Оглавление:
«Две с половиной тысячи лет определяют человечество от времени формирования основных каналов развития современной культуры, что определяет движение к завоеванию, разделению, отчуждению: Общество от природы, люди друг от друга, изолированные внутри культуры сферы науки, искусства, морали, экономики, политики, духовности. Современный социальный мир, технократическая культура вступили в острый конфликт с природой, оказались неадекватными месту человека в природе.
Необходимость перемен назрела. Человек, во всех формах своего поведения в природе и обществе, должен перейти от изоляции, конфронтации, борьбы, преодоления к стилю сотрудничества, взаимодействия, диалога к экологическому, природоориентированному мышлению и действию, чтобы сформировать новый путь развития. Это убеждение зреет среди ученых и политиков, оно отражается в общественном мнении, в международных документах, в реальной жизни: Границы между государствами исчезают, транснациональные корпорации объединяют рынки и технологии на разных континентах. Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми и помогают понять ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших из великого многообразия взаимодействия человека и природы.
Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять термин, необходимо начать с этимологии термина. Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, который первоначально означал «обрабатывать почву». Позже оно стало означать «поклонение богам», что подтверждается принятым словом «культ». Действительно, на протяжении Средневековья и поздней античности «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и так далее. Однако с приходом нового времени это понятие подверглось глубокому переосмыслению. Вначале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за время своего существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но позже, с открытием других цивилизаций, возникла необходимость в растворении этого понятия. Как показала жизнь, «человечество, несмотря на то, что является единым биологическим видом, никогда не было единым социальным коллективом. Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными чертами, заложенными в наших генах, а усваиваются в течение всей жизни в процессе обучения, целенаправленной работы и человеческой деятельности. То есть, каждый народ — это уникальное образование, создающее свою уникальную и самобытную культуру. Конечно, основные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и т.д., одинаковы для всех людей, но что касается их непосредственного восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда ясно, что каждый народ имеет свою уникальную культуру: на протяжении веков он накапливал культурные ценности, которые зависят от многих условных деталей: географического положения, климатических условий, размера территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своей культурной идентичностью. Но если бы не существовало общих для всех культурных категорий, то культурная коммуникация и межкультурная коммуникация были бы невозможны.
Культура по своей природе изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет каждому члену сообщества идентифицироваться с определенной цивилизацией. Культура — это продукт коллективной деятельности членов нации, которая создает свой личный и уникальный социокультурный код в каждой конкретной местности. Не зря мы говорим, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культура и многие другие, которые единичны и уникальны и принадлежат каждому народу. Таким образом, восприятие культуры зависит от принадлежности к тому или иному сообществу. Однако, на наш взгляд, фундаментальной основой культуры являются ценности, накопленные людьми в духовной сфере (верования, обычаи, язык, литература и т.д.) и в материальной сфере (архитектура, скульптура, живопись и т.д.). Но, тем не менее, существует нечто или общий специфический архетип, способствующий межкультурной коммуникации.
Слово экология — это слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos — понятие, учение. Итак, экология буквально означает «учение о доме» или, если хотите, «учение о доме». Сам термин «экология» появился примерно в середине двадцатого века. Этот термин вошел в научный оборот благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), который в 1866 году опубликовал свою работу «Общая морфология организмов». В данной работе экология — это наука о взаимоотношениях между организмами и окружающей средой.
Наука экология возникла в конце девятнадцатого века, но в то время она означала изучение живых организмов, их взаимоотношений и влияния на природу в целом. Однако по-настоящему важной экология стала в середине двадцатого века, когда ученые из США обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почвы и морской среды, а также уничтожение многих видов животных в результате антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи поняли, что рыба и планктон гибнут в водах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик, когда они осознали, что почвы истощаются в результате нерациональной сельскохозяйственной деятельности, именно тогда экология приобрела свое неотложное значение.
Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовая вырубка лесов, строительство огромных заводов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упомянутый процесс обеднения земель и опустынивания привели к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос о выживании и сохранении человека как вида.
