Оглавление:
Спартанские дети считались самыми скромными и послушными, мужчины — самыми храбрыми, а женщины — самыми красивыми. Спартанцы были удивительно похожи друг на друга в одежде, речи и поведении, и все же они сильно отличались от остальных греков.
Спартанцы никогда не работали и почти не отдыхали. Всю свою жизнь они готовились к войне, закаляя тело и душу тяжелыми испытаниями, лишениями и мучениями. Они проводили весь день со своими боевыми товарищами и возвращались домой поздно вечером к своим женам и детям.
Спартанцы, угрюмые и неразговорчивые как в будни, так и в праздники, носили только бедную и грубую одежду, ходили лохматыми и одичавшими и ели за общим столом черный бульон, от которого в любом другом греческом городе содрогнулся бы последний бедняк.
Но на битву спартанцы шли как на праздник: счастливые и радостные, с музыкой, с песней на устах, с расчесанными и украшенными венками локонами, в самых дорогих и красивых одеждах.
Спартанцы никогда не отступали и не сдавались в бою. При поражении спартанские воины обычно умирали на месте, все до одного. Однако их поражения были очень редки. Спартанская армия по праву считалась непобедимой в Греции.
В отличие от других греков, спартанцы не любили путешествовать, не интересовались чужими обычаями и неохотно принимали в своих домах иностранных гостей. У спартанцев долгое время не было своих писателей и историков, и посторонним было очень трудно жить и работать в Спарте. Поэтому многое в жизни спартанцев, как древних, так и современных историков, является таинственным и загадочным.
Самым обширным и могущественным из греческих городов-государств была Спарта, расположенная в южной Греции на полуострове Пелопоннес, вдали от моря и других крупных городов. Спарта была основана греками из племени дориков, которые мигрировали на юг из центральной Греции на Пелопоннес в начале железного века. Город возник примерно за тысячу лет до нашей эры на берегу реки Эврот, в центре плодородной пелопоннесской области Лакония, которая со всех сторон была окружена горами.
Во времена Троянской войны в этих краях существовала еще одна, ахейская Спарта, но она каким-то образом погибла, и о ней напоминает лишь гробница прекрасной Елены и Менелая возле дорийского города.
Со временем пригодных для возделывания земель стало недостаточно, чтобы прокормить быстро растущее население. Затем спартанцы начали завоевывать соседние земли. Сначала они завоевали всю Лаконию, а затем соседнюю богатую и плодородную область Мессению. Спартанцы сделали большинство населения Лаконии и Мессении своими рабами. Этих рабов называли илотами. Они отдавали половину своего урожая в качестве дани своим хозяевам. Периэки, жители периферийных городов Лаконии и Мессении («периэки» по-гречески означает «живущие вокруг»), были освобождены, потому что хотели стать источником поддержки против илотов. Периеки предоставляли спартанцам вспомогательные войска в тяжелых доспехах, носили одно имя со спартанцами — лакедемоняне, но не считались членами спартанского государства.
Илоты во много раз превосходили спартанцев по численности и не раз восставали, чтобы вернуть себе утраченную свободу. Спартанцам пришлось превратить свой город в военный лагерь, а своих граждан — в профессиональных воинов, чтобы сохранить свою власть над илотами.
Древняя традиция приписывает превращение Спарты в военный путь легендарному мудрецу, царскому родственнику, Ликургу. Новое государство получило название «Ликургова Спарта» или «Сообщество равных».
Все спартанские семьи получили равные земельные наделы в завоеванных землях, все спартанцы носили одинаковую одежду, жили в одинаковых простых домах, получали одинаковое образование, вели одинаково тяжелый и простой образ жизни.
Спартанцам было запрещено заниматься какой-либо работой: Их кормили и заботились о них илоты. Спартанцы посвящали свой досуг военной подготовке и гимнастическим упражнениям. Их с детства учили переносить тяготы и лишения, командовать и подчиняться, сражаться и побеждать.
Спартанская армия, состоящая из закаленных, хорошо обученных и образованных воинов, не знала себе равных.
