Оглавление:
В книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». есть прекрасные строки о личности — «этой высшей единице человека, которая меняется, как сама жизнь, и в то же время сохраняет свое постоянство». Ведь независимо от опыта, который приобретает человек, от событий, которые меняют его положение в жизни, наконец, независимо от происходящих физических изменений, он остается тем же самым человеком в глазах других людей и для самого себя.»
Серьезные трудности возникают уже при попытке выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».
Личность — это не только предмет психологии, но и предмет философского, социального и исторического знания.
Кратко охарактеризуем особенности леонтьевского понимания личности.
Личность, по его мнению, — это психологическое образование особого типа, которое формируется в результате жизни человека в обществе.
Соподчинение различных видов деятельности составляет основу личности, формирование которой происходит в онтогенезе в течение жизни. Интересно отметить особенности, которые А.Н. Леонтьев не причислял к личности, прежде всего, генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также приобретенные в течение жизни навыки, знания, умения, в том числе профессиональные навыки. Они представляют собой индивидуальные характеристики человека.
По мнению А.Н. Леонтьева, понятие индивид выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, характеристики конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные характеристики, даже генотипически обусловленные, могут изменяться во многих отношениях в течение жизни человека, но они не становятся личностными. Личность — это не индивид, обогащенный предшествующим опытом. Характеристики индивида не трансформируются в характеристики личности. Хотя они трансформируются, но остаются индивидуальными характеристиками, которые не определяют формирующуюся личность, а являются предпосылками и условиями ее становления. Личность, как и индивид, является продуктом интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.
Что такое личность как особое социальное качество человека? Все психологи-интернационалисты отрицают идентичность понятий «индивид» и «личность». Понятия «личность» и «индивид» — не одно и то же.
Личность — это особое качество, которое индивид приобретает в обществе, особое «сверхчувственное» качество. Личность неотделима от системы социальных отношений, в которую она интегрирована. Теперь мы должны прояснить, почему о личности говорят как о «сверхчувственном» качестве индивида. Очевидно, что человек обладает свойствами, доступными для чувственного восприятия: Физические данные, индивидуальные особенности поведения, речи, мимики, жестов, в целом, характеризующие его поведение и внешность и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, которые носят социальный характер и вписываются в сферу индивидуального бытия как системное (внутренне разобщенное, сложное) качество. Только анализ отношений «индивид — общество» позволяет раскрыть основы качеств человека как личности. Для того чтобы понять, на каких основах формируются те или иные качества личности, необходимо рассмотреть их жизнь в обществе, их движение в системе общественных отношений.
Социальные отношения — это часть, сторона, аспект личности как социального качества индивида. Принадлежность индивида к тем или иным сообществам определяет содержание и характер его деятельности, круг и способ общения с другими людьми, то есть особенности его образа жизни и социального бытия. Но образ жизни отдельных людей, тех или иных сообществ людей, как и общества в целом, определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Психология может решить эту задачу вместе с другими социальными науками. Для человека общество — это не просто внешняя среда. Как член общества, он объективно обязательно вовлечен в систему общественных отношений. Конечно, связь между социальными отношениями и психологическими характеристиками личности не является прямой. Оно опосредовано многими факторами и условиями, которые требуют специальных исследований. Если рассматривать жизнь человека в обществе глобально, то следует сказать, что совокупность общественных отношений, вся их система так или иначе определяет социальный статус каждого человека и его развитие. Однако более детальный анализ показывает, что способ вовлечения индивидов в разные типы социальных отношений различен, степень их реализации в жизни каждого человека также различна.
Способ вовлечения и степень участия личности в разных типах социальных отношений различны, в них по-разному формируются связи различных форм деятельности и общения. Другими словами, «реляционное пространство» каждой личности специфично и весьма динамично.
Понятие личности относится к определенным характеристикам, которые принадлежат индивидууму, а также к оригинальности, уникальности индивида, т.е. индивидуальности.
Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не идентичны по содержанию: каждое из них раскрывает определенный аспект индивидуального существования человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных отношений, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но они сверхчувственны по своей природе. Они проявляются в конкретных индивидуальных характеристиках и действиях людей в коллективе, но не сводятся к ним.
