Оглавление:
Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поиску смысла человеческого существования. Менеджеры учатся работать со своими подчиненными, родители посещают занятия по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и правильно «спорить», учителя учатся помогать своим ученикам справляться с эмоциональными нарушениями и чувством замешательства.
Помимо интереса к материальному благополучию и экономике, многие люди хотят помочь себе и понять, что значит быть человеком. Они стремятся понять свое поведение, развить уверенность в себе, в своих силах. Осознать бессознательные стороны личности, сосредоточиться в первую очередь на том, что с ними происходит в настоящем.
Когда психологи обращаются к изучению личности, то, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это с различными чертами и их проявлениями в поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный перечень черт, с которыми нужно иметь дело, когда мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.
В современной психологии существует семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о характеристиках и структуре личности, свои методы ее измерения. Поэтому мы можем начать со следующего схематического определения: Личность — это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, обеспечивающих индивидуальную оригинальность, временную и ситуационную стабильность человеческого поведения. Психология, учебник для средних школ с гуманитарным уклоном, под редакцией В.Н. Дружинина.
Существуют психодинамические, аналитические, гуманистические, когнитивные, поведенческие, активные и диспозиционные теории личности.
Существует три уровня анализа личности как психологической единицы: свойства индивидуальных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Взаимосвязь черт и блоков личности на всех трех уровнях называется личностной структурой. Некоторые теории, а иногда и разные авторы в рамках одной и той же теории, рассматривают не все уровни, а только один из них. В этом случае имена элементов и блоков сильно различаются. Индивидуальные черты часто называют признаками, чертами, диспозицией, чертами характера, качествами, размерностью, факторами, масштабами личности, а блоки называют компонентами, сферами, инстанциями, аспектами и субструктурами. Каждая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей личности. Большинство моделей являются спекулятивными, и лишь немногие, в основном диспозиционные, построены с использованием современных математических методов.
Психодинамическая теория личности
Основателем психодинамической теории личности, известной также как «классический психоанализ», является австрийский ученый Z. Фрейд.
По мнению Фрейда, основным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), точнее, общая биологическая энергия — либидо (от латыни — желание, тяга). Эта энергия направлена, с одной стороны, на воспроизводство (половое влечение), а с другой — на разрушение (агрессивное влечение). Личность формируется в первые шесть лет жизни. В структуре личности доминирует бессознательное. Сексуальные и агрессивные влечения, составляющие основную часть либидо, не признаются индивидуумом.
Фрейд утверждал, что у человека нет свободной воли. Поведение человека полностью определяется его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он назвал id. Что касается внутреннего мира человека, то при таком подходе он полностью субъективен. Человек является пленником своего внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения. И только подсказки, ложные заявления, сны, а также специальные методы могут дать более или менее точную информацию о личности человека.
Основные психологические характеристики каждого «элемента» личности часто называют чертами характера. Эти черты формируются в человеке в раннем детстве.
На первом, так называемом «оральном» этапе развития (от рождения до 1,5 лет) резкий и резкий отказ матери от грудного вскармливания ребенка формирует такие психологические черты, как недоверие, чрезмерная самостоятельность, и, наоборот, длительное грудное вскармливание (старше 1,5 лет) может привести к формированию доверчивой, пассивной и зависимой личности. Во второй (от 1,5 до 3 лет), «анальной» стадии, жесткое наказание ребенка во время туалетных тренировок порождает «анальные» черты личности — жадность, чистоту, пунктуальность. Разрешительное отношение родителей к обучению детей навыкам пользования туалетом может привести к формированию непунктуальной, щедрой и даже творческой личности.
В третьем, «фаллическом», важнейшем этапе развития ребенка (от 3 до 6 лет), происходит формирование «Эдипова комплекса» у мальчиков и «Электрического комплекса» у девочек. Эдипов комплекс выражается в том, что мальчик ненавидит своего отца за то, что тот прервал свое первое эротическое влечение к противоположному полу (матери). Отсюда агрессивный характер, неуправляемое поведение в сочетании с отказом от семьи и социальных норм, символизируемых отцом. Комплекс «Электра» (влечение к отцу и неприязнь к матери) формирует у девочек отчуждение в отношениях между дочерью и матерью.
Три основных концептуальных блока
Фрейд выделяет три основных концептуальных блока, или случая личности:
Эго («оно») — основная структура личности, состоящая из множества бессознательных (сексуальных и агрессивных) движений; ид функционирует по принципу удовольствия;
Эго («Я») — совокупность преимущественно сознательных познавательных и исполнительных функций психики, которые в самом широком смысле представляют все наши знания о реальном мире; Эго — это структура, служащая Иду, функционирующая по принципу реальности, регулирующая процесс взаимодействия Ида и Суперэго, и являющаяся сценой постоянной борьбы между ними;
Суперэго («суперэго») — это структура, содержащая социальные нормы, установки и нравственные ценности общества, в котором живет человек.
Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограниченного либидо. Тяжелые конфликты могут привести к психологическим проблемам, болезням в человеке. Чтобы снизить напряженность этих конфликтов, личность разрабатывает специальные «защитные механизмы», которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание поведенческих мотивов. Защитные механизмы являются неотъемлемой чертой личности. Вот некоторые из них: репрессия (передача мыслей и чувств, причиняющих страдания, в бессознательное сознание); проекция (процесс, посредством которого личность приписывает свои собственные неприемлемые мысли и чувства другим людям, обвиняя их в своих неадекватностях или неудачах) репрессия (перенаправление агрессии от более угрожающей к менее угрожающей); реактивное воспитание детей (подавление недопустимых побуждений и замена их в поведении противоположными побуждениями); и сублимация (замена недопустимых сексуальных или агрессивных побуждений социально приемлемым поведением, чтобы соответствовать). У каждого человека в детстве формируются свои защитные механизмы.
