Оглавление:
Воспитательная ценность коллективного, группового взаимодействия задолго до советской эпохи начала осознаваться как необходимость. В XVIII веке идея коллективной совместной жизни была реализована на практике в детских домах. И.Г. Песталоцци. Немецкий педагог В.А. Лай уделял большое внимание вопросу школьных сообществ, в которых совместная деятельность учеников способствовала их социализации. Отечественные педагоги П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский старались поддерживать в общении с детьми атмосферу товарищества и взаимопомощи и видели в стихийно складывающихся детских сообществах возможный источник новых отношений, способствующих развитию и воспитанию детей. Они использовали такие понятия, как «детская масса», «детская общность», «корпоративный дух школы». Н.К. Крупская рассматривала коллективную деятельность детей как богатый источник коллективного опыта, который приводит к повышению интереса к явлениям общественной жизни. Она обратила внимание на важность цели коллективной деятельности как перспективы ее развития. А.С. Макаренко внесла значительный вклад в развитие теории и методики воспитательного коллектива. Идеи A.C. Макаренко получили развитие в педагогической деятельности В.А. Сухомлинского в Павлышевской школе.
Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня (детский сад, школа, лицей) ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.
Средством реализации этих ценностных ориентаций становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и опытом.
С первых лет существования советской школы одной из центральных задач было создание самодеятельного и сплоченного коллектива учащихся. В «Основных положениях единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в деле воспитания самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, сплоченного радостным и прочным товариществом…». Необходимость развития коллективизма у учащихся в условиях целенаправленной воспитательной работы широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Особенно большой вклад в развитие теории и практики коллектива внес А.С. Макаренко. Он доказал, что «ни один метод не может быть выведен из понятия пары: учитель + ученик, а может быть выведен из общего понятия организации школы и коллектива». Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, проникнутую гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, предусматривали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальное положение каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной зависимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать в человеке все лучшее, обеспечить ему радостное самоощущение, защищенность, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность двигаться вперед.
Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского
Его интересовали различные стороны воспитания молодого поколения — гражданская, умственная, нравственная, трудовая, эстетическая и физическая в их органическом единстве. Сухомлинский глубоко интересовался проблемами дидактики, но здесь его внимание привлекала, прежде всего, воспитательная сторона процесса обучения: как при правильной организации всего процесса обучения и воспитания добиться всестороннего развития учащихся, которые будут жить и работать в коммунистическом обществе. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей и общественностью, и ему удалось многое сделать в этой важной области педагогической работы.
Всю систему педагогических требований и рекомендаций В. А. Сухомлинский объединил. Всю систему педагогических требований и рекомендаций В. А. Сухомлинский объединил вокруг вопросов воспитания гражданственности, которая включает в себя глубокую убежденность, гуманистическую нравственность, социальную активность, патриотизм, уважительное отношение к труду.
Убежденность В.А. Сухомлинского в могучей иле воспитания неотделима от его гуманистических убеждений. Он писал, что нет такого ребенка, который при должных усилиях педагогов не мог бы стать человеком нравственно воспитанным, образованным, воспитанным. Вера в ребенка, утверждал он, является основой педагогического оптимизма. В своих трудах он говорил о необходимости такой системы воспитания, которая помогает ребенку реализовать и развить свои способности, сохранить свою индивидуальность.
Идея всесторонне развитой личности — одна из стержневых идей педагогического наследия В.А. Сухомлинского. Он одним из первых в отечественной педагогике попытался охарактеризовать эту идею в виде развернутой концепции, являющейся новым фундаментом всей педагогической системы. Свое практическое применение и развитие она получила в педагогическом опыте Павлышской средней школы, которой В.А. Сухомлинский руководил более 30 лет (с 1947 по 1970 гг.).
Лейтмотивом большинства работ В.А. Сухомлинского, отражающих его богатый и многогранный педагогический опыт, является обращение к сфере эмоциональных потребностей ребенка с целью формирования и развития ценностных ориентаций как основы нравственных и духовных качеств всесторонне развитой личности. Поэтому основополагающим фактором в его педагогической системе стало нравственное, ценностное воспитание, в основе которого лежит формирование нравственных чувств личности, ее ценностных ориентаций. Осуществление этого процесса возможно только при формировании эмоционального, интеллектуального и деятельностного отношения ребенка с позиций морали и этики к себе и различным явлениям окружающей действительности.
Востребованность и актуальность педагогических взглядов В.А. Сухомлинского в системе нравственного воспитания личности и ее ценностей в современной педагогике очевидна.
