникает альтернатива: либо действие не имеет интеллектуального характера, либо оно является отражением теоретической мысли. Возможно, исследования В. Келера о человекообразных обезьянах дали новый импульс другой постановке вопроса, которая также в конечном итоге неточна; в связи с этими исследованиями возникла концепция так называемого практического интеллекта. Эксперименты с шимпанзе, основанные на экспериментальной схеме Кёлера, затем были повторены — сначала Кёлером, а затем К. Бюлером — с детьми. Затем последовала серия экспериментов с нормальными и умственно отсталыми детьми и взрослыми. Основная задача практического мышления — подготовить физические преобразования действительности, то есть поставить цель, составить план, проект, схему действий и преобразований. Ее способность заключается в том, что она часто разворачивается в условиях дефицита времени, а также в том, что ее субъект имеет ограниченные возможности для проверки гипотез в условиях практической деятельности. После того, как вы и ваши грибы упали в реку из-за неправильно рассчитанного и построенного поплавка, нет смысла составлять план переправы через реку. С одной стороны, он как бы выражает преодоление взгляда, который видел интеллект только в теоретических операциях абстрактного вербального мышления в терминах: практика и интеллект, практика и мышление объединены в единстве терминов. Противопоставление практического интеллекта и теоретического интеллекта, однако, часто отражало старый дуализм теоретической мысли и практики, который проникал в понимание самого интеллекта и поэтому в некотором смысле углублялся. Любое мышление в конечном итоге связано с практикой, но характер этой связи в разных случаях может быть разным. Теоретическое мышление, мышление, относящееся к практике в целом, не зависит от конкретного случая практики; изобразительно-действенное мышление непосредственно связано с конкретной ситуацией практики, в которой происходит действие. Человек обладает единственным интеллектом. Нельзя говорить о двух разных интеллектах, поскольку это разные механизмы.

