Оглавление:
Деятельность — это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых формируется и воплощается психический образ объекта, а опосредованные таким образом отношения субъекта реализуются в его деятельности. Использование предметной деятельности является характерной чертой психологической отечественной науки. Концепция деятельности очень разнообразна. Сеченов говорил о психической деятельности и понимал ее как процессы, осуществляемые рефлексами; Павлов ввел понятие высшей нервной деятельности; Выготский говорил о психических функциях как деятельности сознания; со ссылкой на категории, выведенные К. Марксом (работа — прообраз любой формы человеческих отношений с окружающей средой), интерпретация деятельности приобрела новое значение.
Теория деятельности — это система методологических и теоретических принципов изучения психических явлений. Деятельность, которая опосредует все ментальные процессы, признается основным объектом исследования. Такой подход начал формироваться в русской психологии в 1920-е годы. В настоящей работе мы рассмотрим основные подходы российских ученых к деятельности.
Мужчина как актер в окружении (М.Ю. Басов)
Михаил Яковлевич Басов был пионером в разработке конкретной категории деятельности, которая не может быть сведена к другим формам жизни.
Как психолог Басов изначально выступал за функционалистическую линию, в которой сознание понималось как система взаимосвязанных психических функций. Но взгляд Басова на эту систему имел особый аспект. В его центре, он видел волю как функцию, включающую в себя усилия человека для достижения сознательной цели. Это было связано с его общей ориентацией на научный, экспериментальный анализ деятельности субъекта.
Особый интерес у него вызвал конфликт между индексом воли и невольными, бессознательными движениями. Он исследовал эту тему, активно наблюдая за развитием поведения ребенка. Поскольку в исследовании основное внимание уделялось не внешним движениям как таковым (рефлексам), а их внутреннему значению, Басов, чтобы отличить свой подход от подхода рефлексотерапевтов и бихевиористов, использовал термин «деятельность», а не «поведение» (которое они использовали).
Басов подчеркнул, что под деятельностью он понимает «субъект особой важности», как таковой субъект, у которого есть проблемы, которые не может решить ни один другой субъект».
Если до Басова взгляды на предмет психологии резко противопоставлялись адептами старого убеждения, согласно которому субъектом является сознание, и адептами нового убеждения, которые считали, что субъектом является поведение, то после Басова картина изменилась. Он поднялся над этим конфликтом, как того требует сама логика научного развития. Басов предложил рассматривать деятельность как особую структуру, состоящую из отдельных действий и механизмов, связи которых определяются задачей. Структура может быть стабильной (например, когда ребенок овладел навыком). Однако она также может создаваться каждый раз заново (например, когда задача, которую решает ребенок, требует изобретательности). В любом случае, деятельность является субъективной. За всеми его действиями и механизмами стоит субъект — выразить его словами М.Ю. Басов, «человек как актер в среде».
Центральным в изучении Басовым ребенка и факторов, формирующих его как личность, была проблема развития деятельности и ее истории. Таково основное содержание его книги «Основы общей педагогики» (1928).
В 1930-е годы были предложены две интерпретации деятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889-1960), сформулировавшего принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), разработавшего совместно с другими представителями харьковской психологической школы проблему структурного единства внешней и внутренней деятельности.
Теория единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн)
Теория деятельности С.Л. Рубинштейна, начатая с написанной в 1922 году статьи «Принцип творческой деятельности» и завершенная в 1930-х годах, рассматривает психику как объект анализа через раскрытие ее существенных объективных связей и медиаций, в частности, через деятельность.
Мысль о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), а происходит только через реальные действия с объектами того мира, изменила всю систему прежних представлений о сознании. Зависимость от объективных действий, а не от внешних объектов как таковых, становится важнейшей проблемой психологии.
Сознание, ставя цели, проецирует деятельность субъекта и отражает реальность в сенсорных и ментальных образах. Предполагалось, что природа сознания по своей природе является социальной и обусловлена социальными отношениями. Поскольку эти отношения меняются от эпохи к эпохе, сознание также является исторически изменчивым продуктом.
Основой отношений субъекта с объективным миром является деятельность человека, который, изменяя мир, изменяет себя.
В формулировке С.Л. Рубинштейна принципа ментальной детерминации внешние причины действуют через внутренние условия. Этот подход рассматривает деятельность и сознание как два экземпляра, образующие неразрывное единство, а не как две формы чего-то единого, отличающиеся эмпирическим анализом.
Структура деятельности (А.Н. Леонтьев)
В теории деятельности А.Н. Леонтьева деятельность здесь рассматривается как объект анализа. Поскольку психика сама по себе не может быть отделена от моментов активности, которые ее порождают и опосредуют, то сама психика является формой активности объекта. При рассмотрении взаимосвязи между внепрактической деятельностью и сознанием предполагается, что внутренний уровень сознания формируется в процессе коагуляции исходных практических действий. Согласно этой интерпретации, сознание и деятельность различаются как образ и процесс его формирования, где образ — это «накопленное движение», которое коагулируется через действия. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.
