Оглавление:
Психологическая наука с каждым годом привлекает все больше внимания в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, разного социального статуса и образования. Возможно, это свидетельствует о том, что психология играет важную роль в развитии современного общества, в формировании гуманистического менталитета людей. Основы психологических знаний необходимы каждому современному человеку в его повседневной жизни и деятельности.
W. Вундт создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии в 1879 году в Германии при Лейпцигском университете. В личности В. Вундта как концентрированные объективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний о человеке. Поиск путей разрешения противоречий собственных знаний внес значительный вклад в определение психологии как науки человеческого сознания, которую необходимо изучать экспериментально.
Понятие сознания исходит из философии, является одним из ее базовых понятий и относится к высшему уровню психической активности человека как социального существа. Сознание — это способность человека оперировать образами социальных взаимодействий, действий с объектами, природных и культурных отношений, отдельно от непосредственных контактов с людьми и действий, рассматривать эти образы как условия, средства и ориентиры для своего поведения. Сознание — это неделимое динамическое целое (поток), оно связано с физическими состояниями. Процессы сознания обеспечивают адаптацию человека к новому; умственные операции и телесная деятельность обеспечивают связь с внешней средой как средство удовлетворения потребностей; сохранение жизненного опыта и его оценка необходимы для саморегуляции поведения.
По наблюдениям Д. Деннета, человеческое сознание — одна из последних загадок, окутанная множеством загадок и нерешенных проблем.
Вся история развития психологии связана с поиском ответов на вопрос: Что такое сознание? Одним из способов изучения сознания является изучение его состояний и их изменений, т.е. измененных состояний сознания (ASC). С развитием этого направления возрастают и ожидания получения новых знаний о человеческом сознании. Кроме того, изучение мозговых механизмов АСК позволит приблизиться к разгадке тайн человеческой психики.
Как известно, сознание обладает свойством непрерывности. Одной из наиболее часто используемых метафор для непрерывности сознания является выражение «поток сознания». Непрерывность выражается в способности постоянно изменяться, переходить из одного состояния сознания в другое (динамика сознания); Непрерывность даётся множеством взаимосвязанных «потенциальных форм сознания»; Непрерывность определяется множеством взаимосвязанных «потенциальных форм сознания»; определяет изменчивость и полиморфизм феноменологии АСК (широкий спектр внешних проявлений от мягкого размышления и самоуглубления с отвлечением внимания до тотальной интроверсии с психопатологической продукцией); непрерывность связана с активностью сознания и постоянством направленности действий сознания (преднамеренность); определяет общие функциональные и семантические особенности сознания. Этот список определяет проблему ASC, которая представляет для нас интерес и до сих пор недостаточно изучена.
Происхождение сознания
Сознание, таким образом, является высшим уровнем психической рефлексии объективной реальности, а также высшим уровнем саморегулирования, уникальным для человека как социального существа.
С практической точки зрения, сознание действует как постоянно меняющийся набор сенсорных и психических образов, которые появляются непосредственно перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, можно предположить, что подобная или близкая к ней психическая активность формирования психических образов происходит у более высокоразвитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем ментальное отражение объективного мира в человеке отличается от аналогичных процессов в животных? Что отличает человека от животных, так это не наличие процесса формирования психических образов на основе объективного восприятия объектов окружающей действительности, а конкретные механизмы его хода. Именно механизмы формирования психических образов и особенности работы с ними определяют наличие в человеке такого явления, как сознание. Под рефлективностью понимается способность человека наблюдать за собой, за собственными ощущениями и состоянием. Кроме того, очень важно наблюдать критически, то есть человек способен оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Одной из таких систем координат для человека являются его ценности и идеалы.
Чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо рассмотреть фундаментальные различия между человеком и другими представителями животного мира. Одним из главных различий между человеком и животным является их отношение к природе. Если животное является элементом живой природы и выстраивает свои отношения с ним с позиции адаптации к условиям окружающей среды, то человек не только приспосабливается к природной среде, но и стремится подчинить ее, как бы она ни была, и с этой целью создает для себя орудия труда. С созданием инструментов меняется образ жизни человека. Способность создавать инструменты для изменения окружающей среды указывает на способность сознательно работать. Работа — это особый вид деятельности, присущий человеку, который заключается в осуществлении вмешательства в природу с целью обеспечения условий для своего собственного существования.
Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших появление сознания в человеке: Работа привела к изменению принципов построения отношений между людьми. Это изменение проявилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального сосуществования, а также способствовало развитию языка как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их нравственными нормами, отражающими законы социального сосуществования, стало основой для проявления критичности человеческой мысли. Таким образом, возникли понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной степени способствовало эволюции мышления. В то же время происходила эволюция языка. Это способствовало тому, что человек осознал свое «я» и отличился от своего окружения. В результате язык приобрел свойства, которые позволяют рассматривать его как средство регулирования поведения человека. Все эти явления и закономерности определяли возможность проявления и развития человеческого сознания.
