Оглавление:
Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как наши мысли о мире соотносятся с самим миром, — это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.
Суть познания заключается в активном и целенаправленном поиске и приобретении человеком знаний, правильных или искаженных. Когнитивная деятельность раскрывает творческие способности человека, его неисчерпаемую психическую энергию. Часть философии, рассматривающая общие проблемы познания, называется гносеологией или эпистемологией. Некоторые науки — логика, психология, кибернетика, социология — также изучают познание мира человеком со своей точки зрения.
Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, Демокрит, рассматривая познание, различал «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное) познание. Сама истина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне моря». Это приходит не ко всем, а только к мудрым. Сократ поставил и решил вопрос о том, как можно получить истинное знание. Он относил это прежде всего к диалектике как искусству спора, научной дискуссии. Аристотель создал самую совершенную для того времени теорию познания. Он концептуализировал процесс познания с помощью терминов «истина» и «ошибка». Он считал истиной знание, соответствующее вещам, а Аристотель рассматривал ошибку как искажение истины. Этот греческий мыслитель также разработал логику — науку о способах и формах правильного мышления. Он различал субъект и объект познания, четко сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции — Платон — размышлял о природе знания. По его мнению, знание — это «тень идеи», память бессмертной души о том, что было в ней раньше. Скептицизм, который ставил под сомнение возможность познания человеком мира, также появился в античной философии.
В Средние века основные усилия эпистемологии были направлены на утверждение существования Бога как некой высшей причины, источника всего сущего. В философии того времени разум обычно рассматривался как важная интеллектуальная способность человеческой души. Но по своим возможностям она уступала вере. Соответствующий лозунг появился и в философии: знать, чтобы верить в Бога. Таким образом, была провозглашена «обслуживающая» роль разума по отношению к религиозной вере.
Философия эпохи Возрождения считала, что цель разума — открыть некую «божественность», растворенную в природе. D. Бруно, Н. Кузанский отстаивали идею неисчерпаемости и разнообразия природного мира, и познание соответственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.
В философии Нового времени в центре внимания оказался вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание считалось главным условием подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения его свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). Большое место в теории познания занимала борьба между рационализмом (Р. Декарт) и сенсуализмом (Д. Локк), которые по-разному трактовали источники и природу знания, формы его существования.
Элементы познания
Немецкая классическая философия в лице И. Канта пыталась решить проблему познавательных способностей и возможностей человека. Кант различал чувственность, понимание и разум. Философ считал, что в ходе познания возникают непримиримые противоречия («антиномии») разума, и это открывает путь к вере.
Классический марксизм XIX века исходил из принципа эпистемологического оптимизма, то есть убежденности в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид психической деятельности человека, которая по своей сути глубоко социальна. Она тесно связывает познание с практической деятельностью человека и человечества. Считается, что человек может не только познать окружающий его мир, но и практически преобразовать его, привести в соответствие со своим идеалом.
В истории философии сформировался и агностицизм — направление, приверженцы которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения достоверных знаний о мире человеком. Их представители не отрицают ни существования у человека познавательной способности, ни самого процесса познания, но они ограничивают познавательные возможности человека (например, сводят познание мира только к отражению внешних, лежащих на поверхности бытия явлений). Суть агностицизма выражена в словах известного арабского поэта и ученого Омара Хайяма: «Все, что видно, — только видимость, / Только форма — а сути никто не видит, / Не пытайся понять смысл этих образов — / Сиди тихо в стороне и пей вино!». Агностик считает, что «пути Господни неисповедимы», «чужая душа — загадка», «чем больше мы знаем, тем меньше знаем». Агностицизм как точка зрения в эпистемологии обусловлен естественными трудностями и противоречиями процесса познания, его незавершенностью, сложностью и неисчерпаемостью окружающего мира, ограниченностью человеческих способностей (прежде всего, органов чувств), но главное — «скрытыми» существами, законами вещей и процессов.
Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, методы, цель. Основным элементом познания является субъект: именно он выделяет объект познания из окружающего мира, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, т.е. методы, ставит перед собой цель — получение достоверного знания о действительности, т.е. истины. Субъектом может быть только человек или люди (например, социальные группы, группа исследователей или все человечество). Объектом может быть как человек, так и общество, природа.
Познание играет огромную роль в жизни человека и общества. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только приспособился к окружающей среде, но и начал изменять ее. Познание и человеческая жизнь — это практически одно и то же: жизнь означает познание. «Век живи — век учись», — гласит народная мудрость.
Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критическое отношение к себе как залог саморазвития, физического и психического самосовершенствования. Следовательно, познание — это путь к формированию личности. Социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед, происходит на основе познавательной деятельности человечества.
Когнитивная деятельность
Исходя из различных объектов и методов познания, можно выделить следующие типы: 1) обыденный — формируется на основе жизненного опыта человека; 2) мифологический — формируется не на основе чтения древнегреческих или древнеегипетских мифов, как можно подумать, а на основе некритического понимания действительности из-за недостаточного развития саморефлексивности. Ф. Бэкон писал об «идолах», доминирующих в нашем сознании: «пещерный идол», «семейный идол», «театральный идол», «рыночный идол»; 3) художественные — продукты художественного творчества функционируют как основа познания: художественная литература, кино, музыка, изобразительное искусство. Когда человек приобщается к искусству, т.е. слушает музыку, читает художественную литературу, рассматривает картины, он занимается художественным познанием); 4) религиозные — священные книги служат основой. Самые известные из них — Тора, Библия и Коран. Если человек приобщается к религии: читает религиозную литературу, ведет беседы на религиозные темы, ходит в церковь, общается с верующими в Бога, то человек занимается религиозным познанием; 5) Научное — основа — научная литература. Научное познание может быть естественным, если объектом познания является природа, социальным — общество, гуманитарным — человек, техническим — технология; 5) самопознание — когда субъект и объект познания совпадают; когда человек познает самого себя. О великой роли самопознания известно с древних времен.
У древних греков был призыв: «Познай самого себя!». Самопознание необходимо для того, чтобы понять, чем люди похожи друг на друга, чем они отличаются друг от друга, в чем их сильные и слабые стороны. Самопознание формирует самоконтроль, развивает самосознание; 6) сенсорное знание — это знание, реализуемое через органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние; 7) рациональное знание основано на разуме, мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, осуществляемый в ходе практической деятельности.
Обратите внимание, что все перечисленные формы познания взаимосвязаны. Таким образом, человека можно познать не только научными методами, но и художественными средствами и религиозным опытом. И, наконец, на основе самопознания можно распознать человека и других людей. Человека можно воспринимать как чувствами, так и мыслями. Например, когда человек читает художественную литературу, он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.
Таким образом, когнитивная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Типы познания не являются параллельными прямыми линиями, они взаимосвязаны.
Чувства человека — это «мост», соединяющий его с окружающим миром. Именно органы чувств предоставляют информацию, которая затем обрабатывается разумом.
Ступени чувственного и рационального познания
1) Ощущение — отражение в сознании человека отдельных Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, вкусовые ощущения от яблока (грустное, кислое или кисло-сладкое), болевые ощущения, потеря. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения — это твердость, тепло, гладкость этого пишущего инструмента;
2) Восприятие — полный образ объекта, непосредственно
дан в ярком созерцании. Давайте посмотрим на яблоко и воспримем его полностью: цвет (красное, зеленое), форма (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, старое, целое или не целое). Аналогично с карандашом. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер и форму;
3) Репрезентация, обобщенный чувственный образ объекта..,
которые действовали на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что из этого остается в нашем сознании? Образ того, что это было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.
Мы закончили писать и положили ручку в карман. В нашем сознании сохранился образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Отметим следующее, что касается сенсорного восприятия.
Во-первых, природа дала человеку столько ощущений, сколько ему нужно, на том уровне развития, который необходим для нормальной жизнедеятельности. О преимуществах и недостатках чрезмерно развитых органов чувств — в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, когда человек теряет один орган чувств, обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, репрезентация — это этап познания, который связывает сенсорное познание с рациональным познанием, с абстрактным мышлением.
