Для связи в whatsapp +905441085890

Способы представления человека в философии Китая — Даосизм

Китайская философия — это нечто особенное, что трудно объяснить европейцам, потому что ее суть — это единство, спряжение и целостность человека и мира. Корни китайской философии уходят глубоко в мифологическое мышление, в котором мы сталкиваемся с обожествлением неба, земли, оживлением всех объектов, поклонением мертвым, предкам, магией, общением с духами и так далее. Первые представления о мире и человеке содержатся в одной из важнейших классических книг Древнего Китая.

Это Книга Перемен — I Цзин (XII-VI вв. до н.э.), в которой отражен переход от мифологического мировоззрения к философской мысли. Ее тексты были написаны в разное время и содержат объяснение основных понятий китайской философии, среди которых принципы инь и янь занимают центральное место. Эта пара категорий выражает идею дуальности и противоречивости мира, в котором действуют два вечных принципа: Ян — активный, всепоглощающий, творческий, яркий, мужской; Инь — пассивный, стабильный, беременный, темный, женственный.

Они не существуют отдельно и не проявляются друг без друга, поэтому, согласно китайской философии, темная сторона должна иметь светлую сторону и наоборот. Противоположности — это одно и в то же время они находятся в постоянном движении, взаимном преобразовании, воздействуют друг на друга, отражая символ гармонии.

История Китая удивительно богата потрясениями. Могущественные империи неоднократно рушились из-за внутренних войн, поглощались иностранцами, разрушались победоносными крестьянскими восстаниями. Тем не менее, каждый раз одна и та же государственная структура, отдельные формы собственности, определенное мировоззрение восстанавливались достаточно быстро.

Это особенность традиционных обществ или цивилизаций, суть которой заключается в сохранении устоявшихся форм отношений с миром. Расцвет философской мысли в Китае совпал с наиболее нестабильным периодом Чжанго — «эпохой воюющих империй» (480-221 гг. до н.э.), когда Поднебесная вела более 1200 войн.

Записи показывают, что сыновья убивали отцов, братья обращались к братьям, традиции не соблюдались; многие верили, что миру придет конец, и даже религия не могла ответить, почему все так, как было. Вера в императора, как обожествленного сына небесного, была подорвана; кризис ударил не только по экономике, но и по духовной жизни разрушенной империи. В этот период появились многочисленные попытки создать новые доктрины, чтобы объяснить вещи и принести стабильность. Это было время идеологического соперничества между старыми школами китайской философии.

Среди них наиболее важными являются шесть, составляющие систему китайской философии:

  • школа Инь и Янь;
  • в школе Конфуция;
  • даосской школы «Путь и сила»;
  • влажная школа..;
  • Школа Имен;
  • Школа Легистов.

В то же время эти школы имели много общих черт, которые отражали характер мировоззрения и оценку их времени.

В качестве таковых можно рассматривать общие черты, характерные для философских школ Китая:

  • идею неразделимости человека и природы, всех частей Вселенной;
  • оживление природы, обожествление небес, частей света..;
  • высокую ценность жизни (физические и духовные аспекты);
Способы представления человека в философии Китая - Даосизм

Даосизм

Даосизм — главная традиция Китая, объединенная в два уровня — религиозный и философский. Основными направлениями и объектами даосской философии являются онтология (природа, космос), антропология (человек как физическое и духовное существо), этика (поиск идеальной формы поведения), политическая философия (доктрина идеального правителя).

По мнению экспертов, основа даосского мировоззрения состоит из трех идей:

1) все явления (в том числе и люди) переплетаются в единую сущность взаимодействующих сил, как видимых, так и невидимых. С этим связана даосская идея «потока» — всеобщего становления и изменения;

2) примитивизм, т.е. идея о том, что человек и общество улучшатся, если мы вернемся к первобытной простоте с ее минимумом дифференциации, обучения, деятельности

3) убежденность в том, что с помощью различных методов — мистического созерцания, диеты, различных практик, алхимии — человек может достичь совершенства, проявляющегося в долголетии (бессмертии), сверхъестественных способностях, умении познавать и контролировать силы природы.