Определение личности в отечественной и зарубежной психологии
Межличностные отношения, формирующие личность в коллективе, проявляются вовне в форме общения или субъект-субъектных отношений наряду с субъект-объектными отношениями, характерными для предметной деятельности. Более глубокий взгляд на субъект-субъектные отношения показывает, что они существуют не сами по себе, а опосредованы какими-то объектами (материальными или идеальными). То есть отношение одного индивида к другому опосредовано каким-то объектом деятельности (субъект-объект-субъект).
То, что внешне выглядит как непосредственный акт предметной деятельности со стороны индивида, на самом деле является актом опосредования, причем опосредующим звеном для индивида является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, который выступает в качестве преломляющего аппарата, через который он может воспринимать, понимать, чувствовать объект деятельности.
Все это позволяет понять личность как субъект относительно устойчивой системы межсубъектных отношений (субъект-объектных и субъект-субъектных), складывающихся в деятельности и общении.
Личность каждого человека наделена уникальным сочетанием качеств и характеристик, которые формируют его индивидуальность — сочетание психологических особенностей, составляющих неповторимость человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, качествах познавательных процессов, способностях, индивидуальном стиле деятельности. Так же как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единое целое, но не тождество. Если особенности индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они незначимы для оценки личности индивида и не получают условий для развития так, как в качестве личностей выступают только те индивидуальные особенности, которые наиболее «вовлечены» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека проявляются только тогда, когда они становятся необходимыми в системе межличностных отношений, объектом которых является человек как личность.
Таким образом, индивидуальность — это только один из аспектов личности человека.
С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, происходят в личности, и каждый из них зависит от нее в своем актуальном протекании.
Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, с одной стороны, в индивидуально-личностных различиях. Люди различаются, в зависимости от общего состава их индивидуальности, по способам восприятия и наблюдения, памяти, вниманию (в смысле переключаемости).
Индивидуальные различия проявляются в содержании того, что воспринимается, запоминается, что особенно ярко проявляется в избирательном характере запоминания и забывания.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, они зависят от общего развития личности.
В-третьих, то, что психические процессы человека составляют суть проявления личности, выражается в том, что они не остаются только спонтанными процессами, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые направляют ее на решение задач, поставленных перед ней в жизни. А.Г. Ковалев определил понятие личности как сложное, многоуровневое явление социальной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность, с одной стороны, является продуктом социально-исторического развития, а с другой — агентом социального развития.
Ни одна из социальных наук не может абстрагироваться от человека как социального явления. Однако каждая социальная наука имеет свой собственный аспект исследования. Таким образом, исторический материализм прежде всего изучает личность как часть масс, классов и общества в целом, как агента общественного развития. Психология имеет дело с субъективным миром личности, ее структурой и закономерностями ее формирования и развития. Личность признавалась только за выдающимся человеком как индивидом, действующим по собственной свободной воле; другие люди, рядовые члены общества, согласно этому взгляду, не были личностями. Личность была неотделима от общества.
Человеческое богатство — это продукт общественного производства.
Общество формирует личность для сохранения и развития общества.
Человек является создателем общественного богатства. Человек — сознательное существо, он может выбрать тот или иной образ жизни из множества возможных: быть скромным или бороться с несправедливостью, отдавать все свои силы обществу или жить только личными интересами. Все это зависит не только от социального статуса человека, но и от степени осознания объективных законов и потребностей общественного развития.
Так, исходя из всех определений личности, отечественные психологи принимают в качестве первого подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности социальных по своей природе отношений (А.Н. Леонтьев), подход, характеризующий индивида со стороны его отношений с другими индивидами (А.В. Петровский), в общении с другими людьми (М.И. Лисина).
Исходное понимание личности, таким образом, предполагает специфику последней как порождаемой (а в нашем понимании — реализуемой) включенностью человека в социальные отношения, в систему межличностных отношений.
Структура личности
В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков). Наиболее глубокую и детальную структуру личности предложил К.К. Платонов. Предложенная им динамическая функциональная структура личности содержит как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Исходя из критерия соотношения социального и биологического в чертах личности, в ее структуре выделяются четыре иерархически коррелирующие подструктуры:
- Ориентация личности;
- Опыт;
- индивидуальные особенности психических процессов;
- включает биопсихические характеристики.
