Оглавление:
Арт-терапия, метод лечения с помощью художественного творчества, в последнее время получает все большее внимание во всем мире. Трудно назвать еще одно направление в современной психотерапии, которое имело такую прекрасную возможность не только для «исцеления» отдельных лиц и их групп, но и для «социального исцеления». Примечательно, что появление первых форм арт-терапии совпало с глубокими изменениями культурного «климата» развитых западных стран, а его дальнейшее развитие было тесно связано с движением за реализацию прогрессивной социальной цели искусства, которое не могло быть столько объектом эстетической фетишизации, сколько фактором оздоровления глобального общества.
Несомненная привлекательность арт-терапии в глазах современного человека, использующего в основном словесные каналы общения, заключается в том, что он использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает его незаменимым инструментом для изучения и гармонизации тех частей внутреннего мира человека, для которых слова малополезны. С развитием арт-терапии связаны надежды на такую гуманистическую, «синтетическую» методологию, которая в равной степени учитывала бы достижения научной мысли и художественного опыта, интеллекта и эмоций человека, потребность в рефлексии и стремление к действию, тела и духовного мира.
И, конечно же, интерес к арт-терапии может быть связан с тем, что в наш век «аппаратной медицины» и фармакологии она обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, которые тесно связаны с его творческими способностями. Арт-психотерапия Танцевальное движение
Терапия танцевального движения (DMT) является областью психотерапии. Она появилась как отдельная область примерно в 1950-х и 1970-х годах, сначала в Соединенных Штатах, а затем в 1960-х и 1980-х годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-х годах АДТ развивалась в других странах Европы, Азии, Австралии и России. 1995 год можно считать официальным годом рождения ТТТ в России, когда в Москве была основана Ассоциация ТТТ. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше. Психотерапия танцевального движения использует движение и творческое самовыражение в рамках психотерапевтических отношений, с переходом от чисто вербального к телесно-ориентированному подходу. Процесс включает вербальную и невербальную коммуникацию, в которой человек творчески реализует самовыражение, самопринятие, способность выбирать, делать выбор и сознательно развиваться, чтобы сделать свою жизнь более полноценной, творческой и осмысленной. ТДТ — междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танца. Кроме того, она питается многими другими областями знаний. Среди них: Анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, различные теории движения и танца, психология и др. — Иными словами, практически все, что можно отнести к областям знаний о теле, движении, танце, психике, творческом процессе и творческом выражении.
Танец, мимика и жесты, как и музыка, являются одной из древнейших форм выражения чувств и переживаний, а танцевальная терапия берет свое начало в творческом танце.
Раньше танец был средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было выразить словами. Тысячи лет различные группы устраивали ритуальные танцы, чтобы отпраздновать, отгородиться от лишений, оплакивать умерших и исцелять больных. Танец был мощным средством самореализации и выражения чувств. В религиозных обрядах танцоры стремились оторваться от всего, чтобы стать частью Вселенной; в подражаниях участники отождествляли себя с дикими животными или волшебниками.
Сегодня танец используется для выражения всего спектра человеческих эмоций, мыслей и установок. В танце чувства выражаются через ряд высокоструктурированных движений. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации, а стилизация, превращающая танец в перформанс или вид искусства, не имеет значения. Танец — это общение через движение, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм, но все формы могут быть использованы для самовыражения: примитивный племенной танец, народный танец, вальс, рок, полька.
Танец — живой язык человека, это художественное обобщение, парящее над реальной основой для выражения на более высоком уровне, в образах и аллегориях, внутренних человеческих эмоциях. Танец требует прежде всего прямого общения, потому что его средством и посредником является сам человек, а инструментом выражения является человеческое тело, чьи естественные движения создают материал для танца, единственный материал, который принадлежит ему и который он использует самостоятельно.
Во-первых, после Второй мировой войны многие инвалиды войны нуждались в физической и эмоциональной реабилитации. Танцевальная терапия стала дополнительным методом лечения для госпитализированных пациентов, многие из которых не могли говорить и поэтому не могли лечиться вербальной терапией.
