Для связи в whatsapp +905441085890

Стилистика преподавания языка — Стилистические коннотации

Основываясь на идее примата содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили формируются в языке потому, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, трансформационной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и т.д.), и на практике вырабатываются те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного содержания в данной сфере.

Представители традиционной стилистики исходили из положения, что владение стилями — это ¾ искусство выражать одно и то же содержание в разных формах. Функциональная стилистика — это в основном стилистика языка, в то время как традиционная стилистика была в основном стилистикой языка.

Более того, функциональная стилистика рассматривает стиль как статистическую систему, в которой диалектический закон перехода количества в качество реализуется по-разному, а различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в разном количественном выражении качественно общих признаков. Традиционная стилистика рассматривала стили в основном с качественной стороны и старалась, чтобы описание стиля представляло собой перечень (как можно более полный) окрашенных элементов.

Основная задача стилистики ¾ изучение и описание функциональных стилей, особенностей и стилистических свойств отдельных языковых единиц, группировка их (в рамках общей языковой системы) в частные, функционально однородные подсистемы. Они определяют основные понятия, с которыми работает стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Изучение стилистики в высшем образовании имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знание функционального аспекта языка, а значит и языка в целом, которое дает стилистика, служит основой для практической работы, повышает языковую и стилистическую культуру студентов, что является существенной частью их общей культуры.

Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы языковой культуры и методики преподавания языка в средней школе, имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д.

Задачами преподавания стилистики являются: Изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования речевых средств в речи; 2) развитие стилистического чутья, навыков и умений оценивать и правильно использовать речевые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, поставленными говорящим (пишущим), ситуацией и сферой общения.

Стилистика преподавания языка - Стилистические коннотации
Стилистика преподавания языка — Стилистические коннотации

Стилистические коннотации

Языковые единицы, помимо основного значения (денотата), могут иметь дополнительные семантические или стилистические значения и окраски (стилистические коннотации), которые ограничивают возможность использования данной языковой единицы определенными сферами и условиями общения.

Существуют эмоционально-экспрессивный (оценочный) и функционально-стилистический варианты стилистических коннотаций.

Эмоционально-экспрессивные коннотации связаны с выражением отношения к объекту (в широком смысле слова), его оценкой: Заяц, ветка, старуха, директор, лиса, заяц, медведь (о человеке), грандиозный, грядущий, рабочий, административно-бюрократическая система.

Языковые средства с эмоционально-экспрессивной окраской делятся на мелиоративные, выражающие положительное отношение (оценку) к высказыванию (восторженный, восхищенный, неукротимый, одухотворенный), и уничижительные, выражающие отрицательное отношение (главарь, примиритель, белка, угодливый, снисходительный, хвастливый).

Среди положительных окрасок есть возвышенные, торжественные, риторические (несокрушимый, бескорыстный, сила, стремление, внушение), оценочные (славный, великолепный, чудесный), ласковые (дочка, голубка, ягненок) и другие, Среди отрицательных ¾ пренебрежительные (обманщик, химик, врач, болтун, овчарка, стадо баранов, уставился как баран на новые ворота) и презрительные (аноним, обыватель, базарная баба), неодобрительные (лентяй, проныра, дракон), иронические (бобер ¾ обманывать в расчетах, лить бальзам на что-то, калиф на час), оскорбительные (мошенник, змея ¾ о человеке, бюрократ, подлец) и др.

Функциональные и стилистические коннотации основаны на предпочтительном использовании языковой единицы в определенной сфере общения. Традиционно языковые единицы с функционально-стилистической окраской в русском литературном языке делятся на книжные (К): отечество, интеллект, уведомление, чрезмерный, крайний, вполне, начитанный, ахиллесова пята, танталовы муки, ничего, кроме тщеславия и разговорные (Р): болтовня, нахальство, шутка, прорассказать, поставить на ноги, грамм (в род. падеже мн. ч. в род. падеже), на праздник.

Разговорные единицы используются в основном в устной речи, в непринужденном повседневном общении. Их использование в письменной речи ограничено художественной литературой и публицистикой и преследует определенные художественно-выразительные цели ¾ создание словесного портрета, реалистическое изображение быта той или иной социальной среды, достижение комического эффекта и т.д. Они неуместны в научной литературе, в официальных деловых документах. Разговорные средства (Р) близки к разговорному языку, частично находятся на границе литературного употребления, частично представляют собой нелитературные единицы речи: ласка, болтовня, болтать, ругать, дурачиться, как будто готовит, звонить, журнал, торт.

В книге речь идет о стилистически ограниченных единицах речи, фиксированных в своем употреблении, которые встречаются в основном в письменном языке, но не характерны для повседневной разговорной речи, непринужденного общения. Они используются в научной литературе, журналистских работах, официально-деловых документах, а также в художественной литературе. К книжно-языковым единицам относятся те, функционально-стилистическая окраска которых проявляется только при использовании их в повседневном общении (casual conversation): Истина, начало, аналогия, аспект, за, очень, быть в отпуске, килограмм, и единицы, имеющие стилистическую окраску: Санкция, правопорядок, ответчик, истец, снять с себя ответственность, этот филер, по решению (о. дела.), аномалия, окисление, вектор, гипотенуза

Направления современной стилистики

  1. стилистика средств — изучает стилистические средства языка. Это описательная, аналитическая стилистика, характеризует стилистически окрашенные языковые средства, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, средств языковой образности. Она посвящена изучению книжных и разговорных языковых средств.Описывается состав средств, структурный аспект. Ресурсная стилистика — основа для других областей стилистики.
  2. функциональная стилистика — Исследует закономерности функционирования языка в зависимости от коммуникативных задач в различных сферах общения. Изучение стилистических возможностей в зависимости от целей и задач. Изучение закономерностей функционирования языка в различных сферах. Предмет его исследований — использование, функционирование языка. Принципы отбора и комбинирования языковых средств. Функциональная стилистика — это лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения, соответствующих различным видам человеческой деятельности. ФС — одно из центральных направлений современной стилистики. В центре стилистики был и остается ТЕКСТ и, следовательно, законы функционирования языка. Т.О. 2 основных направления стилистики «ресурсная стилистика» (структурная) и функциональная (функциональная).

2.A. Текстуальная стилистика. Изучает структурные и стилистические возможности языковых произведений, композиционные и стилистические формы, конструктивные приемы и функции языковых средств в языке. Стилистика текста — изучает структурно-семантическую организацию текста, его композиционно-стилистические типы и приемы.

  1. Б. Наука о стилях в художественной литературе. Кафедра изучает взаимодействие литературного языка и различных стилей художественной литературы в ее историческом развитии и вопрос о том, насколько литературный язык может отвечать потребностям стилистической ориентации литературы. Центральной проблемой литературной стилистики является изучение языкового вдохновения образа автора в художественном произведении.
  2. практическая стилистика — уместность и релевантность использования того или иного языкового средства. Знание норм определенного функционального стиля, стилистическое чутье, умение уверенно строить язык.
  3. сравнительная (внешняя) стилистика — характерные особенности национальных языков, их сравнение.
  4. диахроническая (историческая) стилистика — изучает процессы формирования функциональных стилей в связи с общественным строем, историческое развитие стилистических систем языка.

Современная стилистика учитывает широкий спектр расширений, которые не ограничиваются анализом стиля художественных произведений. Интересы лингвистов сосредоточены на проблемах использования языка, целях и задачах языкового общения. Отечественная стилистика по своей проблематике шире зарубежной стилистики.

Лингвистические и экстралингвистические факторы в стилистике

Классификация стилей основана на экстралингвистических факторах: сфере применения языка, обусловленной им тематике и цели общения.

В лингвистике, науке о языке, текст понимается как соединение законченных предложений, которые связаны между собой как по смыслу, так и с помощью лексико-грамматических средств языка. Но текст — это скорее не единица языка, а единица речи, потому что мы общаемся не словами и даже не предложениями, а текстами. Каждый текст — это высказывание. И каждое высказывание не может состояться без знания того, кто говорит, о чем он говорит, где он говорит, к кому он говорит. Все эти компоненты — говорящий, субъект общения, среда общения, адресат общения — образуют речевую ситуацию или ситуацию общения.

КОМПОНЕНТЫ речевой ситуации (говорящий, субъект общения, среда общения, адресат общения) составляют ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ТЕКСТА.

Латинское слово EXTRA- означает то, что находится за пределами, в данном случае за пределами лингвистики, то, что не изучается лингвистикой.

СПИКЕР — главный компонент речевой ситуации, ибо экстралингвистические и лингвистические (языковые) средства становятся речью только тогда, когда они связаны с говорящим.

Она определяет выбор языковых средств, с помощью которых оформляется содержание высказывания.

С говорящим связана ЦЕЛЬ высказывания или ДУХОВНОЕ НАМЕРЕНИЕ. Существует три типа целей речи:

ИНФОРМИРОВАТЬ (передавать информацию),

АКТИВИЗИРОВАТЬ (вызывать действие),

АРГУМЕНТ (для убеждения собеседника).

Речевое намерение определяет отношение говорящего к сообщению, которое выражается в оценке содержания высказывания, выделении того, что является наиболее важным в сообщении.

ПРИНЦИП СУММАРНОСТИ — это то, о чем говорится. Она определяет содержание высказывания и придает ему смысл.

СОЦИУМ — это среда, в которой происходит общение, например, в классе, на улице, в гостиничном номере. Среда общения влияет на выбор формы речи: монологической или диалогической, а также на эстетическую сторону речи: формы обращения, стиль общения.

Различают формальные и неформальные условия общения.

АДРЕСАТОР сообщения — это лицо, которому адресовано сообщение. Известный русский ученый М.М. Бахтин считал, что у каждого высказывания есть адресат, даже если оно адресовано самому себе. Нигде нет текста.

Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны, необходимо оценить способность адресата к пониманию: общий фонд знаний, осведомленность в заданном вопросе, текущее психологическое состояние, особенности характера. Учет личности адресата является важным фактором эффективного общения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

Речевая ситуация — это совокупность экстралингвистических условий, необходимых для реализации высказывания. Знание содержания каждого компонента речевой ситуации и его роли в создании высказывания делает сообщение эффективным, то есть влияет на сознание или поведение адресата. Для этого необходимо уметь: 1) определить цель высказывания в соотнесении с объектом и ситуацией общения и подчинить высказывание этому речевому намерению; 2) определить отношения между участниками общения, то есть между говорящим и адресатом.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.

Текст не может существовать без языковых единиц, то есть без самих слов, которые связаны между собой законами смысла и грамматики. Лингвистические законы структуры текста отражаются в двух образованиях, характерных для всех текстов: функционально-смысловой речи и сложных синтаксических целых.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-значимые способы высказывания служат средством программирования высказывания. Они формируют идею, упорядочивают ее, придают ей целостность и завершенность. Они могут функционировать в языке независимо друг от друга, но чаще разные виды речи участвуют в построении сложного текста и определяют его композицию. Поэтому их также называют формами предложения и речи.

Существует три типа языка: ОПИСАНИЕ, НАРРАЦИЯ, ОЦЕНКА.

Теоретическая и практическая значимость стилистики

Теоретическая: стилистика представляет закономерности использования языка в различных сферах общения и их стилистические особенности, обогащая знания о функциональном аспекте языка. Развитие функциональной стилистики ведет к более полному и всестороннему познанию языка и его функционально-стилистических возможностей, к более утонченному представлению стилистической нормы. Язык больше не представляется монолитом. Он может быть семантически преобразован «изобретен заново». Рассматриваются проблемы взаимодействия лингвистического и экстралингвистического, проблема языка (речи) и мышления. Более глубоко понимаются и описываются закономерности построения, использования и интерпретации семантической структуры научного текста. С развитием функциональной стилистики укрепляется ее статус как теоретической дисциплины.

Закладывает теоретические основы ряда прикладных дисциплин (культура языка, практическая стилистика, методы редактирования, школьные методики преподавания Р.Я. и т.д.). Она имеет большое значение как для развития теории языка, так и для ряда прикладных дисциплин, особенно дидактики.

Практические: формирование навыков и умений связного изложения мыслей в устной и письменной форме, приобретение знакомства с основными функциональными стилями (не только теоретическими и практическими — написание эссе в публицистическом стиле) не только орфографической и пунктуационной грамотности и овладение языком как средством общения в различных сферах жизни, т.е. навыками использования стилистически дифференцированной речи. Стилистика помогает поставить учащихся в естественную речевую ситуацию, развивает способность оценивать задачи общения в той или иной сфере, направлена на пробуждение потребности в общении. Она связывает речевое действие с деятельностью общения (понимания) и преобразует искусственную речь в естественное произнесение.

I. Стилистика и лексикология.

Слово может выражать субъективное (+ или -) отношение или оценку говорящего по отношению к предмету, явлению, свойству или действию, которое оно называет.

То есть слово приобретает определенный эмоциональный и оценочный оттенок, что является областью стилистики.

Стилистика изучает выразительные средства лексики языка, исследует все возможные стилистические последствия, принципы употребления слов и словосочетаний в их выразительной функции.

II. стилистика и фонетика.

Фонетика (стилистика звуков) показывает, как отдельные звуки, сочетания звуков, ритм, интонация и т.д. могут быть использованы в качестве средств выражения и стиля для максимально полного воплощения авторского смысла.

III Стилистика и грамматика.

Грамматическая стилистика рассматривает грамматические явления как выразительные языковые средства, придающие различные эмоциональные и стилистические краски высказыванию, отдельные грамматические формы, а также единицы более высокого порядка, в которые группируются отдельные предложения.

Единицы высокого уровня = прямая, косвенная и непрямая речь.

Дисциплина базируется на ряде других теоретических и практических курсов, включая лексикологию, практическую грамматику, теоретическую и практическую фонетику, литературу изучаемого языка, а стилистика также связана с курсами психологии и философии (в разделе «эстетика»).

Связь между стилистикой и дисциплинами о языковой норме (нормативной грамматикой и лексикологией, орфоэпией) основана на том, что любое использование языка обязательно руководствуется общими нормами. И как таковой стилист должен в совершенстве владеть средствами литературного языка. Если бы значения, экспрессивная окраска, диапазон употребления слов и грамматических конструкций были полностью поняты (и описаны), то были бы созданы условия для их сознательного использования при решении всевозможных конкретных задач, которые стоят перед говорящими и пишущими и которые стилистика стремится помочь решить.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Технология свободной школы Саммерхилл
  2. Социально-педагогическая виктимология
  3. Основные идеи и представители педагогики сотрудничества
  4. Направления развития образовательной системы
  5. Технология проблемного обучения
  6. Объект педагогической психологии
  7. Афинская школа воспитания
  8. Особенности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста
  9. Этапы педагогического проектирования
  10. Анализ учебников математики для начальных классов