Для связи в whatsapp +905441085890

Средневековая философия индии (В. К. Шохин) — Появление буддизма

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Он был заселен с древних времен. Первыми жителями древней Индии были дравиды. Со временем на смену дравидам пришли многочисленные племена, которые отличались друг от друга образом жизни, языком, верованиями и культурой.

Первые известные центры индийской культуры — Хараппа, Мохенджо-Даро и другие — существовали на берегах реки Инд уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Культура Хараппы стала базой, фундаментом культурной и социальной эволюции. Археологи нашли множество каменных, медных, бронзовых инструментов и оружия, которые свидетельствуют о способности обрабатывать металлы, развитии земледелия, знании ремесел, письменности, десятичной системы счисления.

Религия хараппской культуры содержала элементы, которые вошли в более поздние религиозные концепции. Во II тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые в начале I тысячелетия в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики получили литературную форму под названием Веды. Ведизм или ведическая религия уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, включая буддизм.

В их число входила идея о том, что все существующие живые существа временно связаны между собой постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (трансмиграция или реинкарнация), и учение о карме как силе, определяющей форму этих переходов. Состав пантеона богов и вера в рай и ад были стабильны. Более поздние религии развили многие элементы ведического символизма, поклонение некоторым растениям и животным, а также большинство бытовых и семейных обрядов. Ведическая религия уже отражала классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей и провозглашала, что разделение людей на варны (касты в древней Индии) было определено верховным божеством Брахмой. Социальная несправедливость оправдывалась доктриной кармы, согласно которой все человеческие несчастья происходят из-за грехов, совершенных в предыдущих реинкарнациях. Он объявил государство институтом, созданным богами, и приравнял повиновение правителям к религиозному долгу. Он также делал богатое жертвоприношение доступным только для богатых и знатных, отражая предполагаемую близость последних к миру богов, а для низших варн многие ритуалы вообще были запрещены.

Своего настоящего развития она достигла во II тысячелетии до н.э., в эпоху Ригведа. На основе великого сборника «Ригведа» возникла своеобразная духовно-философская система индуизма, которая стала важнейшей частью индийской культуры. В ту же эпоху произошло разделение общества на касты. Касты — это явление, без которого невозможно понять суть и своеобразие индийской культуры. В «Ригведе» были установлены морально-правовые мотивы разделения общества на 4 касты: Брамины (священники); кшатрии (мудрецы); вайшвивы (крестьяне); шудры (слуги). Была разработана целая система жизни и поведения человека в зависимости от касты. Например, брак внутри варны (эндогамия) считался законным; то же самое касалось выбора профессии и занятия определенным ремеслом.

Индийская каста была результатом длительного процесса формирования производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые были разделены по происхождению, роду занятий, обычаям и законам. Великий прогресс в производстве повлек за собой расслоение общества.

Средневековая философия индии (В. К. Шохин) -  Появление буддизма

Появление буддизма

Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине и сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. Примерно в середине I тысячелетия до н.э. эти черты патриархата стали резко контрастировать с этими серьезными изменениями в общественных отношениях, которые и послужили основной причиной возникновения буддизма.

Появление буддизма на исторической арене совпадает с существенными изменениями в социально-политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Маргинальные области брахманической культуры начинают очень активно заявлять о себе, а кшатрии все больше претендуют на ведущую роль в жизни общества. Значительные сдвиги в экономике и политике происходят в этих районах на основе четырех царств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта), что в конечном итоге приводит к образованию одной из самых могущественных империй Древней Индии — империи Магадхи, основателями и лидерами которой были представители династии Маурьянов.

В VI-V веках до н.э. были предприняты попытки укрепить рабовладельческую экономику и более рационально использовать труд рабов. Законодательные меры, несколько ограничивающие произвол господина над рабом, свидетельствуют о начавшемся исчерпании существующей системы и отражают страх перед острым классовым конфликтом. Система гражданско-политической жизни, появившаяся в это время, была важным фактором, обусловившим своеобразие индийской культуры.

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наибольшего могущества это государство достигло в IV-II вв. до н.э. при династии Маурья, объединившей почти всю территорию Индостана. Период Маурьев — Маурьянов считается особой вехой в развитии древнеиндийской государственности. Это был период великих политических событий. Создание единого индийского государства способствовало общению между различными народами, взаимодействию их культур и отказу от узких племенных рамок. Развился ряд религиозно-философских течений, таких как джайнизм, бросивший вызов ведическим ценностям, и буддизм, который постепенно превратился из сектантского монашеского учения в одну из трех мировых религий. Индуизм Буддизм религиозные ведические индийские

Одним из важнейших компонентов социальной, общественной и экономической системы в период Маурьев была община. Значительная часть населения — свободные землевладельцы — объединялись в общины. Наиболее распространенной формой общины была сельская, хотя на остальной территории империи все еще существовали примитивные клановые общины. Долгое время общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта узость и замкнутость была нарушена.

Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, но в его законодательстве не было четкого разграничения между свободными и рабами. Рабский труд не играл значительной роли в важнейших отраслях экономики Древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвольной власти хозяина над рабами. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, которые носили скорее этический, чем юридический характер. Эти правила носили явно религиозный характер. Самые известные из них — Законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время, когда были созданы эти законы, неизвестно.

Становление религиозно-философского сознания в Древней Индии

Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения древности и средневековья, то есть индийскую классическую (традиционную) философию, в отличие от индийской философии нового времени XVIII-XX веков. В рамках этого исторического периода выделяют три этапа развития индийской философии: ведический, эпический, классический. В целом и общем соответствуют основным узлам социально-экономической истории древней и средневековой Индии.

Древняя ведическая мифология представляет собой дофилософскую форму мировоззрения и отражает различные этапы развития родоплеменных отношений. В этом случае, в силу тождества человека и природы, коллективные идеи племенной жизни устанавливались как свойства вещей природы и человеческого тела, доступные чувственному восприятию. Простые вещи природы, как бы имеющие в себе «родовые идеи», стали смысловыми знаками для человека родового общества, потому что идеи родового сознания были закреплены в вещах природы и человеческом теле, они вызывали чувственное восприятие всей родовой идеологии. Например, мы находим закрепление родовой идеологии в антропоморфном теле первого человека Пуруши: «От него, принесенного в жертву, было получено жертвенное масло, он был превращен в тех существ, которые обитают в воздухе, в лесу и в деревнях. От него, принесенного в жертву, произошли риги и саманы, от него произошли стихи, от него произошел яджус».

Идеологическое восприятие движения природных вещей как модели родового сознания является одним из механизмов поддержания последнего. Поскольку идеи родового сознания укоренены не только в природе, но и в теле рода, они могут быть воплощены в жизнь только через действия всего коллектива. А для того, чтобы передавать традиции и опыт племенной жизни из поколения в поколение, необходимо использовать эффективные средства, исходя из их задачи, из физических возможностей человека. Такими средствами являются слово-миф, когда мужчина в коллективном общении произносит правила жизни рода, скандирует их вслух и таким образом передает младшим поколениям; ритуал-жест, движение-танец, когда мужчина, произнося правила, одновременно совершает движения их практической реализации; табу как ритм, порядок, длительность слов и движений.

Миф, ритуал, табу порождают порядок, регулярность, «упорядоченность» единой природы-родителя-организма, которая функционирует до эпохи патриархата и последующего разложения родовых отношений.

Возникновение предфилософского, а затем и собственно философского сознания было связано с кризисом родоплеменной организации общественной жизни. Фактически переход к планомерному производству растений и животных, развивающееся техническое творчество привели к резкому изменению порядков, ритмов функционирования природы и племени, к их все большему дистанцированию, к избыточности человеческого рода по отношению к природе (фактический выход человека из сакрально-мифологической сущности племени-природы-организма).

Развитие философской мысли

В аналогичном аспекте Упанишады развивают доктрину Атмана как индивидуального и универсально-космического духовного существа. Согласно Упанишадам, Атман — это универсальная основа, содержащаяся во всех людях и во всех вещах и охватывающая все творения. Это одновременно некое универсальное, неизменное «я», сохраняющееся во всех обстоятельствах (в бодрствовании, во сне, в смерти, в рабстве и в освобождении), одновременно универсальный субъект и универсальный объект, одновременно воспринимающий и не воспринимающий себя. «Я» по своей природе не может быть воспринято, поскольку это не объект для восприятия, а принцип всего восприятия.

Брахман и Атман как объективное и субъективное, космическое и психическое начала отождествляются, и оба, как сверхчувственные начала всего сущего, отождествляются с человеческим «я». Таким образом, человек в своих высших духовных проявлениях становится одновременно Богом и Космосом: «Тот, кто знает: «Я есть Брахман», становится всем. И даже боги не могут помешать ему, потому что он становится их Атманом». В Упанишадах факт антропоморфного мира (спонтанный перенос человеческих характеристик на природу), по-видимому, уже осознан. Таким образом, мировоззрение Упанишад в целом еще не является самостоятельным философским творением, а остается именно предфилософским творением спорадического характера.

Эпический период развития философии. В эпический период философия в Индии постепенно становится особой отраслью знания, особой наукой. Об этом, в частности, свидетельствует памятник «Артхашастра» III века до н.э.: «Философия всегда рассматривается как светильник всех наук, средство для выполнения всех работ и опора всех учреждений». Автор «Артхашастры» (Каутилья) даже использует специальный термин для обозначения философии — «анвикшики-тарка-видьям» («рационально-логическое знание»).

