Оглавление:
Поскольку Средние века занимают длительный период истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения — почти тысячелетие, этот период делят на раннее Средневековье, которое характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств после падения Римской империи (V век), и зрелое Средневековье (с XI века), связанное со становлением и утверждением феодализма, который в качестве своей идеологической основы использовал христианство.
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, которое выражается в теологии. Христианская религия оказала сильнейшее влияние на западную философию:
Как понять Бога, Троицу, творение и т.д. Философия считалась «служанкой теологии», уничижительный статус, который современные философы, часто даже современные, оценивали как низший. Само понятие философии восходит к античности или современности, и никак иначе не задумывалось. В то время не было самостоятельной философии, а скорее консервативная версия древних традиций, с инструментом для теоретизирования — формальной логикой — и инструментом для гармонизации универсального и единичного — символом.
Философия этого периода была тесно связана с теологией, и ее проблемы основывались на экзистенциальных отношениях между Богом и человеком. Августин в своем трактате «О граде Божьем» рассматривал философа, мудреца, богослова, пророка, учителя этики как единую фигуру. Все остальные области, традиционно относящиеся к философии — онтология, эпистемология, этика, эстетика — рассматривались с этой точки зрения. Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначальному божественному смыслу бытия, отвечая на запросы религии и подвергая сомнению предписания веры. Но в то же время философия имела свои, отличные от религии функции, связанные с ее основной характеристикой — сомнением (в истинности религиозных догм) и свойствами разума — и в конечном итоге направленные на преодоление этих сомнений и познание высшей истины.
Основными понятиями этой темы являются:
Патристика (от лат. pater — отец) — совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических учений христианских мыслителей II — VIII веков, обычно называемых «святыми отцами (и учителями) Церкви».
Схоластика (от греч. scholastikos — ученый) — тип религиозной философии, характеризующийся сочетанием теологических и догматических предпосылок с рационалистической методологией и интересом к формальным и логическим проблемам; наибольшее развитие получил в Западной Европе в средние века.
Номинализм — течение средневековой схоластической философии, которое, в отличие от реализма, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий) и рассматривало их только как имена (лат. nomen — имя, nominalis — нарицательный, отсюда и название). То есть номиналисты считали, что общее существует только после вещей. Она появилась в XI-XII веках, получила особое развитие в XIV-XV веках.
Реализм (от лат. realis — материальный, вещественный) в философии — направление, признающее реальность вне сознания, трактуемую либо как существование идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, процесса познания и опыта (философия реализма XX века). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) реальны и существуют независимо от сознания.
Без философии христианство никогда не смогло бы сформироваться как религия высшего порядка: космополитическая религия, религия абстрактного монотеизма.
Развитие средневековой философии от патристики до схоластики
Интеллектуальное наследие отцов и учителей церкви получило в христианских богословских кругах название «патристика». В истории европейской философской мысли деятели патристики сыграли двойную роль: с одной стороны, они положили конец античной философии; с другой стороны, они положили начало средневековой философии.
Использование философии отцами и учителями христианской церкви пошло на пользу христианству и в то же время нанесло непоправимый ущерб самой философии. По словам известного немецкого философа Фридриха Нитча (1844-1900), «христианство испортило кровь философии». Церковь впервые использовала философию для формулирования догматов своего учения, для того, чтобы облечь свою доктрину и мировоззрение в определенную систему. С другой стороны, патристика поработила философию и превратила ее в теологию, то есть в учение, обосновывающее и развивающее религиозное мировоззрение.
Патристики не ставили своей целью развитие философии; они использовали философию только для формирования христианского мировоззрения. Отцы и учителя церкви начали свою работу в конце второго века, когда христианство еще подвергалось гонениям со стороны Римской империи. Когда христианство было провозглашено государственной религией Римской империи, церковные лидеры обсуждали и подтверждали свои убеждения на экуменических и поместных церковных соборах. Эти решения были подтверждены византийскими императорами, провозглашены папами, патриархами и самими отцами церкви. С IV по VIII век христианская церковь, объединенная в Римской империи, провела семь Вселенских соборов, последний из которых состоялся в 787 году и ввел в христианскую церковь почитание икон и молитву к усопшим святым. Таким образом, к концу VIII века завершилось формирование комплекса того религиозного мировоззрения, которого до сих пор официально придерживаются католическая и православная церкви. Что касается истории развития самой философской мысли, то можно сказать, что в VIII веке заканчивается период творческого развития христианского мировоззрения и начинается период схоластики — философской интерпретации христианского мировоззрения.
Сами деятели патристики не были философами, — они были богословами. Содержание своего богословия/философии они черпали из текстов Ветхого и Нового Заветов, решений Вселенских и Поместных Соборов, трудов церковных авторитетов, — от своих предшественников, Отцов и Учителей Церкви. Таким образом, христианство установило «обоснованную доктрину» о том, как Бог создал весь материальный и духовный мир за шесть дней. Это учение позже получило название: Креационизм. Все остальные концепции религиозной доктрины возникли таким же образом:
Иммортализм, учение о бессмертии души;
Экклезиология — учение о месте церкви в искуплении человека; христология — учение о взаимосвязи человеческой и божественной природы в личности Иисуса Христа;
Сотериология — учение о факторах и путях спасения;
Тринитология — учение о едином Боге, триедином по личностям и едином по сущности;
Эсхатология — учение о конечной судьбе вселенной и человечества, и подобные интерпретации христианского религиозного мировоззрения.
На основе вышеперечисленных теологических концепций и в их рамках началась история и развитие в Европе средневековой философской мысли. Среди деятелей патристики наибольшее влияние на начальные этапы формирования европейской философской мысли оказали работы Святого Августина и Дионисия Ареопагита (Петра Иверского).
Августин, епископ Гиппонский (354-430), с позиций неоплатонизма впервые изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. В своеобразной интерпретации христианской веры он видел решение всех мировоззренческих проблем: происхождение мира — в библейском рассказе о шести днях творения; причину зла в мире — в грехопадении Адама и Евы, съевших плод запрещенного Богом дерева добра и зла; смысл человеческой жизни — в ожидании Страшного суда и Царства Божьего на земле; обретение истинного мировоззренческого знания — в принятии на веру всех церковных учений и так далее.
Номинализм и его позиция
НОМИНАЛИЗМ (лат. nommalis — относящийся к именам, именительный, от nomen — имя) — одно из важнейших философских направлений, занимающихся проблемой универсалий, и исторически первая форма материализма. Методологически номинализм стал своего рода эмпирической философией пробуждающейся науки позднего Средневековья. Согласно номинализму, материальный мир вне мышления и сознания является чисто эмпирическим миром. Таким образом, за пределами опыта не существует объективной реальности. Только конкретные вещи — индивидуумы — существуют в физическом смысле. Поэтому онтология номинализма допускает только минимальные классы родового порядка (infima species), только один «уровень реальности» — уровень пространственно-временных объектов («факты», «конкреты», «атомы» и т.д.), которые существуют «сами по себе», а все возможные отношения между ними и даже некоторые свойства зависят от нашего способа их видения. Что касается абстрактных объектов (абстрактных сущностей, универсалий), которые не даны в чувственном опыте, то они не существуют «сами по себе» (вне мышления и языка). Самим своим существованием и смыслом они обязаны своему материальному средству — языку. А поскольку существование абстрактных объектов чисто вербальное, их включение в онтологию недопустимо.
Эта общая установка номинализма была дополнена и обогащена в ходе развития философии и науки разработками определенного порядка. Современный номинализм, изгоняющий абстрактные объекты из онтологии, не запрещает их использование в теории или в научной практике, если только уметь правильно пользоваться абстракциями и отличать полезные абстракции от бесполезных, а для этого, прежде всего, нужно уметь доказать непротиворечивость вводимых абстракций, в частности, исключить их, найдя соответствующую эмпирическую модель. Например, использование абстракций «хороший» и «красивый» эпистемологически оправдано таким очевидным эмпирическим фактом, как существование хороших мужчин и красивых женщин.
Простой допустимый способ введения абстрактных объектов рассматривается номинализмом как практика их контекстуальных определений. В этом случае абстрактные объекты вводятся в теорию как façon de parler, или символические фикции. Эти символические фикции не имеют «фактического» значения, но их использование служит «сокращающим устройством» для формулирования вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно когда эти объекты, конечно, неопределенны или бесконечны. Поэтому вы говорите «все красное» вместо того, чтобы сказать «это красное», «это красное» и «это…», то есть вместо перечисления всех красных объектов. Соответствующее контекстуальное определение может сформировать абстракцию от класса всех натуральных чисел, не принимая этот класс за объективную сущность. В арифметике действительных чисел такой же абстракцией является «логарифм», который имеет смысл в контексте «log h», где h — действительное и положительное число. Очевидно, что такие символические вымыслы имеют когнитивную ценность, поскольку служат для выражения определенных фактов. Например, контекст «logx» можно исключить, заменив его соответствующим числом: положительным, отрицательным или нулем, а не фикцией.
Однако, несмотря на ясность программного требования номинализма, реализация этого требования неоднократно наталкивалась на трудности, особенно когда речь шла об исключении абстрактных объектов из онтологии научных теорий и, в частности, из онтологии математики. Эти трудности указывают на сомнительность самой идеи «исключения». Само понятие семантической детерминации, которое необходимо при построении номиналистической версии теории множеств, подразумевает использование нефинитных абстракций, не говоря уже об абстракции потенциальной осуществимости и абстракции идентификации. Не лучше обстоит дело и с требованием абсолютной конкретности и индивидуальности (см. индивидуация) объектов, вводимых в теорию, ибо «с того момента, как мы ограничиваем номиналистический тезис языком-объектом и допускаем свободное использование интуиции в метаязыке, этот тезис теряет смысл своего существования….». Анализ убеждает нас в том, что само понятие конкретной вещи не удовлетворяет номиналистическому постулату….. То, с чем мы сталкиваемся на практике, всегда более или менее конкретно. Строгая альтернатива возможна только через абстракцию».
Рационализм и его позиция
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio — причина), философское направление, признающее разум основой человеческого познания и поведения. Она противостоит фидеизму, а также иррационализму и сенсуализму (эмпиризму). Термин R используется для описания и характеристики философских концепций с 19 века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, Парменид, который различал знания «по истине» (полученные с помощью разума) и знания «по мнению» (полученные с помощью чувственного восприятия), считал разум критерием истины.
Как целостная система эпистемологических взглядов, R начала формироваться в современную эпоху в результате развития математики и естествознания. В отличие от средневековой схоластики и религиозного догматизма, классическая R XVII-XVIII веков (Р. Декарт, Б. Рейнольдс и С. Р. Декарта, Б. Спинозы, Н. Мальбранша и Г. Лейбница) основывалась на идее естественного порядка, бесконечной причинно-следственной цепи, пронизывающей весь мир. Таким образом, принципы Р. разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): по их мнению, Р. приобретала различный характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.
Реализм 17—18 в., утверждающая определяющую роль разума не только в познании, но и в человеческом действии, была одним из философских источников идеологии Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов XVIII века, которые стояли на позициях материалистического сенсуализма и выступали против спекулятивных построений R.
Обоснование безусловной достоверности научных принципов и положений математики и естествознания P. пытается решить вопрос: каким образом знание в процессе познавательной деятельности человека приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. В противовес сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, может быть получено с помощью разума, который служит его источником и одновременно критерием истины. Так, например, к основному тезису сенсуализма «нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах» (Локк) рационалист Лейбниц добавил: «кроме самого разума», то есть способности разума постигать не только частное, контингентное (то, что ограничено чувственным восприятием), но и общее, необходимое.