Природа экологической культуры
Так что же такое экологическая культура? Это способ поддержания жизни, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозу жизни на земле, саму систему духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения между природой и культурой очень сложны. И вся эта сложность глубоко проникает в жизнь человека, который выступает связующим звеном между природой и культурой. Человек — это одновременно природное и социальное явление. Поэтому для него характерны как природные, так и культурные проявления. Однако необходимо рассмотреть соотношение этих форм, поскольку вторая форма перекрывает и пронизывает первую. В результате культура направляет человека, определяет его сущность. Все естественные действия человека как живого существа, как части биосферы, включая прием пищи, сон, движение, размножение, оседлость — все это отражает, выявляет степень овладения культурой, то есть культурой человека. В этом процессе культурность изменяет естественность, может выражать себя более четко, более полно, более точно, а может искажать. Только гармоничное сочетание культуры как феномена и ее проявлений в человеческой деятельности формирует культурность, которая не противоречит естественности, включает ее, развивает и глубоко отражает.
В процессе культурного изучения и осмысления жизни происходит переход от целостного к «дробному» взгляду на жизнь. В период наибольшей раздробленности, «мозаичности» в культуре возникает новая тенденция — происходит постепенный поворот от принципа раздельного рассмотрения жизни к принципу комплексного анализа, акцентирующего внимание на связях. Появление экологии или экологического подхода к отражению реальности в культуре является самым ярким свидетельством этого поворота.
Суть обновления, которое экологический переход привносит в культуру, заключается в переходе от анализа явлений, рассматриваемых отдельно, к анализу взаимосвязей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости. На наших глазах происходит «озеленение» культуры, культура трансформируется в экологическую культуру. Важность этого перехода в разработке и использовании нового способа гармонизации жизни — социальной и биологической — путем улучшения связей между явлениями.
Нельзя не отметить, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э. Геккеля) приходятся на период «разобщенного знания». Поэтому неудивительно, что экологические знания с самого начала накапливались отдельно в биологии, геологии, социологии и многих других науках. Стремление понять воспроизводство как отдельных «фрагментов» жизни (биологических и социальных), так и жизни в целом — биосоциального бытия — приводит к возникновению современной экологии. Фрагменты экологических знаний постепенно трансформируются в систему знаний о процессе воспроизводства жизни, о гео-био-социальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Основным принципом, формирующим систему экологических знаний из экологических фрагментов, становится принцип взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни.
Люди сформировали богатейший, уникальный комплекс традиций диалога между человеком и природой, природой и обществом. Одной из наиболее характерных черт этого диалога является подчеркнуто уважительное отношение к земле. Наш национальный язык насыщен такими словами: родина, отчизна, родной край. Этот человек никогда не жалеет своей жизни ради родины. Покинув свою родину, родину своих отцов, он не может больше думать о ней, потому что эта земля глубоко проникает в сознание человека. Интенсивность общения человека с природой необычайно высока и отражена в фольклоре и литературе. Но чаще всего человек ищет и находит поддержку в силах природы, вступает в диалог с растениями, светилами и животными. Это постоянное общение с природой характерно и для поэзии. Постоянное общение между человеком и природой, неразрывная связь между людьми и землей отображается и осмысливается в науке.
Экологическая культура — это не только современный этап развития культуры, культура возникает под влиянием экологического кризиса. Культура на всех этапах своего развития — более или менее успешно — выполняла функцию взаимодействия общества с природой. Таким образом, в широком смысле экологическая культура как культура взаимодействия общества и природы существовала на протяжении всей истории человечества. Истоки экологической культуры необходимо искать в периоде перехода глобальной экосистемы из природного в социоприродное состояние, в периоде возникновения социальной формы жизни. Начав, развитие культуры невозможно остановить.
Поэтому нелепо жаловаться на прогресс. Но его «экологическая экспертиза» необходима. Результат этой экспертизы развития культуры выявит тенденцию углубления противоречия между природой и обществом в ходе развития. Постепенно, обеспечив себе защиту от прямых негативных воздействий, общество переходит от защиты к нападению на природу — уже на стадии предыстории. В этом процессе удовольствие от ощущения собственной силы обычно не позволяет обществу вовремя заметить и предотвратить разрушительное воздействие на природу. Основной вектор внимания в культуре явно смещается с проблемы взаимодействия общества и природы на внутренние проблемы социальной жизни. «Цивилизованный» человек потерял чувствительность, перестал руководствоваться естественными, заданными природой параметрами жизни и уничтожил природу не только вокруг себя, но и внутри себя.
В погоне за комфортом люди разрушали свое здоровье, как физическое, так и психическое. В погоне за самодостаточностью, независимой от природы, общество достигло критического состояния отчуждения от природы, создавая реальную угрозу разрушения глобальной социоприродной экосистемы.
