Оглавление:
Идея свободного формирования личности ребенка получила дальнейшее развитие в Европе на рубеже XIX и XX веков в активном поиске новых подходов к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования.
Защита личных образовательных целей, педоцентризм, свобода, творчество стали характеристиками новой (альтернативной) педагогики, в которой идея свободного образования получила дальнейшее воплощение и реализацию на практике.
Следует подчеркнуть, что идея самоценности детства, высказанная Руссо, стала одной из ведущих у большинства представителей альтернативной педагогики.
Прочитайте учебник З. И. Васильева (с. 332-335) для ознакомления с содержанием этого задания. Обратить внимание на разработку новых концептуальных подходов к проблеме бесплатного образования. Это теоретические положения о роли интереса, самостоятельности и дилетантизма учащихся в построении учебного процесса, идея защиты прав детей (А. Феррье, Ж.О. Декроли, Е.К. Кей).
Одной из самых популярных была концепция свободного воспитания личности ребенка, представленная итальянским педагогом Марией Монтессори (1870-1952) на основе своего опыта. Отметим, что в отличие от Жан-Жака Руссо, акцент делался на изменении социальной школьной среды, создании «пространства для свободного и естественного развития личности ребенка», взращивании творческого начала в человеке. Жан-Жак Руссо также ставил свободное образование в прямую зависимость от естественного воспитания. Первым из естественных прав человека, утверждал он, является свобода.
Руссо выступал против схоластической школы с ее заучиванием, суровой дисциплиной, телесными наказаниями и угнетением ребенка. Он призывал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и потребностями.
Лев Толстой. Толстой сформулировал это правило: «Критерий педагогики — свобода», что послужило основанием для обвинения его в подражании Руссо и продвижении идей «свободного воспитания».
По мнению Толстого, дети по природе своей ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, получившие образование в несправедливом и ничем не идеальном обществе. Рождаясь, человек представляет собой прообраз гармонии, истины, красоты и добра. Очень важно отметить, что настаивание Толстого на бесплатном образовании было форм
Константин Николаевич Вентцель. К. Н. Вентцель был педагогом, представителем теории свободного воспитания. Он отвергал старую школу и настаивал на организации таких учебных заведений, где дети могли бы развиваться совершенно свободно и независимо. Он основал Свободный детский дом (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Он был автором одной из первых в мире «Декларации прав детей» (1917).
Мария Монтессори (1870-1952).Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, была основана на теории свободного воспитания. Она направлена на сенсорное воспитание дошкольников через развитие определенных органов чувств и органов восприятия в сенситивные периоды (т.е. периоды в развитии ребенка, когда он особенно чувствителен к определенным специфическим для данного периода внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации специальной образовательной и активно творческой среды для развития детей дошкольного возраста. Детям должны быть созданы условия для самообразования и самообучения. Она ввела самостоятельные, индивидуальные занятия для детей с материалами. Разрабатывает интересный дидактический материал.
Педагогические идеи Джона Локка
Джон Локк (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский просветитель и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали большое влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко известен как один из самых влиятельных мыслителей эпохи Просвещения и либеральных теоретиков.
Основными сферами интересов Локка были естествознание, медицина, политика, экономика, педагогика, отношение государства к церкви, проблема религиозной терпимости и свободы совести.
Творчество философа и педагога Джона Локка стало выдающимся этапом в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его работах, особенно в педагогическом трактате «Мысли о воспитании» и философском труде «О правлении разума», были четко выражены важные прогрессивные образовательные устремления того времени. В этих работах представлены идеи светского образования, обращенные к жизни. В своих педагогических взглядах Джон Локк выразил свои политические и философские взгляды, а также богатый педагогический опыт, полученный в процессе работы в качестве учителя и домашнего педагога-воспитателя. В начале двадцатого века Локк составил новую педагогическую систему, открыв образовательное движение нового времени — «Система».
Еще во время учебы в Оксфордском университете он познакомился с трудами таких философов, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс. Р. Декарт. На основе научных знаний, накопленных в XVII веке, Локк способствовал дальнейшему развитию материалистической философии, с позиций которой он трактовал проблемы образования.
В своей философской работе «Опыт о человеческом разуме» (1689), содержащей первые теоретические положения, определившие образовательный подход великого философа, Джон Локк конкретизировал положение о происхождении знаний и идей из мира чувств, уже предложенное Ф. Бэконом и Т. Гоббсом, которое стало отправной точкой его педагогической концепции. Локк был первым мыслителем, исследовавшим личность через непрерывность сознания. Он считал, что у человека нет врожденных идей. Он рождается «чистым листом», готовым воспринимать окружающий мир через органы чувств путем внутреннего опыта — рефлексии. «Педагогическая система Д. Локка, изложенная в его трактатах «Некоторые мысли о воспитании», «Об использовании разума», где он поднимает роль воспитания на более высокий уровень и рассматривает проблему воспитания в более широком социально-философском контексте проблемы взаимодействия личности и общества. Поэтому на первый план выдвигалась задача воспитания гражданина, формирования характера, высоких моральных качеств личности.
По Локку, цель жизни и, следовательно, воспитания — обеспечение человеческого счастья, то есть такого состояния, которое можно выразить формулой «здоровый ум в здоровом теле»; поэтому первым условием формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребенка.
Джон Локк по-своему подошел к фундаментальным вопросам педагогики: факторы развития личности и роль образования, цели, содержание образования, методы обучения. Он разработал приемы и методы развития человеческой мысли.
Важнейшие задачи воспитания
Цель воспитания — вырастить джентльмена, способного вести свои дела разумно и осмотрительно, предприимчивого человека, изысканного в своих делах. Главная особенность системы — утилитарность: любой предмет должен готовиться к жизни. Локк не отделяет образование от нравственного и физического воспитания.
Воспитание должно заключаться в том, что воспитуемый должен выработать привычки физические и моральные, привычки ума и воли. Цель физического воспитания — сделать тело настолько послушным орудием разума, насколько это возможно; цель умственного воспитания и обучения — создать прямой разум, который будет действовать во всех случаях в соответствии с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, что дети должны приучаться к самоанализу, самоконтролю и победе над собой.
Воспитание джентльмена включает в себя (все компоненты воспитания должны быть взаимосвязаны):
- Физическое воспитание: способствует формированию здорового тела, развивает смелость и выносливость. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
- Умственное воспитание должно быть подчинено развитию характера, формированию образованного бизнесмена.
- Религиозное воспитание должно быть направлено не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и уважения к Богу как высшему существу.
- Нравственное воспитание означает воспитание способности отказывать себе в удовольствиях, действовать вопреки своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Развитие прекрасных манер, умения вести себя галантно.
- Трудовое обучение служит освоению ремесел (столярное, токарное). Работа предотвращает возможность пагубного безделья.
Важнейший дидактический принцип — основывать обучение на интересе и любопытстве детей. Важнейшими средствами воспитания являются пример и окружение. Сильные положительные привычки воспитываются с помощью ласковых слов и нежных предложений. Телесные наказания применяются только в исключительных случаях наглого и систематического неповиновения. Сила воли развивается через способность переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.
Содержание образования: чтение, письмо, рисование, география, этика, история, хронология, бухгалтерия, родной язык, французский, латынь, арифметика, геометрия, астрономия, фехтование, основные части гражданского права, верховая езда, танцы, мораль, риторика, логика, натурфилософия, физика — вот что должен знать образованный человек. Кроме того, есть некоторые знания в области ремесел.
Как представитель новой буржуазии, Локк видит главную задачу образования в том, чтобы ученик приобрел опыт, необходимый для практической деятельности, чтобы он стал «добродетельным и мудрым человеком», знающим мир и разбирающимся в делах «джентльмена».
«Мудрость в общепринятом смысле я понимаю как умелое и благоразумное управление своими делами в этом мире» («Мысли об образовании»). Мудрость, по его мнению, должна лежать в основе умеренной, скромной, сдержанной, бережливой, осторожной и расчетливой жизни и поступков «джентльмена».
Задачам нравственного воспитания подчинена образовательная программа Локка, целью которой является развитие у учащихся способности к самостоятельным суждениям и рассуждениям, а также предоставление базовых сведений по различным дисциплинам, которые позволят им в будущем более основательно заниматься любой областью знаний по собственному выбору. Для формирования гражданских качеств личности Д. Локк считал крайне важным верховенство разума над эмоциями.
Педагогическая концепция естественного и свободного воспитания Жан-Жака Руссо
Двадцативосьмилетний Жан-Жак Руссо был приглашен главным магистратом Лиона для ухода за его сыном, шестилетним Сен-Мари. Руссо изложил судье свои взгляды на воспитание и образование Сен-Мари в письменном виде. «Проект…» был написан накануне 1740 года Ж.-Ж. Руссо. Идеи этого «Проекта…» позднее легли в основу великой педагогической книги Руссо «Эмиль, или О воспитании».
В 1749 году Ж.-Ж. Руссо написал эссе (конкурсное сочинение на тему, предложенную Дижонской академией: «Способствует ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?»). В этом эссе Руссо резко выступает против всей современной культуры, против социального неравенства. Еще больший успех принесла ему вторая работа «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой он утверждал, что человек был создан природой по принципам удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию и принесло ему несчастье.
Его самые значительные произведения: «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), «Эмиль, или О воспитании» (1762), благодаря которым он прославился как один из самых значительных писателей и представлял новое литературное направление, «сентиментализм». Из-за его антиклерикализма и политического радикализма произведения Ж.-Ж. Руссо были приговорены к сожжению как в Париже, так и в Женеве. Руссо был вынужден скрываться в маленьких швейцарских городках. После пяти лет изгнания он вернулся во Францию в 1767 году, где завершил свои последние работы — «Исповедь», «Прогулки одинокого мечтателя».
Ключом к педагогическим идеям Ж.-Ж. Руссо является дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Он отвергал религию, но утверждал, что все было создано внешней силой. Ж.-Ж. Руссо выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. Он стремился устранить социальную несправедливость путем искоренения предрассудков, подчеркивая тем самым роль образования как мощного рычага социальных изменений.
Ж.-Ж. Руссо органично соединил просветительские взгляды и соображения справедливого переустройства общества, где каждый сможет найти свою свободу и место, что принесет счастье всем. Центральным пунктом педагогической программы Просвещения является естественное воспитание, которое означает такое изменение общества и человека.
Главной темой мысли Руссо была судьба простого человека, мелкого собственника (ремесленника, крестьянина), существование которого должно поддерживаться личным трудом. Без работы, по мнению Ж.-Ж. Руссо, не может быть нормальной человеческой жизни. Но в несправедливом, коррумпированном мире многие люди присваивают себе результаты чужого труда. Только тот, кто живет своим трудом, может быть по-настоящему свободным. Поэтому задачей образования должно стать воспитание человека, который ни от кого не зависит, живет на плоды своего труда, ценит свою свободу и умеет ее отстаивать. И человек, который ценит свою свободу, естественно научится уважать свободу других, основанную на труде. Что отличает Ж.-Ж. Руссо от Локка и его современников, так это его великий демократизм, демократизм человека, выражавшего интересы средних классов.
С самого начала своей карьеры Ж.-Ж. Руссо интересовали проблемы педагогической теории и практики образования. Проект Ж.-Ж. Руссо «Проект воспитания Сент-Мари» свидетельствует о знакомстве его автора с современной педагогической мыслью во Франции. Новаторские идеи современников и предшественников (Шарля Роллина, К. Флери, Ф. Фенелона и других), выдвинувшие идею обновления образования и воспитания, нашли свое выражение в трактате. Обращаясь к известным педагогическим идеям, он сформировался как независимый и оригинальный педагог.
Педагогические принципы Ж. Руссо
- содержание и методы обучения должны способствовать самоопределению и активности ученика. В процессе обучения студент всегда должен быть поставлен в положение исследователя, который сам претендует на открытие научных истин. «Пусть он, — писал Руссо, — приходит к знаниям не через вас, а через себя; пусть он не заучивает науку наизусть, а изобретает ее сам».
- Знания нужно получать не из книг, а из жизни. Книжное обучение, оторванное от жизни, от практики, неприемлемо и разрушительно. 3.
Нужно не учить всех одному и тому же, а учить тому, что интересно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям.
- необходимо развивать наблюдательность, активность, самостоятельное мышление студента на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.
Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо сыграли решающую роль в развитии взглядов на образование в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков. Его взгляды были противоположностью феодальной педагогики и были полны горячей любви к ребенку. Концепция Руссо о воспитании ребенка была проникнута прежде всего духом гуманизма и демократизма. Он настаивал на связи образования с жизнью, с личным опытом ребенка.
Наследие Ж.Ж. Руссо сыграло положительную роль в борьбе прогрессивных педагогов уже в конце XIX — начале XX века против старого консервативного порядка в школе, против жесткого режима, регламентации, ограничений и стеснения свободы детей, за их раскрепощение, свободное развитие, уважение к природе ребенка.
Взгляды Ж.-Ж. Руссо оказали значительное влияние на немецких педагогов-филантропов, на его последователей — И. Г. Песталоцци, русского Л. Н. Толстого и др. Педагогическая система Ж.-Ж. Руссо была и остается очень популярной среди домашних воспитателей. Руссо разработал оригинальный метод получения знаний ребенком, основанный на самостоятельном исследовании явлений окружающей жизни. Он ставит своего Эмиля в положение исследователя, который открывает научные истины, изобретает компас и т.д.
Пытаясь разработать программу интеллектуального воспитания «нового свободного» человека, Ж.-Ж. Руссо ставил независимость, самостоятельность, наблюдательность, любознательность ребенка выше предрассудков систематического знания. Предложенный Руссо скудный запас интеллектуальных знаний, конечно, недостаточен для воспитания «нового человека».
Помимо интеллектуального образования, свободный человек, по мнению Ж.Ж. Руссо, должен овладеть навыками физического труда, различными видами ремесел, различными профессиями труда, тогда он действительно сможет заработать свой хлеб и сохранить свою свободу. «Голова Эмиля — это голова философа, а руки Эмиля — это руки ремесленника». Теперь Эмиль подготовлен к жизни, и на шестнадцатом году Руссо возвращает его в общество. Наступает четвертый период, период нравственного воспитания, и его можно дать только в обществе. Развращенный город больше не боится Эмиля; он достаточно закален против соблазнов и пороков города. Ж.-Ж. Руссо представляет три задачи нравственного воспитания: Воспитание в добрых чувствах, в добрых суждениях и в доброй воле, в которых он представляет себе «идеального человека» — мелкого буржуа.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Метод изучения педагогической документации
- Структура процесса обучения
- Задачи экологического воспитания в доу
- Методика формирования у дошкольников синтаксической стороны речи
- Теоретические основы дошкольного образования
- Методология и методы психолого-педагогических исследований
- Модульное обучение в ВУЗе
- Творческое развитие личности ребенка 5-6 лет в продуктивных видах деятельности
- Ведущие факторы развития личности: наследственность, среда, воспитание
- Условия успешного воспитания ребенка в семье