Но внутри этого единства, в зависимости от различных условий, в которых протекает процесс мышления, различают разные виды мыслительных операций и характер их протекания. В этом отношении мы можем отличить практическое мышление от теоретического. Если под практическим мышлением понимать мышление, осуществляемое в ходе практической деятельности и непосредственно направленное на решение практических задач, — в отличие от мышления, оторванного от практической деятельности, как особой теоретической деятельности, направленной на решение абстрактных теоретических проблем и лишь косвенно связанной с практикой. Теоретическое и практическое мышление имеют, прежде всего, разные задачи. В то же время, особенно в случае с практическим мышлением, возможны разные случаи: в некоторых случаях практическое мышление, т.е. мышление, вовлеченное в практическую деятельность, должно использовать и результаты абстрактно-теоретической деятельности в силу характера задач, которые ему приходится решать. Это сложная форма практического мышления, в которую теоретическое мышление включено как компонент. Это мыслительная деятельность изобретателя при решении сложных задач, когда требуются более или менее сложные теоретические рассуждения. Однако возможен и другой случай, когда для решения задачи, возникающей в ходе практической деятельности, не требуется абстрактного теоретического мышления: существуют такие элементарные задачи, для решения которых необходимо лишь сориентироваться в данной визуальной ситуации. Практическое мышление, т.е. мышление, вовлеченное в практическую деятельность и непосредственно направленное на решение практических подзадач, в таких случаях принимает форму наглядно-действенного мышления. Наглядно-действенное мышление — это элементарная форма практического мышления, направленная на решение элементарных практических задач. Для доказательства существования особого практического интеллекта часто утверждают, что некоторые люди вполне способны решать очень сложные теоретические проблемы и демонстрируют высокую степень способности к рассуждению. Но иногда они оказываются беспомощными. Когда им приходится искать выход из несколько сложной практической ситуации, и наоборот, люди, которые вполне способны справиться с очень сложными практическими ситуациями, иногда оказываются беспомощными при столкновении даже с элементарной теоретической проблемой. Чтобы объяснить этот факт, необходимо выявить различия между мыслительными операциями, необходимыми в одном случае и в другом. Необходимо учитывать объективное различие решаемых задач. Некоторые задачи по существу требуют выхода за пределы единичной проблемной ситуации, оперирования обобщенными высказываниями и косвенного, опосредованного решения, они требуют теоретического мышления; другие практические задачи могут быть решены на основе данных, представленных в наглядном содержании проблемной ситуации. Мышление, направленное на решение именно таких задач, характеризуется тем, что оно происходит в ситуации действия, в непосредственном действенном контакте с объективной реальностью. Таким образом, «поле зрения» мышления совпадает с полем зрения действия; мышление и действие имеют одну и ту же сферу действия; ход мыслительной операции непосредственно вовлекается в активную ситуацию, в ход практического действия; практическое действие реализует в себе каждый этап решения проблемы и подвергается постоянной непосредственной проверке практикой. Ход мыслительного процесса в конкретной ситуации, его непосредственная связь с практическим действием накладывает на него специфическую печать. Если действие не включено в сам мыслительный процесс, то все решение проблемы должно быть пересмотрено субъектом, поскольку все его звенья должны быть продуманно реализованы и учтены от начала до конца. Во-первых, в ситуации немедленного действия человек может воспринимать только начальную стадию решения, то есть, как бы ни протекало решение, сначала все равно нужно сделать то-то и то-то. Если сейчас и реализовать первый этап решения в практическое действие, то это действие реально изменить проблемную ситуацию, помимо запланированного и ранее предусмотренного ее изменения. Он часто приносит ряд случайных изменений, которые невозможно было предвидеть до практического действия, и которые становятся заметными сразу после действия. Вставленное в ходе мысленной операции действие, осуществляющее очередной запланированный этап решения, освобождает от необходимости предвидеть, воображать, представлять и учитывать все многообразие изменений в проблеме ситуации, которые оно вносит и которые следовало бы предвидеть раньше. В то же время при решении проблемы необходимо мысленно учитывать то, что не находится непосредственно в самом ходе действия. Таким образом, практическое действие частично заменяет ментальную операцию предвосхищения и предвидения некоторых последствий, возникающую на предыдущих этапах решения задачи, и в этом случае является непосредственной частью процесса решения задачи. В этом смысле можно условно сказать, что здесь мы имеем дело с мышлением через действие. Эта функция, выполняемая практическим действием, содержит специфическое преимущество мыслительной операции, которое непосредственно содержится в практическом решении задачи. Но, с одной стороны, эта мыслительная операция предъявляет и специфические требования, отличные от тех, которые накладывает задача обобщенного теоретического решения. Она требует более тонкой наблюдательности и внимания к некоторым конкретным деталям, что предполагает умение использовать для решения проблемы в конкретном случае. Особенное и уникальное в данной проблемной ситуации, которое не полностью содержится в теоретическом обобщении; это также требует способности быстро переходить от размышлений к действиям и обратно. Для некоторых такие переключения являются облегчением, передышкой; для других, медлительных и систематичных умов, они воспринимаются как прерывания, которые вызывают значительные трудности, а иногда даже вносят дезорганизацию в процесс мышления. Совершенно очевидно, что каждый из этих случаев создает различную психологическую ситуацию для мыслительного процесса: у разных людей, в зависимости от их интересов, от всего их склада ума и личности, он, естественно, должен давать различные результаты.

В конечном итоге, особенности различных типов мышления у разных людей в основном обусловлены спецификой задач, которые им приходится решать; они также связаны с индивидуальными особенностями, которые развиваются у них в соответствии с характером их деятельности. Теоретическое и эмпирическое мышление отличаются друг от друга типом понятий, с которыми они оперируют. Теоретическое мышление основано на четко определенных понятиях, которые обеспечивают максимальное согласие между людьми. Эмпирическое мышление — это мышление интуитивными и ситуативно определенными понятиями, более того, в этом случае может быть низкая степень согласия между понятиями, используемыми разными людьми. Не стоит пренебрегать и продуктивным мышлением. Она порождает новое знание, новый материал или идеальный результат. Например, продуктивное мышление — это мышление ученого, который делает новое открытие, писателя, который создает новое произведение, или художника, который рисует новую картину. Репродуктивное мышление — это мышление, которое заново открывает то, что уже известно, или воссоздает то, что уже было кем-то создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные проблемы. При таком типе мышления человек следует по известному, пройденному пути, поэтому такой тип мышления также называют нетворческим. Они также различают интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развивается со временем, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления является достаточно целенаправленным. В отличие от аналитического мышления, интуитивное мышление переплетено во времени, иногда проблема решается в мгновение ока, этапы пропускаются, и в итоге процесс реализуется в минимальной степени. Очень важным в отношении адаптивных функций мышления является его разделение на реалистическое и аутистическое. Реалистическое мышление основано на реалистичных знаниях о мире, направлено на цели, определяемые жизненными потребностями и обстоятельствами, оно подчиняется логическим законам, а его течение сознательно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основано на произвольных, иррациональных предположениях, игнорирующих реальные факты. Его главной движущей и направляющей силой являются неадекватно осознанные или бессознательные желания или страхи. Оно плохо контролируется сознанием. Вербальное мышление — это высший тип человеческого мышления, связанный с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Этот тип работает исключительно на внутреннем, ментальном уровне. В конечном итоге, особенности различных типов мышления у разных людей обусловлены спецификой задач, которые им приходится решать; они также связаны с индивидуальными особенностями, которые формируются у них в соответствии с характером их деятельности.