В прошлом у человечества были конфликты с природой, но оно не могло уничтожить основу жизни на планете в целом, потому что у него «руки были коротки». С середины ХХ века в мире происходит научно-техническая революция, с помощью достижений науки создано новое поколение устройств, позволяющих интенсифицировать и усиливать не только физическую, но и умственную деятельность людей. Анализ прошлого помогает понять будущее. В культуре современности существуют две основные тенденции — к изоляции общества от природы и к сближению, взаимной адаптации или коадаптации общества и природы.
Первая из этих двух тенденций имеет историю развития в несколько тысячелетий. В настоящее время кажется, что она достигла своего окончательного проявления, но она все еще разворачивается и стремится к своей реализации в будущем. Стратегическое, т.е. неограниченное вероятное будущее для бесконечного числа поколений возможно только в том случае, если в самом ближайшем будущем будет доминировать другая тенденция — коадаптация общества и природы. Эта тенденция только начинает проявляться в культуре на наших глазах. Это выглядит как новая революционная тенденция. Однако предыдущий анализ позволяет предположить, что его история еще длиннее, что на протяжении большей части существования Homo sapiens человек интуитивно искал союза с природой, взаимодополняющего сосуществования с ней.
Разнообразие и сложность
Сложность, разнообразие, богатство природы, в недрах которой зарождалось и формировалось общество, были причиной того, что процесс становления этого общества был долгим и напряженным. Вдумчивое, ответственное отношение к себе, к своему месту в мире — как в природе, так и в обществе — сформировалось как важнейшая черта культуры, духовности. Весь мир признает, что степень развития нравственной жизни, глубина духовных устремлений уникальны в культуре. Перед нами стоит задача не потерять эту уникальность, развить ее, не впасть в дряблое бахвальство, а постараться почувствовать в себе, восстановить связь с нашей страной и с историей нашего народа, нашей культурой.
Процесс воспроизводства жизни не прерывается, хотя жизнь всех живых существ не бесконечна. Эта преемственность достигается за счет преемственности. Основной формой преемственности в природных экосистемах является генетическая наследственность. Сочетание сукцессии и изменчивости обеспечивает адаптивность вида и его стабильное положение в экосистеме. С одной стороны, каждое поколение связывает прошлое и будущее развитие экосистемы и выступает как этап в эстафете жизни, форма преемственности. С другой стороны, поколение — это относительно независимая группа, которая по-своему участвует в воспроизводстве жизни и создает специфическую культуру. «Непрерывность — это условие постоянного развития. В то же время постоянство в развитии само по себе является конкретным проявлением преемственности будущего с прошлым через настоящее. Преемственность поколений обеспечивается образованием, которое выступает как фактор социального развития личности и духовного прогресса нации. Преемственность в воспитании, которая является одним из основных аспектов преемственности поколений, предусматривает единый подход к детям у самих воспитателей, координацию между домашним и общественным воспитателем, педагогический оптимизм — поддержку достигнутых результатов в воспитании для преодоления некоторых негативных особенностей поведения воспитанников, обеспечение правильного баланса между целями воспитания и т.д.
Естественная детерминация делится на прямую и косвенную. В целом для системы взаимодействия «природа-общество» понятие «природные условия» как отражение необходимой основы для существования и развития общества. Однако, когда мы начинаем рассматривать влияние природы на определенные аспекты общественной жизни, где проявляется ее (природы) активный и даже определяющий характер, то использование термина «природные факторы» вполне обоснованно и оправданно. Нынешняя экологическая ситуация является тому подтверждением. Природные условия и факторы являются необходимой частью причинных факторов, действующих в обществе и его структурах, как фундаментальных, так и нефундаментальных. Через эту систему причинно-следственных связей раскрывается механизм «вхождения» природных детерминант в основные сферы общественной жизни.
Общество всегда так или иначе реагировало на изменение природных условий и факторов: не только меняло местоположение, но и развивало новые формы экологической культуры, изобретало новые технологии и так далее. И что особенно важно — люди выработали новые формы взаимоотношений с природой и друг с другом. Общество формировало культуру и мораль, необходимые для поддержания стабильного существования. Процессы взаимной адаптации природы и общества длились веками, порой целыми эпохами. Эта адаптация носила взаимозависимый характер, поскольку общество приспосабливалось к окружающей природе в соответствии со своими потребностями.
Зависимость человеческих судеб от природных условий и факторов на протяжении всей истории воспринималась им как проявление неких высших сил. Его реакция на изменения свойств окружающей среды обнаружила спонтанный характер.
Изучение диалектической взаимосвязи между обществом и природой и влияния последней на социально-экономическое и культурное развитие, является давней традицией в истории философской мысли.
Если бы аргументация Платона шла от частного к общему, он мог бы прийти к выводу, что именно люди меняют облик земли, на которой они поселились.
Процессы деградации окружающей среды отражаются в сознании людей этого времени по-разному: с одной стороны, в конкретном познании отдельных негативных экологических процессов и приобретении соответствующего опыта их преодоления; с другой стороны, в попытках придать философский смысл проблемам, возникающим в результате противоречивого процесса взаимодействия общества и природной среды.
Все религиозные учения также содержат взгляды на отношения между человеком и природой. Таким образом, согласно Библии, Бог создал человека по Своему плану и предназначил его для управления Своим (Божьим) творением. Христианство утвердило догму о том, что человек является избранником Бога. Согласно Католической церкви, нельзя считать, что все вещи, созданные Богом, имеют родство с духом и ценны сами по себе, а не по своей полезности для человека. Великие религии Азии (индуизм и буддизм) стремились искоренить чувства (ощущения) на границе между человеком и остальной природой. Человек открыл для себя нирвану — полное блаженство — в отрицании желаний, в утверждении своей личности, в единении с общим духом, окружающим всю природу.
Бурное развитие производства сопровождалось все большим нарушением экологического равновесия в природной среде и начинает выражаться в понимании природы как некоего кормильца, который должен полностью удовлетворять потребности и желания человека. Поэтому с развитием индустриализации и урбанизации возникают все более серьезные последствия для существования человека: начинается деформация и опустошение природной среды.
Однако по мере деградации природной среды постепенно росло осознание необходимости сбалансировать экономическое развитие с экологическими возможностями окружающей человека среды и принять соответствующие меры.
Формирование экологической культуры в истории и философии
В отношениях общества с природой развитие выступает как передача природе принципов, господствующих в обществе.
Человечество перешло от поклонения природе к ее эксплуатации. С древнейших времен мы выделяем три основных этапа изменения отношения общества к природе.
Античность. Устранение мистической ценности природы.
Средние века. Правило природы.
Современные времена. Эксплуатация природы.
В исторических процессах, происходивших в древности, нас интересуют, в частности, два момента.
Во-первых, развитие субъективности преодолевает сущность природы и низводит ее до уровня случайного «мира мнений».
Во-вторых, утверждение универсализма приводит к появлению «двухсубъектных схем действия», связанных с отношениями «ведущий-ведомый». Предвестником новой субъективности является античная философия, которая постепенно вытесняет миф и занимает его место в объяснении окружающего человека мира. В догреческом обществе и в первый период античности миф служил основой всех человеческих представлений, а природа, соответственно, была одухотворенной, живой, наделенной смыслом и самоценностью. Гегель, характеризуя поздний период античности, пишет: «…сюда пришло своего рода презрение к природе, идея, что она не имеет ценности сама по себе только тогда, когда ее силы служат человеку, который является волшебником, способным заставить ее повиноваться ему, служить ему, исполнять его желания.
Утверждая себя в человеке или в бесконечном Абсолюте, бытие покидает мир, а значит, мир и вместе с ним природа, уже в нашем понимании, лишаются своего смысла и ценности.
Что касается формы свободы в античности, то она определялась принадлежностью каждого гражданина к полису. Позже, на закате античности, когда греческий полис уступил место Римской империи, идея индивидуальной свободы была развита и окончательно утвердилась в христианстве.
Появление христианства приводит к дальнейшим изменениям в отношениях человека с природой. Природа вновь обретает единство и целостность на основе божественного принципа и становится объективной. Активность воли начинает быть направленной на природу. Существовала «книга природы», написанная Богом. Через акт творения Бог наделил природу бытием, придал ей совершенство, но это бытие и совершенство природы пребывают только в Боге. Человек как существо, стоящее над природой, ее хозяин, он управляет ею и отвечает за нее перед Богом.
Новый век, это было время невероятного роста человеческой свободы. Человечество вошло в этот век с идеей создания Царства Божьего на земле.
Идея установления Царства Божьего на земле пришла из средневековья в современность, но ее содержание сильно изменилось. Если в средние века Царство Божие представлялось как церковь, и только в ее духовной ипостаси, то в наше время утверждается возможность его реального воплощения. Важную роль в этой идее играет природа, которая должна стать материальным «сырьем» для ее реализации. Природа, созданная Богом, но отпавшая от Него, лишена божественной благодати.