Эти методологические установки были сформированы А.Н. Леонтьевым еще в конце 1920-х годов в сотрудничестве с Л.С. Выготским в рамках концепции истории культуры. Он изучал процессы памяти, которые интерпретировал как предметную деятельность, происходящую в определенных социально-исторических и онтогенетических условиях развития. В начале 1930-х гг. он возглавил Харьковскую школу деятельности и инициировал теоретическую и экспериментальную разработку проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 годах, было показано, что на основе соответствующих действий можно формировать высоту тона даже у людей с плохим слухом к музыке. Он предложил рассматривать деятельность (связанную с мотивом) как состоящую из действий (со своими целями) и операций (согласованных с условиями). Он поставил иерархию мотивов в основу личности, в норму и патологию. Он исследовал широкий круг психологических проблем: зарождение и развитие психики в процессе филогенеза, зарождение сознания в процессе антропогенеза, психологическое развитие в процессе онтогенеза, структура деятельности и сознания, мотивационно-концептуальные сферы личности, методология и история психологии.
Использование теории деятельности для объяснения особенностей человеческой психики основано на концепции высших психических функций, разработанной Л.С. Выготским.
Теория высших психических функций (Л.С. Выготский)
Высшие психические функции — это сложные ментальные процессы, которые являются социальными при их формировании, опосредованными и, следовательно, произвольными. По представлениям Выготского, ментальные явления могут быть «естественными», то есть определяться, прежде всего, генетическими факторами, и «культурными», то есть основываться на прежних, актуальных высших психических функциях, формирующихся исключительно под воздействием социальных воздействий. Главной особенностью высших психических функций является то, что они опосредуются определенными «психологическими инструментами», признаками, возникшими в результате длительного социально-исторического развития человечества, из которых язык является наиболее важным.
Знак является основой символического моделирования явлений объективного мира, которое заключается в подмене одного субъекта или явления другим, что служит цели облегчения моделирования тех или иных отношений исходного субъекта. Она развивается в общей деятельности, поэтому носит условный характер. Она существует в абстрактной форме, не зависящей от какого-либо материального обеспечения. Возможность символического контроля человеческого поведения впервые появляется в процессе использования средств труда, когда в рамках коллективной деятельности формируется свойство опосредованной индивидуальной деятельности. В процессе дальнейшего развития знаки трансформируются из средства преобразования социального опыта в средство самопреобразования, которое также используется индивидом для улучшения социального опыта. Структуры природного языка, диаграммы, карты, формулы и рисунки, символические изображения могут функционировать как знаки.
Знаковое посредничество является основной теоретической конструкцией культурно-исторической теории Л.С. Выготского, как способ управления поведением, осуществляемым самим индивидом. В теории Л.С. Выготского любое психическое развитие рассматривается как изменение структуры психического процесса за счет включения знака, что приводит к трансформации естественных, непосредственных процессов в культурные, опосредованные. Первоначально, в онтогенетическом развитии, знак как психологическое средство опосредовывает отношения между ребенком и взрослым. В этом процессе знак приобретает конкретное значение, соответствующее социальным нормам организации деятельности.
Генезис высших психических функций происходит следующим образом. Сначала высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как межпсихический процесс, и только потом — как внутренний, внутрипсихический. В то же время, внешние средства, опосредующие это взаимодействие, становятся внутренними, то есть происходит интернализация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой расширенную форму деятельности субъекта, основанную на относительно простых сенсорных и моторных процессах, то в дальнейшем деятельность коагулирует в автоматизированные умственные действия.
Формирование добровольных движений, как передача контроля при построении движений к сознательному управлению, происходит следующим образом. По мнению И.М. Сеченова, непроизвольные движения регулируются на основе обратной связи от проприоцептивных ощущений, которые дают информацию о характеристиках выполняемых движений, и экстернорецептивных ощущений, которые обеспечивают анализ признаков конкретной ситуации, в которой выполняется движение. Возможность осознанного контроля над реализацией движения возникает только в связи с появлением социально-трудовой деятельности и языка. Соответственно, управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных вербальных инструкций и самоинструкций. По мнению Л.С. Выготского, добровольная регуляция в онтогенезе носит распределенный характер: взрослый дает вербальную инструкцию, определяющую отраженную цель движения, а ребенок ее выполняет. Позже ребенок развивает способность к саморегулированию движения, используя свой собственный язык, сначала внешне, затем внутренне.
«Мысль и речь» (1934) — самая важная книга Выготского. В нем, подкрепленном обширным экспериментальным материалом, он проследил развитие понятий у детей.
Дальнейшее развитие теории деятельности связано с именами таких ученых как А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и т.д.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению — Понятние и факторы формирования личности школьника
- Психология счастья
- Навыки и приемы творческого мышления — Творческое мышление и его механизмы
- Виды слушания в психологии общения
- Феномен эмпатии, симпатии и антипатии
- Общая характеристика современных стилей руководства предприятием — Факторы формирования стилей руководства
- Анонимный психолог — Личные качества психолога — как основа профессионализма
- Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации — Корпоративная культура как элемент имиджа организации
- Основы гендерной психологии — История возникновения гендерной психологии
- Взаимосвязь уровня устойчивости и переключения внимания и особенностей мышления старших дошкольников — Внимание как психический познавательный процесс