Таким образом, в рамках психодинамической теории личности существует система сексуальных и агрессивных мотивов с одной стороны и защитных механизмов с другой, а структура личности представляет собой индивидуально изменяющееся соотношение индивидуальных черт, индивидуальных блоков (инстансов) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, поскольку имеет с ней ряд общих корней. Многие представители этого направления были студентами Z. Фрейд. Однако было бы неправильно думать, что аналитическая теория — это своего рода новый, более совершенный этап в развитии классического психоанализа. Это качественно иной подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Самый яркий представитель этого подхода — швейцарский исследователь К. Юнг.
Юнг рассматривал врожденные психологические факторы как основной источник развития личности. Человек унаследует от родителей готовые базовые идеи — «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например, идея Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы, которые специфичны для культуры и индивидуальны. Юнг предположил, что архетипы отражаются в снах и фантазиях и часто встречаются в виде символов в искусстве, литературе, религии и архитектуре. Целью жизни каждого человека является наполнение врожденных архетипов конкретным содержанием. По словам Юнга, личность формируется на протяжении всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основной частью которого является «коллективное бессознательное» — совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли человека ограничена. Поведение человека на самом деле подчинено его врожденным архетипам или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека полностью субъективен в рамках этой теории. Человек может раскрыть свой мир только через свои мечты и свои отношения с символами культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего.
Основными элементами личности являются психологические характеристики индивидуально реализованных архетипов конкретного человека. Эти черты часто называют чертами характера. Например, черты архетипа «персона» (маска) — это все наши психологические характеристики, роли, которые мы отображаем; черты «теневого» архетипа — это наши истинные психологические чувства, которые мы скрываем от людей; черты «враждебного» (духовного) архетипа — это быть храбрым, твердым, мужественным; защищать, охранять, охотиться и т.д.; черты «аниме» (душевного) архетипа — это нежность, мягкость, забота.
Аналитическая модель идентифицирует три основных концептуальных блока, или сферы, личности:
Коллективное бессознательное — основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.
Индивидуальное бессознательное — это совокупность «комплексов» или эмоционально заряженных мыслей и чувств, подавляемых сознательным разумом. Примером комплекса является «силовой комплекс», когда человек тратит всю свою умственную энергию на деятельность, прямо или косвенно связанную с поиском власти, не осознавая этого.
Индивидуальное сознание — это структура, которая служит основой самосознания и включает в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, через которые мы осознаем себя и регулируем нашу сознательную деятельность.
Целостность личности достигается за счет действия архетипа «Я». Главной целью этого архетипа является «индивидуализация» индивидуума или выход из коллективного бессознательного. Это достигается тем, что «Я» организует, координирует, объединяет все структуры человеческой психики в единое целое и создает неповторимость, своеобразие жизни каждого человека. У «Я» есть два пути, два отношения такой интеграции.
Экстраверсия — отношение заполнения врожденных архетипов внешней информацией (ориентация объекта);
Введение — ориентация на внутренний мир, на собственный опыт (ориентация на предмет).
В каждом человеке есть одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выражения может быть очень разной.
Кроме того, Юнг выделил четыре подтипа обработки информации: мышление, ощущение, ощущение и интуиция, при которых преобладание одного из этих типов дает человеку отчетливое экстравертное или интровертное отношение. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности:
Экстраверт — ориентирован на изучение внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый.
Внедренный мыслитель — заинтересован в понимании собственных идей, рациональный, борется с философскими вопросами, ищет смысл в своей жизни, держит дистанцию от людей.
Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальная специфика взаимосвязи отдельных характеристик архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, экстравертных и внутривертных отношений личности.
Теория гуманистической личности
В гуманистической теории личности есть два основных направления. Первый, «клинический» (преимущественно клинический), представлен во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основателем второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые различия между этими направлениями, они имеют много общего.
Представители гуманистической психологии рассматривают врожденные тенденции к самореализации как основной источник развития личности. Развитие личности — это разворачивание этих врожденных тенденций. По словам К. Роджерса, в человеческой психике есть две врожденные тенденции. Первая, которую он называет «тенденцией самореализации», изначально содержит в себе будущие характеристики личности человека в извилистой форме. Второй, «процесс преследования организма», является механизмом контроля над развитием личности. На основе этих тенденций в процессе развития у человека складывается особая личностная структура «я», которая включает в себя «идеальное я» и «настоящее я». Эти подструктуры структуры эго находятся в сложных отношениях — полной гармонии.
Целью жизни, по мнению C. Rogers, является реализация полного врожденного потенциала, чтобы быть «полностью функционирующим человеком», то есть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется в направлении полной реализации себя, свой опыт и свою истинную природу.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические проблемы леворуких детей в школе
- Влияние подземного транспорта на тревожность
- Экстремальные ситуации и реакция на них
- Влияние эмоциональных переживаний на образовательный процесс
- Психология и культура
- Биполярная психика — Общие черты биполярного расстройства
- Психологические аспекты волонтерской деятельности
- Психолого-педагогические аспекты влияния компьютерной зависимости на личность подростка
- Оценка теории личности
- Деструктивное поведение