В целом, статус природы в современности определяется отношением к ней как к бессильному и безупречному исполнителю человеческих желаний. Эксплуатация природы становится нормальным повседневным занятием, а успехи в покорении природы празднуются как победы над ее силами.
Таким образом, мы можем сказать, что со времен неолита символическое представление природы и реалий окружающей человека среды является основой языка культуры. И в античности, и в Средние века органическая связь с природой была неотъемлемой. Ренессанс, стремившийся к эстетическому выражению гармонии и единства, парадоксальным образом привел к противопоставлению человека и природы, субъекта и объекта. Отношения между человеком и природой всегда отличались неповторимым своеобразием.
Средневековый взгляд на творение постулировал врожденное неравенство человека и природы. По отношению к природе человек наделен высшим правом быть «сотворенным по образу Божьему» и вытекающей из этого ответственностью. Средневековье было почти лишено изображений природы, но не отрицало их из-за полного выражения человеком себя как венца творения. Философия эпохи Возрождения, склонная в своих устремлениях к пантеизму (буквально — «всебожие»), внесла в эту догму существенные и противоречивые коррективы.
Человеческий язык одновременно однороден и разнообразен. Каждая форма культуры постепенно вырабатывает свой собственный язык, который направлен на отражение определенных явлений.
Наука накапливает результаты работы ума, концентрируя знания; искусство — результаты художественно-образного освоения действительности; мораль — нормы саморегуляции, реализации воли к сохранению и развитию.
Озеленение охватывает все сферы современной культуры. Но именно язык искусства отражает «предчувствие», «предчувствие» приближающегося экологического кризиса в культуре. Не случайно искусство иногда называют догадкой о том, чего наука еще не знает. Для художественного творчества характерна ориентация на выражение чувств, догадок, предчувствий, целостного знания, «знания всего сразу».
В природе, обществе и искусстве есть гармония и дисгармония, порядок и хаос. Пытаясь художественно отразить современную жизнь и культуру, искусство демонстрирует дисгармонию и беспорядок как свои важнейшие характеристики. В то же время искусство своими средствами поддерживает тенденцию к самоотречению общества.
Наука — это важнейший язык культуры, обеспечивающий ее участие в осмыслении и развитии глобальной экосистемы.
Разум, способность знать, понимать — это то качество человека, которое определило его отделение от животного мира. В результате познания возникает знание, то есть отражение действительности в виде идей, понятий, суждений, теорий. Знания концентрируются, систематизируются в науке.
Роль науки возрастает по мере развития общества. Сегодня о степени развития общества судят прежде всего по уровню развития в нем науки и образования, по степени овладения наукой членами общества.
Однако с экологической точки зрения роль науки далеко не ясна. Она может быть позитивной, то есть вести к укреплению связей между элементами глобальной социоприродной экосистемы, и негативной, то есть вести к ослаблению, разрушению этих связей.
В современных науках, давно и глубоко разделенных как своеобразные стили познания, производства знаний, «две науки» — гуманитарные и естественные — ищут пути сближения. Более того, происходит экологизация науки «снаружи», совершенствуется взаимодействие науки и других форм развития интеллектуальной культуры — и особенно искусства.
Мораль и нравственность
Мораль иногда определяют как «общий знаменатель человеческих усилий». Это система координат, которая позволяет оценить значение творчества для культуры, для жизни. В области морали формируется представление о смысле культурных явлений, о смысле человеческого существования.
Мораль позволяет каждому (и заставляет каждого) оценить влияние собственных действий на других людей, на весь мир. Когда человек действует на благо других, служит людям — это высоко ценится другими, это считается нравственным. Основные моральные принципы — ответственность, служение, солидарность.
Вопрос о взаимоотношениях между наукой и искусством, с одной стороны, и моралью — с другой, также актуален для экологической культуры.
Экологическая культура не может быть наивной. Она вбирает в себя все, что создано человечеством, все плоды творчества. Именно богатство связей со всеми явлениями культуры делает экологическую культуру устойчивой. Стиль культуры отражается в манерах и нравах. Экологическая мораль, конечно же, невозможна без знаний и образов. Однако он активно влияет на науку и искусство и развивается сам — за счет расширения зоны ответственности.
Религия играла важную роль в культуре на протяжении всей истории человечества. Каждый из народов Земли использует религию как форму культуры. И поэтому, наряду с языками искусства, науки и морали, система религиозных символов функционирует как важный язык культуры. Однако функции этого языка нелегко определить рационально.
Язык религии ближе всего к языку морали. Но если мораль существует и проявляется в отношениях между людьми, то религиозная вера характеризует отношения между человеком как земным, естественным существом и Богом как высшим, сверхъестественным существом.
В период ускоренного развития науки и всех основных форм культуры критика религии становилась все более активной. Значительный вклад в это внес основатель экологии. Основываясь на теории эволюции Ч. Дарвина, Э. Геккель разработал концепцию естественнонаучного «монизма» — способа смотреть на явления мира в свете единого начала, единой основы всего существующего и организовал «Союз монистов» для борьбы с религиозным мировоззрением.
Однако религия не исчезла, даже если скорость распространения знаний растет.
Формирование экологической культуры, экологического сознания возрождает интерес к мифу. И это не случайно. Потому что в основе экологического сознания лежит проблема бесконфликтного взаимодействия общества и природы. А на ранних этапах становления общества в культуре всегда играет доминирующую роль мифологическое сознание, общество находится в состоянии экологического мира, равновесия с природой, экологический кризис не воспроизводится.
Сегодня наиболее распространенным мнением о мифе является то, что это язык, используемый только в архаичных, примитивных культурах. И в то же время очевидно, что мифы всегда существовали и существуют во всех обществах. Они являются необходимым языком культуры, формой духовного освоения мира.
Миф — это первая, изначальная форма духовной культуры, описание человеком мира, способ упорядочения восприятия действительности. Она возникла в то время, когда культура еще не выработала язык науки, другие языки культуры еще не выделялись в общем потоке человеческой жизни. Все было связано мифом.
Миф отражает целостность, а не фрагментарность, он выполняет функции порядка, ориентации: он позволяет человеку, обществу преодолеть ситуацию полной неопределенности своего положения в пространстве и времени, определить некоторые точки отсчета, выработать, сориентироваться.
Язык мифа не чужд современному человеку. Иногда язык мифа используется в нечеловеческих целях для манипуляции сознанием. Огромное влияние средств массовой информации на человека может быть использовано как для «упорядочивания», так и для «расстройства» его сознания.
Экологическая культура не только возрождает актуальность мифа, но и существенно меняет язык самой мифологии, освобождая ее от архаической неразвитости и позволяя перейти от синкретизма к системности. Здесь целостное видение возникает не как форма компенсации незнания деталей, а как форма их упорядочивания на новом этапе познания.
Экологическая культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и природы. Экологическая культура выражает собственную связь конкретного человека, его отношения с природным окружением, которые существенно дополняют и обогащают отношения человека и природы.
С философской точки зрения, экологическая культура — это особый активный способ овладения человеком природой. В основе экокультурной деятельности лежат субъект-объектные отношения, то есть отношения человека как субъекта к окружающему природному миру как объекту. В то же время экологическая культура невозможна без субъектно-объектных отношений, без культуры общения и взаимодействия людей, без обмена экокультурными ценностями.
Экологическая культура выступает также как результат деятельности человека, выражающийся в приобретенных знаниях законов природы.
Экологическая культура не может быть иной, кроме гуманистической. Способность природной вещи излучать человеческий смысл, служить человеку как его собственное отражение, маркирует ее не как природный объект, а как объект культуры. Ведь вещи приобретают этот смысл не благодаря своим естественным свойствам, а благодаря каким-то другим — неестественным — свойствам, которые они приобретают вне своего материального бытия — в мире человеческих отношений и взаимодействий.
Для философии природа обычно рассматривается, прежде всего, как очеловеченная природа, природа культуры, в ее создании, как произведенная человеком.
С позиции философского понимания оптимизации взаимодействия общества и природы экологическая культура является «мерилом» гуманизма общества, его человечности в самом широком смысле этого слова. Это всегда и во всем свидетельство того, насколько человек стал социальным существом, а общество — человеческим обществом.
Таким образом, окружающая нас среда является «произведением» человека и как таковая не столько природным явлением, сколько продуктом культуры.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Занимательные уроки русского языка
- Современная система отечественного образования: стратегия развития
- Метод драматизации в обучении иноязычной коммуникативной компетенции
- Организация различных видов деятельности и общения детей
- Условия формирования связной речи у дошкольников с ОНР
- Сущность и своеобразие основных дидактических концепций
- Здоровьесберегающие образовательные технологии
- Методы музыкального обучения
- Обучение в древнем Риме
- Воспитание культуры поведения у дошкольников