Оглавление:
Когда мы обращаемся к социальному развитию, естественно возникает вопрос: что движет им и кто является субъектами этого развития?
Источники исторического процесса — результат взаимодействия трех независимых миров:
- Во-первых, это мир природы и вещей, который существует независимо от воли и сознания человека;
- Во-вторых, это мир «второй природы»..;
- И в-третьих, мир человеческой субъективности.
Таким образом, источники исторического процесса:
- природные и климатические условия, влияющие на политическую структуру общества;
- процесс разделения труда и развития технологий;
- нравственно-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.
Человеческое общество — это высокоорганизованная, самоуправляемая система, более сложная, чем любая самоорганизованная система в природе. Его характерной чертой является то, что его развитие происходит через деятельность людей, преследующих свои собственные цели. Следовательно, все люди являются участниками исторического процесса. Однако они становятся действующими лицами только в той степени и в то время, когда действуют осознанно, т.е. узнают.
а) их место в историческом процессе;
б) социальная значимость их деятельности;
в) ориентация исторического процесса.
Таким образом, субъектами исторического процесса могут быть: политические партии, классы, нации, народности, отдельные лица, элитные группы и т.д., включая народы и человечество в целом, которые четко осознают свое место и роль в истории.
Сознательность и спонтанность — это качественные особенности форм деятельности людей или типов субъектно-объектного взаимодействия, которые отличаются своими последствиями. Основанием для разграничения этих форм деятельности является соотношение целей и результатов деятельности субъекта, их соответствие или несовместимость. Сознательная деятельность — это такое осознанное, целенаправленное действие субъекта, результаты которого соответствуют заранее поставленной цели. Спонтанная деятельность — это также сознательная деятельность, то есть она осуществляется с участием сознания, является целенаправленной, но ее результаты не соответствуют заранее поставленной цели. Однако существуют не только сознательные или спонтанные действия. Любая сознательная деятельность может иметь элементы спонтанности, и наоборот, любая преимущественно спонтанная деятельность всегда имеет элементы сознания.
Деятельность народа является движущей силой исторического процесса и выступает как единство исторически сложившихся объективных условий и субъективных факторов.
Объективные факторы:
1) природные и климатические условия общества;
2) состояние материального производства;
3) существующая социальная структура общества
4) потребности людей в обеспечении необходимых условий жизни и интересов, которые являются основными мотиваторами человеческой деятельности.
Субъекты исторического процесса
Потребности (потребность в чем-то) могут быть как естественными (биологическими), так и социальными (созданными обществом). Интересы (отношение человека к самой потребности) делятся на личные, групповые и социальные.
Субъекты исторического процесса всегда сталкиваются с проблемой осознания своих интересов. Когда они реализуются, субъект создает свой ментальный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия для достижения цели. Когда цель достигнута, возникают другие потребности. И так до бесконечности. На этой основе сформулирован закон о возрастающих потребностях.
Социальные противоречия, которые всегда являются движущей силой и источником социального развития (основное противоречие между потребностями и их удовлетворением).
Субъективными факторами являются: сознание, духовный мир людей; способности и навыки производственной деятельности; социальный опыт; уровень культуры; организаторские, волевые качества; организация в деятельности людей.
Таким образом, субъективные факторы — это разные типы способности людей своими действиями вносить изменения в определенные аспекты социальной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно взаимодействуют друг с другом. Как только люди узнают об объективных обстоятельствах своей жизни, своих потребностях и наилучших способах их удовлетворения, они действуют сознательно, а не спонтанно. Для удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей (членов общества) необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что приводит к постоянному пассивному, непрерывному развитию общества.
Кто движет историей — выдающиеся личности? Элита? Мессы? Историография, как память человечества, сохранила имена исторических деятелей, правителей и полководцев, с которыми связаны важнейшие исторические события прошлого. Из этого часто делался вывод, что эти выдающиеся исторические деятели были авторами и главными героями истории.