В 6 веке до н.э. почти все города Пелопоннеса признали военное превосходство спартанцев. Спарта принудила их к неравному союзу — Пелопоннесскому союзу. Большую роль в этом сыграли спартанцы. Они командовали объединенными военными силами пелопоннесских городов. Союзники были обязаны поддерживать спартанцев во всех войнах и особенно помогать в подавлении восстаний илотов.
Спартанцы пытались предотвратить любые изменения, чтобы сохранить ликургский порядок и удержать власть над илотами. Однако это оказалось для них недостижимым.
Расцвет «Ликурговой Спарты» приходится на VI-V века до нашей эры. Затем начинается кризис и упадок ликургских орденов. В середине IV века до н.э. Спарта терпит военные поражения, теряет Мессению и утрачивает свое значение как крупное и могущественное государство.
История спартанского образования
Спарта, непревзойденный источник архаической информации, естественно, формирует следующий этап нашей истории. На этом этапе мы наблюдаем, как гомеровское рыцарское воспитание, не прерываясь, начинает постепенно меняться. Напротив, для него становится делом чести оставаться городом полуграмотных. Хотя его мелочное законодательство регулирует практически все аспекты жизни, включая супружеские отношения, орфографию — заметное исключение! — никогда не будет единым.
Спарта, наряду с Критом — также консервативным, аристократическим и воинственным государством — занимает особое место в истории греческого образования и культуры в целом: она позволяет нам представить себе архаическую стадию античной культуры, ее преждевременный расцвет в эпоху, о которой Афины, например, ничего не могут нам рассказать, поскольку они еще не играли никакой роли.
Уже в восьмом веке искусство процветало в Лакедемоне, седьмой век был периодом величия Спарты, а кульминация пришлась на 600 год.
Это так, потому что это преждевременное развитие было резко остановлено: Спарта, некогда лидер прогресса, оказалась в противоположной роли — теперь это государство, консервативное и упорно цепляющееся за старые обычаи, от которых все остальные уже отказались. Для Греции в целом это становится парадоксальной гранью, которая легко вызывает возмущение, а для теоретиков утопии — страстное восхищение.
На самом деле, оригинальность спартанских (и критских) нравов и государственного строительства, столь охотно подчеркиваемая античными источниками, скорее всего, объясняется тем простым фактом, что эти государства в классическую эпоху повсеместно сохраняли исчезнувшие черты архаической культуры, а не какой-то особой гениальностью дорийской «расы», как предполагает расистская теория Мюллера, чрезвычайно популярная в Германии уже более века.
Ксенофонт и Платон относятся к четвертому веку, и их свидетельства менее ясны, чем свидетельства Плутарха и надписи, большинство из которых датируются первым и вторым веками нашей эры. Более того, Спарта была не только консервативной, но и реакционной: начиная с IV века она стремилась противостоять естественному развитию, плыть против течения, восстановить «традиционную мораль Ликурга» и прибегала к многочисленным произвольным реставрациям, к ложным псевдоархеологическим реконструкциям в постоянном стремлении вернуть и восстановить.
Нет сомнений, что Спарта в VIII- VI веках была прежде всего воинственным государством. Его военная мощь позволила ему завоевать и сохранить гегемонию, которая была удвоена присоединением Мессении (735-716), что сделало его одним из крупнейших государств в Греции. Благодаря этой силе Спарта пользовалась таким влиянием, которое никто не мог серьезно оспаривать у нее до победы афинян в Персидских войнах. О преобладании идеала воина в ее культуре свидетельствуют воинственные элегии Тиртея, проиллюстрированные прекрасными живописными памятниками того же периода, которые также прославляют героя-воина.
Поэтому допустимо предположить, что образование молодого спартанца в этот архаический период уже было или, скорее, все еще было, прежде всего, военным образованием, то есть прямым и косвенным военным образованием.
Важным, однако, является переход от гомеровского средневековья, который затрагивает как техническую, так и этическую сторону обучения: от рыцарской к солдатской, атмосфера становится более «политической», чем сеньориальной.
В основе этой метаморфозы лежит революция технического характера: исход сражения зависит уже не от поединка между отдельными солдатами, спускающимися с колесниц, а от столкновения двух пехотных линий в тесном строю. Отныне решающая роль в сражении принадлежит тяжеловооруженным пешим воинам гоплитам.