Вторым фактором, способствовавшим росту интереса к танцевальной терапии, стало открытие транквилизаторов в 1950-х годах. Наличие и широкое применение лекарственных средств способствовало разработке и применению к хронически психически больным людям новых программ психиатрического вмешательства, предусматривающих более активное лечение. Танцевальная терапия появилась как альтернативный метод лечения этих программ.
Третьим фактором развития танцевальной терапии в 1960-е годы стало тренировочное движение «Человеческие отношения», позволившее разработать экспериментальные методы самоопытного совершенствования и групповой работы. Наконец, исследования в области невербальной коммуникации, в частности, анализ коммуникативного поведения человеческого тела, вызвали интерес к новым программам танцевальной терапии. Одним из толчков к этому исследованию стала попытка научить интуитивному мышлению, обращая внимание на развитие функции правого полушария.
Психоаналитическая теория также оказала влияние на движение танцевальной терапии. Вильгельм Райх (Reich, 1942), Карл Юнг (Jung, 1961) и в меньшей степени Гарри СтэкСалливан (Sullivan, 1953) внесли особый вклад в эту область.
Каждая эмоция, которую мы испытываем, будь то гнев или любовь, выражается через напряжение группы мышц. Известная биоэнергетическая теория телесной терапии Вильгельма Райха и Александра Лоуэна предполагает тесную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями и мышечным напряжением. Суть этой теории заключается в том, что эмоциональные травмы, которые человек испытывает в течение своей жизни, содержатся в так называемой мышечной оболочке, которая замедляет свободное выражение эмоций.
Сегодня танцевальные терапевты стремятся снизить мышечное напряжение и повысить гибкость участников группы. Юнг подчеркнул терапевтическую ценность художественных переживаний, которые он назвал «активным воображением». Он был убежден, что художественный опыт, выраженный, например, в танце, может вывести бессознательные нужды и потребности из подсознания и сделать их доступными для катартического высвобождения и анализа.
Общая характеристика
Мировой опыт показывает, что арт-терапия как самостоятельное и достаточно влиятельное направление в терапевтической и образовательной практике может быть сформирована только там, где аутентичный опыт художественного творчества сочетается с медицинской моделью и психотерапевтическими концепциями.
С этим связана попытка описать арт-терапию как метод социально-профессионального движения, имеющего определенные социальные задачи, которые оно стремится решать в специфическом культурно-историческом контексте.
Архаические формы искусства как прообраз современной арт-терапии дольше всего сохранились в народном искусстве. присущая ей наивность и непосредственность, а также обращение к символическому языку «коллективного бессознательного» были источником душевного здоровья для многих людей в период «высокого» академического искусства. Поэтому логично, что интерес к детскому «первобытному» искусству, возникший в конце ХХ века, наряду с угасанием академической традиции и расцветом импрессионизма в Европе, сыграл свою роль в развитии арт-терапии. Эстетические клише «Золотого века» были переосмыслены, а «детское искусство», а также «искусство первобытных народов» и «азиатское искусство» получили высокую оценку как образцы аутентичного, тонкого и выразительного творчества.
Экономические реформы и изменения в социальной политике также являются важными факторами, влияющими на развитие арт-терапевтического подхода. Изменения в формах медицинского обслуживания происходят в определенной связи с изменениями в социальной политике. Например, рынок медицинских услуг в большей степени ориентирован на средний класс, относительно молодых, трудоспособных и социально динамичных клиентов. В то же время развитые страны уделяют больше внимания медицинским и психотерапевтическим услугам, пожилые люди, дети и подростки — социально менее защищенные группы населения. Изменения в социальной политике отражаются также в повышении роли психотерапевтической и психопрофилактической работы с семьями и различными «малыми сообществами» граждан. Предпочтение отдается групповым формам психотерапии и арт-терапии.
Очень важные изменения в деятельности арт-терапевтов отражаются и в том, что в последние годы они все больше ориентируются на неклиническую сферу, например, работу в социальных, общественных центрах, близких к населению, что позволяет гибко реагировать на различные потребности различных групп населения, работать с пожилыми людьми, детьми и молодежью, бездомными, безработными, людьми, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью и т.д.
Среди многочисленных изменений, произошедших в творчестве художников за последние годы, — повышение их роли в образовании. Особенно это касается работ художников-терапевтов в специальных школах и с детьми, которые учатся в общеобразовательных школах, но имеют определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, которые влияют на их успеваемость.
