Оглавление:
Слово «психика» происходит от греческого психикоса, означающего душу. Древние греки задумывали психику как душу или саму суть жизни. Основателя науки психических процессов — психологии — можно с уверенностью назвать Аристотелем. Его фундаментальный трактат «О душе» действительно является первым в мире систематическим исследованием души.
Вся материя, от неодушевленной, неорганической до высшей и самой сложной — мозг человека, обладает одним универсальным свойством материального мира — свойством рефлексии, то есть способностью реагировать на воздействия.
В живой материи закономерны биологические формы рефлексии, и на определенном этапе живой материи психика возникает как качественно новая форма рефлексии. Психея — это совокупность психических процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т.д.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека при их взаимодействии с окружающей средой. Психея находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, корреляцией с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и др. Она возникает на определенном этапе биологической эволюции. Высшая форма психики — сознание — врождена в человеке. Психология, нейрофизиология, психиатрия в основном занимаются изучением психики.
Нет сомнений в том, что существует большая разница между человеческим сознанием и психикой животных. В данной работе предпринята попытка раскрыть эти два понятия и показать качественную разницу между ними.
Происхождение психики в живых существах
Эволюция психики живых организмов Земли осуществлялась на основе всех общих законов этого процесса. Повышение общего уровня жизнедеятельности организмов, усложнение их отношений с окружающим миром в процессе эволюции привело к необходимости более интенсивных контактов со всем многообразием окружающей среды, совершенствования движения и активного взаимодействия с окружающими объектами. Улучшение ориентации во времени и пространстве, способствующее выживанию наиболее приспособленных индивидуумов, может привести лишь к осложнению поведения и умственной рефлексии. Необходимо обратить внимание на взаимозависимость и параллелизм развития психики и моторики. Как указывает К.Е. Фабри [1], именно движение (особенно движение и последующая манипуляция) имело решающее значение для эволюции психики. С другой стороны, без прогрессивного развития психики, моторная функция животных не могла улучшиться, биологически адекватные моторные реакции не могли быть выполнены, и, следовательно, не могло быть никакого эволюционного развития.
Конечно, умственная рефлексия не осталась неизменной в процессе эволюции, но сама по себе претерпела глубокие качественные изменения.
Существует ряд гипотез, касающихся происхождения и развития психики и поведения у животных.
Один из них, относящийся к этапам и уровням развития психической рефлексии, от простейших животных до человека, был предложен А.Н. Леонтьевым в его книге «Проблемы развития психического здоровья».
Леонтьев, описывая этапы психического развития, опирался на признаки наиболее глубоких качественных изменений, произошедших в процессе эволюции животных. В соответствии с этой концепцией в развитии психики и поведения животных можно выделить несколько этапов и уровней. А.Н. Леонтьев выделил два основных этапа психического развития: элементарный сенсорный и перцептивный. Первый включает в себя два уровня: самый низкий и самый высокий, а второй — три уровня: самый низкий, самый высокий и самый высокий. Каждый из этапов и связанные с ним уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психической рефлексии. Как отметил А.Н. Леонтьев, эти процессы тесно взаимосвязаны в процессе эволюционного развития. Улучшение движений приводит к повышению адаптивной активности организма, что в свою очередь способствует усложнению нервной системы, расширяет ее возможности и создает условия для развития новых видов деятельности и форм рефлексии. Все это вместе способствует улучшению психики.
Между элементарной сенсорной и перцептивной психикой проходит четкая, крайне существенная граница, которая знаменует собой главную веху великого процесса эволюции психики.
Леонтьев определяет элементарную сенсорную психику как этап, на котором деятельность животного соответствует тому или иному секретируемому аффективному свойству (или набору секретируемых свойств) на основе существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит реализация основных биологических функций животных. Соответственно, отражение реальности, связанное с такой структурой деятельности, имеет форму чувствительности к единичным влияющим свойствам (или набору свойств), форму элементарного ощущения.
По мнению Леонтьева, стадия перцептивной психики характеризуется способностью отражать внешнюю объективную реальность уже не в виде отдельных элементарных ощущений, вызванных индивидуальными свойствами или их тотальностью, а в виде отражения вещей. Деятельность животного на этом этапе определяется путем выделения содержания деятельности, направленной не на объект воздействия, а на условия, при которых этот объект объективно дается в окружающей среде. Это содержание уже не связано с тем, что порождает деятельность в целом, а соответствует определенным воздействиям, которые порождают ее.