Кроме того, в структуре личности выделяются две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии и включают качества из подструктур каждого из выделенных уровней. В то же время каждая из общих подструктур отражает определенный аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в разных видах деятельности (тогда мы говорим о характере личности) или в определенном виде деятельности (мы говорим о способностях человека к этому виду деятельности).
Подструктура личности, называемая «директивность личности», объединяет качества директивности и установки личности, проявляющиеся в виде моральных черт. Черты личности, содержащиеся в этой подструктуре, в своем подавляющем большинстве не имеют прямых врожденных предрасположенностей (за исключением желаний и склонностей), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает такие формы, как желания, стремления, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются также установки и моральные качества человека, а также различные потребности. Эта подструктура формируется через образование.
Подструктура личности под названием «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта в процессе обучения, но с заметным влиянием биологически и даже генетически обусловленных характеристик личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой или готовностью.
Подструктура личности, называемая «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: память, эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля.
Подструктура личности, называемая «биопсихические черты», объединяет характеристики темперамента, возрастные особенности личности и ее патологические характеристики.
Все формы направленности человека являются также мотивами его деятельности. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм ориентации:
- Желание — недифференцированное, неопределенное стремление, направленное на объект или действие в результате той или иной слабо выраженной потребности. Привлечение характеризуется отсутствием четко осознанной, осознанной цели;
- Желание — высшая форма направленности, при которой человек осознает, к чему он стремится, т.е. цель своего стремления;
- Стремление — возникает, когда волевой компонент включается в структуру желания;
- Интерес — это еще более высокая и осознанная форма ориентации на объект, но является лишь стремлением к его познанию;
- Склонность — стремление к определенной деятельности. Идеалы формируются на основе интересов и склонностей;
- Идеал — форма ориентации, воплощенная в конкретном, конкретном образе, на который хочет походить человек, имеющий этот идеал;
- Мировоззрение — это система взглядов, идей и концепций о мире, его законах, явлениях, окружающих человека, природе и обществе;
- Вера — высшая форма направленности личности — это система мотивов, побуждающая человека действовать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Объект педагогической науки
Знания и опыт становятся наукой, когда признаются и различаются область реальности, с которой они имеют дело (это объект науки), и аспект, точка зрения, с которой они изучают явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, образование как особую функцию общества и как педагогические процессы. Образование как особая деятельность возникает в древности и осуществляется в различных формах: от общих занятий в племени и церемоний инициации в первобытных обществах до современных массовых школ и других учреждений. Гораздо позже, чем образовательная деятельность людей, возникает целый ряд педагогических наук, теоретических и прикладных, о воспитании, образовании, обучении.
Образование как предмет педагогики имеет два значения. Образование — это социальное явление, функция общества по подготовке молодого поколения к жизни. Ее осуществляют государственные учреждения, организации, церковь, средства массовой информации и культура, семья, школа — вся социальная структура. В этом смысле образование тождественно понятию «социализация». Социализация — это процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства человеком социального опыта, норм, ценностей. Социализация изучается социологией и психологией, а ее образовательные аспекты рассматриваются ниже. Образование в педагогическом смысле — это специально организованный и контролируемый процесс формирования человека, который осуществляется педагогами в учебных заведениях и направлен на развитие личности.
В настоящее время, однако, большинство авторов в педагогической литературе в качестве предмета педагогики выделяют категорию понятие образование, которое используется в нескольких значениях, в том числе примерно в том же, что и термин образование в абзаце выше. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который сопровождается достижением установленного государством уровня образования (предпосылок). Среди ученых существует спор о том, какой термин наиболее широко и точно определяет предмет педагогики, что приносит определенные неудобства для теории и негативные последствия для практики. Когда мы определяем объект педагогики, мы должны помнить, что изучать — значит объяснять, находить законы, по которым происходят процессы. Поэтому также правильно говорить, что педагогика изучает законы воспитания — устойчивые, объективные, существенные связи между сторонами педагогического процесса, социальными и образовательными явлениями, составляющие основу теории и методики воспитания, педагогической практики.