Эта тактическая революция, как с редкой проницательностью заметил Аристотель, имела далеко идущие моральные и социальные последствия: Глубоко личный идеал гомеровского рыцаря, королевский бдительность, теперь заменяется коллективным идеалом полиса, преданностью государству. Последняя становится — в отличие от предыдущей эпохи — основным фоном жизни, на котором развивается и осуществляется вся интеллектуальная деятельность. Этот идеал тоталитарен: полис — это все для его граждан; именно государство делает их людьми. Отсюда проистекает глубокое чувство солидарности, объединяющее всех жителей города, горячая преданность каждого из них благу общей родины, готовность смертных пожертвовать жизнью ради ее бессмертия.
Мы стоим на пороге настоящего морального переворота. Открывается новое понимание добродетели, духовного совершенства. Тиртей намеренно противопоставляет новый идеал предыдущему:
- Я не считаю его достойным памяти или почета…
- Муж для скорости ног или силы в борьбе.
- Если бы он даже был ранен Циклопом, его размеры и сила,
- Если фракиец Борей превзошел его в беге,
- Будь он хоть немного красивее красавца Тифона.
- Или затмил Мида и Кинера по богатству,
- Если бы он был больше Тантала, сына Пелопса,
- Или у Адрастова был сладкий язык,
- Если бы у него была хоть какая-то слава, кроме военной.
- Только храбрость и только подвиг
- молодому человеку
- Лучше, приятнее любых смертных наград.
- Общее благо для всех наших сограждан и нашей любимой родины
- Муж приносит, когда между бойцами фронта.
- Полная крепость, стоит, не обращая внимания на себя.
- о позорном бегстве.
Легко увидеть, насколько решительно новый идеал подчинил индивида политическому сообществу. Как метко выразился У. Йегер, целью спартанского воспитания отныне будет не выделение героев, а создание героев из всего населения города. Герои, то есть солдаты, готовые отдать жизнь за Отечество.
Военная подготовка
Однако было бы грубым упрощением утверждать, что даже тогда это образование ограничивалось исключительно военной подготовкой. Благодаря своему рыцарскому происхождению, он был более разнообразным и богатым: прежде всего, он сохранил вкус и привычку к конному спорту и легкой атлетике.
Летопись Олимпийских игр достаточно хорошо известна, чтобы можно было проследить успехи, достигнутые спартанцами в международных соревнованиях. Первая известная победа спартанцев зафиксирована на XV Олимпиаде (720 год); с 720 по 576 год сорок шесть из восьмидесяти одного известного олимпийского победителя были спартанцами. В самом престижном соревновании — сценической гонке — двадцать один из тридцати шести известных победителей были спартанцами. Этот успех был обусловлен не только физической силой спортсменов, но и отличными методами их тренировок. Фукидид сообщает, что спартанцам приписываются два новшества, отличавшие греческую атлетическую технику: полная нагота атлета (в отличие от плотных трусов, унаследованных от минойцев) и использование масла для растирания.
Спорт не был мужской привилегией: женская атлетика, о которой так забавляется Плутарх, засвидетельствована, начиная с шестого века, красивыми бронзовыми статуэтками, изображающими женщин-бегунов, поднимающих одной рукой подол своей (и без того короткой) спортивной туники.
Но спартанская культура не ограничивалась физической культурой. В нем, как и в гомеровском обучении, духовный элемент представлен главным образом музыкой. Последняя, как центр культуры, устанавливает связь между различными ее аспектами: через танец она связана с гимнастикой, а через песню поддерживает поэзию — единственный вид архаической литературы.
Плутарх, описывая раннюю историю греческой музыки, пишет, что Спарта была настоящей музыкальной столицей Греции в седьмом и начале шестого веков. В Спарте процветали две первые школы этой истории: одна, школа Терпандра, отличавшаяся вокальными или инструментальными соло, занимает первые две трети седьмого века; другая «Катастасис» (конец седьмого и начало шестого века), посвященная в основном хоровой лирике, которой гордились Фалет из Гортина, Ксенодам из Киферы, Ксенокрит из Локрии, Полимнест из Колофона, Сакладес из Аргоса. Но это лишь имена, о которых известно одно: что они когда-то были славными. Более известны поэты (лирики, то есть музыканты, а также поэты), такие как Тирфей или Алкман, о которых до нас дошли документы, позволяющие оценить их талант или, скорее, гений.