Сторонники этой точки зрения говорили, что массы не способны к творчеству, что они никогда не будут возвышаться до уровня личности, и что массы враждебно настроены по отношению к индивидуальности. Ницше утверждал, что человек — это «бесформенный материал, из которого можно творить, простой камень, нуждающийся в резчике». Это приводит к выводу о необходимости лидера, супермена с сильной волей к власти. Далее было сказано, что общество и личность враждебны друг другу; всегда существует конфликт между общественными и личными интересами, поскольку личность хочет сохранить свою индивидуальность, в то время как общество склонно подчинять ее. В борьбе с обществом могли участвовать только «сильные личности» и, соответственно, они берут на себя ведущую роль в историческом процессе в идеалистическом понимании истории. История народа культа личности
Рядом с этой точкой зрения находится концепция элиты. Эта концепция рассматривает народ, массы как пассивную и разрушительную силу. Носителем творчества является элита, состоящая из наиболее талантливой части народа, наиболее образованной, волевой, энергичной и поэтому наделенной реальной властью.
Большие коллективы, масса простых людей, социальная мысль о прошлом и настоящем часто называют «народом» или «массой народа». Марксизм утверждает роль народных масс как движущей силы истории. Люди — главный создатель, субъект истории. Люди творят историю, создавая культурные ценности своим трудом. Движущей силой истории является классовая борьба. Классовая борьба — это борьба угнетенных, эксплуатируемых масс против угнетателей.
Проблема роли личности в истории
1) Народные массы являются решающей силой исторического процесса; народ — творцы истории. Их деятельность является определяющей силой изменений в обществе;
2) Эта сила исторически развивается и усиливается по мере того, как народные массы осуществляют все более широкий спектр социальных явлений и преобразований на протяжении всей истории.
Однако общество не является однородным. В нем функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные сообщества. Каждое социальное сообщество объединяет объективный общий интерес. Интерес того или иного сообщества — это не только общее мнение, общая позиция, но и общее действие. Этот интерес действительно существует, функционирует в обществе через социальную деятельность, социальную активность. Следовательно, социальные сообщества — это объединения людей, которые руководят программой деятельности по ее реализации в жизни. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни.
В обществе, основанном на частной собственности, борьба социальных групп, общин, классов, национальностей носит объективный характер.
Роль классовой борьбы тесно связана с ролью масс в истории, поскольку люди, поскольку рабовладельческие образования, состоят из классов, а роль каждого класса в истории является не чем иным, как конкретным выражением развития роли масс.
В последней трети 19 века. — В последней трети 19 века и в начале 20 века идея одинокого человека, способного совершать невероятные вещи, в том числе менять ход истории, была очень распространена, особенно среди революционно настроенной молодежи. Это популяризировало вопрос о роли личности в истории, в формулировке Т. Карлайла, об отношениях «героя» и массы.
Проблема роли личности в истории имеет два аспекта, связанных с семантическим содержанием термина «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) стабильная система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или сообщества.
Первый аспект заключается в том, что каждый человек является личностью, активно действует в обществе и выступает в качестве его движущей силы. Индивидуумы и их действия олицетворяют в истории роль масс, классов и других социальных общностей.
Второй аспект — это роль исторической личности, вписавшей свое имя в тот или иной период популярной или человеческой истории.
Первый аспект рассматривает человека как субъекта исторического процесса. Ведь народ, класс, нация не действуют сами по себе. Это зависит от личности, его действий, конкретных действий, зависит от уникальности общественной жизни. Поэтому роль человека как движущей силы истории универсальна и абсолютна. Движущей силой истории является каждый человек. Следовательно, каждый человек является творцом истории, ее движущей силой.
В то же время, каждый человек является носителем своих индивидуальных, присущих ему качеств. Это дает повод для рассмотрения второго аспекта его роли.
Для понимания этого вопроса возникли два подхода:
1) Личность играет преобладающую роль в сюжете;
2) Личность не играет никакой роли в истерическом процессе, так как ее деятельность зависит от объективных условий и невозможно изменить ход событий в мирово-историческом масштабе.
Роль личности «великого человека», по мнению Г.В. Плеханова, выражается в том, что «он видит дальше других и хочет больше, чем другие». Из этого следует, что в реальной истории отдельных стран и народов личность играет чрезвычайно важную роль.
Историческая личность
Роль исторической личности является результатом двух составляющих:
- Во-первых, социальные условия, социальные потребности;
- Во-вторых, индивидуальные характеристики данного человека.
Социальные условия являются решающими. Различные социальные обязательства требуют разных личностей с определенными характеристиками.
Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание социальной потребности и культивирования выдающихся качеств, то есть, с одной стороны, она аккумулирует социальную энергию сил, которые она представляет, а с другой — соединяет эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.
Роль исторической личности сводится к следующему:
1) Он наилучшим образом выражает интересы определенных социальных сил;
2) Он сам, как уникальная личность, делает свой вклад в ход истории.