Несмотря на тесную связь с терапевтической практикой, арт-терапия во многих случаях имеет, прежде всего, психопрофилактическую, социальную и развивающую направленность. Поэтому предпринимаются многочисленные попытки использовать его в образовательных учреждениях, социальной работе, общественно-культурной деятельности.
Творчество — это та точка притяжения, к которой в какой-то степени стремится личность каждого человека. Творчество как способ самореализации создает условия для эмансипации, снятия стресса, самовыражения, внутренней свободы человека. Наше стремление сделать себя и то, что мы создаем лучше, показывает, что сама природа творения — это стремление к совершенству, к гармонии и красоте. Воспроизведение всего того, что было, один на один, не обеспечивает этого движения, тормозит развитие человеческой культуры.
Вопрос о том, почему мы уделяем столько внимания творчеству и творческому подходу к образованию, содержит в себе ответ. Разум — это следствие творчества; творчество — это следствие разума. Творчество — это не просто создание чего-то, а вложение в это частицы своей души. Таким образом, все три составляющие человеческой природы — тело, ум, сердце — гармонизированы в процессе творчества.
В реальной жизни наше сознание постоянно переходит от «Я хочу» к «Я не хочу» и обратно. Но бессознательно мы чувствуем, в чем нуждается наше тело, душа, дух, что хорошо для них, а иногда, сказав «нет» в реальной жизни, мы все еще ментально присутствуем на месте отторжения.
Взаимодействие и взаимная поддержка в постоянной или временной группе позволяет нам развивать уверенность в себе за счет негласных положительных оценок деятельности члена самой группы, а также принимать то, что мы делаем. Постепенно эти приобретения также консолидируются на физическом уровне.
Таким образом, важность физических привычек определяется результатами, на основании которых мы можем впоследствии поставить диагноз. Это, в свою очередь, свидетельствует как о качественном прогрессе в овладении песенным фольклором, так и о приобретении новых навыков социального плана: Дети, которым уже исполнилось 12-14 лет, не видят проблем в обучении других, будь то их гипотетические дети или полностью взрослые.
Взаимная поддержка, обретение уверенности в себе, самообладание и повышение адекватной самооценки — все психотерапевтические элементы органично вошли в структуру певческой культуры русского народа. Однако «приспосабливаться» означает привносить что-то извне. Было бы точнее сказать «имеют место», «присущи» или «вовлечены».
В реальной жизни наше сознание постоянно смещается с «Я хочу» на «Я не хочу» и обратно. Но бессознательно мы чувствуем, что нужно нашему телу, душе, духу, что хорошо для них, и иногда, сказав «нет» в реальной жизни, мы все еще ментально присутствуем на месте отторжения.
Взаимодействие и взаимная поддержка в постоянной или временной группе позволяет нам развивать уверенность в себе за счет негласных положительных оценок деятельности члена самой группы, а также принимать то, что мы делаем. Постепенно эти приобретения также консолидируются на физическом уровне.
Таким образом, важность физических привычек определяется результатами, на основании которых мы можем впоследствии поставить диагноз. Это, в свою очередь, свидетельствует как о качественном прогрессе в овладении песенным фольклором, так и о приобретении новых навыков социального плана: Дети, которым уже исполнилось 12-14 лет, не видят проблем в обучении других, будь то их гипотетические дети или полностью взрослые.
Взаимная поддержка, обретение уверенности в себе, самообладание и повышение адекватной самооценки — все психотерапевтические элементы органично вошли в структуру певческой культуры русского народа. Однако «приспосабливаться» означает привносить что-то извне. Было бы точнее сказать «происходит», «имманентно».
Основные особенности
Перечислим основные особенности состояний и их связь с танцем и движением:
1. растворение сознания в деятельности («слияние процессов действия и сознания»). В этом состоянии человек настолько вовлечен, погружен в то, что делает, что исчезает осознание себя как нечто отдельное от действий, которые он совершает.
Тело соединяет «Я» и внешний мир — оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей и «движений души». Известно, что сознание «целостного человека» отражает мир через тело и «живые движения». По мнению А.Ф. Лосева, тело — это «живое лицо души», а «судьба души — судьба тела». Для расширения сферы сознания нет более совершенного инструмента, чем человеческое тело.