Иностранное происхождение большинства этих важных художников (кажется маловероятным, что Тиртеус был афинянином, а Алкман, кажется, был родом из Сардиса) свидетельствует не столько о творческом бессилии Спарты, сколько о ее привлекательности (так же, как судьба Генделя и Глюка свидетельствует о привлекательности Лондона и Парижа в их время). Когда художники и виртуозы стекались в Спарту со всех концов, они были уверены, что найдут настоящую аудиторию и возможность прославиться. Здесь также ощутима новая роль полиса: Художественная (как и спортивная) жизнь Спарты воплотилась в коллективных актах больших религиозных праздников, учрежденных государством.
Каким великолепием отличается календарь архаической Спарты! Жертвоприношения богам, покровителям города, служили поводом для торжественных шествий, в которых девушки на колесницах и юноши верхом на лошадях двигались под звуки песен, а также для всевозможных состязаний, спортивных и музыкальных. Например, у алтаря Артемиды-Орфии мальчики 10-12 лет участвовали в двух музыкальных состязаниях и «охотничьей игре»; на дорийском народном празднике Карнеи, помимо пиров, проводились состязания наперегонки с часами; в гимнопедии, установленной Фалетом, было два хора — юношей и женатых мужчин. Некоторые обычаи поражают воображение, как, например, танцы в честь Артемиды, во время которых танцоры надевают жуткие маски старух, жуткие маски в стиле, отчасти напоминающем искусство маори.
Судя по всему, эти торжества обычно проходили на очень высоком художественном уровне. Как бы плохо ни сохранились фрагменты Алкманова Парфения, они великолепно передают атмосферу молодости, задора, даже игривости.
За ранним весенним цветением, однако, последовало бесплодное лето. Историки почти единодушно утверждают, что около 550 года произошла резкая остановка в доселе стабильном развитии Спарты. Все начинается с политической и социальной революции, в которой аристократия под руководством Аэтора Хилона подавляет возмущение масс, спровоцированное второй мессианской войной, и закрепляет свою победу с помощью соответствующих институтов. Затем начинается расхождение между Спартой и другими греческими городами, которые не только не стремятся вернуться к аристократическому правлению, но все движутся к более или менее отчетливой форме демократии, причем тирания в этот момент является решающим этапом в переходе к ней.
Спарта сознательно продолжает оставаться на той стадии развития, которая обеспечила ей в свое время место во главе прогресса. После воцарения Фириатиса (ок. 550 г.) она прекращает завоевательные войны; аэфоры правят царями, аристократия — народом. Удушающая атмосфера секретности и полицейского деспотизма давит на граждан, а еще больше на иностранцев, которые превращаются из желанных гостей Спарты в подозрительных личностей под постоянной угрозой изгнания.
Все это сопровождается последовательным обеднением культуры. Спарта отказывается от искусства и даже от спорта — слишком непрактичное занятие, слишком способствующее развитию сильных личностей. Спартанцы перестают побеждать на Олимпийских играх. Спарта становится чисто военным государством: город находится в руках замкнутой военной касты, которая живет в постоянной боевой готовности и крепко держит тройную оборону — национальную, политическую и социальную.
Из этой новой ситуации возникло традиционное спартанское образование, которое обычно приписывают Ликургу. На самом деле, характерные методы и установки встречаются только в четвертом веке, у Ксенофонта. Уже тогда в среде, в которой часто бывал Ксенофонт, в среде «старых спартанцев», группировавшихся вокруг Агесилая, преобладал консерватизм, который был преувеличен реакцией против свободы нравов, последовавшей за победой Спарты над Афинами в 404 году после огромных трудностей Пелопоннесской войны. «Старые спартанцы» сопротивляются ветру нового духа, воплощенного, например, Лисандром, во имя старой традиционной дисциплины, с которой с этого периода связано имя Ликурга.
Эта тенденция будет еще сильнее в упадочной Спарте четвертого века, в полностью ослабленной Спарте эллинистической эпохи, в жалкой городской Спарте Римской империи. Когда остается только память о ничтожном величии, спартанское воспитание замирает и цепляется за присущие ему черты с тем большим отчаянием, что они отныне беспредметны.