Социальные изменения — это разнообразные изменения, которые происходят со временем в социальных сообществах, группах, учреждениях, организациях и обществах, в их отношениях друг с другом, а также с отдельными людьми. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений, организаций и учреждений, малых и больших социальных групп, на общественном и глобальном уровнях.
Выделяются четыре типа социальных изменений.
Изменения, связанные со структурами различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Это, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общины — малой группы, профессиональной группы, территории, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностях и т.д.
- изменения, влияющие на социальные процессы, или процедурные социальные изменения.
- изменения, затрагивающие функции различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.
- изменения в сфере мотивации индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.
Все эти виды изменений тесно взаимосвязаны: Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения другого вида.
Важнейшим фактором социальных изменений в различных странах мира за последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, вызванные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Для идеологии — это определенный набор идей и убеждений, выражающий интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняющий социальную реальность сквозь призму этих интересов и содержащий ориентиры (программы) для действий (поведения).
Идеологии не могут быть нейтральными по отношению к социальным изменениям: Через них социальные группы и классы требуют соответствующих изменений или сопротивляются им. Роль идеологии более выражена, когда происходят глубокие изменения, и менее выражена, когда происходят сравнительно небольшие, поверхностные изменения.
В абсолютных монархиях император, король, царь, султан и т.д. практически обожествлялись. Утверждалось, что монарх является воплощением божественной воли или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для имперского Китая, Древнего Египта и Римской империи. В китайских монархиях, однако, титул монарха почитается, а не его личность, и никаких особо выдающихся личных качеств монарху не приписывается: Он обладает властью не в силу этих предполагаемых качеств, а по праву рождения.
Объективное и субъективное
Культура состоит из субъективных элементов, проявляющихся в поведении людей, и объективных элементов, определяющих материальные условия организации.
К объективным элементам организационной культуры относятся символы, торговые марки, дизайн интерьера, цвет стен, мебели, внешний вид сотрудников. Все с ними сталкивались на практике, поэтому понять их не сложно.
Субъективные элементы гораздо сложнее, поэтому давайте рассмотрим их более подробно.
Во-первых, они включают в себя организационные ценности, т.е. эмоционально привлекательные свойства тех или иных объектов, процессов или явлений, которые позволяют им служить в качестве моделей, опорных точек поведения участников организации, признанных большинством из них.
Ключевые ценности, объединенные в системе, формируют философию организации и отвечают на вопрос, что для нее важнее всего.
Обряды и ритуалы являются элементом организационной культуры.
Ритуал — это стандартное событие, которое происходит в определенное время и по особому поводу. Во многих организациях существуют ритуалы, связанные с приветствием новоприбывших, прощанием с ветеранами при выходе на пенсию и другие.
Ритуалы — это серия регулярно происходящих событий, которые оказывают психологическое воздействие на членов организации с целью укрепления лояльности к ней, маскировки истинного смысла определенных аспектов ее деятельности, привития организационных ценностей, формирования необходимых убеждений. Сотрудники многих японских компаний начинают свой рабочий день с пения гимнов.
Картины, легенды и мифы отражают историю организации, унаследованные ценности, портреты ее знаменитых личностей в правильном свете.
Обычай как элемент культуры — это форма отношений, унаследованных от прошлого без изменений.
Нормы и стиль поведения в организации, ее отношение друг к другу и к внешним партнерам, осуществление управленческих действий и решение проблем можно рассматривать как элемент культуры.
Ценности, обряды, ритуалы и нормы поведения, привнесенные из прошлого в настоящее, называются традициями.
Субъективным элементом организационной культуры являются также лозунги, которые представляют собой призывы, кратко отражающие руководящие цели организации.
Образ мышления членов организации, который определяется традициями, ценностями, уровнем культуры и сознания, называется менталитетом.
Объективные и субъективные элементы культуры, которые влияют на окружающую среду (клиенты, партнеры, представители общественности), формируют в их сознании образ организации, то есть ее имидж. Это результат невольного синтеза отдельных проявлений культуры (а также достижений и неудач компании) людьми в неуловимое целое.
Важным методом формирования имиджа являются связи с общественностью.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Учение об антагонизме классов в марксизме
- Вера и знания
- Функции гносеологии
- Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
- Жизнь и учение Г. Сковороды
- Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
- Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости
- Джордж Беркли
- Христианство и Античная философия в 2-ом веке н. э.
- Культура, этнос, язык