Среди основных источников эпического периода развития философской мысли выделим следующие:

1) эпическая поэма Махабхарата (получившая окончательную форму в V веке н.э.), состоящая из 13 книг, насчитывающих около 100 000 стихов, написанная Вьясой. В основе поэмы лежат песни, баллады, народные легенды и сказания о героях предков;

2) Поэмы Рамаяны, состоящие из 7 книг, написанные Вальмики. Структура поэмы сложна: здесь есть ведические боги во главе с Индрой, новые боги, отождествляемые с различными предками, политеистические культы и т.д. Со временем поэма превратилась из литературного произведения в трактат по идеологии вишнуизма;

3) Свод законов Ману (1250 г. до н.э.), этический кодекс, объясняющий права и обязанности различных варн древнеиндийского общества, порядок жертвоприношений, моральные критерии для различных действий и т.д.

Первичное, стабильное существо — это Брахман, вечный дух. Но поскольку вечный дух всегда находится в вещах, он качественно неотличим от их конечности. Брахман — это одухотворение всего конечного существования, воплощение бесконечного бытия в виде духовного бытия. В сознании человека также есть нечто постоянное; оно проявляется в постоянной неудовлетворенности индивидуального «я», его стремлении к вечности-бесконечности. Таким образом, каждое «я» является причастником вечного духа. Таким образом, материальное начало (пракрита) не действует само по себе, само развитие обусловлено присутствием вечного духа, который является основой и объединителем всего сущего.

Буддизм

Гораздо позже, чем ведизм, в Индии развился буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в семье кшатрия. К 40 годам он достиг просветления и стал известен как Будда. Невозможно точно определить время появления его учения, но то, что Будда — реальная историческая личность, это факт.

Буддизм связан в своих истоках не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что возникновение буддизма также было обусловлено объективными социальными процессами, которые были идеологически подготовлены. Буддизм возник не через «откровение» существа, достигшего божественной мудрости, как утверждают буддисты, и не через личное творчество проповедника, как обычно думают западные буддисты. Но и буддизм не был механическим набором существующих идей. Она привнесла в него много новых идей, которые возникли именно в силу социальных условий эпохи ее зарождения.

Первоначально, согласно буддийской традиции, элементы новой религиозной доктрины передавались монахами своим ученикам устно. Они приобрели литературную форму относительно поздно, во II-I веках до н.э. Дошедшая до нас палийская ветвь буддийской канонической литературы, возникшая на Шри-Ланке около 80 г. до н.э., позднее получила название Типитака (санскр. «Трипитака») — «три корзины закона».
В III и I веках до нашей эры и в первых веках нашей эры. До н.э. происходило дальнейшее развитие буддизма, в частности, была создана связная биография Будды и появилась каноническая литература. Монахи-теологи разработали логические «обоснования» основных религиозных догм, часто называемые «философией буддизма». Богословские тонкости были предназначены для сравнительно небольшого круга монахов, которые могли посвятить все свое время схоластическим спорам.

Буддизм добавил к религиозной практике технику, которая относится к сфере индивидуального поклонения. Имеется в виду такая форма религиозной практики, как бхавана — погружение в себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления над истинами веры, которая в дальнейшем была принята такими ветвями буддизма, как чань и дзен. Многие ученые считают, что этика лежит в основе буддизма, что делает его скорее этическим, философским учением, чем религией. Большинство понятий в буддизме расплывчаты, многозначны, что делает его более гибким и хорошо приспособленным к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Таким образом, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, которые стали основными очагами распространения религии.

Разделение буддизма на две ветви: Хинаяна («малая колесница») и Махаяна («большая колесница») была вызвана прежде всего различием социальных и политических условий жизни в разных частях Индии. Хинаяна, которая более тесно связана с ранним буддизмом, признает Будду как нашедшего путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отказались от мирской жизни. В Махаяне важную роль играет культ бодхисаттв — личностей, уже способных войти в нирвану, но способных помочь другим, не обязательно монахам, достичь конечной цели, заменив требование уйти от мира призывом влиять на него.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция естественного состояния человека в философии т. Гоббса
  2. Отражение нравственных представлений в различных сферах духовности (искусстве, религии и др.)
  3. Искусство и эстетическое освоение действительности
  4. Предмет и объект философии. Структура философского знания
  5. Особенности схоластики. Спор об «универсалиях». Реализм и номинализм
  6. Лао-цзы, основатель даосизма
  7. Критическая философия и. Канта и его проект «новой метафизики»
  8. Предпосылки появления философии
  9. Эрнст Шлиермахер и его философия
  10. Проблема происхождения сознания человека