В основе даосизма лежит доктрина дао и концепция бессмертия (xian), которые характеризуются ярко выраженной практической направленностью. Следование по пути мировой гармонии — великое Дао в пределе способствует достижению бессмертия (xian) или долголетия без смерти, что является конечной целью многочисленных духовных и физических практик.

Но если большинство мировых религиозных учений посвящено бессмертию души, то даосизм упоминает проблему физического бессмертия, поскольку душа и тело, понимаемые как проявление инь и янь, считаются неразрывно связанными и не существующими по отдельности. Это также определяет совершенно иное отношение к жизни в даосизме, которое, например, в Индии считается безусловной ценностью и добром.

Лао-Цзы (IV-V вв. до н.э.) считается основоположником даосизма. Согласно легенде, он родился очень старым (мать носила его несколько десятков лет). Его имя переводится как «старое дитя», хотя одно и то же «тцу» одновременно означает «философ», поэтому его можно интерпретировать как «старый философ».

Легенда также рассказывает об уходе Лао-Цзы из Китая, когда по дороге на запад он любезно согласился оставить свою работу, Тао Те Цзин, смотрителю пограничной заставы. Другие выдающиеся трактаты даосизма, по праву вошедшие в сокровищницу лучших произведений мировой духовной литературы, принадлежат Чжуан Цзы и Ле Цзы.

Центральными понятиями трактата являются Тао и Де. Дао понимается в даосизме в двух основных значениях:

1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенного в естественной гармонии всех элементов (безымянное Дао);

2) первобытная, «мать всего», «корень земли и небес», источник развития мира (именуемый Дао).

Качества Дао — это небытие, бездействие, пустота, спонтанность, естественность, неисчерпаемость, непостижимость, вездесущность, совершенство, безмятежность и др. Дао — темное и непонятное, рационально неопределенное и непонятное. Все попытки назвать его, увидеть, понять его, ведут к иллюзиям и не являются истинным Дао». Дао генерирует мир не целенаправленно, а спонтанно, наполняя все существование силой — бездействием. Поэтому движение человека к Дао также связано со спокойным, умеренным, гармоничным следованием естественной природы, которая не нуждается в дополнениях, умножении, преобразовании и представляет совершенство без усилий.

Душа и тело в даосской традиции

Дао — это основа гармонии мира; это пустота, непередаваемая по форме. Дао имеет свою собственную творческую силу, Дао, через которую проявляется в мире. De — это индивидуальная конкретизация вещей, добрая сила Дао, проявляющаяся в мире предметов. Мир, по мнению Дао, находится в спонтанном неопределенном движении многочисленных частиц или «зерен» бытия. Все в мире меняется благодаря взаимодействию двух вечных принципов — инь и янь.

Они взаимопроникают и постоянно сливаются. «Когда люди узнали, что такое красота, появилось уродство. Когда все узнали, что добро есть добро, появилось зло. Таким образом, бытие и небытие порождают друг друга, трудные и легкие порождают друг друга, низкие и высокие склонности друг к другу», — говорит Тао де Цзин. Жизнь и смерть рассматриваются как естественные части цикла изменений. Смерть — это не отрицание, а источник жизни как потенциальное, неформированное существо.

Душа и тело в даосской традиции как воплощения инь и янь, которые не существуют друг без друга. У человека есть целый комплекс душ (их семь), которые растворяются в небесной пневмонии после смерти тела. Отвергая возможность бессмертия души после смерти, даосизм утверждает уникальную идею достижения бессмертия личности (xian) через связь с Дао, существенной основой Космоса. Космос можно уподобить гигантской печи, которая плавит все, а смерть — это всего лишь одна из этих «плавок».

А поскольку мир и человек — это одна система, то, следовательно, поскольку мир вечен, его меньшим аналогом может быть и вечный человек. Обретение бессмертия — это путь, ведущий к Дао, путь избранных, исключительных личностей. Для этого необходимо обладать особой способностью внерационального понимания мира через непосредственное понимание природы вещей и соблюдать главный принцип поведения — бездействие (wu wei) или действие, не нарушая меру вещей (цит).

Для достижения высшей цели — посвящения в Дао — даосские мистики в древнем и средневековом Китае использовали принципы теоретической и практической алхимии, целью которых было создание эликсира бессмертия и развитие «психотренировок» для создания соответствующего ему бессмертного тела и просветлённого сознания. Одним из известных теоретиков внутренней алхимии был китайский философ Чжун Юань.

В то же время в даосизме любое рациональное знание считается злом, как и любое вмешательство в естественный ход вещей. Это отказ от заслуг цивилизации и идеала простоты и естественности, примитивности и оригинальности. Главной добродетелью даосизма является мир и самообладание.

Даосская этика подтверждает следующие наставления:

  • экономно использовать энергию жизни;
  • следовать животному образу жизни;
  • делать 1200 добрых дел за раз;
  • воздерживаться от насилия, мошенничества, зла, воровства, разврата и алкоголя.

Тех, кто достиг этого идеала в даосизме, называли идеальными старейшинами, или shen zhen. Согласно легенде, они покорили время и добились бесконечного долголетия.

Конфуцианство

Кризис старой религии был в самом разгаре, когда один из учеников Лао-цзы, Кун-цзы (Конфуций), начал проповедовать. Он был очень обеспокоен тем, что происходит, поэтому он сосредоточился на изучении «золотого века» китайской истории, когда был порядок в империи и все были удовлетворены его положением. Уже через 30 лет философ основал свою школу, которая стала проповедовать «возвращение в древность».

Кратчайшая формулировка учения Конфуция звучит так: «Правитель должен быть правителем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном». Его мысль состояла в том, что все сместилось с места своих предков и теперь должно вернуться в свое прежнее состояние. Но как это сделать? Конфуций разработал целый свод правил поведения, которым должен следовать каждый человек, стремящийся к добродетели. Идеальная добродетельная личность или благородный муж (juan zi), согласно учению, должен править всем обществом.

Основные достоинства идеального человека заключались в следующем:

  • Самым важным качеством, которым должен обладать человек, является чжэнь, то есть гуманизм, гуманизм.
  • Еще одной добродетелью, называемой ли, было соблюдение порядка, этикета, ритуала, утонченность, невозмутимость и послушание. Эта категория регулировала отношения между людьми в различных сферах жизни.
  • Важнейшим принципом конфуцианства был Сяо, принцип филиального и братского благочестия. Она строго регламентировала отношения между отцами и детьми, начальством и подчиненными.
  • Для соблюдения субординации был разработан принцип справедливости и порядочности.
  • Благородный муж должен был обладать мудростью и знаниями, которые должны были ассоциироваться с добродетелью. Это качество называлось «чжи» (интеллект, знания, обучение).

Расширяя основной список, к этому изображению должны были быть добавлены следующие качества:

  • Скромность («Человек, который остается скрытым, но не держит зла, разве это не благородный человек?»);
  • Искренность («У людей с тонкими словами и притворными манерами мало человечности»);
  • Простота жизни («Благородный человек умеренно питается, не ищет комфорта в доме, усердно работает в бизнесе»);
  • Взаимодействие («спросил Цзы-гон: «Можно ли руководствоваться одним словом всю жизнь?»). Учитель ответил: «Слово — взаимность. Не делайте с другими то, что вы не хотели бы, чтобы они сделали с вами»);
  • Стойкость и выносливость в невзгодах («Благородный человек, когда приходит к невзгодам, терпит их непоколебимо. Низший человек, когда он впадает в беду, решает»));
  • Гармония в общении с людьми («Благородный человек…. Способен быть в гармонии со всеми, но ни с кем не вступать в конфликт»));
  • Самоотверженность, бескорыстие («Тот, кто действует ради собственной выгоды, вызывает большую неприязнь»; «Благородный человек знает только долг, смиренный человек только выгоду»);
  • Забота о людях, а не о «духах» («Служить людям должным образом, почитать духов и держаться от них подальше — это мудрость»).
  • Социальность, «социальность», способность гармонично вписываться в общество; преданность суверену; правдивость; любовь к учебе и т.д.