Обращение к разуму как единственному источнику научного знания привело Р. к идеалистическому выводу о существовании врожденных идей (Декарт) или диспозиций и предпосылок мышления, независимых от чувственности (Лейбниц). Преуменьшение Р. роли чувственного восприятия, в форме которого осуществляется связь человека с внешним миром, привело к отделению мысли от объекта познания.
И. Кант, пытавшийся примирить Р. и чувственность, понимал, что «всякое наше познание начинается с чувств, переходит в рассудок и заканчивается разумом. (Опус, т. 3, М., 1964, с. 340). Разум, по мнению Канта, не может служить универсальным критерием истины. Для объяснения свойств знания он вводит понятие априорности (см. apriori) не только концептуальных форм (как в классической Р.), но и форм интуиции — пространства и времени. Но кантовский R сохраняет свою силу только ценой принятия позиции агностицизма; он применяется только к миру явлений, но не к «вещи в себе», объективной реальности.
В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира объявлялась абсолютная идея или абсолютный разум, а процесс познания становился самопознанием разума, постигающего свое собственное содержание в мире. Отсюда Гегель представляет развитие объективного мира как чисто логический, рациональный процесс, и его Р. приобретает характер панлогизма.
Номинализм и реализм: противоречия в средневековой схоластике
Средневековая философия в значительной степени характеризовалась двумя течениями: реалистами и номиналистами. В то время слово «реализм» не имело ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом понималась доктрина, согласно которой истинной реальностью обладали только общие понятия или универсалии, но не отдельные объекты. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют раньше вещей и представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. И только поэтому человеческий разум способен познать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как всеобщее понятие.
Противоположное направление было связано с акцентом на приоритете воли над разумом и получило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen», «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — это только имена; они не имеют самостоятельного существования и формируются нашим разумом путем абстрагирования некоторых характеристик, общих для ряда вещей. Например, «человек» получается, если отбросить все черты, присущие каждому человеку в отдельности, и сосредоточиться на том, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное интеллектом больше, чем любое другое животное (по крайней мере, мы, люди, так думаем). В принципе, можно уточнить это определение: у человека есть голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже четко определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже утверждали, что общие понятия — это не что иное, как звуки человеческого голоса. Среди таких номиналистов, например, был Росцелин (XI-XII век).
Споры и публичные дискуссии между реалистами и номиналистами выводили их оппонентов за пределы богословия к общефилософским проблемам, что вызывало недовольство церковной элиты. Один из самых одаренных представителей схоластики, Пьер Абеляр (1079-1142), имел особенно плохую репутацию. Еще в молодости он вмешивался в споры между реалистами и номиналистами, ослепляя всех своими знаниями, своей логикой доказательств. Абеляр пытался подняться над реализмом и номинализмом, использовал в основном труды Платона, Отцов Церкви. Его философский и теологический рационализм вызывал зависть и ненависть у его побежденных противников.
Несмотря на схоластическую постановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовали в своих работах такие выдающиеся философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер, экзистенциалисты Хайдеггер и Сартр. Следует отметить значительные философские достижения в деятельности отдельных философов Средневековья.
Какие бы проблемы ни обсуждались в средневековой схоластике, они так или иначе были связаны с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания. «История средневековой философии не может быть сведена к истории спора о природе универсалий. Но за такое понимание можно многое сказать», — отмечает выдающийся исследователь средневековой философии Э.Жильсон. Спор о природе универсалий (общих понятий) шел на протяжении всего Средневековья. Отправной точкой дискуссии стали вопросы, поднятые Порфирием в его введении к «Категориям» Аристотеля: Существуют ли роды и виды независимо или только мысленно?
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
- Философия откровения Шеллинга
- Курт Фридрих Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики
- Сознание и язык. Концепции естественного и сверхъестественного происхождения языка
- Бытие как философская категория: ее смысл и специфика
- Средневековая философия Китая
- Проблема ценностей в философии
- Разработка Кантом концепции морали и нравственного закона — Этическая система Канта
- Формы ценностного освоения бытия. Идеологическое освоение действительности
- Религиозное освоение мира. Специфика религиозного опыта
- Умопостижение: его пределы и методы