Физическое «тело, воспринимаемое изнутри» становится инструментом взаимодействия человека с миром вещей, природой и миром людей. В то же время это инструмент его «я», усовершенствованный душой и духом души. Р. Шеддон (американский ученый, заложивший основы теории «психологии тела») рассматривал движения человеческого тела как слово, произнесенное душой. Сематический мир личности развивает подлинную полифонию моторики и ментальных процессов, контрапункт понятий, образов и мировоззрений; диалогическое сознание — механизм онтологического отношения человека к себе и миру.
2. полная контролируемость ситуации (основанная на единстве души, интеллекта и деятельности). «Движения оказываются умными не потому, что руководствуются внешним и высшим интеллектом, а изнутри самих себя. Координация движений, как отмечает В.П. Зинченко, происходит не извне, а через само действие. Это состояние переживается человеком как «овладение ситуацией», как способ контролировать свои действия, «растворяться» в них, одухотворять их своей душой. Пушкин писал о таких действиях: «Полет, который душа наполняет». Отметим, что в таких ситуациях «Я» — это наблюдательное начало, а самая глубокая «одинаковость» человека — это наблюдательное начало.
Трансцендентность «Я» («самоощущение» обычно теряется в высшей точке контроля над ситуацией). Однако отсутствие «я» в сознании не означает, что человек потерял контроль над своей психикой или телом. Его действия становятся средством выражения и реализации своего «я» как системы отношений к реальности. Человек расширяет свои границы, растворяется в природе или в других людях, становится частью функционирующей системы, большей, чем его индивидуальное «я», происходит интеграция всех языков сознания и сенсорной рефлексии в единую познавательную и ментальную структуру человеческого сознания (Козлов, 2001).
Духовность. Это качество ресурсного состояния имеет два фундаментальных аспекта.
С одной стороны, происходит антропоморфизация, спиритуализация и оживление всех объектов, с которыми соприкасается сознание. Она наделяет животных и растения, неодушевленные объекты и абстрактные (высоко абстрактные) понятия человеческими характеристиками: Сознание, Мысль, Эмоции и Уилл.
С другой стороны, состояние ресурса прочно связано с трансцендентной функцией субъекта, которому истина «как бы дана в руки», а мир открыт и по существу ясен. Но в то же время не по твоей воле, а по Его. Когда творение происходит, оно «божественно вдохновляет»; вы, ваше сознание, ваше «я» — всего лишь инструмент проявления и раскрытия истины жизни.
6. метафоризация человеческого сознания. Реальность в ресурсном состоянии сознания приобретает признаки амбивалентной цельности. Мысль становится похожей на поэтическую мысль, которая выражает и формирует новые осмысленные образы.
7. трансперсональность опыта. Ресурсное состояние сознания — это экстатическое или инстинктивное состояние, которое «захватывает» человека. В этом состоянии доминирует мотивационная и эмоциональная сфера мысли, а не рациональный и логический интеллект; доминирует духовность как ориентация на высшие силы, других людей, самого себя.
8. удовольствие от процесса деятельности. Чувство удовольствия следует отличать от ощущения радости, которое может быть вызвано также процессом деятельности. Удовольствие можно испытать, не напрягая себя, поэтому оно не приводит к личностному росту и развитию. Чувство наслаждения, с другой стороны, не может быть произведено без усилий.
Танцевально-двигательная терапия
Что касается танцевально-двигательной терапии, то постоянная смена ритмов, танцы с разными узорами, аутентичные движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе освобождающий и терапевтический заряд такой большой силы, что освобождают нас от сомнений в их актуальности для концепции интегративной арт-терапии.
Хорошо известно, что движения связаны с нервной системой; именно нервная система в первую очередь связана с движениями мышц органов, структур, которые находятся вне контроля сознания. Качество изящных движений соответствует качеству жизни.
Не секрет, что танцевальные терапевты, лидеры творческих хореографических групп относятся к телу и разуму как к единому целому, определяя их взаимное влияние как ключ к здоровой психике. Удивительно, что в русских танцах и танцевальных движениях других этносов, помимо движений — сигналов личности, движений — символов, движений ролевой направленности, детали психофизиологической связи также уникальны.