Позже эта гипотеза была уточнена и уточнена К.Е. Фабри с учетом многих исследований поведения. Поэтому эту гипотезу о психическом развитии сейчас принято называть концепцией Леонтьева-Фабри.
К.Э. Фабри считает, что в рамках как элементарной сенсорной, так и перцептивной психики необходимо четко различать различные стадии умственного развития: низшую и высшую, при этом допускать существование и промежуточных стадий. Важно отметить, что большие систематические группы животных не всегда и не полностью вписываются в эти рамки. Это неизбежно, потому что внутри больших таксонов, таких как классы, подтипы или типы, всегда есть роды или виды на соседних уровнях умственного развития. Это можно объяснить тем, что качества более высокого ментального уровня всегда исходят из предшествующего уровня.
По мнению Фабри, расхождение между психологической и зоологической классификацией связано с тем, что морфологические характеристики, на которых основана систематика животных, не всегда определяют характеристики и степень развития психической активности последних. Поведение животных — это совокупность функций эффекторных органов животных. В процессе эволюции именно эта функция в первую очередь определяет форму и строение организма, его системы и органы. Его структура и двигательные способности лишь во вторую очередь определяют характер поведения животного и ограничивают диапазон его внешней активности.
Однако этот процесс еще более усложняется возможностями многомерного решения проблем и компенсационных процессов в поведенческой области. То есть, в данных условиях, когда животное лишено возможности тем или иным способом решать биологически важную задачу, то, как правило, для него доступны возможности резервации. Таким образом, одни эффекторы могут быть заменены другими, т.е. различные морфологические структуры могут служить для выполнения биологически различных действий. С другой стороны, одни и те же органы могут выполнять разные функции, т.е. реализуется принцип многофункциональности. Морфофункциональные связи в системах координации и особенно в центральной нервной системе высших животных особенно пластичны.
Таким образом, с одной стороны, образ жизни определяет развитие адаптаций в области эффектора, а с другой стороны, функционирование эффекторных систем, т.е. поведение, обеспечивает удовлетворение жизненных потребностей и обмен веществ в процессе взаимодействия организма с внешней средой.
По мнению А.Н. Северцова [2], изменения условий жизни создают необходимость изменения поведения, что затем приводит к соответствующим морфологическим изменениям в двигательной и сенсорной областях, а также в центральной нервной системе. Но функциональные изменения не происходят сразу или даже не всегда сопровождаются морфологическими. Более того, у высших животных чисто функциональные изменения без морфологических перегруппировок, то есть только адаптивные изменения в поведении, часто бывают вполне достаточными, а иногда даже наиболее эффективными. Поэтому поведение в сочетании с многофункциональностью опорно-двигательных органов обеспечивает животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.
Подразумеваемые функциональные и морфологические трансформации определяют качество и содержание психической рефлексии в процессе эволюции.
В этом случае врожденное и приобретенное поведение не является последовательными ступенями эволюционной лестницы, а развивается и усложняется вместе как две составляющие единого процесса. Прогрессивная эволюция инстинктивного, генетически фиксированного поведения соответствует прогрессу индивидуально модифицируемого поведения. Инстинктивное поведение достигает наибольшей сложности, особенно у высших животных, и этот прогресс влечет за собой развитие и усложнение их форм обучения.
Сравнение психики животных и человека
История сравнительных исследований дала много примеров того, что можно найти в психике человека и животных. Склонность к истолкованию фактов, полученных в этих исследованиях, такова, что со временем в них появляется все больше и больше сходств между человеком и животным, так что животные психологически делают вид, что наступают на человека и вырывают из него одну привилегию за другой, а человек, наоборот, отступает без особого желания признать в себе присутствие отдельного животного и отсутствие господствующего рационального подхода.
Примерно до середины XVII века многие считали, что у людей и животных нет ничего общего ни в их анатомо-физиологической структуре, ни в их поведении, не говоря уже об их происхождении. Тогда была признана общность механики тела, но осталось разделение психики и поведения (XVII-XVIII вв.).