Актуальность взглядов В.А. Сухомлинского с точки зрения гуманистического, ценностного подхода и недостаточная изученность его педагогического наследия обусловили выбор данной темы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в практической деятельности образовательных учреждений.
Объектом исследования является педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Предмет исследования — образовательные ценности в педагогической системе В.А. Сухомлинского как целостное педагогическое явление.
Цель исследования: выявить и научно обосновать воспитательные ценности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, охарактеризовать роль основных положений его теории для воспитательной практики.
Предмет, объект и цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- охарактеризовать психолого-педагогическую сущность понятия «ценность».
- Проанализировать научные исследования педагогического наследия В.А. Сухомлинского.
- Выявить и определить воспитательные ценности в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
- Выявить актуальные положения и идеи педагогического наследия В.А. Сухомлинского, которые могут быть применены в современной теории и практике воспитания
Человек как предмет воспитания
А.С. Макаренко (1888 — 1939) разработал теорию и методику воспитательной работы с детьми, научно обосновал теорию формирования детского коллектива, практически реализовал идею трудового воспитания. Придавая большое значение воспитанию в труде, он протестовал против непроизводительного использования мышечной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Необходимо учить детей планировать работу, бережно относиться ко времени, орудиям производства и материалам, добиваться высокого качества труда.
Макаренко считал, что нужно воспитывать преданных патриотов, образованных людей, квалифицированных работников, людей с чувством долга и чести, обладающих организаторскими способностями, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных. Исключительно большое место в своей педагогической системе он отводил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. Большой вклад внес А.С. Макаренко в освещение проблемы семейного воспитания. Главным условием успешного семейного воспитания он считал наличие полной семьи, где царят любовь и взаимоуважение, где есть четкий режим и трудовая деятельность.
Воспитание часто сопровождается самовоспитанием и перевоспитанием.
Самовоспитание — это деятельность человека по изменению своей личности.
Перевоспитание — это преодоление, устранение неправильно сформированных взглядов, суждений учащихся, их негативных способов поведения и отрицательных качеств личности.
Воспитание, самовоспитание и перевоспитание тесно связаны друг с другом и постоянно взаимодействуют в целостном процессе формирования личности человека.
Движущей силой процесса воспитания являются противоречия.
Противоречия могут быть внешними и внутренними.
Внешние противоречия:
- Противоречие между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей (нередко школьник становится свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с социальными нормами);
- противоречие между внешними требованиями и поведением самого студента;
Внутренние противоречия:
- противоречие между реальными данными ребенка и требованиями общества к его поведению и деятельности;
- противоречие между позицией ребенка и его стремлением к независимости;
- противоречие между стремлениями ученика и его возможностями (это противоречие может открыто выражаться в поведении: дал обещание — не выполнил, взялся за дело — не закончил; но оно может быть и скрытым — тогда в учебном процессе возникает конфликтная ситуация)
- противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (если потребность школьника удовлетворена, то противоречие снимается на ранних этапах; но бывает, что потребность удовлетворяется не сразу, в этой ситуации возникает противоречие).
Таким образом, преодолевая противоречие, личность поднимается в своем развитии. И наоборот, движение личности останавливается, если противоречие продолжает существовать.
Педагогические взгляды
Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом «Как можно больше уважения к личности и как можно больше требований к ней». К распространенному в 20-е годы призыву о всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним, детям нужна «требовательная любовь», говорил он. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его способности. Он старался «проецировать лучшее в человеке».
Развитие творческих способностей у детей
Сухомлинский
Дети должны жить в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он, по выражению Сухомлинского, «засохший цветок». «Учитель в процессе изложения материала должен быть щедрым на факты и скупым на обобщения. Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик сам приходит к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и триумф ученика».
Макаренко
Ребенку нужно дать идею, а он должен попытаться ее реализовать. Для этого педагог должен заразить ребенка идеей. Для Макаренко это была коллективная идея, в которой участвовал каждый воспитанник. При планировании, дальнейшей реализации и развивались творческие способности детей. В наше время это называется проектной деятельностью. Развитие творческого мышления было просто необходимо для существования детей в то время. Ведь им практически ничего не выделялось от государства, и они сами строили свою жизнь.
Нравственное воспитание
Сухомлинский. Уже в школе должна формироваться высоконравственная личность, закладываются нравственные корни, а потому надо стремиться к тому, чтобы с раннего детства ведущие нравственные качества человека (любовь к Родине, ответственное отношение к труду и т.д.) воспитывались на уровне убеждений. «Мы говорим детям…», «Мы учим детей…», «Мы хотим…». — Не случайно такие обороты речи встречаются на каждом шагу в его трудах. Павлышская школа разработала систему нравственного воспитания, основанную на единстве осмысления нравственных понятий, переживания нравственных чувств и выработки у детей привычек высоконравственного поведения. Мировоззрение — не только система взглядов на мир, считает В.А. Сухомлинский, но и субъективное состояние человека, проявляющееся в его мыслях, чувствах, воле, деятельности.