В связи с развитием системного подхода в науке, некоторые ученые характеризуют предмет педагогики как педагогическую систему — совокупность некоторых взаимосвязанных элементов (средств, методов, процессов), которые в совокупности выполняют функцию формирования личности с определенными характеристиками. Можно сказать, что педагогика изучает педагогические системы. Исследователи (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина) выделили шесть взаимосвязанных структурных элементов ПС: учащиеся, цели образования/обучения, содержание образования/обучения, педагогические/дидактические процессы, средства подготовки учителя и/или предметника, организационные формы педагогической работы. ПС может происходить на разных уровнях: целое общество, отдельное учебное заведение, отдельный учебный предмет. Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики, поскольку образование реализуется как социальная функция и как педагогический процесс в педагогических системах. Элементы ПС фактически называют основными понятиями педагогической науки.
Педагогическая деятельность в рамках ПС также является предметом науки, хотя ее изучают также психология, эргономика и другие науки. Педагогическая деятельность, то есть воспитательная работа учителя, заключается в применении адекватных ПС, в определении целей, содержания, средств воспитания и его результатов. Педагогика создает теории, на основе которых строится педагогическая деятельность.
Таким образом, объектом педагогики является воспитание как социальная функция и как педагогический процесс; педагогические системы как организационные структуры, в рамках которых осуществляется воспитание; педагогическая деятельность как воздействие на воспитанников с целью их развития и формирования; наконец, законы и закономерности, по которым протекают воспитательные процессы и которые объясняют педагогические явления, действительность.
Взаимосвязь педагогики с другими науками
Помимо внутреннего разделения и связи, педагогика также имеет связи с другими науками. По классификации академика Б.М. Кедрова, она относится к группе прикладных, практических наук вместе с медициной и техническими науками. Его связь с другими науками выражена ниже. Она использует знания других наук о человеке, природе и обществе при изучении своего предмета, то есть педагогики. Она адаптирует методы исследования к своим потребностям и организует сложные междисциплинарные исследования. Часть исследований носит фундаментальный характер, другая часть — прикладной. Педагогика не существует без ориентации на практику, на совершенствование образовательного процесса. Философия обеспечивает методологическую основу педагогики, давая ей знание общих законов природного и общественного развития, эпистемологию (гносеологию). Социология дает педагогике знания о социальной среде, социальных группах и социальных отношениях. Этика и эстетика передают знания о морали и природе эстетического и формируют основу для нравственного и художественного воспитания. Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических производственных процессах, имеющих отношение к образованию. Физиология является научной основой для педагогики и психологии. Для формирования личности необходимо знание человеческого организма, систем жизнеобеспечения, высшей нервной деятельности.
Ближе всего к педагогике стоит психология — наука о сознании и поведении человека. Психология раскрывает законы развития личности, педагогика учит, как целенаправленно управлять ими. Кибернетика, теория управления сложными динамическими системами, играет важную роль в развитии педагогики, поскольку педагогические процессы интерпретируются как процессы управления педагогическими системами. Информатика, наука о сборе, обработке информации, наряду с кибернетикой, очень важна для педагогики: информация — глобальная категория современной науки. Возникло научное направление — педагогическая информатика, которое изучает информационные методы и технологии в педагогике. Ведь в процессе обучения также происходит обработка информации и ее использование. Педагогика основана на знании информации и того, как с ней работать. Создание интеллектуальных систем позволяет нам по-новому взглянуть на обучение: восприятие и получение информации человеком.
Педагогика также связана с другими науками. Педагогическое знание в значительной степени является междисциплинарным, так как человека и его образование изучают многие науки, наряду с педагогикой, которая интегрирует знания о человеке, используя данные, теории и методы смежных наук. Однако педагогика — это отдельная наука, которая имеет свой предмет, систему понятий и теорий, которые должны знать учителя.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Система личностно-центрированного образования
- Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста
- Педагогический менеджмент в вузе
- Музыка в детском саду
- Виды обучения в педагогике
- Контроль в педагогике
- Технология дальтон-план
- Система воспитания в школе «саммерхилл» А.Нилла
- Особенности использования ролевых/обучающих игр на уроках немецкого языка
- Управление образовательными системами на разных этапах их развития