В прошлом веке теория эволюции К. Дарвина преодолела психологический и поведенческий разрыв, который на протяжении веков разделял эти два биологических вида шатким мостом эмоциональной экспрессии, и с тех пор началось интенсивное изучение психики человека и животных. Сначала, под влиянием Дарвина, они были озабочены эмоциями и внешними реакциями, но затем перешли к практическому мышлению.
В конце XIX века исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте животных (И.П. Павлов), и, наконец, в последние десятилетия ХХ века — поиск идентичности в общении, групповые модели поведения, механизмы познания у человека и животных.
Похоже, что в человеческой психологии сейчас мало того, что можно найти в животном мире. На самом деле, это не так. Однако прежде чем прояснить основные различия между людьми и животными, необходимо ответить на вопрос, зачем педагогу необходимо знать результаты таких исследований.
Почти всё, что существует в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных способов: наследуется или ассимилируется в спонтанном процессе познания. То, что передается по наследству, не подлежит дрессировке и воспитанию; то, что происходит спонтанно в животном, может возникнуть и в человеке без специального обучения и воспитания. Поэтому это не должно вызывать повышенной озабоченности со стороны педагогов. Тщательное изучение психологии и поведения животных, сравнение с психологией и поведением человека, позволяет определить, что не требует особой заботы в обучении и воспитании человека.
В человеке, помимо унаследованного и спонтанного жизненного опыта, существует также сознательно направленный, целенаправленный процесс умственного и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если при изучении человека и сравнении его с животными мы обнаруживаем, что человек в своей психике и поведении достигает более высокого уровня развития, чем животные, учитывая те же анатомо-физиологические условия, то это результат обучения, который можно сознательно контролировать при помощи тренировок и обучения. Таким образом, сравнительное психоповеденческое исследование человека и животных позволяет более корректно, научно обоснованно определить содержание и методы обучения и воспитания детей.
Первое различие между любой деятельностью животных и человека заключается в том, что это непосредственно биологическая деятельность. Другими словами, деятельность животного возможна только по отношению к объекту, жизненной биологической потребности, всегда оставаясь в пределах его инстинктивной, биологической связи с природой. Это общий закон. В этом контексте возможность ментального отражения животных на окружающую действительность также принципиально ограничена, так как включает в себя только стороны и свойства объектов, связанные с удовлетворением их биологических потребностей. Поэтому животные, в отличие от человека, не имеют стабильного объекта-рефлексии реальности. Таким образом, для животного любой объект окружающей действительности всегда кажется неотделимым от его инстинктивной потребности.
Еще одной особенностью, отличающей сознательную деятельность человека от поведения животных, является то, что подавляющее большинство человеческих знаний и навыков формируется путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в социальной истории и передаваемого через обучение. То есть подавляющее большинство знаний, умений и моделей поведения, доступных человеку, не являются результатом его собственного опыта, а приобретаются через усвоение поколениями социального и исторического опыта, что коренным образом отличает сознательную человеческую деятельность от поведения животных.
Когнитивные процессы (Сенсация, Восприятие, Память, Язык)
Как люди, так и животные обладают общими врожденными познавательными способностями, которые позволяют нам воспринимать мир с точки зрения основных восприятий (а в случае высокоразвитых животных — также с точки зрения образов) и запоминать информацию. Все основные виды ощущений: Зрение, слух, осязание, запах, вкус, чувствительность кожи и т.д. присутствуют в нашем виде с рождения. — …присутствуют в людях и животных с рождения. Их функция обеспечивается наличием соответствующих анализаторов.
Но восприятие и память полностью развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и младенцев. Эти различия идут по нескольким линиям.
Во-первых, когнитивные процессы человека обладают особыми характеристиками по сравнению с животными: Восприятие — субъективность, последовательность, чувствительность — и память — добровольное и опосредованное (с использованием конкретных, разработанных в рамках культуры средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества человек приобретает на протяжении всей своей жизни и продолжает развиваться благодаря обучению.
Во-вторых, у животных ограниченная память по сравнению с людьми. Они могут использовать только ту информацию, которую получают при жизни. Они передают следующим поколениям подобных существ только то, что каким-то образом кредитно закреплено и отражено в генотипе. Остальной опыт, полученный, когда животное покидает эту жизнь, безвозвратно утрачивается для будущих поколений.
В человеке ситуация другая. Его память почти безгранична. Теоретически он может вспоминать, хранить и воспроизводить бесконечное количество информации, так как ему самому не нужно постоянно вспоминать и хранить всю эту информацию в голове. С этой целью люди изобрели системы знаков и инструменты для записи информации. Они могут не только записывать и хранить его, но и передавать его из поколения в поколение через материальные и духовные культурные блага, обучаясь использованию соответствующих систем и инструментов знаков.
Любая группа, чтобы выжить, должна иметь средства, позволяющие ее членам общаться друг с другом, а также направлять и координировать действия каждого человека.
Почти все виды животных имеют средства передачи информации, которые каждая особь может использовать для информирования других членов своего вида об опасности, для привлечения внимания потенциального партнера по спариванию или для предотвращения вторжения на свою территорию. Однако эти сигналы всегда связаны с той или иной сиюминутной ситуацией. Очевидно, что ни одно животное, кроме человека, не способно передать информацию, не относящуюся к определенному моменту. Только человек может использовать слова, чтобы вернуться в прошлое и, таким образом, сделать доступными знания о событиях прошлого, а также заранее информировать об определенных событиях или действиях, лежащих в будущем, или о необходимых шагах для их осуществления.
Исследователи пока не пришли к единому мнению относительно точного времени появления языка. Некоторые авторы считают, что это произошло очень давно, возможно, 2 миллиона лет назад, во времена, когда Ното хабилис сделал свои первые инструменты. Разнообразие этих инструментов и передача соответствующих навыков были бы невозможны без языка.
Особенности взаимодействия животных друг с другом определяют особенности их «языка». Как известно, общение животных часто выражается в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков. Имеем ли мы здесь дело с процессом, похожим на человеческое речевое общение? Несомненно, между ними есть определенное внешнее сходство. Внутренние процессы, однако, принципиально отличаются друг от друга. Люди выражают объективное содержание в своей речи и реагируют на обращенную к ним речь не только как на звук, но и как на реальность, отраженную в речи. Голосовое общение животных принципиально отличается от этого. Легко доказать, что животное реагирует на голос партнера, независимо от того, что отражает этот ключевой сигнал: Просто он имеет особое биологическое значение. Или, например, у птиц, живущих в стаях, есть специфические звонки, предупреждающие стаю об опасности. Совершенно неважно, что действует на птицу: Один и тот же крик сигнализирует о появлении человека или хищника, или просто о каком-то необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с определенными явлениями реальности, сходством объективного отношения животного к ним. Другими словами, вышеупомянутые крики животных не имеют стабильного объективного значения предмета. Иными словами, общение с животными также полностью остается в рамках инстинктивной деятельности, как по содержанию, так и по характеру конкретных процессов, которые его реализуют.
Обучение, мышление, интеллект
Не менее важные различия встречаются и в мышлении людей и животных. Оба вышеуказанных типа живых существ обладают, практически с рождения, потенциальной способностью решать элементарные практические задачи визуально-фактически. Однако следующие два этапа интеллектуального развития, визуальное и словесное мышление, демонстрируют разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, способны оперировать с картинками, что до сих пор вызывает споры в науке. У людей эта способность проявляется уже в возрасте двух-трех лет. Что касается вербально-логического мышления, то животные не имеют ни малейших признаков такого рода интеллекта, поскольку им не доступны ни логика, ни значение слов (понятий).
Ученых также давно волнует вопрос о том, способны ли животные чему-либо научиться. В 1912 году Еркес попытался выяснить, на каком этапе эволюции животного мира происходит эта способность чему-то учиться. Его зачатки уже были видны в земляном черве. На самом деле, Еркесу удалось научить некоторых людей поворачивать направо в Т-образном лабиринте. Для достижения такого результата потребовалось более 150 испытаний, где, когда червь повернул налево, он попал в сетку, находящуюся под током. Тем не менее, было доказано, что простая нервная система этих животных может хранить информацию, которая изменяет их поведение.
У высших млекопитающих, особенно обезьян у человека, благодаря высокому уровню развития мозга появляются новые способности, позволяющие решать задачи без предварительных экспериментальных манипуляций.