Народное образование в Спарте
В своей классической форме спартанское образование имело очень конкретную цель: «обучение» гоплитов (именно тяжелая пехота создала военное превосходство Спарты, которое было побеждено только тактическими инновациями афинского Гитикрата и великих фиванских полководцев четвертого века). Организованное исключительно в интересах государства, это образование было полностью в его руках. Получение надлежащего образования было необходимым, хотя и недостаточным условием для осуществления гражданских прав.
Педантичный закон имеет дело с ребенком еще до его рождения: В Спарте проводится настоящая евгеническая политика. Как только ребенок рождается, он должен быть представлен в лешах перед комитетом старейшин: Будущего гражданина принимали, только если он был красив, хорошо сложен и силен; хрупких и калек бросали в бездну апофеты.
До достижения ребенком семилетнего возраста государство доверяет свою власть семье: По мнению греков, образование еще не начиналось — до семи лет речь шла только о «кормлении грудью», которым спартанские женщины всегда овладевали. Лаконичные мокрые медсестры пользовались большим спросом на рынке и особенно ценились в Афинах.
Достигнув семилетнего возраста, маленький спартанец переходил во владение государства — с этого момента он принадлежал ему бессрочно до самой смерти. Образование в истинном смысле этого слова длилось с седьмого по двадцатый год жизни. Это была прямая обязанность специального чиновника, фактического комиссара по народному образованию. Ребенок был принят в молодежную организацию, иерархия которой имела некоторые аналогии со скаутингом, а еще больше — с молодежными движениями тоталитарных фашистских государств. Сложная и живописная лексика, используемая для обозначения классов года, привлекала внимание ученых как древних, так и современных.
В двадцать или двадцать один год молодой человек, получивший образование, но еще не вполне отвечающий требованиям безжалостного тоталитарного государства, вступал в ряды взрослых мужчин, которые в первую очередь были «игроками в мяч».
Аналогию со скаутингом можно продолжить: Спартанские дети были распределены по отрядам, подобно «стаям» или «войскам». Ими тоже руководили взрослые молодые люди, двадцатилетние ирландцы. Дети были разделены на небольшие группы, похожие на «шестерки» или «патрули», во главе которых стоял самый энергичный из их членов, получивший завидный титул «лидера патруля».
Таким образом, государственное образование является коллективным; оно забирает ребенка из семьи, чтобы поместить его в сообщество сверстников. Однако переход происходит постепенно: в первые четыре года «волки» собирались только для игр и упражнений. Только с двенадцати лет юноша подчинился более строгой дисциплине и покинул отчий дом, чтобы отправиться в интернат, точнее, в казармы, которые он не мог покинуть до тридцати лет, даже будучи женатым.
Предварительная военная подготовка в Спарте
Чему учили молодых спартанцев в таких условиях? Главной целью Муштры было сделать их воинами: Ради этой единственной цели в жертву приносилось все, особенно интеллектуальная сторона образования, которая теперь была сведена к минимуму: «Спартанцы считают хорошим то, что дети не должны учиться ни музыке, ни чтению, ни письму. Напротив, ионийцы считают неприличным не знать всего этого», — пишет около 400 года, вскоре после победы Спарты, неизвестный автор, дорийский софист, ученик Протагора.
Спартанцы не были полностью неграмотными; Плутарх уверяет нас, что в отношении чтения и письма они были обучены по крайней мере «основам». Отчасти утонченность ума, присущая Алкману, сохранилась в практике «лаконизма» — речи, сочетающей нарочитую краткость с остроумием и зубастой насмешкой; от славной традиции Терпандра и Тиртея спартанцы сохранили любовь к музыке и поэзии с дидактическим уклоном.
Безусловно, речь идет о том, чтобы заниматься искусством ради его эстетической ценности. Если элегии Тиртея все еще часто исполнялись, то это объясняется их высоким моральным содержанием и использованием в качестве маршевых песен. Очевидно, что технический уровень музыкальной подготовки значительно снизился по сравнению с блеском архаического периода. Не могло быть и речи об изысканных способах «современной музыки»: говорят, что эфоры осудили Фриния (или Тимофея Милетского) на смерть за то, что он добавил новые струны к традиционной лире. Кроме хорового пения, в ходу была только военная музыка, похожая на музыку наших военных оркестров (известно, что в древности флейта играла роль наших трубы и барабана, задавая ритм общего движения): «Величественным и жутким, — говорит Плутарх, — было зрелище, когда спартанская армия двигалась в атаку под звуки флейты.