Заключение

При изучении мышления, как и любого другого психического процесса, психологическая наука учитывает и в определенной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы побуждают данного человека начать ту или иную познавательную деятельность. При каких конкретных обстоятельствах возникла его потребность в анализе, синтезе и т.д. В отличие от психологии, формальная логика абстрагируется не только от связи мышления с сенсорным восприятием, но и от взаимосвязи мыслительной деятельности с потребностями, мотивами и эмоциями. Мышление, мышление — это не «чистое» мышление само по себе, не мыслительный процесс как таковой, а человек, индивид, личность с определенными способностями, чувствами и потребностями. Неразрывная связь между мыслительной деятельностью и потребностями ясно показывает тот важнейший факт, что всякое мышление — это всегда мышление человека во всей полноте его отношения к природе, обществу и другим людям. Характеристики окружающего нас мира, открытые с помощью мышления, очень важны, поскольку позволяют человеку успешно адаптироваться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть определенные факты и события, потому что каждый раз, когда мы думаем, мы как будто добываем знания, которые применимы к целому классу событий, а не только к одному конкретному случаю. Способность находить в новой ситуации общее с предыдущей, находить общее в, казалось бы, разных случаях, является важнейшей отличительной чертой мышления. Мышление обнаруживает, выявляет в окружающем нас мире определенные классы предметов и явлений, которые связаны между собой тем или иным признаком. Таким образом, мышление как познавательный процесс отличается от других тем, что в нем осуществляется обобщение и опосредованное познание объективной действительности, но на основе чувственного познания при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной чертой мышления, поскольку только в процессе действия с предметами становятся очевидными несоответствия между тем, что чувственно дано, что осознается в ощущениях и восприятиях, и тем, что ненаблюдаемо, скрыто. Эти несоответствия явлений и существ вызывают поиск, человеческую деятельность мышления, в результате которой достигается знание, открытие принципиально нового.

Список литературы

  1. Психология мышления. — М.: Academia, 2005. с.288 с.
  2. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». 2008. — с.713
  3. Леонтьев А.Н. «Лекции по общей психологии» Москва 2007 г. — с.511.
  4. акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — С.21
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. — 5-е изд., Спб. — М.: Лабиринт, 1999 г. — с.351
  6. Волков Е.Н. Основные модели управления сознанием (Реформирование мышления) // Журнал практического психолога. — 1996. — № 5
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — СПб, 1997 г. — 256 с.
  8. брушлинский А.В. и др. мышление и общение. — Минск: издательство Минского государственного университета, 1990.
  9. Семенов, И. Тенденции в психологии развития мышления, рефлексии. — Москва, Воронеж: МОДЭК, 2000 г. — с.64.
  10. Соколов А.Н. Внутренний язык и мышление. — М:Издательство ЛКИ — 2007 — с.248
  11. Каплунович И.Я. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. — 1999. — № 1. — с.60
  12. 12 Атаханов Р. Соотношение общих законов мышления и математического мышления // Вопросы психологии. — 1995. — № 5. — с.41.
  13. Завалишина Д.Н. Практическое мышление: особенности и проблемы развития. — М.: Институт психологии РАН, 2005. — с.375.
  14. Ермакова Е.С. Формирование гибкого мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — с.28.
  15. Теплов Б.М. Работы по психофизиологии индивидуальных различий. — М.: Наука, 2004. с.444.
  16. Выгодский Л.С. Психология искусства. — М.: Лабиринт — 2008. с.352.
  17. Мадди С. Теории личности. — СПб: Речь — 2002. с. 539