Например, внутренний жесткий человек, который имеет проблемы с психологическим планом ходьбы по кругу и имитирует расслабленные движения танцоров, всегда будет предавать себя тому, что его руки не поднимаются на высоту, открывающую доступ к подмышкам. Большие коллекции лимфатических узлов в подмышках представляют собой центры «защиты» не только на клеточном, тканевом, но и на организменном уровне; а с поднятыми руками они кажутся «доступными», что свидетельствует о доверии, которое танцоры испытывают друг к другу.
«Полное выдвижение рук, — говорит А. Лоуэн, — выражает полные чувства». Когда плечи связаны подавленным гневом, вытягивание рук укорачивается и чувства ослабевают».
Таким образом, танцуя и используя свободные движения рук во время чтения народной песни, мы снимаем напряжение с плечевого пояса и таким образом избавляемся от гнева.
Расслабление рук, характерное для русских танцев, особенно рук, предназначенных для выполнения тонких дифференцированных движений, позволяет освободить накопленные зажимы. Но наши руки — это наш язык, наше мышление. Становится понятно, какую область личности мы хотим привести в порядок, овладевая танцевальными движениями для рук.
Выступающие танцуют со слегка согнутыми коленями и всей ногой в активном взаимодействии с полом. Нога почти никогда не поднимается с пола, а при топотении, которое, кажется, забивает ногу в пол, танцор добивается необходимого заземления. Человек, который прочно стоит на полу, имеет не только уверенную осанку, но и характер, соответствующий ему.
Танцевальная терапия не только уходит корнями в танец, но и основывается на теории Вильгельма Райха о единстве ума и тела — характер проявляется в теле, дыхании и движении.
Как танцоры, мы знаем, что самые глубокие сферы опыта нельзя выразить словами. Рейх был первым теоретиком в психиатрии, который поддержал эту веру. «Живой организм функционирует вне словесных идей и понятий и выражает себя в движении, поэтому мы говорим о «экспрессивном движении». Эмоции буквально означают «двигаться наружу»; экспрессивное (экспрессивное) движение неотделимо от непосредственного значения «эмоционального выражения». Следовательно, эмоция или выражение тела воплощается в движении.
Рейх рассматривал способ, которым энергия течет внутри человека и между человеком и миром, как степень жизненной силы. Способность энергии свободно течь внутри тела является отражением способности испытывать радость и весь спектр эмоций. Когда существует запрет на развитие чувств или проявление определенных эмоций, они застывают в организме и перестают быть доступными для осознания или выражения.
То, как эти запреты завладевают телом, было воспринято Рейхом как «характерные оболочки»; проведение шаблонов, которые прерывают поток дыхания, эмоций и энергии, в результате чего мышцы становятся взволнованными. Рейх считал, что свободно переживаемая и выражаемая эмоция выражается в движении. Если бы эта эмоция была подавлена, то мускулатура и поток дыхания воплощали бы в себе это подавление (это торможение). «Структура — это замороженное движение».
Таким образом, мы видим взаимодействие между «аналитической» работой персонажа, вербальным измерением терапии Райхаяна, и био-эмоциональным, экспрессивным измерением. На вербальном уровне исследуется текущее состояние и семейная история, а также психологические установки, препятствующие доступу ко всему спектру эмоций. В «био-эмоциональной работе» главное для общения — это дыхание. Терапевт поддерживает естественный поток дыхания и чувств везде, где возникает закупорка. Терапевт помогает клиенту двигаться через чувства, которые зафиксированы в его теле. Вмешательство может принимать различные формы, от вербального взаимодействия до физического давления на напряженные участки. Связь с чувствами может также привести к целому ряду выражений, от более глубокого дыхания до эмоциональной вокализации до полного движения тела или выражения радости и успеха.
В танцевальной двигательной терапии основным каналом общения, обмена, является поток движения. Мы активируем поток в теле так, что появляется спонтанный выразительный танец. Танцевальный процесс становится самой жизнью, вплетая ощущения в хореографию взаимодействия терапевта и клиента (клиентов). Элементы танца служат для одновременного движения внутрь на уровень тела и наружу на уровень взаимодействия. Танцевальная терапия фокусируется на эстетических элементах танцевального общения — ритм, динамика, фразы и музыкальность используются для придания эмоциональной выразительности общению.