Поскольку все усилия были направлены на военную подготовку, очевидно, что физическое воспитание стояло на первом месте. Но спорт, как и охота, уже не ассоциировался с утонченным образом жизни, а был строго подчинен развитию физической силы. Вполне вероятно, что гимнастика в истинном смысле этого слова стала напрямую связана с военной подготовкой в очень ранний период: Обращение с оружием, фехтование, метание копья были добавлены к передвижению в тесном строю. Спартанская армия (единственная профессиональная армия в Греции, которая до IV века знала только импровизированные ополчения граждан) восхищала всех своей ловкостью, с безупречной скоростью и правильностью перестраиваясь из состояния марша в состояние боя, как на поле боя, так и на плацу.
Однако в этой солдатской подготовке моральному воспитанию придавалось не меньшее значение, чем техническому. Спартанское воспитание направлено исключительно на формирование характера в соответствии с очень специфической моделью, той самой, которая ожила на наших глазах в Европе двадцатого века в результате возрождения тоталитарного идеала во всем его жестоком и бесчеловечном величии.
Все приносится в жертву интересам национального сообщества: таков идеал патриотизма, верности государству не на жизнь, а на смерть. А поскольку единственным критерием добра является интерес государства, то справедливым оказывается только то, что служит возвышению Спарты. Таким образом, в международных отношениях макиавеллизм становится правилом. И особенно в четвертом веке спартанские полководцы приводят скандальные примеры этого; по этой причине молодежь вполне привыкла к тайне, обману и воровству.
Что касается внутренней политики, то они стремились развить чувство коллективизма и дух послушания. Ликург, — пишет Плутарх, — учил граждан не стремиться жить в одиночку или даже уметь жить в одиночку, но всегда, подобно пчелам, объединяться вокруг своих лидеров ради общего блага. Действительно, самая главная и почти единственная добродетель гражданина тоталитарного государства — послушание; ребенка приучают к нему с особой тщательностью: его никогда не оставляют одного, без присмотра старших, он должен подчиняться всем, кто выше его в иерархии, от малыша до педона (которому закон дает «розгонос», готовый исполнить его наказание) и просто каждому встречному взрослому гражданину.
Эта гражданская мораль преданности родине и послушания закону воспитывалась в суровой, аскетичной атмосфере, которая была характерна как для Спарты, так и для современных государств, которые пошли по ее пути: Спартанская храбрость требует «суровой атмосферы», как выразился Муссолини, ярко выраженного пуританства, отказа от культуры и ее удовольствий. Спартанский воспитатель пытается заставить ребенка терпеть боль; он требует от него, особенно после двенадцати лет, тяжелого образа жизни, в котором растут элементы жестокости и варварства.
Бедно одетый, с бритой головой, босой, ребенок спит на подстилке из камыша, растущего у берега Эврота, покрытого зимой пухом чертополоха. Они плохо кормят его, ожидая, что он будет воровать, чтобы пополнить свой рацион.
Ребенок развивает мужество и боевой дух, когда его учат сражаться. Именно поэтому в платанной роще и у алтаря Орфея большую роль играют драки между бандами мальчишек. В то же время воспитательная ценность раздоров, которой дорожила старая рыцарская этика, понималась в самом прямом и жестоком смысле. Это объясняет роль криптий, которые изначально задумывались не столько как упражнение в терроре против илотов, сколько как полевые учения для приучения будущего солдата к войне и грабежу.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
- Методика преподавания математики в начальных классах
- Ситуация успеха в учебном процессе
- Современная система помощи детям с нарушением интеллекта в России
- Педагогические условия профилактики агрессивности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
- Составление отчета по учебной практике
- Методика использования современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам в средней школе
- Теория гражданского воспитания
- Техническая направленность в образовании
- Специфика систем образования в коррекционных ДОУ
- Система воспитания нравственности