Иметь чистую совесть, учителю — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением обиду и боль другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не бросать друга в беде, отдавать другу свою душу и заботу и т.д. Уважение и почитание матери ставилось на первое место в развитии нравственности у детей.
Макаренко. При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта от старшего поколения, и младшие усваивают привычки поведения, привыкают к уважению старших и их авторитету. У старших появляется забота о младших и ответственность за них, щедрость и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.
Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защита в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении — все это помогает ребенку стать нравственным человеком.
Требование к учителю
Сухомлинский
любовь к детям
дружеские, доверительные отношения с детьми
образование педагога
знание педагогики и психологии
имеет хобби в любой другой деятельности, является мастером своего дела
постоянное совершенствование педагогического мастерства
обучение детей не только на уроках, но и в любой другой деятельности
сотрудничество и помощь другим учителям
В. А. Сухомлинский высоко оценивал роль учителя в воспитании детей. Велико, утверждал он, значение его личности, душевного облика в пробуждении и развитии способностей, склонностей, талантов учеников. Если есть талантливый, увлеченный учитель математики, то в школе обязательно появятся способные математические дети.
Педагогика должна стать наукой для всех
Итак, сравнивая основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, мы можем сделать некоторые выводы. Каждый из них разработал свою теорию воспитания, которая работала и давала положительные результаты в реальной жизни. Во многом их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень похожа. И Макаренко, и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетным видом деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста, оба ставили цели работы на перспективу, организовывали собственное хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. На мой взгляд, разница в их теориях заключалась только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского — это было личностно-ориентированное отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко это было отношение к ребенку как к части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть готов ответить перед коллективом и получить его оценку, как положительную, так и отрицательную. Сухомлинский был против негативных оценок.
Прежде всего, это была бы наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а педагогика, опирающаяся на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии жизни в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией. К такому выводу приводит нас понимание А.С.Макаренко воспитания — предмета педагогики. Теория развития личности и возрастного созревания детей обязательно станет основой педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинную силу педагогического знания. На этом пути педагогика из совокупности субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в настоящую науку, которая изучает и описывает объективно-закономерные явления и факты, давая им математически точную оценку.
Педагогика — наука экспериментальная. Именно педагогический опыт является главным животворным источником и основным методом получения знаний о воспитании детей и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко родилась не в «болезненных конвульсиях кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И мы не должны забывать, что опыт — это единство теории и практики. И по мере развития и совершенствования теории возрастает ее удельный вес и значение в опыте. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться и становиться более практичной педагогика XXI века.
Педагогика в своем развитии выйдет на технологический уровень. Традиционные отделы любой технологии — материаловедение и проектирование, производственные процессы и оборудование, инструменты и средства безопасности — появятся и в педагогике в виде ее новых разделов. Так возникнет общая теория целостного образовательного процесса, ориентированного на управление развитием целостной личности ребенка. Педагогика, скорее всего, откажется от «расчленения» человека на многочисленные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и т.д. Она также откажется от составления «вечных», «лучших», а потому никуда не годных образовательных программ, а вместо этого даст педагогам теорию проектирования личности на основе знания законов ее развития и с учетом конкретных общественных потребностей, так называемый социальный заказ.
Важнейшей отраслью педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям огромный арсенал педагогических средств для управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением анализировать их и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. И самое главное, педагогика поможет учителям мыслить и действовать технологически в соответствии с логикой, заложенной Макаренко.
Люди давно заметили: когда поднимаешься на гору, горизонт как бы отдаляется, и чем выше поднимаешься, тем дальше видишь. «Низко — близко, а высоко — далеко», — свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко — это высочайшая вершина современной педагогики. И если сегодня мы осмелимся заглянуть в будущее педагогики, то только потому, что стоим на плечах гиганта.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников
- Методы и формы экологического воспитания
- Методика формирования у школьников межкультурной компетенции на основе интернет-ресурсов
- Особенности речевого развития дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
- Картотека трудовой деятельности в младшей группе
- Предметный кружок как форма организации внеурочной деятельности младших школьников
- Методика преподавания русского языка (специальная)
- Необходимость и принципы осуществления контроля в обучении
- Воспитание: сущность, назначение, специфика
- Современные образовательные технологии в социальной сфере