Движение — это хореографический переход от областей, где чувствуешь себя комфортно и безопасно, к менее привычным и комфортным областям. Это происходит на физическом уровне, на уровне движения и пространственно. Иногда я вижу танцевальный процесс как спиральное движение, проходящее через все уровни нашего существа, способное достичь зон, тщательно охраняемых от доступа. Танцевальные терапевты работают тщательно и методично, обычно от периферии тела до центра. Форма нашего выступления возникает в момент нашего хореографического диалога.
Терапевтический процесс в терапии Райхиана несколько более линейный, чем в ТДТ. Биоэмоциональная работа продвигается от поверхности к ядру, к сущности, а по вертикали — от верхних до нижних сегментов тела. Рейхиевская терапия иногда является намеренно регрессивной, используя склонность к работе, чтобы позволить клиенту пережить и выразить эмоции, которые не могут всплыть на поверхность через выбор в одиночку. Иногда это означает работу непосредственно с захваченными, напряженными участками для того, чтобы разделенные эмоции могли проявиться и реинтегрироваться. В танцевальной терапии мы не просто стоим на ногах, а перемещаемся в пространстве, часто обращаясь к самым высоким уровням функционирования.
В целом, эти две различные модальности, основанные на предпосылке единства тела, разума и духа, удивительно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Основополагающие принципы и цели ТДТ
Тело и психика неразрывно связаны и постоянно влияют друг на друга. Для танцевальной терапии необходимо понять, что тело — это зеркало души, а движение — это выражение человеческого «Я». Сделав тело более гибким, мы делаем душу более гибкой и наоборот. Задача терапии — прийти к самопознанию, изучив реакции организма и его действия.
Танец — это общение на трех уровнях: с самим собой, с другими и с миром. В этом отношении, задача будет заключаться в формировании безопасного пространства, терапевтических отношений, так что через анализ отношений с терапевтом, и/или с другими людьми.
Холистический принцип, т.е. принцип цельности, где триада мышления — чувство — ведет себя как единое целое, а изменения в одном аспекте приводят к изменениям в двух других. Задача состоит в том, чтобы найти способ примирить мысли, чувства и действия. Часто человек начинает думать одним способом, чувствовать другим, действовать третьим, что является отражением внутреннего конфликта. Здесь мы исследуем, как мысли, чувства и движения могут выражать единое содержание, и анализируем то, что в личной истории привело к этому внутреннему расколу, т.е. к потере внутренней целостности.
Тело воспринимается как процесс, а не как объект, предмет или предмет. Словесный процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с чем-то заданным, статичным, а с чем-то постоянно меняющимся. Суть этого процесса заключается в том, чтобы видеть статическое в движении и движение в статическом. Задача следить за процессом танца человека (можно сказать психосоматического Дао) — терапевт помогает высвободить и раскрыть информацию, лежащую в основе симптомов, боли, всех видов физического дискомфорта и ограничений движений — человек учится понимать язык тела и тем самым восстанавливает диалог с самим собой. Эта работа также развивает способность использовать движение и танец для выражения всего спектра эмоций и находить конструктивные способы решения своих чувств, не отрицая и не подавляя их (последнее является разрушительным для психического здоровья).
Обращение к творческим ресурсам человека как к неисчерпаемому источнику жизненной силы и творческой энергии. Задача: развивать самооценку, самопринятие и глубокое доверие к себе и жизненному процессу, развивать постоянный контакт со своими жизненными ресурсами. Здесь TDT напрямую связан с творческим танцем: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (мечты, фантазии, воспоминания) посредством символических движений.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Основные виды речи
- Реабилитация последствий синдрома эмоционального выгорания
- Нарративная психотерапия — Философская интерпретация нарратива
- Особенности развития памяти с применением мнемотехники — Память: понятие образа, ассоциации, виды памяти
- Психология обучения
- Разноплановость мышления
- Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников
- Развитие психики в онтогенезе
- Зоопсихология
- Адаптация личности — Понятие «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях