Оглавление:
Эстетические чувства играют огромную роль в жизни людей. Способность видеть, понимать и создавать красоту делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытать высшую духовную радость. Человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое, от этого во многом зависит его поведение в обществе.
На человека влияет не только искусство, но и эстетические аспекты действительности: работа, социальные отношения, социальная среда, поведение, повседневная жизнь, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет собственное осознание общественных идеалов, облагораживает себя, свои отношения с людьми.
Красота всегда является сильным духовным стимулом в жизни человека. Стремление к красоте присуще ребенку с детства. Учащиеся стремятся общаться с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.
Прекрасное, безобразное, комическое и трагическое представляют собой важные аспекты самых разнообразных явлений в обществе и природе. Поэтому сегодня каждый ребенок должен научиться адекватно, эмоционально и рационально реагировать на истинно прекрасное, на невыносимое, уродливое, вульгарное и ложное, на явления, заслуживающие осмеяния, на события, требующие глубокого сопереживания. Нравственное воспитание сегодня немыслимо вне эстетического опыта и оценки. Нравственные понятия, переживания и стремления, возникающие в процессе социальных отношений в жизни и отраженные в произведениях искусства, оказывают эффективное влияние на формирование убеждений и жизненных идеалов.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественного и эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, в природе, в искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических навыков. Первая группа задач решает проблемы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — проблемы активного вовлечения в эстетическую деятельность. Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- Формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
- Воспитание в эстетической культуре;
- присвоение эстетического и культурного наследия прошлого
- Формирование эстетического отношения к действительности;
- Развитие эстетических чувств;
- Развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;
- Формирование эстетического идеала;
- Формирование желания быть красивым во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем облике.
Эстетическое воспитание в общей системе всестороннего развития человека выполняет, прежде всего, свою прямую функцию. Она выявляет эстетический элемент во всех видах деятельности и превращает их в средства эстетического развития, воспитания, формирования человека. Интеллектуально-речевая деятельность подчеркивает красоту словесного искусства, умственного труда, объективных аспектов действительности, художественной речи. Трудовая деятельность подчеркивает красоту целей и процесса труда, его результатов и тех отношений, которые возникают в ходе трудовой деятельности.
Нравственно-правовая деятельность уделяет особое внимание красоте в общественных идеалах, в человеке, в его стремлениях и поведении. Изобразительная деятельность раскрывает перед детьми красоту видимого мира в его формах, цветах, линиях, отношениях и композициях — красоту, отраженную, преобразованную и запечатленную в художественных образах изобразительного искусства. Музыка раскрывает перед детьми красоту гармоничных звуков и рукотворных композиций из звуков. Через основы физического воспитания и гигиены ребенок познает красоту человеческого тела, физические упражнения, занятия спортом и так далее.
Цель и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание — это взаимодействие ученика с учителем и образовательной средой, которое включает в себя все без исключения аспекты освоения мира по законам красоты. Традиционно главной целью эстетического воспитания считается развитие эстетической культуры. Эстетическая культура личности — это индивидуальное присвоение, которое выражается в ее эстетических вкусах и предпочтениях. Эстетическая культура личности проявляется в отношении к природе, к другим людям, к труду, к обучению и к искусству. Она выражается в способности строить свою жизнь по законам красоты.
Эстетическая культура личности тесно связана с эстетической культурой общества. Эстетическая культура общества — это совокупность явлений, социальных институтов, практик, произведений, моделей поведения и установок, связанных с реализацией и фиксацией эстетического опыта человечества в определенный культурно-исторический период. Эстетическая культура наиболее полно воплощается в искусстве своего времени, но пространство эстетической культуры гораздо шире, чем искусство. Эстетическая культура должна охватывать все сферы общественной жизни.
Чем выше эстетическая культура, тем точнее, органичнее и увереннее человек ориентируется в жизненных проблемах и в решении любых профессиональных задач. Сильное чувство эстетики помогает проверять решения, найденные в различных сферах жизни. Гармоничное, интуитивно приемлемое решение проблемы, скорее всего, будет правильным. Авиаконструкторы, например, утверждают, что некрасивые самолеты не летают. Инженеры, которые точно рассчитывают дизайн будущих башен или мостов, обычно добиваются того, что их конструкции считаются произведениями искусства.
Однако эстетическое удовольствие эстетически развитому человеку доставляет не только результат, но и сам процесс деятельности. Таким образом, решение сложнейших математических или шахматных задач доставляет математикам и шахматистам настоящее эстетическое удовольствие. Они открыто говорят о красоте формул, выводах и полученных результатах.
Философы всегда подчеркивают, что эстетическое тесно связано с этическим. Способность видеть и понимать прекрасное выступает одним из важных критериев нравственного развития личности. Высокоморальные, бескорыстные поступки доставляют человеку удовольствие, настоящее эстетическое удовольствие.
Художественно-эстетическое развитие и воспитание
Эстетическое развитие — это процесс и результат развития способностей видеть и создавать красоту окружающего мира и искусства. М.Н. Зубарева выделяет следующие этапы эстетического развития детей дошкольного возраста.
На первой стадии у 3-4-летнего ребенка вызывает эмоциональное возбуждение изображение знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не изобразил. Мотив оценки носит изобразительный или бытовой характер (он/она выбрал карту, потому что «дома такой карты еще нет», «потому что здесь есть лодка, на ней можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).
На втором этапе, в возрасте 5 лет, ребенок начинает не только видеть, но и распознавать те элементарные эстетические качества в произведении искусства, которые делают его привлекательным для него. Дети могут получать элементарное эстетическое удовольствие, оценивая картину как красивый цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже — форму и композиционные приемы.
На третьем, более высоком этапе, дети в возрасте 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем содержится во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок постигает внутренние особенности художественного образа.
Основные педагогические условия для эстетического развития и перехода детей от одного этапа к другому следующие:
- Организация восприятия ребенка;
- Организация материального и культурного пространства. Наличие различных учебных объектов и среды для созерцания;
- Профессионализм управления эстетическим воспитанием детей;
- Интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить свои собственные творческие мысли и чувства.
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и контролируемым и позволяют, говоря словами Л. С. Выготского, «руководить развитием». В данном случае речь идет об эстетическом воспитании.
Методологические основы эстетического воспитания представлены на рисунке 23.
Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.Н. Сакулина, Н.А. Ветлугина и другие занимались проблемами эстетического воспитания в домашней педагогике.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание — это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетического чувства ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетической оценки и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Цель эстетического воспитания — развитие личностной готовности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или в действительности; развитие эстетического сознания, приобщение к гармоничному саморазвитию; формирование творческих навыков и умений в сфере художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Средства формирования эстетической культуры учащихся в работе классного руководителя
Эстетический опыт человечества, накопленный за тысячелетия его развития, богат и разнообразен, представая во всей полноте материального мира, который человек создал в соответствии со своими представлениями о законах красоты.
На протяжении веков формировались представления об идеале красоты, которые находили выражение в чистом виде, прежде всего, в произведениях искусства и ремесел. Формирование эстетической культуры личности осуществляется прежде всего на основе восприятия произведений искусства (С.А. Аничкин, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.Т. Лихачев, Г.С. Лабковская, Н.М. Сокольникова,
О. Б. Гордиенко, Н. В. Киреева и др.), которые являются прямым отражением эстетического восприятия действительности творческой личностью и непосредственно воздействуют своим содержанием на зрителя, читателя, слушателя.
Искусство — одно из самых мощных педагогических средств формирования эстетической культуры личности, которое предстает перед нами как своеобразный мост, соединяющий людей независимо от возраста, интересов, языка, национальности. Искусство — это особый мир культуры, общения, взаимоотношений и самовыражения человека.
Эмоциональное богатство искусства, его чувственность, символизм и образность находятся в гармонии с эмоциональным миром человека. С раннего возраста ребенок способен выражать эмоции, искренне откликаться на проникновенные и образные смыслы художественной культуры своего народа, которая близка и понятна ему с рождения. Поэтому искусство является необходимым компонентом в предметной системе любой образовательной системы.
Не менее эффективным средством эстетического воспитания школьников является природа. Большой опыт эстетического воспитания детей с помощью природы накоплен К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским и другими известными педагогами.
В.А. Сухомлинский утверждал, что научить ребенка жить в мире красоты, «чтобы он не мог жить без красоты, чтобы красота мира создавала в нем красоту», формируя его профессиональное кредо. «Радость труда, — говорил педагог, — немыслима без чувства красоты» Создавая для всех науку о том, как красота мира должна создавать красоту в самом человеке, В. А. Сухомлинский видел высшую воспитательную задачу в формировании людей, которые не только любят природу, но и способны украсить ее для всеобщего счастья.
Труд и организация быта ребенка имеют особое значение для формирования эстетической культуры личности.
Работа всегда была важнейшим условием развития человеческой личности. В процессе работы возникало чувство прекрасного. Помимо приобретения профессиональных навыков, он помогал молодому поколению приобрести эстетические взгляды, вкусы, традиции, эстетические нормы и стандарты, принятые в обществе.
Художественная культура личности
К концу дошкольного возраста дети должны достичь определенного уровня личной культуры.
В области эстетического восприятия искусства и реальности:
- Видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыки, изобразительного искусства, литературы, архитектуры, различных видов народного творчества), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
- знать имена и некоторые произведения 2-3 композиторов, художников; знать несколько имен писателей для детей и некоторые их произведения
- знать и использовать в своей творческой деятельности основные средства выразительности искусства: в музыке — ритм, темп, динамику; в искусстве — линию, форму, цвет, композицию; в игре — мимику, жесты, движения, позу, голос
- Знать и называть произведения народного творчества: 2-3 русские народные песни, пословицы, поговорки, прибаутки, сказки; 2-4 вида народных промыслов (дымковский, филимоновский, городецкий, хохломской, гшельский).
В искусстве и творческой деятельности: - У детей должен быть развит интерес к искусству и творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заняться изобразительной, музыкальной, художественной и языковой деятельностью, а также к предложению рассмотреть произведения изобразительного искусства, народных промыслов и архитектуры; они должны уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;
- Развивать у детей способность создавать собственные произведения искусства в любом виде деятельности.
- Они также должны развивать желание и умение делать вещи своими руками (игрушку для друга, младших братьев и сестер, поздравительную открытку для родителей, воспитателей, украшения для праздника, дидактическую игру или настольную игру и т.д.).
К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументируя эту оценку. Дети должны стремиться общаться друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.
В области изобразительного искусства и визуальной деятельности:
- Знать имена 2-3 художников и 1-2 картины каждого из них;
- Знать имена 2-3 художников/иллюстраторов детской книги;
- Знать 3-5 видов изделий народного декоративно-прикладного искусства (Дымково, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель).
- Знать основные формы — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, называть предметы этих форм.
- знать 7 цветов, спектр и 3-4 оттенка или варианта цветов (например, красный, розовый, малиновый, бордовый, зеленый, салатовый, болотный)
- знать материалы для рисования — карандаши (простые, графитные, краски); краски — гуашь, акварель, цветные восковые мелки, пастель, красный мел; для лепки — глина, пластилин, пластичная масса; для работы с бумагой — бумага разного цвета, разной фактуры
- уметь создавать изображения предметов различной формы, передавать пропорции и характерные детали и выражать рисунок по-своему
- Уметь использовать различные средства выражения: Линии разного характера, формы разного размера и пропорции, цвет — его разнообразие и оттенки, композиционные средства (расположение изображений на бумаге в соответствии с их пропорциями, передача пропорций между предметами, когда они представлены в композиционном изображении, передача блокировки одного изображения другим)
- уметь использовать различные инструменты и материалы в формировании изображения (различные кисти, краски, карандаши, ножницы и т.д.), их средства выразительности в передаче мотива изображения, декоративного или природного.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Концепции и направления к профессионализации личности
- Система педагогического знания и методология педагогики
- Задачи художественного воспитания
- Содержание и основные методологические принципы художественного образования
- Направления и формы деятельности классного руководителя
- Лингводидактический потенциал внеурочного мероприятия с точки зрения межкультурного подхода
- Образовательные программы начальной школы
- Система профессионального педагогического образования. Цели многоуровневой профессиональной подготовки
- Воспитание в первобытном обществе
- Технология свободного труда С. Френе