Следует подчеркнуть, что такая логическая последовательность является лишь гипотезой, выдвинутой с рационалистической позиции. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему зарождения человеческого сознания, в том числе занятые с иррациональных позиций. Это неудивительно, ведь по многим вопросам психологии нет единого мнения. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что такие взгляды придерживались классики отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов и др.). Существует ряд фактов, позволяющих установить закономерности, определившие возможность появления сознания в человеке.
Прежде всего, следует отметить, что возникновение сознания в человеке, появление языка и способности к труду были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Мы вправе предположить, что развитие органов чувств не могло происходить в отрыве от развития нервной системы в целом, так как с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в структуре нервной системы и особенно головного мозга. Таким образом, объем мозга человека более чем в два раза превышает объем мозга его ближайшего предшественника, обезьяноподобных великих обезьян.
С появлением человека происходит не только физическое увеличение объема мозга и площади коры головного мозга. Значительные структурные и функциональные перестройки мозга происходят. Резкое расширение коры головного мозга и ее структурная эволюция в первую очередь связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных выполняются исключительно нижними отделами головного мозга, уже требуют участия коры головного мозга в жизни человека. Разумно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, вместе с его социально-историческим развитием, способствовала появлению высшей формы психического развития — сознания.
Сознание и Бессознательное
До Нового времени сознание отождествлялось с психикой в целом; Р. Декарт считал его созерцанием субъекта содержания его внутреннего мира. Такое понимание определило первые (конец XIX века) психологические определения самого сознания как потока феноменально данных переживаний и мыслей. (W.James, E.B. Titchener), а также метод их изучения — систематическое самонаблюдение (интроспекция), направленное на выделение элементов сознания — ощущений, образов и аффектов.
Понятие бессознательного как совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, было впервые сформулировано в философии в XVII в. Г.В. Лейбницом. В 19 веке бессознательное становится предметом психологических исследований (И.Ф. Герберт, Г.Т. Фехнер, В. Вундт). Работы З. Фрейд в области психопатологии в конце XIX века дал новый импульс ее изучению. Согласно его концепции, бессознательное как психическое содержание, не присутствующее в сознании, оказывает на него существенное влияние. Таким образом, в начале XX века появилось понятие двух уровней ментального, сознательного и бессознательного, и их изучение по-разному развивалось в отдельных отраслях психологии.
Соотношение сознательного и бессознательного было впервые рассмотрено Фрейдом, который ввел понятие уровней психической структуры; в современной терминологии их можно описать следующим образом.
- Бессознательное — это содержание, в основном недоступное сознательному разуму, которое включает в себя ценностные ориентации, выравнивания, мотивы и представляет собой энергетическое ядро личности;
- Бессознательное — это эмоционально заряженные воспоминания, которые могут быть реализованы с помощью психоаналитических техник; это все, что когда-то было реализовано и может снова прийти в сознание. В ходе эволюции бессознательное сознание возникло как средство защиты сознательного сознания от ненужной работы и невыносимых нагрузок. Она защищает человека от чрезмерного расходования энергии, защищает от стресса;
- Бессознательное — содержание, которое при необходимости легко приходит в сознание, например, подсознательное восприятие и схема выполнения автоматических действий.
- Сознание — рефлексивное содержание сознания, которое поддается произвольной регуляции.
Современная психологическая наука различает различные состояния сознания, которые отличаются как характером феноменальных переживаний, так и набором поведенческих и психофизиологических показателей
- бессознательное состояние — экстремальное состояние, в котором регистрируются только психовегетативные реакции, отсутствуют проявления познавательных и эмоциональных процессов;
- Сон — состояние, которое включает в себя переживание сновидений, различающихся по степени связности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей; позволяет подпороговое восприятие и частичное вспоминание содержания сновидений;
- Бдительность — это состояние сознания мира и себя, которое поддается самоанализу. Она включает в себя весь спектр психических проявлений в образе действия сознания — восприятие, память, внимание, мышление и саморегулирование.
Особую группу образуют так называемые измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под воздействием психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, психоделики и др.).
Сознание и активная бодрствование
Традиционно западная психология признает два состояния сознания, присущих каждому индивидууму: во-первых, сон, который считается фазой покоя, и, во-вторых, бодрствование или активное состояние. Последнее соответствует активации всего тела, что позволяет ему получать, выбирать и интерпретировать сигналы из внешнего мира, посылать некоторые из них в память или реагировать на них адекватным или неадекватным поведением, в зависимости от предыдущего опыта и способностей. Таким образом, бдительность — это состояние, в котором мы можем адаптироваться к внешней реальности.
Как мы воспринимаем внешний мир и одновременно наш внутренний мир меняется в течение дня. Наше восприятие событий во многом зависит от нашего состояния — напряжены мы или нет, возбуждены или полусонны. Следовательно, обработка информации меняется, иногда кардинально, в зависимости от нашего уровня бдительности и готовности к восприятию сигналов. По мере роста активации организма увеличивается степень бдительности, но адаптация, возможная с определенного момента через бдительность, может быть нарушена, если активация повысится слишком сильно. Это может быть связано с чрезмерной мотивацией, или это может быть результатом серьезной сенсорной дисфункции.
До недавнего времени это экстравертное (или «поверхностное») сознание считалось научной психологией единственным нормальным аспектом, заслуживающим изучения. Согласно этой классической точке зрения, слабая активация приводит к сонливости и сну, в то время как слишком большая активация приводит к дезорганизованному поведению, которое уже считается патологическим явлением, когда человек уже не в состоянии восстановить равновесие.
Однако каждый день приносит новое понимание функционирования мозга и его нейротрансмиттеров, а также того, как постоянно меняется электрическая активность мозга. Кроме того, некоторые ученые — психологи и физики — все больше интересуются восточной культурой, которая рассматривает жизнь во всей ее полноте не как цепь явлений, которые необходимо объяснить, а как неотъемлемую часть Вселенной, частью которой она является.
Внимание западных ученых все чаще обращалось на то, как это мистическое глобальное единство улавливается носителями восточной философии через медитацию и государства транса. В частности, на Западе эксперименты с сенсорной депривацией и анализ переживаний испытуемого в таких условиях позволили приблизиться к изучению «внутреннего мира» испытуемого.
С другой стороны, исследования воздействия лекарств, используемых в терапевтических или других целях, продолжаются; это позволяет глубже понять механизмы работы мозга и то, как эти механизмы могут быть изменены.
Даже действия, которые обычно классифицируются как ненормальные, как при шизофрении или депрессии, в настоящее время все чаще рассматриваются как способ нахождения внутреннего равновесия и выхода из давления внешней реальности. Поэтому их следует понимать как «нормальное» выражение внутреннего мира, а не как аномалию извращенного ума, которая должна быть ликвидирована любой ценой.
Однако даже такое явление, как сон с сопутствующими ему сновидениями, оказывается гораздо более сложным, чем считалось ранее. Теперь известно, что сон — это состояние, имеющее огромное значение в нашей жизни, как по месту, которое он в нем занимает, так и по мозговой деятельности, лежащей в его основе.
Сознание, таким образом, представляет собой мозаику состояний, играющую большую или меньшую роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.
В критических ситуациях человек существует как бы на двух взаимоисключающих уровнях. С одной стороны, он должен быть частью объективного мира, в котором его «я» вынужден соответствовать внешней реальности. Это уровень экстравертированного сознания, функций восприятия и принятия решений. С другой стороны, он погружается в субъективный мир измененных состояний сознания, из которого исключается вся связь с внешней реальностью и временем, и в котором укореняется самое глубокое «Я», в котором, как говорят некоторые, реализуется состояние «океанического союза со Вселенной».
Исследования Д.Л. Спивака
В русской литературе проблема АСК как самостоятельного субъекта впервые была сформулирована в работе Д.Л. Спивака «Лингвистика измененных состояний сознания» (1986). Исследование автора убедительно показывает прямую связь между измененными состояниями сознания и иерархической структурой сознания. Согласно Спиваку (1986), каждый уровень сознания имеет свой «язык», свои интонационные особенности (мелодические контуры, спектры), параметры скорости речи (время чистой речи, продолжительность пауз, скорость артикуляции), т.е. специфическую систему лексико-грамматических инструментов. Зная эти характерные особенности языкового порядка соответствующего уровня и используя специфический «язык», можно наладить продуктивное речевое общение с человеком в АИС.
Применение лингвистического теста в процессе последовательной диссоциации сознания позволило объективно реконструировать этапы, пройденные в развитии русского языка в последние века. Выделенные в ОИС архаичные аспекты лингвистической структуры позволили сравнить язык изменённых состояний сознания с языком клятвы, с реликтовыми сакральными языками.
Д.Л. Спивак предваряет собственные оригинальные исследования с общей панорамой исследовательских программ по проблеме АСК. «Изучение АСК, проводимое большим количеством научных коллективов, в последнее время стало приоритетным направлением в изучении мысли». С 1973 года издается международный «Журнал измененных состояний сознания», библиографические списки содержат тысячи статей по этой теме, которая претерпела особое развитие после Международного симпозиума по измененным состояниям сознания (Торонто, 1978 год).
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Методика социально-психологического анализа межличностных отношений.
- Конфликтные эмоциональные состояния
- Понятие мышления. Теории мышления
- Взаимосвязь биологического и социального в личности
- Детская психология
- Предмет патопсихологии
- Педагогическая рефлексия
- Этнопсихологические особенности личности
- Взаимосвязь психологических защитных механизмов и эмоционального выгорания -Понятие и сущность синдрома эмоционального выгорания
- Представления древних философов о душе