Очевидно, что наиболее развитые обезьяны, и, конечно же, люди, смогли развить эту способность, чтобы понять взаимосвязь между различными элементами ситуации и вывести правильное решение по умозаключению, не прибегая к испытаниям по умозаключению,
Умозаключение используется в различных повседневных ситуациях, будь то выполнение задания, переезд из одного места в другое или получение и понимание информации из окружающей среды, в которой живет человек.
У позвоночных животных, особенно у приматов, появляются новые формы индивидуально модифицируемого поведения, которые по праву можно назвать «умным» поведением.
Таким образом, на более высоких ступенях эволюции к ним относятся особенно сложные поведения со сложной структурой:
- ориентация, исследовательская деятельность, ведущая к формированию схемы решения проблем;
- формирование пластически изменчивых поведенческих программ, направленных на достижение целей;
- примирение выполненных действий с первоначальным намерением. Характерной особенностью такой сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к желаемому эффекту, оно прекращается; если же оно не приводит к желаемому эффекту, то соответствующие сигналы поступают в мозг животного и попытки решить проблему начинаются заново.
Систематические исследования интеллектуального поведения у высших животных (обезьян) были инициированы известным немецким психологом В. Келлером. Для изучения этой формы поведения Келлер помещал обезьян в сложные условия, в которых прямое достижение целей было невозможно.
Обезьяна либо должна была совершить обходной путь, чтобы добраться до приманки, либо она должна была использовать для этого специальные инструменты. Например, обезьяну помещали в большую клетку с приманкой рядом на расстоянии, чтобы обезьяна не могла до нее добраться. Он мог добраться до него только по окружному пути через дверь в задней стенке клетки.
Расследование, проведенное Келлером, выявило следующую картину. Сначала обезьяна безуспешно пыталась добраться до приманки напрямую: Он потянулся или прыгнул. Затем он отказался от этих неудачных попыток, и был период, когда обезьяна сидела неподвижно и думала только о ситуации, которая сопровождалась соответствующими движениями глаз, пока не пришла к правильному решению проблемы. Характерно, что решение задачи было перенесено с периода непосредственных испытаний на период до наблюдательного испытания, а движение обезьяны было всего лишь исполнением ранее разработанного «плана решения».
Очень трудно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и этот процесс по-разному интерпретируется разными исследователями. Некоторые считают возможным приблизить эти формы поведения обезьян к человеческому интеллекту и рассматривать их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К. Вюлер считает, что использование обезьянами орудий труда можно рассматривать как результат передачи предыдущего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось натягивать плоды на ветки). С точки зрения современных исследователей, основой интеллектуального поведения является отражение сложных взаимоотношений между отдельными объектами. Животные способны улавливать взаимоотношения между объектами и предвидеть исход той или иной ситуации. И.П. Павлов, проводивший наблюдения за поведением обезьян, назвал интеллектуальное поведение обезьян «ручным рассуждением».
Таким образом, интеллектуальное поведение, характерное для высших млекопитающих и достигающее особенно высокой стадии развития у обезьян, представляет собой ту верхнюю границу психического развития, за которой начинается история развития экстрасенса другого, нового типа, характерного только для человека: история развития человеческого сознания. Как мы видели, предыстория человеческого сознания складывается из длительного и сложного процесса развития психики животного. Если смотреть на этот процесс единым взглядом, то его основные этапы и законы, регулирующие его, четко выделяются. Развитие менталитета животного происходит в процессе его биологической эволюции и подчиняется общим законам этого процесса. Каждый новый этап психического развития в его основе обусловлен переходом к новым внешним условиям существования животного и новым этапом в осложнении его физической организации.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
- Представление и его основные характеристики
- Психогенетика
- Вольфганг Келер, немецкий и американский психолог, один из основателей гештальт-психологии
- Активность социальной жизни — Понятие «социальная жизнь»
- Задачи психотерапии
- Интернет-зависимость и терапевтическая работа с ней
- Влияние продуктивной деятельности на развитие воображения дошкольников — Анализ проблем личности ребенка дошкольного возраста
- Страхи детей среднего школьного возраста
- Особенности межличностного взаимодействия у городских и сельских подростков
- Влияние воображения на состояние организма — Воображение и органические процессы