Этапами рационального познания являются:
1) Концепция — форма мышления, которая идентифицирует регулярные связи, существенные стороны, характеристики явлений, которые фиксируются в определениях. Например: яблоко — это фрукт, ручка — письменный инструмент, состоящий из палочки, наполненной чернилами, и каркаса.
2) Суждение — форма мышления, размышления о вещах, явлениях,
процессы деятельности, их свойства и отношения. Суждения устанавливаются в определениях. Суждения могут утверждать что-то, то есть быть ассертивными, или отрицать что-то, то есть быть негативными. Например, яблоко — это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка — это письменная принадлежность;
3) Умозаключение — это форма рассуждения, в которой
новые знания выводятся из ранее установленных знаний.
Суждение 1: Все плоды растут на деревьях. Суждение 2: Яблоко растет на дереве. Вывод: Значит, яблоко — это фрукт, а не овощ.
Умозаключения играют важную роль не только в научных исследованиях, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические выводы является частью работы следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Вывод является ложным, если одно из суждений не соответствует действительности.
Вот пример. Первое утверждение: все мужчины служат в армии. Второе утверждение: Иванов — мужчина. Вывод: поэтому Иванов пойдет в армию.
Ошибка во втором предложении. Не все мужчины служат в армии. В соответствии с Федеральным законом «О военной службе» обязательной военной службе подлежат совершеннолетние мужчины, получившие общее образование и способные к военной службе.
Существует два типа индуктивных и дедуктивных умозаключений. Индуктивная дедукция — это когда идея движется от частного к общему. Другими словами, от фактов к выводам. Пример индуктивного умозаключения: температура моего тела высокая, меня знобит, болит горло. Следовательно, я болен.
Формы мышления
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется в ходе практики и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракции (понятия, категории и т.д.).
Исходя из древней философской традиции, уходящей корнями в античность, можно выделить два основных уровня мышления — разум и понимание. Рассудок — это первый уровень мышления, на котором операции с абстракциями происходят в рамках фиксированной схемы, фиксированного шаблона, жесткой нормы. Это способность последовательно и четко рассуждать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
Основная функция рассуждения — разложение и вычисление. Рассудок в целом невозможен без разума, он всегда необходим, но его абсолютизация неизбежно ведет к метафизике. Разум — это обычное, повседневное, житейское мышление, или то, что часто называют здравым смыслом. Логика разума — это формальная логика, которая изучает структуру предложений и доказательств и фокусируется на форме «готового» знания, а не на его содержании.
Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, характеризующийся прежде всего творческим использованием абстракций и сознательным исследованием собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мысль может постичь суть вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, рассматриваются в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединить многообразное до степени синтеза противоположностей и выявить причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума — это диалектика, представленная как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы.
Процесс развития мысли включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и понимания. Наиболее характерной формой перехода от первого ко второму является трансгрессия сложившейся, сборной системы знаний на основе выдвижения новых — диалектических — базовых идей. Переход разума в понимание связан, прежде всего, с процессом формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знаний, которые были получены на основе разума (диалектическое мышление).
Формы мышления (логические формы) — это способы отражения действительности с помощью взаимосвязанных абстракций, среди которых на первом месте стоят понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, теория и т.д.
Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые указаны в их определениях (понятиях). Например, определение «человек — это животное, которое делает орудия труда» выражает такую существенную особенность человека, которая отличает его от всех других представителей животного мира и выступает как фундаментальный закон существования и развития человека как родового существа.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Джон Локк, английский философ и педагог
- Задача У. Молине и спор рационалистов и эмпириков
- Гносеология Бэкона
- Человек как особый род сущего
- Апории Зенона и споры вокруг них
- Как делят историю китайской философии
- Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев
- Б. Яковенко и его философия
- Тело как предмет философии Ф. Ницше
- Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития