Оглавление:
Дисциплина должна рассматриваться с первой минуты вашего общения с детьми: четкие указания им, ваша упряжь, своевременное начало занятий, соблюдение поведения в спортзале, на прогулке, своевременное забирание детей на парковке и так далее. — Вот на что вам нужно обратить внимание.
Дисциплина — это необходимое качество для любого человека, способность подчинять свои действия требованиям долга, правилам и нормам, принятым в обществе.
Поведенческая культура является важной частью общей культуры человека. Культура поведения, культура межличностных отношений, общения между людьми играет важную роль в жизни каждого человека.
Радикальные социально-экономические преобразования современного общества с особой остротой ставят проблему формирования поведенческой культуры у детей дошкольного возраста. Интерес к проблеме формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи. Дошкольные образовательные учреждения являются одной из важнейших задач формирования базовой культуры личности, нравственных качеств и культуры поведения с раннего детства.
Формирование культуры поведения у детей — одна из актуальных проблем науки и практики. Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных трудах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсона, Л.И. Божович, А.М. Виноградова, С.Н. Карпова и др. В их работах раскрывается сущность основных понятий нравственного воспитания, выявляются методы и приемы нравственного воспитания дошкольников.
Изучению содержания культуры поведения дошкольников были посвящены работы Е.К. Сусловой, В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной и др. Есть работы, анализирующие педагогическое наследие писателей, видных ученых и педагогов, внесших значительный вклад в развитие культуры поведения детей (Т.И. Когачевская, Р.Н. Курманхояева, Т.В. Лукина и др.).
Для успешного формирования поведенческой культуры у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Эта проблема рассматривалась многими исследователями (С.В. Петерина, В.Г. Нечаева, ТА. Маркова, Р.И. Жуковская, СА. Козлова, Г.Н. Година, Е.Г. Пилюгина и др.).
В настоящее время большинство исследований по формированию поведенческих культур относится к подростковому и младшему школьному возрасту. Данные за период старшего дошкольного возраста представлены недостаточно. Как показывает анализ литературы, нет комплексного исследования о способах формирования и воспитания культуры поведения в разных видах деятельности дошкольников, в котором решающая роль отводилась бы ролевой игре — ведущему виду деятельности этого возрастного периода. Настоящее исследование было проведено с целью восполнить этот пробел.
Несмотря на многогранность и объем исследований по данной проблеме, возможности ролевой игры как мощного средства формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста изучены недостаточно.
В настоящее время можно отметить противоречие между объективной потребностью общества в воспитании личности, обладающей культурой поведения, и недостаточной разработанностью проблемы воспитания культуры поведения дошкольников в ролевой игре в дошкольном образовательном учреждении. Установленное противоречие приводит к проблеме исследования: каковы возможности ролевой игры в формировании культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста?
Воспитание дисциплины
Монтессори вводит новую концепцию в отношении дисциплины — активную дисциплину, основанную на свободе. Дисциплинированный ребенок — это тот, кто способен контролировать себя и свободно распоряжаться собой, «независимый и легко справляющийся с повседневной практикой жизни». Свобода деятельности, свободный выбор занятий и дидактических материалов способствуют укреплению дисциплины. Монтессори считала, что у ребенка нет времени на шалости, когда его руки заняты работой.
Прежде всего, дисциплина должна соблюдаться во взаимодействии детей друг с другом; поэтому педагог должен пресекать все, что может оскорбить или навредить другому ребенку. Для этого используется «метод изоляции», при котором непослушный ребенок сидит на стуле вдали от других детей и наблюдает за тем, что они делают. Монтессори отметила, что хотя такие действия педагога связаны с принуждением, они не являются угрожающими или осуждающими. Эта практика «почти всегда оказывала успокаивающее действие на ребенка», — отмечала Монтессори.
Совместная работа, а также совместные игры помогают ребенку почувствовать себя членом детского сообщества и развивают умение работать в группе. Систематическая совместная работа с другими детьми помогает ребенку почувствовать себя «членом большого живого сообщества». Совместный труд привлекателен для детей, но садовник делает все возможное, чтобы превратить совместную работу в праздник: например, посадка семян сопровождается песней, а рассматривание цветка — стихотворением. Организация службы на общей территории развивает в детях дисциплину и ответственность за общее дело.
По мнению Фребеля, наблюдение детей за развитием природы, помимо практического результата, имеет и символический характер. Таким образом, наблюдение за «преобразованием и развитием» природы приводит ребенка к пониманию человеческого развития и своего собственного развития и преобразования.
Активное психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста способствует формированию более высокого уровня осознанности поведения по сравнению со средним дошкольным возрастом. Дети 6-7 лет начинают понимать важность моральных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих действий. Их поведение становится более целенаправленным и обдуманным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля и порядка. В дошкольном возрасте дети приобретают первый опыт нравственного поведения, первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение заниматься интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей среды.
Совместная работа, а также совместные игры помогают ребенку почувствовать себя членом детского сообщества и развивают умение работать в группе. Систематическая совместная работа с другими детьми помогает ребенку почувствовать себя «членом большого живого сообщества». Совместный труд привлекателен для детей, но садовник делает все возможное, чтобы превратить совместную работу в праздник: например, посадка семян сопровождается песней, а рассматривание цветка — стихотворением. Организация службы на общей территории развивает в детях дисциплину и ответственность за общее дело.
Сегодня люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которая будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплиной. Такое общество требует нравственного воспитания каждого.
Исследованиям проблемы обеспечения культуры поведения детей дошкольного возраста были посвящены работы Е.К.Сусловой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре Л.Ф.Островского, СВ. Петерина и т.д.
Подходы исследователей к проблеме формирования дисциплинированности у детей дошкольного возраста
Вечность и актуальность проблемы нравственного воспитания детей неоспорима. Вопрос о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности признавался и поднимался в педагогике с древнейших времен. Его корни уходят в Древнюю Грецию, где идеальным мужчиной считался тот, кто был красив в физическом и моральном смысле.
Спустя столетия Я.А. Коменский в своем трактате «Назидание нравов» привел высказывание римского философа Сенеки: «Сначала научись хорошим манерам, потом мудрости, ибо без первого трудно научиться второму». Он также процитировал известную пословицу: «Тот, кто хорош в науках, но недостаточен в хороших манерах, больше отстает, чем преуспевает»
При разработке педагогических вопросов Иоганн Герберт ставил во главу угла нравственное воспитание. В частности, ратуя за то, чтобы дети были покорными и дисциплинированными и безропотно подчинялись авторитетам, он писал: «Единственная задача воспитания может быть полностью выражена одним словом — нравственность»
Л.Н. Толстой высоко ценил нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которые должен знать человек, самая важная — это наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Однако классический педагог прошлого полно и ясно описал роль нравственного воспитания в развитии личности, К.Д. Ушинский. В своей статье «О нравственном воспитании» он писал: «Мы убеждены, что нравственность не есть необходимое следствие обучения и умственного развития, мы еще убеждены, что нравственное влияние есть главная задача воспитания, гораздо более важная, чем развитие ума вообще, наполнение головы знаниями…».
Вопросам нравственного воспитания уделяется большое внимание со стороны современных педагогов и психологов. Как показывают исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания с методами убеждения, накопления положительного нравственного опыта. Ученые в своих работах подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития моральных установок
Дошкольное детство — важный период в воспитании поведенческой культуры. По мнению В.Г. Нечаевой и В.И. Логиновой, этому способствует высокая восприимчивость и внушаемость ребенка. Известные слова выдающегося педагога А.С. Макаренко: «Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенок еще очень далек от грамотности, когда он только немного научился видеть, слышать и говорить».
Методы и приемы формирования дисциплинированности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
В воспитании культуры поведения большое значение имеет моральный аспект, поэтому необходимо уделять постоянное внимание детям. Уважение к личности ребенка, понимание, доброта и благонадежность создают наилучшие условия для формирования манер. Желательно обращаться к детям по имени и приучать их к тому, что к ним обращаются по имени и отчеству. Дети испытывают удовольствие от общения с воспитателем, всегда ждут его и верят в правильность его слов [16, с. 6].
Необходимый настрой создается совместно разработанным порядком поведения в группе, в классе, где основные правила таковы: сопереживать, проявлять доброе участие и терпение; воспринимать других доброжелательно; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стыдиться своего незнания и неумения; не бояться делать ошибки; не смеяться над другими. Очень важно внедрить в сознание ребенка необходимость понимания своего места в мире, ведь не бывает полного равенства между отцом и сыном, стариком и юношей, педагогом и дошкольником. У первого есть опыт, знания, приоритетные позиции и многое другое. Второй — только начинает жизнь, начинает познавать ее. Он может стать равным первому, если проделает серьезную и кропотливую работу над собой. Осознание своего места не означает, что первый неуважительно относится ко второму, не учитывает его мнение, не прислушивается к его желаниям.
Основа развития общества заключается во взаимодействии первых и вторых, в их взаимопонимании друг друга. Это осознание формируется как в семье, так и в группе детского сада. Формирование основ поведенческой культуры проходит через своеобразный цикл, включающий: а) знание правила этикета; б) понимание его уместности и необходимости; в) умение прагматично применять его; г) эмоциональный опыт от его реализации
Важно, чтобы ребенок, ознакомившись с тем или иным поведенческим требованием, мог отличить хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, вернитесь к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для формирования культуры поведения необходимы следующие условия:
- Позитивное отношение. Никто из учеников не должен быть забыт или обижен, для этого используются обзывательства, похвалы, призы и другие формы обучения, чтобы возбудить детей.
- Пример взрослых, особенно воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно, чтобы воспитатель всегда оценивал свое поведение с позиции доказательства уместности, необходимости соблюдения этикета, соответствия собственным поучительным словам, и направлял свои действия на достижение главной цели — создание условий для развития личности ребенка в творческой, дружеской, доброжелательной обстановке.
- Общение с семьей является необходимым условием для поддержания последовательности требований и непрерывности образования. Общая цель семьи и детского сада — хорошо образованный и культурный человек.
Важную роль в привитии и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению также способствует языковому развитию ребенка. Для этого необходимо расширить круг этико-бихевиоральных понятий, что будет достигнуто с помощью словарной работы.
Воспитание поведенческой культуры с позиции современного этикета осуществляется в соответствии с педагогическими и этикетными принципами. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований педагога и родителей; педагогическое руководство связано с развитием инициативы и самодеятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Принципы преподавания: научность, энциклопедический подход, четкость, последовательность, внимание и активность детей, прочность обучения и индивидуализация развития учащихся.
Принципы этикета: уместность и необходимость правил поведения, доброжелательность и приветливость, сила и красота манер, отсутствие мелочей, уважение к национальным традициям.
Основные виды воспитательного воздействия на детей
- Обучение: детям задается определенная модель поведения, например, за столом, во время игры, в разговоре со старшими или сверстниками. Необходимо не только показать правильность соблюдения того или иного правила, но и проконтролировать его.
- Практика: многократное выполнение определенного действия, например, правильно взять нож и вилку, отрезать кусок мяса или колбасы. Необходимо дать ребенку понять необходимость и осмысленность такого использования столовых приборов.
З. Полезные ситуации: Создайте условия, в которых ребенку предоставляется выбор, например, пользоваться ли вилкой и ножом или одной вилкой.
- Поощрение: осуществляется разными способами, активизирует дошкольников, чтобы они учились выбирать правильный шаг поведения.
- Наказание: используется крайне редко; наказания, приводящие к боли и физическим страданиям, не используются; осуждение негативного поступка воспитателем и другими детьми направлено на формирование желания делать добро.
- Пример для подражания: является особым визуальным образом и необходим ребенку. Это может быть воспитатель, родитель, известный взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
- Разнообразие словесных методов: помогает усвоить правила поведения более осознанно, но при применении следует избегать занудного морализаторства и нотаций. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие правил поведения.
- Объяснение: необходимо не только показать историю, но и объяснить, как и почему нужно действовать в той или иной ситуации.
- Беседа: помогает выяснить уровень знаний детей о нормах и правилах поведения. Полезно проводить его в небольшой группе из 5-8 человек, где каждый ребенок может высказать свое мнение. Знания о способностях детей вести беседу, их взглядах, убеждениях и привычках помогают воспитателю правильно построить беседу.
В старшем дошкольном возрасте активно продолжается формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения. Содержание педагогического процесса на этом этапе включает воспитание уважения к родным и близким людям, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления радовать старших добрыми делами, желания быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и делать что-то вместе, умение подчиняться требованиям, в своих действиях следовать примеру хороших людей, положительных, героических персонажей известных произведений художественной литературы [24].
В нравственном воспитании старшего дошкольника большое место продолжает занимать воспитание культуры общения. Формирование уважения к другим, доброжелательности, силы воли, сдержанности происходит в группе сверстников. Группа играет все большую роль в жизни детей, и их взаимоотношения становятся все более сложными.
Эффективным методом разъяснения систематизации морали детей старшего дошкольного возраста является этическая беседа. Такие беседы должны органично вписываться в систему многочисленных методов обучения.
Влияние морального сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения еще не велико. Но в этом возрасте ребенок еще способен оценивать свое поведение на окружающих. Поэтому очень важно, чтобы темы этических бесед включали в себя руководящие понятия для этой возрастной группы. «Моя мама», «Моя семья», «Детский сад», «Мои товарищи», «Я дома» и многие другие. Указанные темы могут быть уточнены и дополнены в соответствии с представлениями, знаниями, уровнем образования, препятствиями по данной теме и т.д. Важно, чтобы содержание перечисленных руководящих тем и тем дополняло, обязательно связывалось со всем содержанием педагогического процесса. Без них невозможно обеспечить эффективность нравственного воспитания, кроме того, они помогают систематизировать и обобщить те представления о морали, которые дети приобрели в предыдущих группах.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Комплексный подход в педагогике
- Социально-педагогическая диагностика
- Содержание дошкольного образования: принципы построения
- Технократическая педагогика
- Технология блочно-модульного обучения
- Семейная педагогика
- Сказка как средство воспитания младших школьников на материале творческого наследия Сухомлинского
- Проектирование программ дополнительного образования для дошкольников
- Компьютерные игры дошкольников
- Мировоззренческо-методологическая парадигма образования xxi века