Как видно, «благородный человек» — это морально и интеллектуально высокоразвитая личность, внешне ориентированная на выполнение долга перед государством. Когда мы имеем дело не только с философией, но и с религиозной доктриной, такие установки приобретают статус «священного долга», воли небес, судьбы и т.д. Несоблюдение этических заповедей приводит не к потере рая, а к забвению на земле — страшнейшему наказанию для последователя конфуцианства (благородный муж скорбит о том, что после смерти «его имя не будет упомянуто»).

Легизм

Еще одной заметной школой Китая в этот кризисный период была школа законотворчества (легалистов), или фан-цзя. Он получил свое название потому, что в его основе лежит письменное, единообразное право, а не традиционное обычное право. Легистам не разрешалось судить аристократов по тем же стандартам, что и простолюдинов. Легисты провозгласили принцип, что «Закон — это отец и мать народа». Один из основоположников легизма, Гуань Чжун, считал, что правитель и чиновники, высшие и низшие, благородные и подлые — все должны следовать закону.

Это то, что он назвал великим искусством управления. Его идеи получили дальнейшее развитие у Шань Яна, который сумел заинтересовать своим учением правителя королевства Цинь — Сяогуна, и он доверил ему проведение политических реформ. Это был еще один случай, когда новое философское учение было введено в практику в Древнем Китае, и на первый взгляд с большим успехом. Благодаря государственным реформам Шан Яна Цинь стал самым влиятельным государством в стране и объединил Китай в мощную империю после серии войн. Каково было учение Шан Яна?

Прежде всего, он решительно отверг концепцию управления Конфуция, основанную на личном примере. Гуманист может быть гуманистом по отношению к другим людям, считает Шан Ян, но он не может заставить людей быть гуманистом. Одного лишь человечества недостаточно для достижения благого управления в небесном царстве. Если Конфуций считал, что главный двигатель человека — совесть, то Шан Ян, по мнению Мо-цзы, верил в желание выгоды и страх перед наказанием. Система наград и наказаний в Шанъ Яне была единственным средством наведения порядка, в то время как роль последнего неизмеримо выше роли первого.

В стране, достигшей господства в Среднем Королевстве, на каждые 9 наказаний приходится 1 награда, он преподавал Шань Ян, в то время как в стране, приговоренной к смертной казни, на каждые 5 наказаний приходится 5 наград. В то же время размер наказания не зависит от преступления. Даже за самый незначительный проступок следует применять суровые наказания. Законы должны были быть известны всем и должны были быть настолько четко сформулированы, чтобы их мог понять каждый. Обсуждение законов было запрещено. Даже те, кто хвалил его законы, Шан Ян изгнан на самые дальние окраины империи. Законы были написаны не для монарха; он был их единственным источником и мог изменить их в любое время.

Более того, идеалом учения Шан Яна было состояние, в котором постоянно велись войны и одерживались победы. Общий смысл реформ Шань Ян выразил в короткой фразе: когда народ слаб, государство сильное, а когда народ сильный, государство бессильно. Реформы Шан Ян помогли объединить Китай, укрепить государственную власть, оживить экономику, но это было достигнуто непропорционально высокой ценой — жизнями и страданиями многих людей.

В целом, философия древнего Китая оказывает огромное влияние на судьбу государства, менталитет народа, уникальную культуру, известную во всем мире. Большинство философских теорий оказались не только логическими конструкциями, но и программами преобразования общества, некоторые из которых укоренились в реальности. В этом также заключается особенность китайской философской традиции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Английская философия нового времени
  2. Альберт Швейцер, немецко-французский философ, теолог и миссионер
  3. Основные школы античной философии
  4. Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель
  5. Дунс Скот и его философия
  6. Абсолютная относительная истина. Догматизм и релятивизм
  7. Протагор, философ-софист
  8. Общество
  9. Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и философ
  10. Синтез востока и запада в философии зарубежного востока ХХ века